Мое педагогическое эссе
материал по английскому языку на тему

Киргинцева Елена Николаевна

Мое эссе "Моя педагогическая философия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл эссе20.07 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурсное задание «Эссе»

Я – учитель.

Для меня педагогическая деятельность и пространство – это огромная, мощная, живая, полноводная река, которой нет конца и края. В ней встречаются подводные течения, омуты, тихие спокойные умиротворяющие заводи, бодрящие плесы, спокойные и творческие затоны. Она всегда полна разных сюрпризов и неожиданностей: вдохновляющих, окрыляющих, непредвиденных и бодрящих, ну, иногда, порой и неприятных. В ней живет огромное количество обитателей. Так же, как по теории Ч. Дарвина жизнь зародилась в воде, также и дети, начиная с семилетнего возраста, приходят сюда и проводят почти весь свой день в течение одиннадцати лет, растут, развиваются, становятся личностями, готовятся «выйти к жизни на суше».  

Река всегда разная. Как говорит пословица «Нельзя войти в одну реку дважды», так и каждый урок, каждый день в школе особенный, не похожий на предыдущий. Всякий раз его ждешь с трепетом, - что принесет тебе этот день?...

Человеку для счастья нужно быть здоровым, востребованным, успешным, уважаемым, любимым. Быть кому-то нужным - это один из немаловажных компонентов человеческого счастья.

Моя работа в школе начиналась непросто: мне достался девятый класс, где из двадцати учеников было четырнадцать мальчиков. Мне казалось, что они не принимали меня всерьез, шутили, проверяли, разыгрывали. Как я ни старалась качественно и интересно готовиться к урокам, находить актуальный материал, подыскивать методы и способы организации урока – ничего не выходило. Тогда, работая первый год в школе, я не могла понять, в чем дело.

Осознание причин пришло потом. Бывает такое взросление человека, точнее периоды в его жизни, когда буквально за пару лет происходит перелом, связанный с определенными событиями, ты начинаешь смотреть на все другими глазами, становятся зримыми и понятными многие вещи, которые раньше для тебя были невидимыми или просто не приходили в голову. Тогда я поняла, что неправильно расставляла приоритеты в общении: выбрала позицию «над», руководящую, старалась держать все под контролем, боялась сделать ошибку, пыталась переделать за год уже почти повзрослевших мальчишек, не учитывая их интересы, мнения. Соответственно, получила вполне понятный результат, вернее, его отсутствие. Класс выпустился. Я поняла, что помимо прочных знаний по предмету еще нужно что-то большее. Сразу вспомнились слова преподавателя института, что первые годы молодой учитель ориентируется не на учеников, а на себя: на то, как он говорит, как выглядит, какой у него имидж среди учеников. Я думала, как построить красивую длинную фразу на английском языке, лексически и грамматически правильно оформленную, как воздействовать на своих воспитанников, чтобы непременно все до одного выполняли мои классные поручения и домашние задания… Но, оказалось, для подростков не это самое важное. В школе стремление к перфекционизму нужно притуплять и ориентироваться не на свое эго, а на детей, на их личности. Я начала интересоваться психологией. В руки мне попались книги Ю.Б. Гиппенрейтер. Она перевернула мое представление о педагогической деятельности и общении с детьми, учениками.

Через два года ко мне пришел мой пятый… Какой же страх у меня был перед новым учебным годом тогда! Как выстроить систему воспитательной работы, общение, организовать классный коллектив, чтобы не повторить прежнюю ошибку, как стать нужной им и принятой ими, чтобы они видели во мне не какого-то диктатора, а друга, которому можно доверить все проблемы и тайны, которым я буду нужна и полезна… Тогда в голове у меня вертелось много опасений.

Общение необходимо каждому ребенку, особенно, если оно отсутствует дома. Это одно из условий развития, роста, хорошего самочувствия, как, например, пища, тепло, вода. Гуманизм в воспитании и понимании ребенка – это принятие его нужд и потребностей, интересов, знание закономерностей его роста и развития как личности. Какой стиль общения ты, как педагог, выберешь, так и будут развиваться твои взаимоотношения с классом. Я выбрала для себя принцип «безусловного принятия». Как сказала Ю.Б. Гиппенрейтер, «Безусловно принять ребенка – значит любить его не за то, что он красивый, умный, отличник, помощник и так далее, просто за то, что он есть!» Душевная копилка ребенка работает непрерывно, и чем младше ребенок, тем  сильнее и неизгладимее влияние того, что мы в нее бросаем: светлые дары нашего тепла, принятия и одобрения или тяжелые камни окриков, критики, наказаний и обид.

Оказалось, поменять позицию «над» на позицию «рядом» совсем не сложно и очень приятно, потому что счастье человека зависит от психологического климата той среды, в которой он находится, растет, живет, работает. «Каждый сам определяет цвет своего неба».

Как здорово работать в среде «взаимоуважения, взаимопринятия, взаимопонимания»! Ведь дети очень тонкие и наблюдательные психологи, они все чувствуют, и как гладь воды, «отражают», отдают тебе все, что ты им пошлешь.

Единственная трудность при сохранении позиции «на равных» -  сдержаться и не вмешаться, не сделать что-то за ребенка, за исключением случаев, когда ему трудно, и он готов принять вашу помощь.

Такая «совместная деятельность» описана с юмором английским писателем Дж. К. Джеромом: «Я, - пишет автор от первого лица, - не могу спокойно сидеть и смотреть, как кто-нибудь трудится. Мне хочется принять участие в его работе. Обычно я встаю, начинаю расхаживать по комнате, заложив руки в карманы, и указывать, что надо делать. Такая уж у меня деятельная натура». Главное – не превратиться в этого персонажа и содействовать, соучаствовать, но не подавлять, сохраняя его естественную активность. Порой дети находят свои, гениальные, способы решения, предлагают идеи, которые тебе никогда даже в голову не приходили.

Теперь у меня с классом, теперь уже с шестым, взаимная любовь. Дело не в возрасте моих учеников, а в том, что я поменялась сама. Стараюсь всегда учитывать их интересы, воспитывать собственным примером, который действует безотказно, без дополнительных объяснений: будь-то это школьная ярмарка, создание снежных фигур, уборка территории или спортивные, тематические школьные соревнования с учениками, учителями и родителями – я всегда рядом с ними, и дети это особенно ценят. Наконец-то у меня началась переориентация «с себя» на учеников, и я очень этому рада.         

Конечно, я в своей деятельности не только раздаю одну похвалу и награду. Если ученик не прав, надо дать ему понять это: тактично, не ранимо, аккуратно беседуя. Всегда надо предоставлять ребенку возможность права выбора, некоторый «люфт», который дает ему почувствовать долю самостоятельного решения. Если начало пятого класса, особенно первый месяц, сопровождалось практически «няньканьем»: проводами и взаимными поисками нужного предметного кабинета, знакомство с новой классно-урочной системой, новыми педагогами-предметниками, значительной степенью участия во всех их школьных делах, то сейчас все изменилось: мои теперь уже шестиклассники, генерируют идеи по поводу проведения праздников, из которых мы выбираем лучшее, поддерживают и помогают уже мне, устраивают приятные сюрпризы на день учителя и рождения.

Теперь я понимаю, что отрицательный опыт – это тоже опыт, надо только учиться на своих ошибках и не повторять их. «Не ошибается тот, кто ничего не делает». Идеальных людей не бывает, наверное, идеальных учителей не бывает тоже; можно только всю жизнь стремиться к идеалу: учителя, человека, друга, родителя.  Главное, не останавливаться -  плыть по реке под названием «Жизнь».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическое эссе

Педагогическое эссе. Передо мной чистый лист. Ему я должна доверить свои размышления. Написать всегда труднее, чем высказаться вслух. Очень много вопросов, на которые я хочу дать ответ себе...

Мое педагогическое Эссе

Эссе на тему: Мой предмет -Мое призвание...

Педагогическое эссе

Речь идет о моем родном башкирском языке, о том, что нужно обзятально знать родной язык....

Педагогическое эссе

Материал-размышление на тему "Я - учитель. Это значит"....

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Мировоззренческая и психолого-педагогическая позиция учителя....

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Педагогическое эссе учителя английского языка "Моя педагогическая философия"...

Педагогическое эссе на тему: «Моя педагогическая философия».

Человек способен сделать путь великим, но великим человека делает путь.Конфуций...