Личностно-ориентированный подход в преподавании иностранного языка
статья по английскому языку на тему
Коммуникативное обучение предполагает прежде всего личностную индивидуализацию, "ибо безликой речи не бывает, речь всегда индивидуальна". К личностным свойствам причисляют: контекст деятельности обучаемого; жизненный опыт учеников; интересы, желания, склонности; мировоззрение; эмоции и чувства, статус личности в коллективе. В практике преподавания учет личностной индивидуализации выражается в отборе содержания упражнений и их организации, например в формулировке КЗ; содержании ролевых карт, в распределении ролей в ролевой игре; в выборе тем, подборе содержания и распределении функций при организации и проведении проектной работы; подборе пар для диалога, формировании малых групп; формулировке индивидуальных заданий; подборе текстов для чтения и формулировке КПЗ к ним; индивидуализировании домашнего задания и т. д.
Современный этап развития школы характеризуется возрастающей творческой активностью учителя. Мы являемся свидетелями своеобразного «взрыва» педагогических идей, находок, решений сложнейших задач воспитания личности. Тот факт, что в центре внимания учителя оказался ученик, его внутренний мир, требует от каждого преподавателя высокого уровня педагогического мастерства, ведь «недостаток ребенка – это его достоинство, не раскрытое учителем».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lichnostno-orientirovannyy_podkhod_v_prepodavanii_inostrannogo_yazyka.docx | 26.83 КБ |
Предварительный просмотр:
В последние годы личностно-ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство России. Большинство педагогических коллективов страны настойчиво осваивает теоретические основы и технологию использования данного подхода в учебно-воспитательном процессе.
Личностно-ориентированный подход направлен на оптимизацию учебного взаимодействия педагога и учащихся, превращает их в равноправных партнеров по педагогическому общению и способствует в значительной степени созданию благоприятного психологического климата учебного процесса (А.А. Леонтьев, Б.С. Гершунский, Ph. Schlechty, R. Slavin и др.).
Все нормативные документы по модернизации образования (например, Национальная доктрина образования в Российской Федерации, Федеральная программа развития образования, Концепция модернизации российского образования на период до 2010г. и др.) фактически предусматривают реализацию личностно-ориентированного подхода, который знаменует собой замену образования с установкой на среднего учащегося на многообразное, вариативное, разноуровневое обучение, создающее условия для формирования свободной, развитой и образованной личности, способной жить и трудиться в условиях нового тысячелетия.
Актуальность личностно-ориентированного подхода объясняется тем, что динамическое развитие российского общества требует формирования ярко индивидуальной, прагматичной, раскрепощенной, независимой личности, способной ориентироваться в быстро изменяющемся социуме.
Личностно-ориентированное образование включает следующие подходы:
- разноуровневый; - индивидуальный;
- дифференцированный; - субъективно-личностный.
Ключевые понятия и звенья личностно-ориентированного подхода таковы: индивидуальность, личность, самовыражение, субъект, субъективность, субъективный опыт, стратегия познания, траектория развития личности, познавательный стиль учащихся (Я-концепция), обучающий стиль учителя (педагогическая поддержка).
По мнению доктора педагогических наук, профессора Степанова Е.Н., можно выделить следующие принципы личностно-ориентированного подхода:
- самоактуализация;
- индивидуальность;
- субъективность;
- выбор;
- творчество и успех.
Технологический арсенал личностно-ориентированного подхода, по мнению профессора Бондарской Е.В., составляют методы и приемы, соответствующие таким требованиям, как:
- диалогичность;
- деятельностно-творческий характер;
- направленность на поддержку индивидуального развития ребенка;
- предоставление учащемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения.
Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода:
- Личностно-ориентированное обучение (Якиманская И.С.);
- Технология саморазвивающего обучения ( Селевко Г.К. );
- Педагогика сотрудничества («проникающая технология»);
- Педагогические технологии адаптивной школы;
- Гуманно-личностная технология Амонашвили Ш.А.;
- Игровые технологии;
- Технологии развивающего обучения;
- Проблемное обучение;
- Технологии уровневой дифференциации;
- Технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация обучения, метод проектов);
- Коллективный способ обучения.
Как известно, в настоящее время обучение иностранным языкам официально рассматривается как одно из приоритетных направлений модернизации образования (наряду с информатизацией и усилением роли экономических и правовых знаний). Это обусловлено потребностями современного информационного общества, заинтересованного в плане образования и воспитания в обеспечении полного развития личности, в том числе в развитии ее коммуникативных способностей, облегчающих вхождение в мировое сообщество и позволяющих успешно функционировать в нем.
Как влияет личностно-ориентированный подход на постановку целей обучения иностранным языкам? Известно, что под коммуникативной компетенцией, выступающей в качестве интегративной цели обучения иностранным языкам, понимается способность и готовность учащихся (психологическая и прагматическая) осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение. Это предполагает сформированность всех основных компонентов иноязычной коммуникативной компетенции: языковой, речевой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной. Личностно-ориентированный подход предусматривает особый акцент на социокультурной составляющей иноязычной коммуникативной компетенции.
Существует ряд противоречий, которые лежат в области декларируемых целей обучения иностранному языку в школе и реальных практических результатов: в качестве цели обучения выдвигается развитие коммуникативных умений, позволяющих осуществлять речевое общение в реальных ситуациях, а условия и средства реализации не адекватны поставленной цели, то есть искусственны. Анализ практики показывает, что у учащихся школы отсутствует мотивация, основанная на естественной потребности к общению на иностранном языке, а также реальной возможности использовать иноязычный речевой опыт в реальной жизни не позволяет достичь существенных результатов в обучении иностранному языку.
В настоящее время в практике наблюдается повышенная акцентация прагматической направленности в обучении иностранному языку в ущерб личностно-ориентированному подходу к преподаванию данного предмета.
И, тем не менее, представленный выше анализ ситуации в нашей стране показывает, что такие возможности есть, и, прежде всего, в следующих сферах: личные контакты; доступ к качественному образованию у себя в стране и за рубежом; доступ к мировому опыту и знаниям, технический прогресс, торговля, развитие производства, международное общение и кооперация. Все это предполагает развитие эффективного формирования личностно-ориентированного подхода преподавания иностранного языка.
Применительно к содержанию обучения личностно-ориентированный подход проявляется в следующих основных направлениях:
а) Компонентный состав содержания обучения, хотя и соотносится с выделяемыми дидактами (В.В.Краевский, И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин), но акценты в интересах развития свободной активной личности падают не столько на знаниевую, сколько на деятельностную компоненту, на развитие опыта творческой деятельности и ценностные ориентации. Это не значит, что недооцениваются знания, но это предполагает их практическую направленность, деятельность по их активному применению.
б) При отборе иноязычного содержания обучения в большей мере учитываются интересы и волнующие учащихся проблемы. Это проявляется прежде всего при отборе текстового материала, в выборе тем для обсуждения, в привлечении актуального аудио-визуального материала, в том числе с помощью Интернета.
в) Отбор материала предполагает некоторую избыточность и выделение двух уровней: уровня предъявления и уровня спроса. Последний должен быть несколько ниже уровня предъявления, так как должны учитываться возможности и потребности учащихся. Это позволит осуществлять дифференцированный и даже индивидуальный подход к учащимся, ставить их в ситуацию выбора, побуждать к большей самостоятельности и активности.
г) Нацеленность на развитие учащихся, в том числе интеллектуальное, требует проблемной подачи материала, а не сообщения готовых знаний. То же касается специальных заданий на развитие рефлексии (самонаблюдения, самоотчета), которая способствует развитию личности, её самосознания, самооценки.
д) При отборе содержания важно предусмотреть такие материалы, которые аппелируют к личному опыту учащихся, к их чувствам и эмоциям, побуждают их к сравнениям и сопоставлениям, к выражению собственного мнения, оценки, что стимулирует развитие критического мышления, ценностных ориентаций.
Таким образом, личностно-ориентированный подход предъявляет высокие требования к отбору содержания обучения, к его методической организации.
Поскольку центром всей образовательной системы в данной технологии является индивидуальность ребенка, то и методическую основу представляет индивидуализация и дифференциация учебного процесса.
Одним из основных принципов методического содержания урока ИЯ, наряду с речевой направленностью, ситуативностью, функциональностью и новизной, выступает индивидуализация. “Одна из важнейших проблем технологии обучения – это поиск путей большего использования индивидуальных возможностей учеников как в условиях коллективной работы в классе, так и самостоятельной работы во внеурочное время”. Методистами выделяются три вида индивидуализации: индивидная, субъектная и личностная.
Коммуникативное обучение предполагает прежде всего личностную индивидуализацию, "ибо безликой речи не бывает, речь всегда индивидуальна". К личностным свойствам причисляют: контекст деятельности обучаемого; жизненный опыт учеников; интересы, желания, склонности; мировоззрение; эмоции и чувства, статус личности в коллективе. В практике преподавания учет личностной индивидуализации выражается в отборе содержания упражнений и их организации, например в формулировке КЗ; содержании ролевых карт, в распределении ролей в ролевой игре; в выборе тем, подборе содержания и распределении функций при организации и проведении проектной работы; подборе пар для диалога, формировании малых групп; формулировке индивидуальных заданий; подборе текстов для чтения и формулировке КПЗ к ним; индивидуализировании домашнего задания и т. д.
Следующее положение личностно-ориентированного обучения И.С.Якиманская формулирует следующим образом. Способ учебной работы - это не просто единица знания или отдельное умственное умение, а личностное образование, где объединены мотивационно-потребностные, эмоциональные оперативные компоненты. В способах учебной работы отражается субъектная переработка учениками программного материала, в них фиксируется уровень развития. Выявление способов учебной работы, устойчиво предпочитаемых самим учеником, является важным средством определения его индивидуальных особенностей.
Исходя из общедидактического положения о том, что у каждого ученика вырабатывается свой стиль учебной деятельности, коммуникативная методика смещает акцент на научение учащихся наиболее рациональным приемам этой деятельности, так как по данным Ю.К. Бабанского, 50% школьников отстают в учении из-за слабого владения учебной деятельности. Для этого в коммуникативном обучении предусмотрена субъектная индивидуализация. Специфика состоит в том, что она предусматривает применение дидактических средств различных по форме, учитывающих возможности и своеобразие приемов учебной деятельности ученика, но приводящие в конечном счете к одинаковым результатам за равные промежутки времени. Одним из таких средств являются памятки. Их цель - мотивировать, ориентировать, настраивать ученика, мобилизовать все его психические процессы и учить оценивать свои действия. Таким образом, памятка - вербальная модель приема учебной деятельности, то есть словесное описание того, зачем, почему и как следует выполнять и проверять какое-либо учебное задание. По характеру представления содержания выделяются следующие виды памяток: памятка–алгоритм, памятка–инструкция, памятка-совет, памятка-показ, памятка-стимул. Таким образом, цель субъектной индивидуализации - развитие индивидуального стиля учебной деятельности - достигается путем формирования таких учебных умений, как выполнение упражнений всех видов, работа с раздаточным материалом, работа в парах, группах, работа с различными опорами.
Целью индивидной индивидуализации выступают учет и развитие способностей учащихся. Она предполагает учет фонематического слуха, тип и объем памяти ребенка, его интонационные речемыслительные и языковые способности. Этот учет реализуется в дифференцированном подходе к учащимся. В нем два варианта:
1)класс получает одно общее задание, но помощь разным учащимся оказывается разная (например, дифференцированное использование опор в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся);
2)разные группы учащихся получают разные задания, которые взаимодополняют друг друга при последующем выходе на класс (например, information gap, разность информационных потенциалов).
Работая по технологии личностно-ориентированного обучения, педагог накапливает банк данных о формирующемся у ученика индивидуальном познавательном профиле, который меняется от класса к классу. Профессиональное наблюдение за учеником должно, по мнению Якиманской И.С., оформляться в виде индивидуальной карты его познавательного развития и служит основным документом для определения дифференцированных форм обучения. Данное положение личностно-ориентированного обучения находит свое практическое воплощение в работах Кузовлева В.П., разработавшего методическую характеристику класса (МХК). МХК - это форма учебы индивидуальных особенностей учащихся, которая позволяет оперативно и в полной мере управлять процессом индивидуализированного обучения.
Проектная методика имеет большую практическую направленность, направленность на создание реального речевого и даже материального продукта, включает студента в процесс целеполагания, в поиск проблемы, в планирование своей речевой и неречевой деятельности. Она позволяет сочетать самостоятельную индивидуальную работу с групповой и коллективной работой, "обучение в сотрудничестве", обеспечивает выход иноязычной речевой деятельности в другие виды деятельности: эстетическую, трудовую, стимулирует самостоятельный поиск учащимися нужной информации, требует развития творческой фантазии, чтобы выигрышно организовать найденную информацию и представить её другим. Метод проектов активизирует все стороны личности студента: его интеллектуальную и эмоциональную сферы, его типологические и индивидуальные особенности, черты характера: целеустремленность, настойчивость, любознательность, трудолюбие, толерантность, коммуникабельность.
Подводя итог сказанному, следует отметить, что здесь рассмотрены лишь общие принципы личностно-ориентированного подхода. Пользуясь ими, можно самостоятельно конструировать собственную технологию обучения.
Современный этап развития школы характеризуется возрастающей творческой активностью учителя. Мы являемся свидетелями своеобразного «взрыва» педагогических идей, находок, решений сложнейших задач воспитания личности. Тот факт, что в центре внимания учителя оказался ученик, его внутренний мир, требует от каждого преподавателя высокого уровня педагогического мастерства, ведь «недостаток ребенка – это его достоинство, не раскрытое учителем». Любая педагогическая технология должна быть переосмыслена учителем и окрашена творческим и эмоциональным отношением к своему делу и искренней любовью к детям.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. – М., 1982.
2. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языком в школе. – М.: Просвещение, 1991.
3. Капустин Н.К. Педагогические технологии адаптивной школы. – М., Академия, 2001.3.
4. Кузовлев В.П. Структура индивидуальности учащегося как основа дивидуализации обучения речевой деятельности. //ИЯШ, 1979, №1.
5. Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии. Методические проблемы социальной психологии. - М., 1975.
6. Пассов Е.И. Коммуникативный метод иноязычному говорению. - М.: Просвещение, 1991.
7. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. - М.: Русский язык, 1989.
8. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. - М.: Просвещение, 1998.
9. Пассов Е.И., Кузовлев В.П., Царькова В.Б. Учитель иностранного языка. Мастерство и личность. - М.: Просвещение, 1991.
10. Проблемы коммуникативного метода обучения иноязычной речевой деятельности. - Воронеж, 1980.
11. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения странным языкам в средней школе. - М.: Просвещение, 1991.
12. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.
13. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. Творческий центр "Сфера" – М., 2002, 160 с.
14. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М., 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деятельностный подход в преподавании иностранного языка
Мастер-класс по теме "Деятельностный подход в преподавании иностранного языка по ФГОС".(Слайды 1, 2). В основу методики обучения иностранному языку положен деятельностный подход. Общеизвестн...
«Использование современных технологий обучения с целью реализации коммуникативно-когнитивного подхода в преподавании иностранного языка»
Данный материал является отчётом о работе над методической темой самообразования....
Реализация интегративного подхода в преподавании иностранного языка в начальной школе
Интеграция – это процесс и результат достижения целостности содержания образования за счет установления внутри- и междисциплинарных связей, взаимодействия между различными образовательными программами...
Личностно-ориентированный подход в преподавании иностранного языка
В данной статье описывается личностно-ориентированный подход как эффективное решение проблемы преподавания иностранного языка, метод проектов, работа в сотрудничестве....
Современные подходы к преподаванию иностранных языков
В статье представлены основнае методы и подходы к преподаванию иностранных языков в основной школе...
Личностно-ориентированный подход в преподавании иностранного языка
Признание важности овладения иностранными языками является следствием интернационализации всех сфер жизни нашего общества, вхождение его в мировое сообщество. ...
"Современные подходы к преподаванию иностранного языка в условиях введения ФГОС"
Предмет «Иностранный язык» входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существовани...