Роль учителя в технологии развития критического мышления через чтение и письмо.
статья
Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_uchitelya_v_trkm.docx | 469.28 КБ |
Предварительный просмотр:
РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ТРКМ
При традиционном обучении в классе нередко основным источником информации становится учитель. При этом он не только ее транслирует, но в большинстве случаев анализирует и оценивает. Ученикам нередко не предоставляется права на заблуждение. Вместе с тем в режиме технологии РКМЧП у ученика на этапе вызова уже возникли собственные цели и мотивы для изучения нового. Именно это является основным стимулом развития критического и творческого мышления.
На этапе осмысления ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, по мере соотнесения старой и новой информации учится формулировать вопросы, определяет собственную позицию.
На этапе рефлексии происходит выведение знания на уровень понимания и применения. Идет рефлексия своего процесса учения. Для развития коммуникативных навыков крайне важен непосредственный живой обмен идеями. Выражение новой информации своими словами позволяет лучше понять и принять ее.
Основные функции учителя (традиционный урок):
Информирующая (рассказать);
Контролирующая (заставить выучить);
Оценивающая (оценить усердие);
Роль учителя (урок, построенный в ТРКМ):
направляет усилия учеников в определенное русло;
сталкивает различные суждения;
создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений;
дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы;
подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих.
Используемые приёмы и стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов
- сотрудничества,
- совместного планирования и
- осмысленности.
Вызов: | |
УЧИТЕЛЬ · Провоцирует ученика · Задает вопросы · Создает ситуацию актуализации опыта ученика · Формирует мотивацию ученика | УЧЕНИК · Отвечает на провокацию · Вспоминает все, что знает по данной теме · Формулирует первые гипотезы · Определяется в своих мотивах и целях |
Осмысление: | |
УЧИТЕЛЬ · Предлагает опорный текст по теме · Организует процессы чтения, обсуждения, понимания, дискуссии · Управляет групповой динамикой · Поддерживает мотивацию и цели · Учит работать сообща | УЧЕНИК · Включается в процессы чтения, обсуждения, дискуссии · Участвует в групповом взаимодействии · Подкрепляет и делает коррекцию своих целей · Слушает, задает вопросы, пишет, выделяет главные моменты в новой информации · Учится работать сообща |
Рефлексия: | |
УЧИТЕЛЬ · Управляет подведением итогов · Ставит новые вопросы и задачи на будущее · Оценивает деятельность ученика | УЧЕНИК · Суммирует в групповой работе весь изученный материал · Задает вопросы на будущее · Делает самооценку своей деятельности |
Технология ориентирована на воспитание у ученика социальной ответственности. Для этого весь учебный процесс тесно увязывается с конкретными жизненными задачами, выяснением и решением проблем, с которыми дети сталкиваются в реальной жизни. Социально-ориентированное отношение к действительности, навыки коллективной работы, взаимообусловленность принципов и поступков личности - необходимые условия для формирования гражданских взглядов.
Разрушаются стереотипы традиционного урока:
Традиционный урок: | Урок, построенный в ТРКМ: |
· На уроке нужно оценивать ученика · Учащийся не должен делать ошибок · Учитель знает, как и что должен отвечать школьник · Учитель должен знать ответы на все вопросы, которые возникают на занятии · На вопрос, поставленный преподавателем, всегда должен быть ответ | · Учащийся сам может оценить свою деятельность · Учащийся имеет право на ошибку · Учитель допускает альтернативные варианты ответов · Учитель может не знать ответа на заданный учащимся вопрос · Вопросы учителя могут быть началом нового получения знаний |
Активность субъектов процесса обучения возрастает; этому способствует:
· Групповая работа
· Развитие навыков общения
· Ценность личности
· Различные способы оценки и самооценки
· Связь обучения с жизнью
Теоретически все просто, а на практике существуют определенные трудности: учителю приходится перестраивать всю работу на уроках, тратить значительно больше времени на подготовку; нет никаких готовых методических разработок; не на каждом уроке технология применима. Но при этом открывается огромное поле деятельности для творческой работы учителя и обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации к проведению уроков с использованием приема « чтение с остановками» технологии « Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Методические рекоммендации к проведению уроков литературы с применением элемента методики РКМЧП " Чтение с остановками". Разработка урока литературы в : 6 классе по рассказу Л.Н. Толстого " Бедные люд...
Повышение качества знаний учащихся через использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо
В результате исследования качества школьного образования проводимого во всем мире было выявлено, что «российские школьники разучились воспринимать письменный текст». По навыкам работы с текстом ...
Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках биологии, как способ развития навыков смыслового чтения
С этой педагогической технологией я выступала на конкурсе "Учитель года"....
Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»
Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»Тема: И. Василенко «Мостик».Цель: работать над ра...
О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)
На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО (из опыта работы учителя английского языка )
В данном материале рассматривается ТРКМЧП, применяемая автором в своей работе на уроках английского языка по УМК "Английский в фокусе"....