Коммуникативные подходы и метод коммуникативных заданий на уроках английского языка
учебно-методический материал по английскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Супрыкина Татьяна Юрьевна

·      Учебно-методическая разработка предназначена для учителей английского языка, которые работают в новых условиях ФГОС. Коммуникативные задания актуальны, так как обязательным требованием ФГОС является коммуникативная иноязычная компетенция, необходимая для успешной социализации и самореализации, как инструмент межкультурного общения в современном мире.  Представлено подробное описание работы по коммуникативной концепции преподавания и приведены примеры опыта работы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коммуникативные подходы и метод коммуникативных заданий на уроках английского языка

Данный доклад предназначен для учителей английского языка, которые работают в новых условиях ФГОС. Доклад является актуальным, так как обязательным требованием ФГОС является коммуникативная иноязычная компетенция, необходимая для успешной социализации и самореализации, как инструмент межкультурного общения в современном мире. В докладе представлено подробное описание работы по коммуникативной концепции преподавания и приведены примеры опыта работы.
Согласно целям Федерального государственного образовательного стандарта школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также учить самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.

Цели и задачи современного обучения английскому языку
- развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих:
- речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в 4х основных видах речевой деятельности (говорение, чтение, аудирование, письмо)
- языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами
- социокультурная компетенция – приобщение учащихся к культуре и традициям стран изучаемого языка
- компенсаторная компетенция – развитие умения выходить из положения в условиях дефицита языковых средств
- учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений
- развитие и воспитание понимания у школьников важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры.

С принятием стандарта нового поколения меняется отношение к субъекту учебного процесса, он становится центром учебного процесса. В стандарте 2004 года, основное внимание уделялось предметным умениям, а в стандарте нового поколения большое значение уделяется метапредметным умениям и при сформированности речевой деятельности, обучающийся, получив определённые умения на одном предмете, сможет их применить на любом другом.
Предметная компетенция и виды речевой деятельности
Речевая 
Монологическая речь
* Делать сообщения по теме
* Кратко передавать содержание полученной информации
* Рассуждать о фактах /событиях, приводя аргументы, делая выводы
Диалогическая речь
* Осуществлять запрос информации
* Выражать свое мнение по обсуждаемой теме • делать сообщение на заданную тему на основе прочитанного;
• комментировать факты из прочитанного/прослушанного текста, аргументировать своё отношение к прочитанному / прослушанному;
• кратко высказываться без предварительной подготовки на заданную тему в соответствии с предложенной ситуацией общения;
• кратко излагать результаты выполненной работы.
Аудирование
* понимать основное содержания текстов по теме

* выборочно понимать необходимую информации • выделять основную мысль в воспринимаемом на слух тексте;
• отделять в тексте, воспринимаемом на слух, главные факты от второстепенных;
• использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих незнакомые слова;
• игнорировать незнакомые языковые явления, несущественные для понимания основного содержания воспринимаемого на слух текста.
Чтение
* понимать основное содержания текстов по теме

* выборочно понимать необходимую информации* понять текст полностью • читать и полностью понимать несложные аутентичные тексты, построенные в основном на изученном языковом материале;
• догадываться о значении незнакомых слов по сходству с русским/родным языком, по словообразовательным элементам, по контексту;
• игнорировать в процессе чтения незнакомые слова, не мешающие понимать основное содержание текста;
• пользоваться сносками и лингвострановедческим справочником.
Письмо
* делать выписки из текста

* писать короткие
поздравления

* заполнять формуляр

* писать личное письмо • делать краткие выписки из текста с целью их использования в собственных устных высказываниях;
• составлять план/тезисы устного или письменного сообщения;
• кратко излагать в письменном виде результаты своей проектной деятельности;
• писать небольшие письменные высказывания с опорой на образец.

Первый блок включает планируемые результаты, необходимые для продолжения обучения и овладение которыми является обязательным (базовым) и это является предметом итоговой оценки. Второй блок включает планируемые результаты, характеризующие учебные действия в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих обязательную часть, они не являются обязательными, но могут учитываться при определении итоговой оценки.


В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования по ФГОС, выделяют четыре блока: 
• личностный;
• регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 
• познавательный;
• коммуникативный.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. 
Где же идёт развитие коммуникативных УУД? 
Умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формирование собственного мнения и позиции, договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности.

Рассмотрим виды коммуникативных действий и примеры упражнений, направленных на реализацию этих действий подробнее.

1. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия. Например, ученики британской школы будут участвовать в спортивных соревнованиях, возьми интервью у трех своих одноклассников и узнай, в какие виды спорта умеют играть ваши одноклассники, что они умеют делать, определи, в каких соревнованиях, каждый из них может участвовать, и убеди Спортивный комитет взять их на соревнования. 

2. Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. 
Например, на начальном этапе урока для того, чтобы настроить участников на работу, я использую игру «Ювелиры», учащиеся по цепочке задают друг другу вопросы, таким образом «изготавливая» цепочку. Так же для формирования этого действия используем упражнения на построение вопросов по схемам, позже усложняем задание: составить вопросы, расставив слова в правильном порядке, составить вопросы к ответам. Обучающиеся учатся задавать вопросы и при выполнении таких заданий: догадайся, какого животного, какого цвета карандаш, я загадала; угадай, что я научилась делать или, что лежит у меня в портфеле; убедись, что все твои одноклассники умеют бегать, считать, не забудь похвалить их. 
Или, например, возьми интервью у двух своих одноклассников и узнай, что они узнали из прочитанного текста, что больше всего понравилось, на этапе обучения чтению – вдвоем распределите слова по правилам чтения, прочитайте их, распределите слова по колонкам, по звукам. 

3. Разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация. 
Например, Джим учиться в Британской школе, но он очень рассеянный. Помоги ему составить расписание на день, расположив предложения по указанным временам. Затем прочитай расписание одноклассникам. 

4. Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера. Формированию коммуникативных УУД на уроках английского языка способствует работа в группах и в парах. Она развивает общекультурные, нравственные, социальные компетенции учащихся. Дети обучаются этике дискуссионного общения на иностранном языке, умению оценивать действия, вносить дополнения, давать рекомендации и исправлять ошибки в работе других учащихся. На занятиях важно создавать условия, когда школьники поощряются высказывать свою точку зрения; у них воспитывается умение слушать собеседника и терпимо относиться к его точке зрения. 
Например, учащиеся разыгрывают диалог «В магазине», затем собеседники оценивают, все ли было понятно в их разговоре, какие ошибки в произношении, грамматике, выборе лексики или построении предложений допустил партнер по общению, какие рекомендации они дали бы друг другу. На данном этапе важно самим ученикам разработать правила работы в паре и группе. Учитель должен во время оказывать помощь и предлагать необходимые языковые и речевые средства, оказывать любую необходимую помощь ребенку, чтобы он почувствовал успешность своего иноязычного общения. 

5.Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка. 

а) Построение монологических высказываний. 
Для формирования данного действия я использую такие упражнения, как построение предложений, пересказ от третьего лица, пересказ в отрицательной форме, рассказ о себе (друге), о себе. Также можно отнести проектную деятельность (при этом проверяется сформированность монологического высказывания).

б) Аргументация собственного мнения. 
Учащиеся учатся аргументировать свое мнение, опираясь на клише, речевые высказывания: I think…, I believe…, In my opinion…, On the one hand…, on the other hand…
Например:

-ученик должен рассказать о лучшем друге не называя его, описать так, чтобы остальные догадались, кто это. 
-Убеди своих родителей купить тебе домашнее животные.

в) Владение диалоговой формой коммуникации. 
Для формирования этих действий я применяю на уроках ролевые игры: «Журналист», «В магазине», «В кинотеатре», «В гостях» и т.д.
Внешний результат такого общения (предметные, межпредметные результаты) можно увидеть в реальной практической деятельности. Внутренний результат - опыт деятельности (личностный результат) - становится опытом учащегося, его знаниями и умениями, компетенциями и ценностями. 

На уроках иностранного языка мы обучаем детей способам речевой деятельности, поэтому мы говорим о коммуникативной компетентности как одной из основных целей обучения иностранным языкам. Чтобы сформировать у учащихся необходимые умения и навыки в том или ином виде речевой деятельности, а также лингвистическую компетенцию на уровне, определенном программой и стандартом, необходима активная устная практика для каждого ученика. 
Для этого в учебнике и рабочей тетради содержится большое количество речевых упражнений, есть разделы, которые посвящены работе над разговорными клише. Они сформированы по ситуативному признаку: как выразить благодарность, что говорить при встрече и расставании, правила этикета, затем эти выражения используются в диалогах, которые учащиеся выучивают, а затем составляют свои диалоги по аналогии, таким способом можно добиться аутентичности в диалогической речи.

Варианты упражнений с применением коммуникативно-ориентированного подхода разнообразны. Вот некоторые из них.

1)Использование невербальных средств общения. ( Использование невербальных средств общения-мимики и жестов - является испытанным способом объяснения значений новых слов для начинающих. Это позволяет избежать постоянного перевод на русский язык. Например, команда «sit down» может сопровождаться взмахом руки сверху вниз, команда «listen to me»- ладонь около уха, команда «enough»-рука поднята ладонью вперёд, команда «try again»-поощрительный жест рукой «к себе»).
2)Приёмы запоминания новых слов. (Слова иностранного языка нужно заучивать, а это большая трата времени и труд совсем не привлекательный. Существует несколько общих рекомендаций. Например, при записывании английских слов в тетрадь-словарик вместо словесного перевода рисуется картинка, т.е. учащиеся запоминают не русское значение слова, а его образ.
Или упражнения со списком слов. ( Идея заключается в том, что учащиеся выполняют ряд заданий, в которых слова являются не целью, а средством выполнения их – срабатывает принцип непроизвольного запоминания.)
Например, при обсуждении темы «Свободное время», можно выполнить следующие задания:
-Найти в представленном списке необходимые слова и переписать их в тетрадь, 
-Прочитать небольшой текст о занятиях детей в свободное время и дополнить его словами из своих колонок, описывающими, чем ты занимаешься в свободное время.
- Рассказать о себе и своих занятиях используя новую лексику (монолог)
-Поработать парами: и расспросить друг друга о своих занятиях в свободное время (диалог)
--Работа по цепочке(chain drill)- вид упражнений, когда дается значение нового слова, 1-й ученик даёт ему характеристику и обращается ко 2-му ученику, тот повторяет структуру, добавляет свою характеристику и
обращается ко3-му ученику и т.д. и в результате многократного восприятия и использования ученики запоминают новую лексику.
A friend—an old friend –an old childhood friend … 
3)Приёмы активизации устной речи. (Преимущество таких приёмов в том, что учащиеся, активно участвуя в процессе, начинают обдумывать, вспоминать, использовать изученный языковой материал).
Например, такая ситуация:
Учитель:- Last night I read something very interesting. What do you think it was?
Ученик 1-A novel?
Учитель: -No, it wasn’t a novel.
Ученик 2-A newspaper?
Учитель:-No, not a newspaper!
Ученик 3-A magazine…
Учитель:-Yes, a magazine. What kind of magazine?
Ученик 4-Fashion?
Учитель:-Yes, good! Put it together.
Ученик 5- A fashion magazine?
Учитель: -Yes, good! A fashion magazine!
Вот несколько приёмов активизации устной речи:
--Мозговой штурм (Учащиеся высказывают свои идеи по поставленному вопросу, все эти идеи записываются, затем из всего списка идей и предложений выбирается наиболее подходящая.)
--Поиск недостающей информации (communication gap filling activity)-коммуникативное задание для развития умений устной речи, выполняемое парами или группами. Партнёры имеют частичную информацию о чём-либо. Они должны выяснить друг у друга недостающие сведения и получить коллективный ответ (например, какую страну ты хотел бы посетить и почему?). Такие задания типа могут иметь различные формы:
picture gap (у обучаемых имеются почти одинаковые картинки, некоторые изображения отличаются, и различия нужно обнаружить при помощи вопросов, не видя картинки партнера);
text gap (у школьников имеются аналогичные тексты, где подробности, присутствующие в тексте одного ученика, отсутствуют в тексте другого ученика, и недостаток информации нужно восполнить);
--Плюсы и минусы (Учащиеся делятся на группы, 1-я группа высказывает все положительные моменты по данному вопросу, а 2-я только отрицательные, по итогам диспута выбираются победители). 
--Приоритеты (В предложенном списке нужно распределить пункты по степени их важности).
--Задания на установления соответствия приведённых утверждений прослушанному (прочитанному тексту), множественный выбор, множественные соответствия, расположение событий в правильном порядке. Любая коммуникация всегда мотивирована, то есть, извлекая информацию из текста, читатель всегда преследует определенную цель. Если этой цели нет, то чтение превращается в озвучивание текста и не имеет коммуникативного смысла. Идея заключается в том, что учащиеся выполняют ряд заданий, в которых текст является не целью, а средством их выполнения – срабатывает принцип непроизвольного вникания в содержание текста и его запоминания. 
Для того чтобы сформировать коммуникативную компетентность вне языкового окружения, недостаточно насытить урок условно-коммуникативными или коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи. Важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать какие-либо проблемы, которые порождают мысль, рассуждать над возможными путями решения этих проблем, с тем, чтобы дети акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции – формирования и формулирования этих мыслей. 
Использование активных методов обучения способствует развитию умения создавать новое, анализировать, рассуждать, планировать и комбинировать.

Интернет ресурсы

Морозова Альфия Фанусовна Коммуникативный метод в преподавании английского языка в условиях ФГОС http://ped-kopilka.ru/

Список литературы

1. Асмолов А.Г. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», Москва, Просвещение, 2010. 
2. Кауфман УМК “Happy English” для 5-9 классов. «Титул», 2012. 
3. Кудрявцева Н.Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения.//Справочник заместителя директора школы.-2011.№4.-С.13-30. 
4. Могилев А.В.Новые образовательные стандарты: давай разберемся!//Народное образование.-2011.-№5.-С.32-39. 
5. Перминова Л.М. Взаимосвязь стандартов первого и второго поколений // Народное образование. – 2010.№7.- с.209-216.Анализ стандартов. Существенные отличия и связи образовательно-обучающего характера. 
6. Сазонова В.В. Проблемные задания на уроках английского языка в школе, М., 2001. 
7. Сысоев П.В., Сафонова В.В. «Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях», Иностранные языки в школе, 2005,



Предварительный просмотр:

Доклад на ШМО учителей английского языка

Подготовила: Супрыкина Т.Ю.

Метод коммуникативных заданий на уроках английского языка

Данный доклад предназначен для учителей английского языка, которые работают по новым ФОГС. Доклад является актуальным, так как обязательным требованием ФГОС является сформированность коммуникативной иноязычной компетенции, необходимой для успешной социализации и самореализации, как инструмента межкультурного общения в современном поликультурном мире. В докладе представлено подробное описание работы по коммуникативной концепции преподавания и приведены примеры опыта работы.
Согласно целям Федерального государственного образовательного стандарта школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное образование.

Обязательным требованием ФГОС является сформированность коммуникативной иноязычной компетенции, необходимой для успешной социализации и самореализации, как инструмента межкультурного общения в современном поликультурном мире. 

цели и задачи:
- развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих :
- речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в 4х основных видах речевой деятельности (говорение, чтение, аудирование, письмо)
- языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами
- социокультурная компетенция – приобщение учащихся к культуре и традициям стран изучаемого языка
- компенсаторная компетенция – развитие умения выходить из положения в условиях дефицита языковых средств
- учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений
- развитие и воспитание понимания у школьников важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры.

С принятием стандарта нового поколения меняется отношение к субъекту учебного процесса, он становится центром учебного процесса. В требованиях основной образовательной программы основного общего образования не употребляется термин «должен», а коммуникативные умения и речевые навыки объединены в 2 блока Выпускник научится и Выпускник получит возможность научиться (см. таблицу – раздаточный материал).
В стандарте 2004 года, основное внимание уделялось предметным умениям, а в стандарте нового поколения большое значение уделяется метапредметным умениям. И если рассмотреть данную таблицу, то можно увидеть, что при сформированности речевой деятельности, обучающийся, получив определённые умения на одном предмете (т. е. Выпускник научится), сможет их применить на любом другом (Выпускник получит возможность научиться).
Предметная компетенция виды речевой деятельности Выпускник научится
(предметные умения) Выпускник получит возможность научиться
(метапредметные умения)
Речевая говорение
Монологическая речь
* Делать сообщения по теме
* Кратко передавать содержание полученной информации
* Рассуждать о фактах /событиях, приводя аргументы, делая выводы
Диалогическая речь
* Осуществлять запрос информации
* Выражать свое мнение по обсуждаемой теме • делать сообщение на заданную тему на основе прочитанного;
• комментировать факты из прочитанного/прослушанного текста, аргументировать своё отношение к прочитанному / прослушанному;
• кратко высказываться без предварительной подготовки на заданную тему в соответствии с предложенной ситуацией общения;
• кратко излагать результаты выполненной работы.
Аудирование
* понимать основное содержания текстов по теме

* выборочно понимать необходимую информации • выделять основную мысль в воспринимаемом на слух тексте;
• отделять в тексте, воспринимаемом на слух, главные факты от второстепенных;
• использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих незнакомые слова;
• игнорировать незнакомые языковые явления, несущественные для понимания основного содержания воспринимаемого на слух текста.
чтение
* понимать основное содержания текстов по теме

* выборочно понимать необходимую информации* понять текст полностью • читать и полностью понимать несложные аутентичные тексты, построенные в основном на изученном языковом материале;
• догадываться о значении незнакомых слов по сходству с русским/родным языком, по словообразовательным элементам, по контексту;
• игнорировать в процессе чтения незнакомые слова, не мешающие понимать основное содержание текста;
• пользоваться сносками и лингвострановедческим справочником.
письмо
* делать выписки из текста

* писать короткие
поздравления

* заполнять формуляр

* писать личное письмо • делать краткие выписки из текста с целью их использования в собственных устных высказываниях;
• составлять план/тезисы устного или письменного сообщения;
• кратко излагать в письменном виде результаты своей проектной деятельности;
• писать небольшие письменные высказывания с опорой на образец.

Первый блок включает планируемые результаты, необходимые для продолжения обучения и овладение которыми является обязательным (базовым) и это является предметом итоговой оценки. Второй блок включает планируемые результаты, характеризующие учебные действия в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих обязательную часть, они не являются обязательными, но могут учитываться при определении итоговой оценки.


В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования по ФГОС, выделяют четыре блока: 
• личностный;
• регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 
• познавательный;
• коммуникативный.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. 
Где же идёт развитие коммуникативных УУД? 
Умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формирование собственного мнения и позиции, договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности.

Рассмотрим виды коммуникативных действий и примеры упражнений, направленных на реализацию этих действий подробнее.

1. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия. Например, ученики британской школы будут участвовать в спортивных соревнованиях, возьми интервью у трех своих одноклассников и узнай, в какие виды спорта умеют играть ваши одноклассники, что они умеют делать, определи, в каких соревнованиях, каждый из них может участвовать, и убеди Спортивный комитет взять их на соревнования. 

2. Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. 
Например, на начальном этапе урока для того, чтобы настроить участников на работу, я использую игру «Ювелиры», учащиеся по цепочке задают друг другу вопросы, таким образом «изготавливая» цепочку. Так же для формирования этого действия используем упражнения на построение вопросов по схемам, позже усложняем задание: составить вопросы, расставив слова в правильном порядке, составить вопросы к ответам. Обучающиеся учатся задавать вопросы и при выполнении таких заданий: догадайся, какого животного, какого цвета карандаш, я загадала; угадай, что я научилась делать или, что лежит у меня в портфеле; убедись, что все твои одноклассники умеют бегать, считать, не забудь похвалить их. 
Или, например, возьми интервью у двух своих одноклассников и узнай, что они узнали про прочитанному тексту, а что больше всего понравилось, на этапе обучения чтению – вдвоем распределите слова по правилам чтения, прочитайте их, распределите слова по колонкам, по звукам. 

3. Разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация. 
Например, Джим учиться в Британской школе, но он очень рассеянный. Помоги ему составить расписание на день, расположив предложения по указанным временам. Затем прочитай расписание одноклассникам. 

4. Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера. Формированию коммуникативных УУД на уроках английского языка способствует работа в группах и в парах. Она развивает общекультурные, нравственные, социальные компетенции учащихся. Дети обучаются этике дискуссионного общения на иностранном языке, умению оценивать действия, вносить дополнения, давать рекомендации и исправлять ошибки в работе других учащихся. На занятиях важно создавать условия, когда школьники поощряются высказывать свою точку зрения; у них воспитывается умение слушать собеседника и терпимо относиться к его точке зрения. 
Например, учащиеся разыгрывают диалог «В магазине», затем собеседники оценивают, все ли было понятно в их разговоре, какие ошибки в произношении, грамматике, выборе лексики или построении предложений допустил партнер по общению, какие рекомендации они дали бы друг другу. На данном этапе важно самим ученикам разработать правила работы в паре и группе. Учитель должен во время оказывать помощь и предлагать необходимые языковые и речевые средства, оказывать любую необходимую помощь ребенку, чтобы он почувствовал успешность своего иноязычного общения. 

5.Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка. 

а) Построение монологических высказываний. 

Для формирования данного действия я использую такие упражнения, как построение предложений, пересказ от третьего лица, пересказ в отрицательной форме, рассказ о себе (друге), о себе. Также можно отнести проектную деятельность (при этом проверяется сформированность монологического высказывания).

б) Аргументация собственного мнения. 
Учащиеся учатся аргументировать свое мнение, опираясь на клише, речевые высказывания: I think…, I believe…, In my mind…, On the one hand…, on the other hand…
Например, ученик должен рассказать о лучшем друге не называя его, описать так, чтобы остальные догадались, кто это. 
Убеди своих родителей купить тебе домашнее животные.
в) Владение диалоговой формой коммуникации. 

Для формирования этих действий я применяю на уроках ролевые игры: «Журналист», «В магазине игрушек», «В кинотеатре», «В гостях» и т.д.
Внешний результат такого общения (предметные, межпредметные результаты) можно увидеть в реальной практической деятельности. Внутренний результат - опыт деятельности (личностный результат) - становится опытом учащегося, его знаниями и умениями, компетенциями и ценностями. 

На уроках иностранного языка мы обучаем детей способам речевой деятельности, поэтому мы говорим о коммуникативной компетентности как одной из основных целей обучения иностранным языкам. Чтобы сформировать у обучающихся необходимые умения и навыки в том или ином виде речевой деятельности, а также лингвистическую компетенцию на уровне, определенном программой и стандартом, необходима активная устная практика для каждого ученика. 
Для этого в учебнике и рабочей тетради содержится большое количество речевых упражнений, есть разделы, которые посвящены работе над разговорными клише. Они сформированы по ситуативному признаку: как выразить благодарность, что говорить при встрече и расставании, правила этикета, затем эти выражения используются в диалогах, которые учащиеся выучивают, а затем составляют свои диалоги по аналогии, таким способом можно добиться аутентичности в диалогической речи.

Варианты упражнений с применением коммуникативно-ориентированного подхода разнообразны. Вот некоторые из них. 1)Использование невербальных средств общения. ( Использование невербальных средств общения-мимики и жестов - является испытанным способом объяснения значений новых слов для начинающих. Это позволяет избежать постоянного перевод на русский язык. Например, команда «sit down» может сопровождаться взмахом руки сверху вниз, команда «listen to me»- ладонь около уха, команда «enough»-рука поднята ладонью вперёд, команда «try again»-поощрительный жест рукой «к себе»).
2)Приёмы запоминания новых слов. (Слова иностранного языка нужно заучивать, а это большая трата времени и труд совсем не привлекательный. Существует несколько общих рекомендаций.
Например, при записывании английских слов в тетрадь-словарик вместо словесного перевода рисуется картинка, т.е. учащиеся запоминают не русское значение слова, а его образ)
Или упражнения со списком слов. ( Идея заключается в том, что учащиеся выполняют ряд заданий, в которых слова являются не целью, а средством выполнения их – срабатывает принцип непроизвольного запоминания.)
Например, при обсуждении темы «Свободное время», можно выполнить следующие задания:
-Найти в представленном списке необходимые слова и переписать их в тетрадь, 
-Прочитать небольшой текст о занятиях детей в свободное время и дополнить его словами из своих колонок, описывающими, чем ты занимаешься в свободное время.
- Рассказать о себе и своих занятиях используя новую лексику (монолог)
-Поработать парами: и расспросить друг друга о своих занятиях в свободное время (диалог)
--Работа по цепочке(chain drill)- вид упражнений, когда дается значение нового слова, 1-й ученик даёт ему характеристику и обращается ко 2-му ученику, тот повторяет структуру, добавляет свою характеристику и
обращается ко3-му ученику и т.д. и в результате многократного восприятия и использования ученики запоминают новую лексику.
A friend—a selfish friend --a selfish moody friend-- a selfish moody respected friend-- a selfish moody respected caring friend
3)Приёмы активизации устной речи. (Преимущество таких приёмов в том, что учащиеся, активно участвуя в процессе, начинают обдумывать, вспоминать, использовать изученный языковой материал ).
Например, такая ситуация:
Учитель:- Last night I was watching TV. I saw something very interesting. What do you think it was?
Ученик 1-A film?
Учитель: -No, it wasn’t a film.
Ученик 2-Adverts?
Учитель:-No, not adverts!
Ученик 3-A programme…
Учитель:-Yes, a programme. What kind of programme?
Ученик 4-News?
Учитель:-Yes, good! Put it together.
Ученик 5- A news programme?!
Учитель: -Yes, good! A news programme!
Вот несколько приёмов активизации устной речи:
--Мозговой штурм (Учащиеся высказывают свои идеи по поставленному вопросу, все эти идеи записываются, затем из всего списка идей и предложений выбирается наиболее подходящая.)
--Поиск недостающей информации (communication gap activity)-коммуникативное задание для развития умений устной речи, выполняемое парами или группами. Партнёры имеют частичную информацию о чём-либо. Они должны выяснить друг у друга недостающие сведениями получить коллективный ответ (например, какую страну ты хотел бы посетиь и почему?). Такие задания типа могут иметь различные формы:
picture gap (у обучаемых имеются почти одинаковые картинки, некоторые изображения отличаются, и различия нужно обнаружить при помощи вопросов, не видя картинки партнера);
text gap (у школьников имеются аналогичные тексты, где подробности, присутствующие в тексте одного ученика, отсутствуют в тексте другого ученика, и недостаток информации нужно восполнить );
--Плюсы и минусы (Учащиеся делятся на группы, 1-я группа высказывает все положительные моменты по данному вопросу, а 2-я только отрицательные, по итогам диспута выбираются победители). 
--Приоритеты (В предложенном списке нужно распределить пункты по степени их важности).
--Задания на установления соответствия приведённых утверждений прослушанному (прочитанному тексту), множественный выбор, множественные соответствия, расположение событий в правильном порядке. (Любая коммуникация всегда мотивирована, то есть, извлекая информацию из текста, читатель всегда преследует определенную цель. Если этой цели нет, то чтение превращается в озвучивание текста и не имеет коммуникативного смысла. Идея заключается в том, что учащиеся выполняют ряд заданий, в которых текст является не целью, а средством выполнения их – срабатывает принцип непроизвольного вникания в содержание текста и его запоминания.) 
Для того чтобы сформировать коммуникативную компетентность вне языкового окружения, недостаточно насытить урок условно-коммуникативными или коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи. Важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать какие-либо проблемы, которые порождают мысль, рассуждать над возможными путями решения этих проблем, с тем, чтобы дети акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции – формирования и формулирования этих мыслей. 
Использование активных методов обучения способствует развитию умения анализировать, рассуждать, планировать, комбинировать, создавать новое.

Интернет ресурсы

Морозова Альфия Фанусовна Коммуникативный метод в преподавании английского языка в условиях ФГОС http://ped-kopilka.ru/

Список литературы

1. Асмолов А.Г. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», Москва, Просвещение, 2010. 
2. Кауфман УМК “Happy English” для 5-9 классов. «Титул», 2012. 
3. Кудрявцева Н.Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения.//Справочник заместителя директора школы.-2011.№4.-С.13-30. 
4. Могилев А.В.Новые образовательные стандарты: давай разберемся!//Народное образование.-2011.-№5.-С.32-39. 
5. Перминова Л.М. Взаимосвязь стандартов первого и второго поколений // Народное образование. – 2010.№7.- с.209-216.Анализ стандартов. Существенные отличия и связи образовательно-обучающего характера. 
6. Сазонова В.В. Проблемные задания на уроках английского языка в школе, М., 2001. 
7. Сысоев П.В., Сафонова В.В. «Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях», Иностранные языки в школе, 2005,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативной компетентности учащихся 10-х классов на уроках английского языка

в статье речь идет об отработке аудирования. Даны образцы заданий...

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ "Использование коммуникативных упражнений для развития навыков говорения на уроке английского языка в 5 классе"

Коммуникативные упражнения, построенные  в диалогической форме, способствуют развитию лексических навыков говорения: умений отвечать на вопросы, умений задавать вопросы. Эти же упражнения, исполь...

Статья:" Развитие коммуникативных способностей через творческую самореализацию учащихся на уроках английского языка."

Формы, приёмы и методы, предлагаемые в статье приемлемы для использования в работе учителей иностранного языка при организации и проведении внеклассных мероприятий, уроков, организации исследовательск...

Использование метода коммуникативных заданий на уроках английского языка

Использование метода коммуникативных заданий на уроках английского языкаНа современном этапе образование требует, чтобы обучение иностранным языкам соответствовало запросам общества. В рамках ФГОС ос...

Коммуникативная ситуация как метод обучения диалогу на уроках иностранного языка

Коммуникативная ситуация как метод обучения диалогу на уроках иностранного языкаПроцессу общения свойственны спонтанность и зависимость от ситуации, в рамках которой оно протекает. Ситуативность - одн...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА: ПРЕИМУЩЕСТВА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ И УЧИТЕЛЯ

В статье рассмотрены основные виды коммуникативных заданий, преимущества каждого вида и положительное влияние заданий на развитие устной речи и повышение уровня мотивации учащихся к изучению английско...