Из опыта проведения нестандартных уроков физики
учебно-методический материал по физике
В последние годы много и часто говорят о недостаточной эффективности процесса обучения в школе. Главную причину видят в том, что его традиционная организация не отвечает требованиям времени, не создает условий для улучшения качества обучения и развития учащихся. Основная цель образования заключается в становлении человека-творца, это предполагает формирование знаний и способов деятельности. А учитель должен создать среду, благоприятную для развития способностей ребенка. Поэтому для современного учителя основная задача - выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Физика занимает особое место среди школьных дисциплин.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_provedeniya_nestandartnyh_urokov.docx | 28.4 КБ |
Предварительный просмотр:
ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ НЕСТАНДАРТНЫХ УРОКОВ ФИЗИКИ
В последние годы много и часто говорят о недостаточной эффективности процесса обучения в школе. Главную причину видят в том, что его традиционная организация не отвечает требованиям времени, не создает условий для улучшения качества обучения и развития учащихся. Основная цель образования заключается в становлении человека-творца, это предполагает формирование знаний и способов деятельности. А учитель должен создать среду, благоприятную для развития способностей ребенка.
Итак, сегодня (я думаю, так было всегда) в центре внимания - ученик, его личность, его неповторимый внутренний мир. Поэтому для современного учителя основная задача - выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Физика занимает особое место среди школьных дисциплин. Как учебный предмет она создает у учащихся представление о научной картине мира. Физика является основой научно-технического прогресса, поэтому показывает гуманистическую сущность научных знаний, формирует творческие способности учащихся, их мировоззрение, подчеркивает нравственную ценность, т.е. способствует воспитанию высоконравственной личности. Это может быть достигнуто только при условии, если в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям.
Одна из причин потери интереса - это непригодность ряда традиционных приемов обучения для нынешнего контингента учащихся: ведь у сегодняшней молодежи сильно развито чувство самосознания и собственного достоинства, она о многом имеет представление, поэтому занятия, базирующиеся на авторитарном нажиме, приказе, безапелляционных указаниях и бездоказательных утверждениях, вызывают лишь раздражение и скуку. Они неприемлемы. Нестандартные (нетрадиционные) формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к физике как к предмету, как к науке, а так же развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными, самыми необычными источниками знаний.
Сама организация такого урока подводит учащихся к необходимости творческой оценки изучаемых явлений, особенно результатов деятельности человека, т.е. способствует выработке определенного позитивного отношения к природе. В процессе проведения этих уроков складываются благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, к изложениям кратких, но точных выводов. Интерес к работе вызывается и необычной формой проведения урока, чем снимается традиционность урока, оживляется мысль. Такие занятия позволяют шире вводить элементы занимательности, что так же повышает интерес к предмету.
Нетрадиционные формы уроков содержат в себе неограниченные возможности в деле ликвидации перегрузки учащихся домашними заданиями путем использования различных способов изучения нового материала на уроке.
Нестандартный урок – что это?
Что это за уроки, и чем они отличаются от традиционных.? В традиционных уроках обязательно присутствуют привычные элементы: проверка домашнего задания, объяснение нового материала, закрепление, задание на дом. Конечно, не все элементы могут включаться в каждый урок, последовательность элементов может меняться, но структура обучения в основном сохраняется прежней: изучение нового, закрепление, проверка.
Нестандартные уроки - это импровизированные учебные занятия, имеющие нетрадиционную структуру. Нестандартные уроки стимулируют интерес учащихся к предмету, развивают их творческие способности, дают возможность проявить себя тем ученикам, которые из-за слабых знаний не могут это сделать на обычных уроках.
Итак, основное отличие нестандартного урока от обычного – не шаблонность, вне шаблонность, в какой-то степени неформальность. В нестандартном уроке нет жестких требований к тому, как конкретно нужно проводить урок, необычный урок – более творческий, раскрепощенный, требующий от всех участников непосредственного вовлечения и приводящий к возникновению эмоционального отношения к предмету изучении, к участникам урока, его действующим лицам. Часто необычный урок отличает и то, что педагог не декларирует ясно учебные цели урока, они как бы скрыты, и становятся понятны детям только после проведения урока. На таком уроке могут не выставляться оценки в обычном их понимании.
Конечно, к каждому нестандартному уроку необходимо тщательно готовиться: давать предварительные задания ученикам, объяснять построение урока, роль и задачи каждого участника, готовить наглядные пособия, карты, дидактический материал. Учителю важно продумать ход занятия, учесть особенности класса в целом, а также особенности отдельных школьников.
Нестандартный урок воспринимается учениками как праздник, яркое, незабываемое событие. Хорошо, если учитель потом вернется к обсуждению данного урока с учениками, вспомнит вместе с ними удавшиеся моменты, наметит перспективы подготовки другого нестандартного урока.
Конечно, нестандартные уроки не должны быть частыми в школьной практике, иначе произойдет эмоциональное перенасыщение учеников, обилие впечатлений заслонит основную цель учебной работы – приобретение глубоких и прочных знаний, развитие способностей учеников. Но без таких уроков процесс обучения становится монотонным, скучным и, соответственно, снижает свою результативность.
Польза нестандартных уроков
- Нестандартные уроки помогают избавиться от ярлыков на учащихся: каждый ученик оказывается в нестандартной ситуации и может проявить себя с неизвестной стороны.
- Нестандартные уроки способствуют повышению интереса учащихся к предмету.
- Нестандартные уроки развивают мышление, логику, учат детей рассуждать, принимать решения и отвечать за собственные поступки.
- Нестандартные уроки помогают детям найти контакт друг с другом, учат работать в команде, являются хорошей профилактикой конфликтов между детьми (хотя и на уроке могут случаться конфликты), нестандартные уроки учат общаться.
Восемь идей необычных уроков
- Урок-диспут. Инициированный педагогом спор на общественно значимую и неоднозначную тему. Дети высказывают разные точки зрения по заявленной теме, необязательно выступать со своей личной точкой зрения, детям может быть намеренно дана точка зрения, с которой они не согласны, но в рамках урока они должны защищать ее.
- Деловая игра. На уроке воспроизводится жизненная ситуация или проблема, и в рамках урока происходит ее «обыгрывание» и решение.
- Урок-конференция. Такой тип урока наиболее востребован в старших классах. Детям заранее сообщается тема конференции, класс делится на группы, каждая из которых получает тему для подготовки доклада.
- Урок-встреча. На урок приглашается третье лицо (писатель, ученый, ветеран, путешественник, военный, иностранец и т.д.).
- Урок-концерт, инсценировка. Такие уроки наиболее подходят для уроков литературы, литературного чтения, иностранного языка. Мероприятие, посвященное трагической дате – 30-летию Чернобыльской аварии.
- Интегрированный урок. Уроки, проводимые сразу по двум и более предметам, часто двумя педагогами (литература и физика, физика и изобразительное искусство, физика и музыка, физика и история – чем неожиданные сочетание, тем интереснее). Задача интегрированного урока – показать связь между различными предметами, между предметом и реальной жизнью.
- Урок-игра. Урок, на котором дети играют, например, в аналоги телевизионных игр «Своя игра», «Кто хочет стать миллионером» (отличником), «Что? Где? Когда?» и другие. Такие уроки отлично подходят для закрепления и обобщения знаний по предмету, как начальные или заключительные уроки в начале или в конце четверти.
- Урок-исследование. Отличие данного урока в том, что входе решения поставленной проблемы в классе выдвигается гипотеза, а дальнейшие действия сводятся к алгоритму. В результате работы дети должны сформулировать выводы, интерпретировать результат своей деятельности.
- Урок-аукцион. Из названия понятно, что урок будет проходить в форме типичного аукциона: с лотами, продавцами, аукционистом, повышениями ставок и т.д. В качестве лотов предлагаются интеллектуальные задания, а в качестве оплаты — оценки по предмету. Лучше всего его планировать как завершающий и обобщающий урок, когда у учащихся уже накоплена определенная база знаний по данной теме.
- Список можно продолжить. Нестандартные уроки могут проходить в форме соревнований и игр: урок-конкурс, урок-турнир, урок-эстафета, ролевая игра, урок-путешествие. В некоторых нестандартных уроках имитируются формы работы, известные в общественной практике: интервью, репортаж, комментарии. Могут проводиться уроки, имитирующие публичные формы общения: пресс-конференции, митинги, ток-шоу, дебаты.
Нестандартный урок имеет своей целью не развлечение, а обучение с интересом.
- Стараюсь на уроках рассказать о жизни и деятельности ученых. Использую в своей работе книги старых годов издания – Дягилев Ф.М. Из истории физики и жизни ее творцов; Якунин. Дети постарше 8-9 классов с удовольствием делают презентации, в которых знакомят своих одноклассников с биографией ученых, используя материал Wikipedia.
Книги Я.И. Перельмана «Занимательная физика» содержат интересный материал, доступный.
Ю.А. Королев. Сборник задач исторического содержания. Задачи подобного рода активизируют учебный процесс, способствуют развитию логического мышления.
- Физика отличается от всех предметов школьной программы большим количеством величин и формул. Каждый ученик должен не только запомнить саму формулу, но и знать название и единицы измерения всех величин, входящих в неё. Помогает нам игра «Составь формулу». В ходе игры большое внимание уделяется не только непосредственно формуле, но и величинам, входящим в неё. Ученик, составляя формулу, должен назвать каждую величину, входящую в неё и единицы измерения. В игре участвует одновременно весь класс. Например, в 8 классе при изучении темы «Количество теплоты».
- В 9 -11 классах я провожу «Аукционы графиков», которые особенно эффективны при проверке знаний учащихся. Учащимся предлагается график. Они должны почерпнут из них как можно больше информации. Данная работа может проводиться как группами, так и индивидуально. Побеждает тот, кто получит больше информации. В процессе игры учащиеся не только закрепляют полученные знания, но видят те огромные возможности, которые предоставляет им язык науки. Такую работу провожу при изучении тем в 9 классе «Равномерное и равноускоренное движение», в 10 классе – «Газовые законы», «Термодинамика». Дети учатся «читать графики». Сложные темы. Такие же аукционы провожу на проверку знаний формул.
- С целью повышения интереса у учащихся при решении количественных задач я часто использую задачи типа «Пришел в гости Шерлок Холмс». (см. Чеботарева. Дидактический материал по физике для 7 (8) классов. Приложение к журналу «Физика в школе»).
- Учебные семинары в старших классах средней школы – одна из лучших форм коллективной работы, когда возникают общий интерес, дискуссия, каждый следит за столкновением мнений, старается (пусть даже про себя) определить собственную точку зрения. Данные возрастной психологии приводят к выводу, что семинарская форма организации учебных занятий соответствует потребностям и интересам старших школьников, развитию их познавательных интересов и творческих способностей. Например, при изучении темы «Атомная энергетика» учащиеся готовят сообщения об использовании энергии атома в мирных и военных целях. При этом они учатся публичному выступлению.
- Несколько лет назад нам с учителем истории Черенковой Т.Вл. удалось провести интегрированный урок по теме «Использование атомной энергии». На этом уроке была затронута трагедия мира из-за Чернобыльской катастрофы.
- А в этом году у нас состоялось внеклассное мероприятие (школа, работники Юрловского РДК, Юрловского филиала районной библиотеки). Оно было посвящено 30-лелию Чернобыльской трагедии, её последствиям.
Фантазия человека безгранична.
- Надо отметить у нас с заведующей библиотекой сложились хорошие творческие отношения. 12 апреля – День космонавтики. Совместно было подготовлено внеклассное мероприятие. Визитной карточкой стали слова: «Он сказал: «Поехали». Дети приняли активное участие. Времени хватило и для серьезных выступлений, и для стихов, и для викторины. Присутствовали в читальном зале сельской библиотеки учащиеся 4-9 классов.
- Обобщающий урок-турнир по теме «Равноускоренное движение» в 9 классе.
- При изучении тем «Архимедова сила», «Сила трения» - урок-исследование.
Нестандартные уроки - одна из форм активизации мыслительной деятельности учащихся, Такие уроки повышают интерес к знаниям и обеспечивают быстроту усвоения материала с учетом возраста и способностей учащихся.
Подводя итог сказанному, я хочу напомнить Вам, коллеги, историю про одну судьбу ученого-физика. Биографы Ньютона рассказывают, что первое время в школе он учился очень посредственно, И вот однажды его обидел лучший ученик в классе. Ньютон решил, что самая страшная месть для обидчика — отнять у него место первого ученика. Дремавшие в Ньютоне способности проснулись, и он с легкостью затмил своего соперника. Разбуженного джинна познания нельзя снова спрятать в темную заплесневелую бутылку. С того счастливого для мировой науки эпизода начался процесс превращения скромного английского школьника в великого ученого.
Заканчиваю на оптимистической ноте. Хочется надеяться, что наши уроки помогут разбудить в детях жажду новых знаний.
.
Выступление на районном МО учителей математики, физики и информатики «Опыт проведения нестандартных уроков физики», Малахова А.А., учитель физики, математики и информатики Юрловского филиала МБОУ «Никифоровская СОШ №2»Страница
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нестандартный урок физики в 7кл по теме "Плотность вещества"
Урок рассчитан на "мальчишеский" класс, отличается большим разнообразием демонстрационных экспериментов и самостоятельных экспериментальных работ для учащихся, предложена интересная нестандартная эксп...
Доклад " Методика проведения нестандартных уроков"
В докладе дана классификация нестандартных уроков и показаны примеры их проведения из опыта работы....
Методика проведения нестандартных уроков и организация учебной деятельности школьников
Учителя, работающие в школе отдают себе отчет, что социальные, духовные и интеллектуальные потребности учащихся формируются и удовлетворяются в определенной среде. Чем более развита и многообразна шко...
Организация и проведение нестандартных уроков русского языка
Выдержки из выступления на педагогическом совете об организации и проведении нестандартных уроков ...
Проведение нестандартных уроков с использованием современных педагогических технологий с целью повышения познавательного интереса обучающихся к предметам гуманитарного цикла.
Данный материал показывает, ка наиболее эффективно использовать нестандартные формы обучения на уроках....
Методическая разработка «Мотивация учащихся к участию в конкурсах различного уровня». Тема работы: «Проведение нестандартных уроков, содержащих соревновательный элемент, как метод повышения мотивации подростков к участию в различных конкурсах»
Конкурсы являются одним из наиболее значимых трендов современности. Главными мотивирующими факторами участия, в большинстве случаев, выступают: интерес, расширение предметных знаний, получение сертифи...