Самоанализ педагогической деятельности
материал по теме

Яремчук Лидия Макаровна

самоанализ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz_yaremchuk.docx27.09 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ педагогической деятельности

учителя английского языка МБОУ  УДСОШ №2  

Яремчук Лидии Макаровны.

Я, Яремчук Лидия Макаровна, работаю в МБОУ  УДСОШ №2 с 2002 года на основании приказа № 114 от 13.08.2002г. На основании приказа минобразования № 242 от 06.02.09г мне была присвоена высшая квалификационная категория по должности учитель английского языка.

В  2009 году проходила аттестацию в форме самоанализа педагогической деятельности по проблеме  «Формы контроля  - средство мониторинга качества образования». Работая над этой темой, я пришла к мысли о том, что только при использовании  ИКТ возможно обучать детей по – новому.

Преподаю английский язык во 2-11 классах, имею нагрузку 18 ч. В своей повседневной деятельности я придерживаюсь следующего постулата: « Кто делает вид, что много знает и ко всему способен, тот ничего не знает и ни к чему не способен.» (Лао-Цзы). В подтверждение этих слов – я везде и всегда стараюсь  совершенствовать знания языка как у себя, так и у своих учеников.   Моя методическая тема  «Создание условий для самореализации обучающихся с учетом интересов и способностей, с целью максимального удовлетворения интеллектуальных потребностей на основе  коммуникативно - деятельностного  метода»

Предназначение педагога, на мой взгляд,  это создание условий для самореализации каждого учащегося в соответствии с его интересами и уникальными способностями, с целью максимального удовлетворения его интеллектуальных потребностей. Это есть  предмет  моих исследований  в  последние 5 лет. Безусловно, данные изыскания  проводились с опорой  на коммуникативно - деятельностный  метод в  обучении английскому языку.

Школа – это открытая социально-педагогическая система, которая создаётся обществом и призвана выполнять социально-значимые функции. По мере обновления общества и изменения социального заказа меняется и школа. Современная ситуация характеризуется глобальными изменениями во всех сферах жизни, и в образовании, в частности. Сегодня прежняя ориентация на цели государства сменяется личной ориентацией его членов. Государство устанавливает образовательные стандарты и перестаёт давать жёсткие заказы (типа «всестороннего и гармоничного развития личности»). Основными принципами образовательной политики стали гуманизация и демократизация.

Изучение иностранного языка в нашей школе  направлено на достижение следующих целей:

  • Воспитание добросовестного отношения учащихся к учебному труду, развитие их активности, самостоятельности и ответственности за результаты;
  • Совершенствование условий для развития иноязычной коммуникативной   компетенции учащихся в совокупности её составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной; освоение ими иностранного языка на творческом уровне, обеспечивающим успешную сдачу ЕГЭ;

В своей педагогической деятельности я считаю эти цели основополагающими.

Коммуникативный подход обучения английскому языку, как следует из его названия, направлен на практику общения. В результате такого подхода в обучении формируется, реализуется и действует система владения английским языком как средством общения в широком смысле этого слова. Систематизируя речевую деятельность, я учитываю, что для обучения общению на английском языке значимыми являются как специальное, так и взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности, в том числе говорение, аудирование, чтение и письменная речь.

Актуальность темы самообразования** обусловлена, с одной стороны, интересом современной методики к коммуникативно-ориентированному подходу в обучении иностранному языку, а с другой – недостаточной разработанностью методик формирования коммуникативной культуры у школьников при овладении английским языком.

Все здоровые люди получают информацию из внешнего мира по трем каналам:

  • визуальному,
  • аудиальному,
  • кинестетическому (чувственному).

У каждого человека имеется свой предпочитаемый канал. Практически в любом классе есть дети с различными ведущими модальностями (предпочитаемый способ получения информации).

Для того чтобы процесс обучения в таком полимодальном классе был успешным дети должны учебное содержание  и видеть,  и слышать,  и чувствовать. Для этого я использую  как красочные иллюстрации,  так и интерактивную доску в кабинете. При отсутствии технических средств использую плакаты или раздаточный материал. Излагая учебное содержание,  я обращаю взоры учащихся на иллюстрации, активно использую слуховую наглядность, разные способы презентации одного и того же языкового материала, где дети узнают вещества или предметы по характерному внешнему виду, на ощупь и запаху. Учащиеся таким образом информацию видят, слышат, чувствуют. Это делает занятия наиболее запоминающимися для учеников с различными репрезентативными системами, а также укрепляют уже имеющиеся знания, так как чем больше информационных каналов задействовано на занятии, тем большей частью учеников будет усвоен изучаемый материал. Отчасти это и является одним из успехов в обучении.

Обучение учащихся осуществляю по УМК  «Enjoy English»  для 2-11 классов М.З.Биболетовой, Н.Н. Трубаневой.

Данный  УМК обеспечивает преемственность с начальной школой в изучении английского языка, обеспечивает возможность для систематизации и обобщения знаний по изученным разделам, отличается новизной подачи материала,  работа по ним способствует повышению качества языковой подготовки учащихся, формированию интереса к изучению английского языка. В своей педагогической деятельности я использую  сочетание  различных технологий, что позволяет мне  сделать уроки более разнообразными и эффективными. Так проектная технология  помогает обобщить и систематизировать материал, способствует развитию творческих способностей учащихся, расширяет рамки предмета.  Я использую ее в основном  на заключительных уроках. Информационно-коммуникационные технологии (создание мультимедийных презентаций, использование электронных пособий, использование ресурсов сети Интернет, и т.д.) значительно увеличивают  эффективность и наглядность урока, интегрируют английский язык в другие области человеческого знания, позволяют  своевременно обновлять материал учебника.

Другие технологии, используемые мною на уроках это- обучение в сотрудничестве, технология создания проблемных ситуаций, здоровьесберегающие и  игровые технологии.

 

Для обучения учащихся фонетике языка я использую сайты:

http://www.cambridgeenglishonline.com/Phonetic_Focus/ http://www.uiowa.edu/~acadtech/phonetics/english/frameset 

Первый из вышеуказанных сайтов предоставляет широкий выбор игр и упражнений на соответствие слов и их транскрипционных обозначений. Второй сайт содержит видеоролики, в которых наглядно показан процесс произнесения разных типов звуков и использования всех органов речи.

Хотелось бы отметить, что имеющиеся технические средства, плакаты, картинки в учебнике, интернет-сайты  отнюдь не решают учебные проблемы сами по себе вне методики. Они играют лишь вспомогательную роль. Я забочусь о том, чтобы картинка из внешней превратилась во внутреннюю, то есть перешла в сознание ребенка. А для этого требуется специально организованная учителем деятельность учащегося – здесь и начинает работать коммуникатвно-деятельностный подход в обучении. В этой деятельности ключевым моментом является умение учителя подобрать подходящие учебные задания, которые должны находиться в зоне ближайшего развития ученика.

Обучение иностранному языку на начальном этапе я строю на устном  опережении, то есть необходимый для обучения чтению языковой материал первоначально усваивается в устной форме. Так как овладение учебным материалом начинается либо с чувственного восприятия, либо с привлечения воспринятого ранее и имеющегося в опыте маленького ученика.

С помощью различных средств наглядности я создаю естественные условия для проявления коммуникативной функции языка, для чувственного восприятия материала, лучшего его понимания и активного использования учащимися.

Наглядность мобилизует психическую активность учащихся:

  • вызывает интерес к занятиям английским  языком,
  • переводит произвольное внимание в послепроизвольное,
  • снижает утомление,
  • тренирует творческое воображение,
  • мобилизует волю,
  • облегчает весь процесс учения.

Игровые технологии повышают   не только активность учеников, но и развивают познавательный интерес, творческую и мыслительную деятельность, т.к. в играх можно показать свое знание языка и общую эрудицию. Мне они помогают проконтролировать учеников в нестандартных условиях в занимательной форме. Именно в игре и через игру ребёнок может выразить свою индивидуальность, свои способности и возможности, так как в процессе самой игры большая часть психологических барьеров и комплексов преодолеваются самим субъектом. Ребёнок в игре получает больше возможности испытывать эмоциональное переживание успеха, так как игра – такой вид деятельности, от которого ребёнок получает настоящее удовольствие.  

Сочетание наглядности с игровой формой работы позволяет мне развивать творческие способности учащихся, воображение, фантазию, мышление, улучшать память, а, кроме того, вовлекать в процесс обучения так называемых пассивных учеников, предоставляя им возможность самовыразиться. Всё это обеспечивает прочность усвоения, путём яркого преподнесения материала при ознакомлении с ним учащихся, когда у них создаются живые образы, устанавливаются соответствующие ассоциации.

Важной задачей для меня на уроке является активизация деятельности учащихся. Считаю, что использование учителем разнообразных форм и методов работы на уроке являются одним из главных условий для развития потенциала ученика, раскрытия его творческих способностей, поэтому я провожу разнообразные виды уроков: урок-проект, урок-викторина, экскурсия,    урок-концерт,    урок-праздник. Большое внимание уделяю использованию нестандартных форм изучения предмета, так как нетрадиционные уроки наряду с обязательным курсом создают условия для более полного осуществления практической, воспитательной, образовательной, развивающей целей обучения. Они являются одним из средств повышения мотивации, которая в свою очередь - важное условие при изучении иностранного языка. Интерес повышает желание учить и познавать, а значит, обеспечивает прочность знаний.

Программа развития нашей школы предполагает вовлечение учащихся в создание учебных проектов. Проектная методика является для меня эффективным приемом организации учебной деятельности. В процессе такой работы учащиеся овладевают языком в совместной деятельности, возникает деловое сотрудничество - дети взаимодействуют с другими участниками и учителем, они получают удовлетворение от своей работы. В ходе работы над проектом, актуальны все виды деятельности - чтение, аудирование, говорение и письмо. У школьников формируются навыки самостоятельной исследовательской деятельности, развиваются умения работать с источником, анализировать, сравнивать и обобщать информацию.

На уроках английского языка использую самостоятельную работу с дифференцированными заданиями с учетом знаний учащихся, которая предполагает максимальную индивидуализацию деятельности каждого ученика и средства выявления и совершенствования его творческих возможностей.

Применяемая на уроке групповая форма работы обеспечивает активную деятельность каждого ученика в течение всего урока, максимально увеличивает время говорения каждого школьника.

         В школе дети кроме психологической получают и большую умственную нагрузку. Быстро утомляясь, они отвлекаются, внимание их рассеивается. На уроках английского языка на начальном этапе предупреждение переутомления учащихся возможно на основе песен и рифмовок. С их помощью провожу физкультминутки с целью профилактики нарушений осанки и зрения; активизируются внимание, память, умственная работоспособность, снимается умственное и физическое напряжение. Кроме того, развивается речь, обогащается словарный запас, отрабатывается произношение, а самое главное, поддерживается интерес детей к изучению английского языка. При этом важно, чтобы такие физкультминутки не способствовали перевозбуждению нервной системы ребенка.

Каждый учитель знает, насколько важен систематический подход при изучении любого предмета. Английский язык в этом отношении не является исключением. Невозможно изучать язык хаотично, не выделяя и не обобщая определенных тематических блоков, поэтому в своей работе применяю обобщающие уроки. Обобщающие уроки дают ученику возможность воссоздать полную картину изученного по данной теме, а также способствуют появлению желания сделать следующий шаг в открытии неизвестного иностранного мира, то есть создают мотивации. На уроках применяю разные виды контроля как неотъемлемую часть учебно-воспитательного процесса, нацеленного на определение уровня знаний, умений  и навыков учащихся и формирование на этой основе оценки за определенный раздел программы или периода обучения. В своей работе особое место отвожу оценке как мотивирующей функции в обучении. Основными принципами контроля оценивания знаний учащихся считаю следующие: объяснять оценки, замечать успех ученика, а не недостатки, считать оценку не целью, а средством развития ученика, создавать ситуацию успеха на уроке.

Использование проектной методики способствует реализации личностно-ориентированного подхода. Проект – это возможность учащимся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме: изготовление коллажей, афиш, рекламных проспектов, путеводителей, проведение интервью и исследований (с последующим оформлением), выпуск стенгазеты с необходимыми комментариями, создание презентаций и т.д. Помимо предложенных авторами учебника проектов, стараюсь разнообразить тематику, предварительно выясняю, что было бы интересно ребятам. Ребята 5-7 классов обычно предлагают темы «Моя семья», «Мир моих увлечений», «Любимые блюда», «Досуг моей семьи»  и т.п. Ребят постарше волнуют другие проблемы: «Что значит быть современным?», «Школьная форма», «Взаимоотношения с родителями», «Как преодолеть конфликты», «Спорт в моей жизни», «История Олимпийского движения»  и др.

Использование проектной методики способствует реализации личностно-ориентированного подхода. Проект – это возможность учащимся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме: изготовление коллажей, афиш, рекламных проспектов, путеводителей, проведение интервью и исследований (с последующим оформлением), выпуск стенгазеты с необходимыми комментариями, создание презентаций и т.д. Помимо предложенных авторами учебника проектов, стараюсь разнообразить тематику, предварительно выясняю, что было бы интересно ребятам. Ребята 5-7 классов обычно предлагают темы «Моя семья», «Мои увлечения», «Любимые праздники» и т.п. Ребят постарше волнуют другие проблемы: «Мода – это все?», «Дружба», «Взаимоотношения с родителями», «Экология» и др.

       Проектная методика имеет большую практическую направленность, позволяет сочетать самостоятельную индивидуальную работу с групповой и коллективной работой; обеспечивает выход речевой деятельности в другие виды деятельности: трудовую, эстетическую; стимулирует самостоятельный поиск учащимися нужной информации; требует развития творческой фантазии для того, чтобы выигрышно организовать найденную информацию и представить ее другим. Метод проектов активизирует все стороны личности ученика: его интеллектуальную сферу, его типологические особенности и черты характера: целеустремленность, настойчивость, любознательность, трудолюбие, его коммуникативные умения, чувства и эмоции.  Например, результаты проектной деятельности по теме «Climate Change» представлены на сайте нашей школы (http://school2004.ucoz.ru/).

Актуализация личностного потенциала, сил саморазвития ученика обеспечивается в личностно ориентированной ситуации и через игру как один из видов учебной деятельности на уроке, приводящий к саморазвитию участников учебного процесса.

Использование дидактических игр (разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, объяснения пословиц и поговорок, загадки) позволяет  совершенствовать познавательные способности учащихся, является хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях. Данный вид игр можно применять в работе над любым из видов речевой деятельности. Возраст учащихся также не имеет значения, варьируется содержательная часть, подбираются лексические единицы, подходящий языковой материал.

Игры могут быть грамматическими, лексическими (намеренные ошибки в употреблении слов, домино), фонетическими (например, разучивание и театрализация стихотворений, физминутки.), орфографическими (шифровки, ребусы и т.п.), аудитивными (тексты с нарушенной логической последовательностью повествования), речевыми (обсуждение афоризмов, крылатых выражений, фразеологизмов, пословиц и т.д.), которые способствуют формированию речевых навыков.

В старших классах помимо дидактических игр, использую деловую игру, особенно при работе над развитием и закреплением навыков чтения и говорения. В основном - это исполнение ролей (например, пресс-конференции с обязательным участием всех учащихся, но роли они выбирают сами; могут быть и журналисты, и просто заинтересованные лица, но каждый из них готовит для себя легенду, продумывает имидж, линию разговора). Самому событию предшествует длительная подготовка: чтение for detail, изучение дополнительных материалов, проверка  грамматических структур, учет возможного развития событий и т.п.

Ежегодно  примерно 30% учащихся принимают участие в международном игровом конкурсе по английскому языку «British Bulldog» и «Молодежном чемпионате».

Система моей педагогической деятельности (совокупность методов, приемов, применяемых технологий, взаимоотношения с учащимися, вовлечение их в различные виды деятельности) позволила добиться устойчивых результатов.

         Учебный год

         % качества

    % успеваемости

           2010-2011

73%

               100%

           201-2012

60%

               100%

           2012-2013

62%

                100%

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по подготовке самоанализа педагогической деятельности

Рекомендации подготовлены Комитетом по образованию Ханты-Мансийского района ХМАО.Источник: http://edu.hmrn.ru/index.php?option=com_docman&task=cat_view&gid=49&Itemid=87...

Методические рекомендации для написания самоанализа педагогической деятельности

Рекомендации подготовлены Комитетом администрации по народному образованию г.Новоалтайска.Источник: http://kano-nvl.my1.ru/index/0-61...

самоанализ педагогической деятельности 2011 г

Муниципальное образовательное учреждениеЧановская средняя общеобразовательная школа №1 Чановского района Новосибирской области...

самоанализ педагогической деятельности

данный материал может быть полезен и интересен для учителей русского языка и литературы...

Самоанализ педагогической деятельности учителя

СамоанализАмельяновой Натальи Валерьевныучителя математики и физики ГОУ «Хотьковская школа-интернат Vвида» Сергиево-Посадского района Московской области, 1970 года рождения, окончила математический фа...

САМОАНАЛИЗ педагогической деятельности классного руководителя

САМОАНАЛИЗ педагогической деятельности участника конкурса педагогических достижений «Воспитание мировоззрения в образовательном процессе» в 2008-2009 годув номинации «Воспитание школьник...

Самоанализ педагогической деятельности

В настоящее время к выпускникам средних школ предъявляются большие требования при поступлении в высшие учебные заведения. Ребятам, окончившим школу необходимо адаптироваться в сложном современно...