Проектирование урока английского языка на основе информационных технологий
учебно-методический материал по английскому языку на тему
Применение ИКТ, в частности, презентаций на уроках английского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektirovanie_uroka_na_osnove_ikt_itog.rab_.docx | 36.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Итоговая работа
на тему: «Проектирование урока английского языка на основе информационных технологий»
Курсы повышения квалификации по ИОЧ
ВБ: 01.12.2014г. 05.12.2014г.
«Проектирование учебного занятия
на основе современных информационных технологий»
Выполнила: Задорожная Татьяна Владимировна,
учитель английского языка,
ГБОУ СОШ д. Екатериновка
Красноярского района, г. Самара
Самара, 2014г.
- Введение
В III главе п.28 Федерального государственного стандарта среднего (полного) общего образования указано, что информационно-методические условия реализации основной образовательной программы должны обеспечиваться современной информационно-образовательной средой. Информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы; совокупность технологических средств ИКТ: компьютеры, иное информационное оборудование, коммуникационные каналы; систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде. Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать:
информационно-методическую поддержку образовательного процесса. Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы должно включать:
информационную поддержку деятельности обучающихся и педагогических работников на основе современных информационных технологий.
укомплектованность печатными и электронными информационно-образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана: учебниками, в том числе учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью.
Эффективное использование информационно-образовательной среды предполагает компетентность сотрудников образовательного учреждения в решении профессиональных задач с применением ИКТ, а также наличие служб поддержки применения ИКТ.
Обеспечение поддержки применения ИКТ является функцией учредителя образовательного учреждения.
Современность предъявляет всё более высокие требования к обучению практическому владению иностранным языком в повседневном общении и профессиональной сфере. Разрабатываются пути повышения результативности общего образования, вкладываются большие средства в разработку и внедрение новых информационных технологий.
Актуальность данной работы определяется рядом противоречий между объективной потребностью в использовании новых технологий для организации учебного процесса и недостаточной проработкой этого процесса в условиях традиционной системы обучения, между традиционным подходом к организации и проведению уроков и широкими возможностями использования компьютерных технологий, позволяющих повысить эффективность преподаваемого предмета.
Информационное обеспечение реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования должно обеспечивать:
информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся и
педагогических работников на основе современных информационных технологий в области библиотечных услуг (создание и ведение электронных каталогов и полнотекстовых баз данных, поиск документов по любому критерию, доступ к электронным учебным материалам и образовательным ресурсам Интернета).[1]
Цель данной работы – выявить эффективность проектирования урока английского языка с применением ИКТ для повышения качества обучения учащихся, развития мышления, творческих способностей и формирования приемов мыслительной деятельности учащихся.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить нормативную базу федеральных государственных Стандартов по применению компьютерных технологий в обучении иностранного языка
- изучить теоретический материал о ИКТ технологии в образовательном процессе,
- рассмотреть особенности использования ИКТ на уроке английского языка,
- проанализировать результативность применения ИКТ в собственной практической деятельности,
- выявить "плюсы" и "минусы" использования ИКТ и Интернет-ресурсов на уроке английского языка,
- совершенствовать научно – методическую работу методического объединения школы,
- развивать творчество и педагогическое мастерство, повышать педагогическую культуру и педагогическую технику.
II. Основная часть
1.Информационно-коммуникационные технологии в образовании
Информационные технологии - это «система методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, передачи, обработки и выдачи информации с помощью компьютеров и компьютерных линий связи». [2]
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет). Информационные технологии обучения – это все технологии, использующие специальные технические средства (ЭВМ, аудио, кино, видео).
2. Применяемый тип электронного ресурса
Пять основных типов электронных ресурсов:
- мультимедийные ресурсы; - презентация к уроку; - логические игры; - тестовые оболочки; - ресурсы Интернет.
В своей профессиональной деятельности я использую все типы электронных ресурсов, т.к. каждый из типов имеет возможности и ограничения. Все зависит от возраста учащихся, их способностей, типа занятия, оснащения кабинета, в котором проходит урок.
В начальной школе применяю обучающие программы «Изучай алфавит c удовольствием»/ «Enjoy the ABC» и « Слушай и играй с удовольствием» / « Enjoy Listening and playing» для 2, 3 и 4 классов. Малышам нравятся видеофильмы с участием героев из отечественной передачи «Спокойной ночи, малыши», в которых герои изучают ИЯ. Видеофильмы подбираю так, чтобы грамматический материал, изучаемый на уроке, присутствовал и в фильмах. В результате ребята запоминают легче и быстрей, а песенки, поются на протяжении многих уроков в качестве фонетической зарядки. Эти фильмы применяются мной на протяжении 7 лет и результаты положительные (спустя много лет при повторении грамм.материала, ребята вспоминают запомнившиеся фрагменты).
Внеурочная деятельность построена в тесной взаимосвязи с презентациями и видеофильмами, музыкальными произведениями страны изучаемого языка. На кружок «Юные исследователи» ребята совершают виртуальные экскурсии по Англии, по садам, паркам и зоопаркам Лондона.
Остановлюсь на презентациях к урокам. Презентации, создаваемые учителем, позволяют быстро и эффективно решать эту проблему. Создание таблиц, включение текста, аудио и видеоинформации – это лишь малый перечень того, что может быть включено в презентацию. Анимация объектов позволяет визуально выделить наиболее значимые компоненты, что позволит учащимся дополнительно акцентировать внимание на них. Использование презентаций возможно на любом этапе урока: от актуализации знаний, контроля и оценки знаний, умений и навыков до подготовки домашнего задания.
Собственные мультимедийные презентации повышают качество знаний, продвигают ребёнка в общем развитии, помогают преодолеть трудности, вносят радость в жизнь ребёнка, создают благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.
Презентации помогают учителю более ярко и образно проводить каждый урок, шире раскрывать каждую, даже самую сложную тему; использовать разнообразную наглядность (рисунки, фотографии, картины, схемы, тесты, тексты, музыку), которую трудоемко использовать обычным путем; повысить качество обучения за счёт живого интереса ребёнка к предмету; подготовить учащихся на практике использовать свои знания и умения.
Существуют некоторые ограничения использования ИКТ. Вот некоторые из них:
Не навреди! Крупные и четкие картинки, шрифт, нейтральный фон, только необходимое использование анимации и эффектов. Ну и, конечно, ограничение времени работы с экраном – не более 25 минут за урок, чередование деятельности, смена поз, движение, физминутки, которые лучше проводить, не глядя на экран, дать отдых глазам и телу.
Лучше меньше, да лучше! Прежде чем начать создавать презентацию, будь то целый урок или фрагмент, учитель должен задать себе вопросы: «Зачем?» и «Для кого?». Действительно ли задачи урока можно решить только с помощью презентации или можно использовать другие средства? Никакая даже квалифицированно сделанная презентация не заменит доброго учительского слова, подсказки, поддержки. Важно «не перекормить» обилием презентаций. Самым важным был, есть и будет «живой урок», а не искусственный электронный.
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Лучше один раз сделать, чем сто раз увидеть. Презентация нужна тогда, когда только с ее помощью ребенок может увидеть то, чего не может увидеть и ощутить лично, на практике. Хотя это подходит только визуалам, аудиалам можете хоть десять раз показывать, но поймут они вас, когда услышат, а кинестетикам можно говорить и показывать много раз, но пока они не пощупают, не полистают - эффекта будет мало. Поэтому презентация не может быть на уроке самостоятельной, только в сочетании с объяснением и комментариями учителя, практической деятельностью.
3. Учебное занятие с использованием презентации.
Тема урока: «Летние каникулы», цель урока: «Формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции». План урока: ввести понятие Past Simple, узнать правила образования, порядка слов в предложении и составление монологического высказывания по теме урока, но с использованием нового грамматического материала. Урок выстроен в технология критического мышления.
Концептуальные идеи технологии критического мышления: - мышление, стремящееся к познанию истины; - мышление самостоятельное; - любая информация является не конечным, а отправным пунктом познания; - стремление к познанию истины.
Алгоритм деятельности на уроке в технологии КМ: стадия «ВЫЗОВ» (Что мы знаем и чего не знаем?); стадия «ОСМЫСЛЕНИЕ» («Как и где мы можем об этом узнать?»); стадия «РЕФЛЕКСИЯ» (Что мы теперь знаем?).
Методы и приемы обучения: практическая работа; чтение текста с маркировкой; вводная, аналитическая беседа; метод самоанализа деятельности.
Средства обучения: кластер, логические цепочки, учебный текст, таблица, синквейн.
Слайд 1 – проблемная ситуация (поставить глаголы в прошедшее время). Слайд 2 – формулировка цели (составить предложения по картинке в прошедшем времени). Слайд 3 – формулировка темы (Летние каникулы).
Последующие слайды – наглядные средства, позволяющие достичь цели урока «Формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции».
Последний слайд – выводы, рефлексия (образование пр.вр.)
Учебное занятие спроектировано с учетом возможностей и ограничений при работе с презентациями: (один слайд – одна идея; читаемость и читабельность; единый стиль оформления (цвет, размер шрифта, использованы сочетающиеся цвета из цветовой гаммы; анимация и эффекты только к месту), смена видов деятельности: работа с бумажными носителями, аудио-носителями и электронными средствами; работа со слайдами занимает не больше 2-3 минут; количество строк – не превышает 7, рисунки соответствуют возрасту учащихся.
4. Требования к условиям организации учебного процесса
Доска, компьютер, проектор (презентация Power Point), экран, распечатанные индивидуальные карточки (с авторским текстом, ключевыми словами и планом для составления рассказа по теме «Летние каникулы»), учебник. Данные условия подобраны таким образом, что все учащиеся, в зависимости от своего типа восприятия информации не будут испытывать трудностей при работе с учебным материалом.
5. Образовательный результат,
сформированный у обучающихся на уроке.
Ученик по окончанию изучения темы урока: - классифицирует глаголы на правильные и неправильные; - объясняет правила образования прошедшего времени; - называет обстоятельства времени Past Simple; - приводит примеры применения полученных знаний через словосочетания, клише, предложения; - планирует свою деятельность в соответствии с опорным текстом; - рассказывает о летних каникулах; - дает собственную оценку своему монологическому высказыванию и высказыванию одноклассников.
III. Заключение
Использование ИКТ на уроках английского языка – на мой взгляд, является одним из самых важных результатов инновационной работы в школе. Использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным.
Что касается результативности, использование ИКТ способствуют повышению качества знаний, формированию и развитию коммуникативной компетенции и мотивации к изучению английского языка, созданию благоприятных условий для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе, эффективному усвоению учебного материала, формированию целостной системы знаний, позволяет увеличить темп работы на уроке без ущерба для усвоения знаний обучающимися.
Использованная литература
1.Беляева Л.А., Иванова Н.В. Презентация и ее возможности при обучении иностранным языкам, ИЯШ, 2008, №4, с.36-41.
2.Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам, -М.: Изд-во АРКТИ, 2003, с. 49-127.
3. Гиркин И. В. Новые подходы к организации учебного процесса с использованием современных компьютерных технологий. - Информационные технологии 1998, № 6, с. 21-22.
4. К проблеме модернизации содержания общего образования - ИЯШ, 2002, №5, с.5-8.
5.Сергеева М. Э. Новые информационные технологии в обучении английскому языку // Педагог. - 2005. - № 2. - с .162-166.
6. Современные учебные Интернет-ресурсы в обучении иностранному языку, ИЯШ, 2008, № 6, с. 2-6.
Нормативные документы
- Закон РФ об образовании
- Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос.акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008.
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189
- ФГОС основного общего образования утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г. №19644)
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений: утв. приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986.
Интернет ресурсы:
http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,listcats/cat_id,1240/
- http://минобрнауки.рф/документы/
http://window.edu.ru/resource/
[1] ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
[2] Словарь методических терминов”, авторы Э.Г.Азимов, А.Н.Щукин
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок английского языка с применением информационных технологий в 4 классе "Простое прошедшее время"
Готовая разработка урока в 4 классе на отработку грамматического материала по теме "Простое прошедшее время" с применением информационных технологий....
Развитие речевых умений и навыков учащихся на уроках английского языка на основе использования технологии проблемного обучения
Опыт работы Гукасян Людмилы Гургеновны, учителя английского языка МОБУ СОШ №4 по теме «Развитие речевых умений и навыков учащихся на уроках английского языка на основе использования технологии п...
Развитие речевых умений и навыков учащихся на уроках английского языка на основе использования технологии проблемного обучения
Опыт работы Гукасян Людмилы Гургеновны, учителя английского языка МОБУ СОШ №4 по теме «Развитие речевых умений и навыков учащихся на уроках английского языка на основе использования технологии п...
Урок английского языка с использованием информационных технологий "Превосходная степень сравнения прилагательных"
Данный урок может быть применен к любому УМК.Основными целями урока являются:Дальнейшая автоматизация лексико-грамматического материала по теме "Одежда" и "Животные".Развитие коммуникативных, речевых ...
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка с использованием информационных технологий
Публичное представлениесобственного инновационного педагогического опыта на тему «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка с использованием информационных тех...
Урок английского языка с использованием информационных технологий в 9 классе по теме: " Live in Space"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цель урока: развитие умений читать, осмысливать и обсуждать текст в формате ОГЭ с последующим написанием э...
«Урок английского языка с использованием информационных технологий в 6 классе по теме: " Endangered Species"»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цель урока: формирование навыка устной речи с целью составления самостоятельного логичного и аргументирова...