Этапы творчества
методическая разработка по английскому языку (9 класс) на тему

Баландина Зоя Иосифовна

В этой статье рассматриваются этапы педагогического творчества любого учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etapy_tvorcheskogo_protsessa.odt7.42 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы творческого процесса

Казалось бы, для того, чтобы «сформировать» творческого педагога делается сегодня немало: есть педагогические теории и системы, методические рекомендации и пособия. И все-таки творчества в школе явно не достает. Л.С.Выгодский писал: «Обучить творческому акту искусства нельзя, но это вовсе не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и появлению».

Выделим основные этапы любого творческого процесса:

1 Возникновение творческого замысла урока

2 Разрабатывание этого замысла

3 Реализация замысла на самом уроке с вероятной и возможной доработкой как педагогическое произведение.

Рассмотрим подробно каждый этап.

Педагогический замысел - это первое звено деятельности учителя. Любая  созидательная творческая работа начинается с предварительного осмысления предстоящей деятельности и ее результатов — общего замысла. Это, несомненно, относится и к работе учителя. Обычно можно наблюдать следующую типичную картину подготовки к уроку. Учитель, ознакомившись с программой, смотрит учебник, потом изучает методические пособия и все доступные ему методические разработки, затем стремиться «начитаться» как можно больше самой разнообразной литературы по изучаемой на данном уроке теме и собрать как можно больше средств наглядности. После этого наступает самый мучительный момент - отбор материала. И в результате учитель перед уроком, как правило, испытывает чувство неуверенности, так как не хватает времени на обработку и систематизацию отобранных материалов. Сознание незавершенности работы порождает чувство неудовлетворенности. В итоге учитель нередко оказывается «выбитым из колеи». Сколько сил, энергии, дефицитного времени было бы сохранено, если бы учителя обладали культурой педагогического труда. Ведь прежде чем создавать педагогическую разработку, план действий, их надо «выносить» в виде замысла.

Педагогический замысел позволяет дать предварительный ответ на вопросы: Что делать? Для чего делать? Как делать?

Педагогический замысел - это контуры плана, определяющие перспективы предполагаемой деятельности учителя и ее результата. Ответы на большинство вопросов учитель может получить, обратившись к школьному учебнику как руководству для разработки педагогического замысла, поскольку учебник выступает в качестве основного источника построения всего учебного процесса.

Разработка замысла (ТЛУ)

В работе с учебником, как и во всей деятельности учителя, имеются две стороны. Одна сторона — это деятельность в классе. Другая - подготовка к ней. Рассматривая обе эти стороны в их единстве, мы преимущественно останавливаемся на второй, от которой зависит успех первой. Технология, согласно которой учебник- основное орудие труда не только ученика, но и учителя, является наиболее рациональной, поскольку при достаточном владении ею она экономит силы, и время учителя.

Когда мы говорим об учебнике как программе деятельности учителя, то мы имеем в виду то, что учебник выступает в качестве основного руководства. Но не только в организации процесса изучения учениками его материалов на уроке, но и как руководство в разработке тех целей и задач, которые определяют эту организацию. С одной стороны, учебник выступает как посредствующее звено между учителем и учеником, а с другой - учитель выступает в роли посредника между учебником и учеником. В этой системе имеют место три группы отношений, представляющих собой три подсистемы: учитель-учебник, ученик-учебник, учитель-ученик. Первая  подсистема подчинена последующим двум. Учитель работает с учебником для того, чтобы, во-первых, организовывать учебный процесс в классе, а вторых, направлять домашнюю самостоятельную деятельность учащихся с учебником, который выступает для них вторым после учителя источником знаний. Таким образом, учебник в системе учитель-учебник-ученик выступает одновременно ведущим орудием труда и для учителя, и для ученика.

Учитель обращается к учебнику, уже будучи вооруженным знанием соответствующей науки, причем значительно глубже и шире, чем она преподана в учебнике.

Учебник-ориентир в поиске, отборе и обработке дополнительных материалов к уроку. Нет надобности доказывать, что любой дополнительный к учебнику материал, вводимый учителем на уроке должен быть целенаправленным. А поскольку цели изучения предмета заложены в учебнике, то вполне естественна функция учебника как ориентира в поисках, отборе и использовании дополнительных материалов. В этой связи рассмотрим, как учебник помогает учителю разрешить следующие вопросы:

1. Что искать?

2. Где и как искать?

3. Как искать найденные дополнительные материалы?

Информация в большинстве учебников дается в сжатом, концентрированном виде. Иными словами, данный в концентрированном виде материал учебника требуется развернуть в устном изложении учителя. При этом текст учебника выступает ориентиром в поиске и отборе нужных дополнительных к нему материалов.

Трудности, которые испытывают учителя при поиске и отборе материалов к уроку, объясняются двумя причинами. Во-первых, каждое из содержащихся в учебнике положений, суждений, каждый факт представлены в разнообразной и подчас весьма значительной по объему литературе - научной, научно-популярной, художественной, публицистической, справочной, методической. У учителя, особенно начинающего, в домашней библиотеке имеется лишь незначительная часть этой литературы.

Во-вторых, ограниченные рамки урока позволяют использовать на уроке незначительную долю необъятного в учебных условиях материала, В связи с этим требуется решить вопрос о рациональной организации поисков дополнительных к учебнику материалов.

Рационализация поисков предполагает следующую предварительную работу:

1. Определение на основе анализа учебника причин, вызывающих необходимость обращения к дополнительным материалам.

2. Вычленение компонентов учебника, нуждающихся в привлечении дополнительных материалов.

3. Определение характера требующихся материалов, и на этой основе определение вида и источника, содержащего эти материалы.

Разработка замысла урока должна базироваться прежде всего на новейших достижениях педагогической и психологических наук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная викторина в 10 классе на тему: "Основные этапы жизни и творчества Николая Васильевича Гоголя".

Данная викторина содержит вопросы, позволяющие проверить знание основных фактов жизни и творчества Николая Васильевича Гоголя...

Основные этапы жизни и творчества И.А.Гончарова. Общая характеристика романа «Обломов»

Конспект урока к первому уроку по изучению творчества И.А.Гончарова. Дана общая характеристика роману "Обломов"...

«Записки охотника» как этап развития русской прозы и веха в творчестве И.С.Тургенева»

Урок проводился в 10 классе при изучении темы "Творчество И. С. Тургенева"....

Этапы творчества на занятиях в секции "Вяжем и играем"

Вязание развивает творческие способности детей, способствует углублению знаний французского языка.В сатье говориться об этапах творчества, которые проходят дети при обучении в секции "Вяжем и играем"....

Урок литературы в 9 классе "Образ Петербурга в творчестве Н.В. Гоголя" (заключительный этап проекта "Образ Петербурга в творчестве русских писателей"

Урок литературы "Образ Петербурга в творчестве Н.В. Гоголя " является одним из  этапов в долгосрочном проекте "Образ Петербурга в творчестве русских писателей"  и логическим заключением...

Борис Пастернак. Жизнь и творчество: биография, этапы творчества, основные книги, поэтика.

Презентация для 11 класса к изучению творчества Бориса Пастернака. Представлены основные моменты и этапы творческой биографии писателя, дана краткая характеристика его основных книг. В разделе "П...