Методы исправления ошибок в устной речи при изучении иностранного языка.
статья по английскому языку на тему

Кравчук Наталья Викторовна

На сегодняшний день существуют современные подходы к исправлению ошибок в устной речи при изучении языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2_na_russ.docx26.79 КБ

Предварительный просмотр:

Методы исправления ошибок в устной речи

при изучении иностранного языка.

На сегодняшний день существуют современные подходы к исправлению ошибок в устной речи при изучении языка. Мы часто пугаем своих учеников словом «ошибка», хотя именно ошибки-  это неотъемлемая и даже в некоторой степени нужная часть процесса обучения. Часто на уроке мы можем слышать: “В этом упражнении очень много ошибок” или “Написано неплохо, но вот в разговорной речи полно ошибок”. Уже давно доказанный факт, что общее значение слова “ошибка” шире и отображает явления и процессы в использовании языка. Иногда не всегда полезно исправлять ошибки в речи. В этой статье я бы хотела рассказать о причинах ошибок в речи учащихся, их общепринятой классификации, об основных методах исправления ошибок.

Итак, каковы же основные причины ошибок, допускаемых нашими учащимися в процессе изучения иностранного языка.

1. Влияние родного языка.

Безусловно родной язык влияет на правильность фонетического оформления изучаемого языка. Специалисты по акценту могут определить, откуда родом говорящий. Так, например, для немцев очень трудно произнести русскую букву «с» перед гласной буквой.  Например, “солнце” получается “золнце”, а для русскоговорящих характерно оглушение согласных на конце слова. Эта причина также влияет и на словарный запас и грамматику. 2. Нечёткое знание правил. Так ученик, знающий, что прошедшее время глагола образуется при помощи окончания ed, может сказать: “I growed up in Great Britain”. Или же ученик может неверно применять правила. Так некоторые при изучении сравнительных степеней прилагательных делают ошибки типа: “Your cat is more bigger than mine.”

Ну и в-третьих, учащиеся очень часто делают ошибки из-за невнимательности.

Итак, какова же классификация ошибок.

1. Ошибки – так называемые оговорки (или slips).

К этому типу относятся ошибки, которые учащийся может исправить сам, если на них указать.

Пример: She left university two years ago and now work as a HR manager.

2. Ошибки, сделанные в пройденном материале, учащиеся не совсем поняли грамматический материал.  (errors). Это ошибки, которые ученик не может исправить самостоятельно, даже если на них указать или подсказать, но класс знаком с правильной формой, учитель ранее уже демонстрировал грамматический материал в классе.

Пример: That was the first English film which I have understood it.

3. Ошибки, допущенные в неизученном материале (так называемые attempts).

Чаще всего это ошибки, сделанные в незнакомых структурах, или же, когда не ясно, что учащийся хочет сказать, и какую форму он пытается использовать в предложении для выражения своей мысли.

Пример: This no really for always my time...

Данная классификация основана на знании учителем своих учеников, т.к. для одного ошибка в подобного рода предложениях может быть slip, для другого – error, а для третьего – attempt. А также это может быть продвижением учащегося в изучении языка от attempt до slip. Говоря об исправлениях, нужно прежде всего ответить на вопрос, всегда ли это уместно во время устной речи. Задача учителя – это прежде всего помочь учащимся овладеть навыком общения на языке, и иногда это лучше делать, не прибегая к постоянным исправлениям. Когда же учитель может не исправлять ошибки? Тогда, когда он уделяет внимание смыслу высказывания, т.к. чем больше мы сосредотачиваемся на том, что говорит учащийся, тем меньше следим за правильностью грамматических форм.

Пример:
Учитель: Why are you so sad, Kate?
Ученик: I’m sorry, I am fallen the exam.

Конечно же, ошибки в устной речи учащихся необходимо замечать, но в момент ответа не следует обращать на них внимание, тем самым развивая беглость речи и не нарушая коммуникативной направленности высказывания. Учащиеся должны осознать себя источником информации.

Какие же существуют методы исправления ошибок?

Хотелось бы сразу оговориться, что каждый метод имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Это важно учитывать при выборе того или иного способа работы с материалом.
Рассмотрим один из методов на примере упражнения “ответы на вопросы”. После того, как учащийся дал ответ, учитель делает паузу, чтобы другие учащиеся решили, правильно или нет выполнено задание. Если правильно, то нужно продолжить выполнение упражнения. Если же допущена ошибка, то первое к чему нужно прибегнуть – это исправление ошибки тем, 
кто её допустил (self-correction).Очень важно использовать эту форму исправления, если Вы считаете, что ошибка -slip. Поэтому не спешите исправлять ошибку сами, а укажите на неё выражением лица, жестом, затем дайте время учащемуся подумать и дать правильный ответ.
Если же учащийся не может исправить ошибку самостоятельно, необходимо прибегнуть к другому методу – это помощь класса 
(peer correction).

Пример:
Тренировка постановки вопроса в Present Indefenite.
Peter: What time you usually come back home?
Teacher: (выражение удивления)
Teacher: Can anyone help us? Yes, Kate.
Kate: What time do you usually come back home?

Учитель должен попросить допустившего ошибку повторить правильное предложение.

Положительные стороны метода:
  • сосредоточенность всего класса на виде деятельности;
  • учитель может проверить, слышат ли ученики ошибки;
  • воспитательные моменты (развитие взаимопомощи и сотрудничества);
  • хорошая тренировка для дальнейшей работы в парах, т.к. при этой форме организации деятельности учитель не может проконтролировать все ошибки во время подготовки учащимися ответа.
Отрицательные стороны метода:
  • несколько желающих ответить (следует спросить того, кто не поднял руки, т.к. нет никакой пользы, если исправляют одни и те же);
  • привыкнут к такому виду деятельности.

Если Вы видите, что ни сам учащийся, ни класс не могут исправить ошибку, то это должны сделать Вы. Итак, третий метод – teacher correction.

Пример: The radio was invent by Popov.

  • можно показать на пальцах, где каждый палец – это определённая часть слова (слог), и сделать паузу в месте ошибки;
  • повторить предложение целиком, интонационно выделив место ошибки;
  • Вы даёте правильную форму и просите класс повторить предложение.

IV. Дополнительные методы исправления.

1. Так называемое отсроченное исправление (delayed correction)

После того, как класс выполнил упражнение, учитель может предложить самостоятельное задание на отработку материала – работа в парах. Что, если кто-то во время подготовки допускает ошибки? Учитель может остановить учеников, если слышит, что задание выполняется неправильно. В остальных случаях его роль сводится к записи ошибок. Если часто повторяется одна и та же ошибка, то после выполнения всеми задания, учитель должен акцентировать на ней внимание при помощи peer correction. Это сложный вид работы для учителя, но его положительные стороны в том, что учитель даёт учащимся свободу и возможность проявить себя.

Эффективна также будет игровая деятельность. Можно подготовить карточки с типичными ошибками и карточки с правильным вариантом. Каждому ученику раздать, например, по три карточки той и другой категории. Задача учеников – понять, на какой из карточек есть ошибка, обойти группу и найти парную карточку с правильным предложением.

Пример: Ученику досталась карточка I have pen. Он ищет карточку I have a pen.

Иногда необходимо прибегнуть к объяснению, но лучше будет, если учащиеся сами попробуют объяснить, т.к.:

  • им нужно будет использовать терминологию, следовательно лучше запомнят;
  • учитель проверит, что усвоено и как ученики могут объяснить правило своими словами.
2. Group work. Observer

Учащиеся работают в группах. Например, трое обсуждают данное им задание, четвёртый слушает и отмечает ошибки (observer). Задача учителя сделать так, чтобы каждый оказался в роли “наблюдателя”, объяснив, в чём именно заключаются его функции:

  • должен следить за ошибками в группе;
  • должен записывать ошибки как грамматические, так и ошибки, связанные с нарушением этикета общения;
  • не должен исправлять их сразу;
  • не должен мешать группе, прерывая замечаниями.

Положительные стороны метода:

  • учащиеся сами следят за правильностью речи;
  • более сильные ученики могут помочь слабым;
  • эффективен вариант, когда observer записывает предложения, в которых были сделаны ошибки, на родном языке, потом зачитывает их а группа переводит.

Задача преподавателя заключается не столько в акцентировании внимания на разнице “ученического английского” и “нормативного английского”, сколько в создании мотивации путём поощрения “learning steps”. Но иногда всё получается наоборот: если каждый раз указывать на ошибки, учащийся, боясь допустить их, произносит заведомо правильные простые конструкции или просто молчит. Это не даёт ему возможность экспериментировать с языком в поисках лучших, более ярких способов выражения мысли. Учитель должен решить:

  • исправлять ошибки или нет;
  • когда исправлять;
  • что исправлять;
  • как исправлять.

Библиография:

1. Julian Edge, Mistakes and Corrections, Longman, 1989
2. ELT 
News & Views issue No. 2(5), ДИНТЕРНАЛ, International Book Distribution, 1998


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ошибки и исправление ошибок в письменной речи на уроках иностранного языка

В данной работе содержатся различные классификации ошибок, методы исправления и методы оценивания письменных работ по иностранному языку....

статья "РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ УСТНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА" по обмену опытом работы из Сборника материаловVI Всероссийской научной конференции «Социально-гуманитарные проблемы современной науки и пути их решения»

Принята к публикации в Сборнике материалов VI Всероссийской научной конференции«Социально-гуманитарные проблемы современной науки и пути их решения»(г. Челябинск, 15 ноября 2013 г.)...

выступление на Районном методобъединеии "Развитие умений и навыков устной речи на уроках иностранного языка"

Содержание выступленияI. Введение. II.        Основные признаки современного урока иностранного языка при выполнении задачи развития умения и навыков устной речи. 1. Рече...

Использование новых технологий при обучении устной речи учащихся по иностранному языку в т.ч. технологии “Дебаты”.

Данная работа познакомит читателя с такими понятиями как социальная и стратегическая компетенция, тактика и стратегия общения, с тем, что из себя представляет монолог и диалог. Одна из новых педагогич...

Приемы устранения ошибок в устной речи на уроке английского языка

Научить детей общаться естественным образом в условиях искусственной учебной ситуации- дело сложное и избежать ошибок в процессе овладения языком не представляется возможным, поэтому преподавателю нео...

12 советов по активизации устной речи на уроках иностранного языка: как сделать так, чтобы ученики заговорили на иностранном языке

Когда дело доходит до говорения, даже самые уверенные в себе ученики берутся за это дело неохотно. Как преподаватель вы не можете нажатием кнопки «переключить» учеников в режим говорения, ...