Расширение словарного запаса учащихся при изучении иностранного (английского) языка. Виды и формы работы с флеш-карточками
методическая разработка по английскому языку ( класс) по теме

Лустенкова Татьяна Алексеевна

Методическая разработка об использовании флеш-карточек для расширения словарного запаса учащихся. Это и интересная, нетрадиционная форма работы, и качественное запоминание написания и значения слов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Расширение словарного запаса учащихся при изучении иностранного (английского) языка.

Виды и формы работы с флеш-карточками

Всем известно, что изучение иностранного языка начинается с запоминания слов, их графического выражения, произношения и значения. Кроме того, человек должен уметь правильно использовать слово в речи. Поэтому в данной статье пойдет речь о том, как же добиться прочного запоминания слов у учеников, изучающих иностранный язык.

Наиболее продуктивной считается методика запоминания слов с использованием системы флеш-карточек. Флеш-карточки — это набор карточек небольшого размера (примерно 3,5*6 см), на которых размещена информация в виде слов, чисел, картинок, чаще всего используются обе стороны карточки. На одной стороне карточки размещен вопрос (в данном случае, слово на английском зыке, возможно с транскрипцией), а на оборотной стороне — ответ (в виде перевода слова, картинки или его объяснения). Таким образом, флеш-карточки — это вопросно-ответный способ размещения информации, необходимой для ученика. Флеш-карточки широко используются по всему миру как обучающая тренировочная техника с целью запоминания информации путем многократного интенсивного повторения.

Получить необходимый набор карточек можно несколькими способами:

  • купить в книжных магазинах, в интернет-магазинах (эти карточки красочно оформлены в одном стиле, объединены определенной тематикой)
  • изготовить из бумаги одного формата, куда вносятся данные, необходимые именно нам, от руки, на одной стороне пишется слово, транскрипция, а на другой — перевод, примеры использования.
  • изготовить карточки с помощью компьютера, так как в сети существует огромное количество сайтов, где можно скачать программы, для создания флеш-карточек. В программе можно напечатать те слова, которые необходимы, с транскрипцией, переводом, примерами использования, выбрать нужный шрифт, цвет текста и т. д.

В классе мною широко используются флеш-карточки, выполненные на компьютере. Мои карточки содержат лексику, изучаемую на уроках, и представляют собой постоянно обновляемый и накопляемый флеш-словарик для каждого класса. Особо востребована работа с флеш-карточками у учеников начальных классов, она представляет особый интерес у младших школьников, тем самым резко возрастает продуктивность данного вида работы по повышению словарного запаса.

Работа с флеш-карточками очень интересна и увлекательна для учеников. Во-первых, это необычный формат представления информации. Ребятам нравится перекладывать карточки, переворачивать, запоминать слова, находить уже известные лексические единицы, раскладывать по стопочкам слова новые и слова уже выученные. Во-вторых, методика работы с флеш-карточками предоставляет огромное множество вариантов работы на уроке:

  1. перекладывание карточек с просмотром их перевода
  2. парная работа предусматривает работу двух учеников, один из которых управляет процессом представления карточек втором ученику.
  3. работа с заданиями (выбрать карточки на определенную тему, разложить в алфавитном порядке, выбрать слова с ударением на первый слог, соединить карточки так, чтобы получилось словосочетание или предложение и т. д.)
  1. Очень часто в работе с карточками используется метод для эффективного запоминания и повторения, предложенный немецким ученым и журналистом Себастьяном Лейтнером в 70-е годы XX-го века.

Эта система — простое применение принципа интервальных повторений, где карточки повторяются через увеличивающиеся интервалы.

В этом методе флеш-карточки рассортированы в группы в зависимости от того, как хорошо ученик усвоил информацию на каждой карточке. Например, при изучении иностранного языка ученик пытается вспомнить значение слова, написанного на флеш-карточке. Если он вспоминает его, то карточка перекладывается в следующую группу. Если же нет, то карточка возвращается в первую группу. Каждая следующая группа повторяется через увеличивающийся интервал. Данный метод может использоваться как для изучения слов иностранного языка, так и запоминания другой информации.

Карточки сортируются по трем группам: Группа 1, Группа 2 и Группа 3. В Группу 1 помещаются карточки с новыми словами и со словами, которые ученик усвоил плохо. Группа 3 содержит карточки со словами, которые ученик знает очень хорошо. Ученик может повторять слова из Группы 1 каждый день, слова из Группы 2 через каждые 3 дня, а слова из Группы 3 каждые 5 дней. Если ученик смотрит на слово из Группы 1 и вспоминает его значение, то карточка перемещается в Группу 2. По такому же принципу карточки из Группы 2 перемещаются в Группу 3. Если же ученик не может вспомнить значение слова на карточке из Группы 2 или 3, то эта карточка возвращается Группу 1, и процесс повторяется вновь до прочного усвоения информации.

Существует и адаптированная версия этого метода. Необходимо взять стопку флеш-карточек. Если слово на верхней карточке известно, то карточка перекладывается в конец стопки. Если слово неизвестно, то оно после просмотра перевода перекладывается в середину стопки (ближе к началу), чтобы оно встречалось раньше и чаще, чем слова уже известные. Таким образом мы добиваемся более частого  повторения необходимой трудной лексики и ее прочного запоминания.

Данную форму работы я рекомендую своим учащимся не только в начальной школе, но и в средней, так как метод достаточно прост в использовании и является очень эффективным в плане пополнения словарного запаса. Данную работу можно проводить и в классе, и дома. Ребята могут работать дома и с родителями, и с одноклассниками. Данная форма работы развивает моторику, кратковременную и долгосрочную память, самостоятельность, творческое мышление. Ученик сосредотачивается на более сложной информации, помещенной на флеш-карточках. В результате работы происходит сокращение времени, затрачиваемого на обучение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование тестов для расширения словарного запаса учащихся на уроках английского языка.

Отвечая всем основным психологическим и дидактическим принципам, тесты все шире и шире используется при изучении иностранных языков. Однако, слишком большой упор делается на так называемые «контролиру...

Обогащение словарного запаса учащихся, изучающих английский язык, как способ расширения их коммуникативных возможностей

Не для кого не секрет, что тестовая форма сдачи ЕГЭ заставляет учащихся средней школы и их педагогов уделять большое внимание грамматической стороне языка, письму, словообразованию, аудированию, остав...

Разработка части программы по теме "Расширение словарного запаса учащихся за счет формирования навыков словообразования."

Работа включает презентацию то теме, разработку системы упражнений к части 1 учебника "SPOTLIGHT 10" и разработку заключительного урока....

Прием «Кластер» как средство расширения словарного запаса на уроках английского языка в 5 классе

Кластер – один из самых интересных и эффективных приемов. Кластер – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Кластер является отражением нели...

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАСШИРЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Аннотация. В статье представлен опыт работы по активизации лексики на уроках английского языка, приведены примеры лексических упражнений, характерных для каждого этапа работы над лексикой в средней шк...

Обогащение словарного запаса учащихся, изучающих английский язык, как способ расширения их коммуникативных возможностей.

В современном мире очень важно знание иностранных языков, но тестовая форма сдачи ЕГЭ заставляет учащихся средней школы и учителей уделять большое внимание грамматической стороне языка, письму, словоо...

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАСШИРЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА с учетом требований ФГОС 3 поколения

Автор: учитель английского языка МБОУ «Средняя школа им. А.А. Леонова», Сухорукова Елена Дмитриевна, г. Гагарин, Смоленская область.Аннотация. В статье представлен опыт работы по акти...