Мотивационная ориентация и успешность деятельности на уроках английского языка
статья по английскому языку на тему

Шляхова Ирина Александровна

Статья содержит психологические рекомендации для проведения уроков английского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мотивационная ориентация и успешность деятельности на уроках английского языка.

Мотивация является одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии. На материале изучения мотивации в овладении иностранным языком в школе психологами выявлены четыре мотивационные ориентации:  на процесс, результат, оценку учителем, избегание неприятностей , -  которые  наряду с другими компонентами учебной мотивации определяют направление, содержание и результат учебной деятельности. Наиболее  связанными с успеваемость оказались мотивационные ориентации  на процесс и на результат. В своей работе для того, чтобы развить мотивационную ориентацию на результат, я показываю результат успешной деятельности других учащихся: презентации, стен-газеты, проекты.  Традиционно, в нашей школе в рамках недели английского языка представлены лучшие творческие работы учеников, проходят викторины, концерты. У учащихся возникает мотивационная ориентация на результат, которая должна подкрепляться мотивационной ориентацией на процесс. Необходимое условие для создания у учащихся интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности – возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Основное средство воспитания устойчивого интереса к учению – использование таких вопросов и заданий, которые требуют от учащихся активной поисковой деятельности. Большую роль в формировании интереса к обучению играет создание проблемной ситуации, столкновение учащихся с трудностью, которую они не могут разрешить при помощи имеющегося у них запаса знаний; сталкиваясь с трудностью, они убеждаются в необходимости получения новых знаний или применения старых в новой ситуации. Интересна только та работа, которая требует постоянного напряжения. Легкий материал, не требующий умственного напряжения, не вызывает интереса. Преодоление трудностей в учебной деятельности – важнейшее условие возникновения интереса к ней и развития мотивационной ориентации на процесс. Но, необходимо помнить, что трудность учебного материала и учебной задачи приводит к повышению интереса только тогда, когда эта трудность посильна, преодолима, в противном случае интерес быстро падает. На своих уроках я стараюсь максимально вовлечь учащихся  в учебную деятельность игровыми приемами , составлением диалогов на интересующие их темы, работой над проектами. Нахожу  такую работу для каждого ученика, которая будет ему интересна и посильна. Учебный материал и приемы учебной работы должны быть достаточно (но не чрезмерно) разнообразны. Разнообразие обеспечивается не только столкновением учащихся с различными объектами  в ходе обучения, но и тем, что в одном и том же объекте можно открывать новые стороны. Например, вспомогательный глагол в утвердительных предложениях для эмоционального ударения. Один из приемов возбуждения у  учащихся  познавательного интереса – отстранение, т.е. показ учащимся нового, неожиданного, важного в привычном и обыденном. Новизна материала – важнейшая предпосылка возникновения интереса к нему. Однако познание должно опираться на уже имеющиеся у школьника знания. Использование прежде усвоенных знаний  - одно из основных условий появления интереса и развития мотивационной ориентации на процесс. Существенный фактор возникновения интереса и увеличения мотивационной ориентации на процесс – это эмоциональная окраска, живое слово учителя, который должен выступать и в роли тренера, и в роли тьютора, и в роли менеджера. В настоящее время при широких возможностях образовательных технологий в контексте требований ФГОС пред нами открыты различные способы развития мотивационных ориентаций на результат и на процесс. Выбор обуславливается  индивидуальными особенностями учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"

Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"...

Формирование коммуникативной деятельности на уроках английского языка посредством игровой деятельности"

Проработав в школе свыше 30 лет, я поняла, что цели образования в новых условиях меняются  и задачи учителя изменились  в настоящее время по сравнению с прошлым. Введение государственных ...

Компетентностный подход в развитии успешной личности на уроках английского языка в условиях внедрения ФГОС

Компетентностный подход в развитии успешной личности на уроках английского языка в условиях внедрения ФГОС подразумевает процесс индивидуализации. Когда в центре образования стоит деятельность каждого...

Обобщение опыта по английскому языку по теме «Игровая деятельность на уроке английского языка в процессе реализации системно -деятельностного подхода "

    Моя работа направлена на развитие у учащихся следующих таких  ключевых компетенций, как: инициативность (активная жизненная позиция), коммуникативная культура (умение работат...

Технологическая карта урока английского языка Знакомство с проектной деятельностью на уроках английского языка в 4 классе. Отработка чтения

Знакомство с проектной деятельностью на уроках английского языка в 4 классе. Отработка чтения...

Из опыта работы учителя английского языка Изотовой Е.В. «Как организовать эффективную учебную деятельность на уроке английского языка?»

Статья освещает эффективные приемы и методы формирования УУД на уроках английского языка, которые автор статьи использует на своих уроках....