Сформированность положительной мотивации к предмету у обучающихся
материал по английскому языку на тему
Создание учителем условий для формирования нравственно- смыслового отношения школьника к собственному образованию. Сформированность положительной мотивации к предмету у обучающихся.
Развитие познавательной и учебной мотивации.
Формирование мотивов учения – это создание условий для проявления внутренних побуждений к учебе, осознания их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Стимулировать ее развитие возможно и необходимо системой психологически продуманных приемов. Общий смысл развития учебной мотивации школьников состоит в том, чтобы переводить учащихся с уровней отрицательного и безразличного отношения к учению, к зрелым формам положительного отношения к учению – действенному, осознанному, ответственному. Так как в учебном процессе задействованы две стороны учитель и обучающийся, то и в процесс развития познавательной и учебной мотивации они включаются вместе, причем ведущая роль принадлежит учителю. Хочу рассказать о своей работе в данной направлении, пользуясь рекомендациями, которые получила на курсах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sformirovannost_polozhitelnoy_motivatsii_k_predmetu_u_obuchayushchikhsya.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание учителем условий для формирования нравственно- смыслового отношения школьника к собственному образованию. Сформированность положительной мотивации к предмету у обучающихся.
Развитие познавательной и учебной мотивации.
Формирование мотивов учения – это создание условий для проявления внутренних побуждений к учебе, осознания их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Стимулировать ее развитие возможно и необходимо системой психологически продуманных приемов. Общий смысл развития учебной мотивации школьников состоит в том, чтобы переводить учащихся с уровней отрицательного и безразличного отношения к учению, к зрелым формам положительного отношения к учению – действенному, осознанному, ответственному. Так как в учебном процессе задействованы две стороны учитель и обучающийся, то и в процесс развития познавательной и учебной мотивации они включаются вместе, причем ведущая роль принадлежит учителю. Хочу рассказать о своей работе в данной направлении, пользуясь рекомендациями, которые получила на курсах.
РЕКОМЕНДАЦИЯ 1. Осмысленная деятельность учителя — осмысленное обучение.
Процесс обучения станет более эффективным, если организовать само преподавание не как трансляцию информации, а как активизацию и стимуляцию процессов осмысленного обучения.
На своих уроках я добилась того, что процесс обучения и приобретения знаний проходит в сотрудничестве учителя и обучающихся.
Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе.
Обучение в сотрудничестве предусматривает все уровни общения, опирается на них. Практически, это обучение в процессе общения, общения учащихся друг с другом, учащихся с учителем, в результате которого и возникает столь необходимый контакт. У меня на уроке учащиеся поочередно выполняют разные социальные роли - лидера, исполнителя, организатора, докладчика, эксперта, исследователя и т.д.
Я же осуществляю роль организатора самостоятельной познавательной, творческой деятельности учащихся. Моя задача больше не сводится к передаче суммы знаний и опыта, я помогаю ученикам самостоятельно добывать нужные знания, критически осмысливать получаемую информацию, уметь делать выводы, аргументировать их, располагая необходимыми фактами, решать возникающие проблемы.
РЕКОМЕНДАЦИЯ 2. Развитие внутренней мотивации — это движение вверх.
Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только поняты, но и внутренне приняты им, то есть чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли отклик в его переживаниях.
Так, когда мы приступаем к изучению новой темы, я никогда не говорю, давайте сначала выучим слова. А всегда подвожу ребят к тому, чтобы они поняли необходимость изучения того или иного материала. Например. При изучение темы «Школьная жизнь» в 5 классе, я предлагаю детям совместно составить письмо другу и рассказать о своей школьной жизни. Это задание выполнить дети самостоятельно не могут, они постоянно спрашивают как сказать то или другое, таким образом сами определяют какие языковые единицы им необходимы (естественно, что незаметно я подвожу их к информации, которую они должны передать)
РЕКОМЕНДАЦИЯ 3. Стратегия "Положительная мотивация". Мотивация достижения и способности.
Некоторым ученикам, испытывающих трудности в обучении вообще или в решении конкретных задач, достаточно просто понять, что именно в их действиях не срабатывает. Перед очень сложными заданиями дети часто испытывают чувство страх, постоянные трудности, невозможность справиться с работой ведет к потере интереса познавать. Здесь с моей точки зрения очень важно дифференцировать задания по объему, по сложности. Так готовясь к урокам, я учитываю уровень подготовки отдельных учащихся, или класса. Так, работая в 5А и 5Б классах вначале я давала одни и те же задания, потом стала замечать. что дети в 5б классе стали все чаще не выполнять домашние задания, отвлекаться на уроках, говорит «я это не сделаю» и я поняла, что нужно что –то менять. Стала более детально разбирать домашние задания. при активизации языкового и грамматического материала стала использовать подстановочные таблицы, шаблоны, задания типа «выбрать правильный ответ» и т.д.. то есть стала уменьшать сложность и ребята с удовольствием стали заниматься, «тянуть» руки для ответов. На небольшой промежуток времени я перестала исправлять постоянно их ошибки, чтобы «не бить по рукам», а восполнение пробелов в знаниях проводить постепенно.
РЕКОМЕНДАЦИЯ 4. Эмоциональность урока. Любознательность и познавательный интерес.
Следует помнить, что продуктивность деятельности (даже при наличии положительной мотивации) зависит от силы эмоций, которые сопровождают эту деятельность.
Реакция учащихся на учебную нагрузку будет благоприятной, если трудность задания оптимально сочетается с эмоциональностью урока.
Использование эффективных приемов, активных форм работы, игровых ситуаций, игр способствует развитию интереса, а значит и познавательной активности.
В 5 классе, при завершении работы над темой «День школьника», я провела Урок – конкурс. Вместе с ребятами мы разработали программу, определили этапы.
1 мой выходной день.
2. Мой рабочий день.
3. Как я мечтаю провести свои каникулы.
Дети сами определили вопрос, который они хотели бы осветить и форму выражения. Задания дифференцировались от простых к сложным (описание по схеме, описание по картинке, рассказ, диалог), необходимым условием для выступающих было в свою работу включить «сюрприз» Уроки прошли очень активно, интересно, сюрпризы приготовили разные: рифмовки, стихи по теме, приглашения поехать отыхать вместе, даже подарок: схема в картинках Турции. Что самое интересное. Что ребята 5Б класса проявили больше фантазии, заинтересованности, привлекли к помощи родителей. В конце сделали вывод, чтобы осуществить свою мечту поехать за границу, надо учить язык. И несколько последующих уроков очень старательно познавали язык.
11 класс Брейн-ринг «Ужасы, боевики, сериалы – за и против!» Тема «Что помогает тебе наслаждаться жизнью» Члены жюри строго следили за выполнением выработанных требований:
1. Убедительность доводов.
2. Эмоциональная речь.
3. Употребление не менее 10-12 новых языковых единиц по теме.
4. Использование не менее 4-5 языковых единиц оценочной лексики
в требованиях отсутствует пункт- ошибки, это дает возможность не бояться сделать ошибку, не комплексовать, не всегда звучали предложения, часто использовались выражения, словосочетания, но ребята говорили. Скорость речи помогала скрыть ошибки, но ребята почувствовали, что могуг выражать свои мысли на языке.
9 класс. Пресс – конференция «Любимые телепередачи знаменитостей»
Домашнее задание:
3 человека – знаменитости, по своему выбору (футболист- Аршавин Андрей, певец – Дмитрий Колдуни Анастасия Задорожная)
Журналисты- Продумать интересные вопросы, чтобы понравились зрителям и зрители могли лучше узнать интересы и склонности кумиров.
Об обучающих возможностях игр известно давно. В игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности человека, ребенка в особенности. Игра всегда предполагает принятие решения - как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. А если подросток при этом говорит на иностранном языке, это открывает богатые обучающие возможности. Дети над этим не задумываются. Для них игра прежде всего - увлекательное занятие. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий - все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения - «оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми».
При изучении новой лексики по теме я применяю такие игровые методы как кроссворд, составление истории по картинке.
Например, игра «Word-search grid».
Дается сетка 14Ч14 клеток, в каждой клетке написана буква алфавита. Среди набора букв скрыты слова по теме «деньги». Учащимся необходимо найти слова находящиеся в списке, перевести их и найти слово которого нет в сетке.
Инструкция:
Слова могут быть записаны вперед, назад, по вертикали; по горизонтали, или по диагонали. Слова все связаны с темой «деньги».
Вы должны искать следующие слова, отмечать их на сетке и писать перевод в стороне так, чтобы Вы поняли их значения. Одно слово в Списке не находится в Сетке - что это за слово?
Кроссворд может использоваться не только как индивидуальная деятельность ребенка, но и как коллективная.
Например игра «Half a cross word: Adjectives to describe people» .
Класс делится на 2 группы (А и В). Составляется кроссворд с использованием слов по теме, затем все слова кроссворда делятся поровну, делается 2 пустых бланка, один из них заполняется одной частью слов, другой - второй, так чтобы они дополняли друг друга. Один бланк дается группе А, другой - группе В. Для заполнения кроссворда необходимо участие обеих групп: группа А поясняет группе В значение тех слов, которые имеются в ее бланке, затем группы меняются.
Инструкция:
Работа в группах A и B. Вы группа А.
Некоторые из слов в этом кроссворде отсутствуют. Группа B знает, каковы они. Группа B также имеет некоторые слова, которые отсутствуют в их кроссворде.
Используйте это по очереди, чтобы спросить друг у друга значение недостающего слова.
Использование такого игрового метода как составление истории по картинкам также используется для изучения новой лексики. Этот метод развивает воображение учащихся, а также дает возможность ученикам показать свой знания, полученные на других уроках или из личного опыта..
Для подростков очень важна связь учебной деятельности с реальной жизненной ситуацией. Эта связь легко прослеживается в игре «Communication».
В этой игре необходимо помочь своему другу. Ваш друг хочет купить следующие изделия: ломоть хлеба, бутылка вина, конфет, газеты. Используя автобус и автобусную станцию как отправную точку, нужно объяснить, как он может купить те изделия, которые ему нужны, используя самый короткий маршрут. У вашего друга проблема, потому что его очки сломаны, и он не может прочитать ничего без них. Не забывайте объяснять, где входы в здания.
Ребята учатся объяснять и спрашивать дорогу на английском языке.
6 класс Биография .Задание: принести по картинке с изображением людей за какой то работой (зачем не обьясняется, своего рода интрига)
На уроке меняются картинками, каждый становится человеком, изображенном на ней и заполняет анкету по таблице на доске
2 записывает данные и вопросы
3 обсуждают в парах
4 рассказывает о человеке от своего имени
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему "Способы формирования положительной мотивации к изучению английского языка у обучающихся начальной школы".
Презентация на тему "Способы формирования положительной мотивации к изучению английского языка у обучающихся начальной школы"....
Формирование положительной мотивации обучающихся, их родителей, педагогов - важнейшее условие повышения качества образования.
Проблема формирования устойчивых положительных мотивов у школьников актуальна в педагогике, психологии и практике школы....
Педагогическая концепция "Формирование положительной мотивации обучающихся на основе проблемного обучения"
В данной статье представлены принципы проблемного обучения на уроках биологии, а так же, приемы создания проблемной ситуации на уроках биологии....
Формирование положительной мотивации у обучающихся к изучению английского языка с помощью СОТ.
Для оптимизации учебного процесса, формирования стойкой положительной мотивации у обучающихся к изучению английского языка, активизации умственной деятельности ...
Формирование положительной мотивации к изучению математики у обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)
В данной работе рассмотрены задачи преподавания математики учащимся с интеллектуальными нарушениями, проблемы в обучении математике, особенности организации учебной деятельности. Даны рекомендации для...
"Повышение познавательного интереса к предмету учащихся и формирование положительной мотивации на уроках биологии"
Повышение позновательного интереса к предмету...
Роль внеурочной деятельности при формировании положительной мотивации к изучаемому предмету
Венера Ануровна делится успешной формулой повышения мотивации учащихся в гимназии через организацию внеурочной деятельности. Подробно описывает план-график мероприятий месяца английского языка, которы...