Формирование универсальных учебных действий на уроке английского языка
учебно-методический материал по английскому языку на тему
Данная работа посвящена исследованию формирования универсальных учебных действий на примере урока английского языка по теме "Описание внешности, части тела" в 3 классе по УМК К.И.Кауфман, М.Ю.Кауфман "Счастливый английский" (Happy English.ru) в соответствии с требованиями ФГОС НОО. В работе представлена подробная технологическая карта урока, содержащая основные этапы урока, деятельность учителя, деятельность учащихся и результат их деятельности, методы и технологии и формируемые УУД. В завершении приводится самоанализ, список использованной литературы и приложение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_universalnykh_uchebnykh_deystviy.doc | 167 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование универсальных учебных действий
на уроке английского языка
Королева Наталья Викторовна, учитель МБОУ «Татариновская СОШ» Ступинского района Московской области |
Данная работа посвящена исследованию формирования универсальных учебных действий на уроке английского языка. Актуальность исследования заключается в том, что согласно «ФГОС второго поколения» современный урок – это, прежде всего урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД). Следовательно, главная задача современного учителя на уроке – найти и применить эффективные методы и технологии, чтобы формировать и развивать УУД, то есть умения учиться всю жизнь.
Цель работы – изучить формирование универсальных учебных действий и сконструировать проект урока английского языка по ФГОС.
Следует отметить, что термин универсальные учебные действия (далее-УУД) впервые ввел российский психолог, политик и учёный, академик Российской академии образования, заведующий кафедрой психологии личности МГУ имени М. В. Ломоносова А.Г.Асмолов. [1]В широком смысле слова под УУД он понимает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин ученый определяет как совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность. Среди основных видов УУД Асмолов А.Г. выделяет четыре блока:
личностный, регулятивный, познавательный, коммуникативный.
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся следующие: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция
Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Овладение УУД в конечном счете ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, овладевать умениями и компетентностями, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т.е. умение учиться. Данная способность обеспечивается тем, что УУД – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности.
Данный урок был проведен в 3 классе и относится к уроку усвоения новых знаний. На уроке были использованы такие современные технологии как проблемно-поисковая, ИКТ-технологии, здоровье сберегающие технологии. Отбор содержания, методов и последовательность предъявления материала осуществлялись на основе системно-деятельностного подхода, целью которого является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности: учащиеся самостоятельно ставят цель, решают задачи и сами отвечают за результаты.
Тема урока: Описание внешности, части тела
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Технология построения урока: проблемно-поисковая
Цель урока: создание условий для усвоения новых знаний по теме «Описание внешности, части тела».
Практические задачи урока:
1) познакомить с новой лексикой по теме описание персонажа: имя возраст, внешность, одежда и закрепить её в языковых и речевых упражнениях;
2) формировать навык понимания необходимой информации в просушенном тексте;
3) формировать произносительные навыки и навыки техники чтения;
4) научить учащихся составлять описание внешности персонажа по заданному образцу.
Образовательные задачи: ознакомление с моделью (речевым образцом) описания персонажа и применение её в практике устной и письменной речи.
Развивающие задачи: развить внимание во время игры, мышления при составлении описания внешности, развитие догадки, и навыков аудирования.
Воспитательные задачи: формирование дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах и с детским фольклором.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование осознанного, уважительного, и доброжелательного отношения к культуре, традициям страны изучаемого языка, формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.
Метапредметные: формирование умения самостоятельно определять цель урока, определять наиболее эффективные способы решения проблемы, осознанное построение речевых высказываний в соответствии с предложенной схемой, формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.
Предметные: приобретение начальных навыков общения в устной форме, формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям страны изучаемого языка, к носителям другого языка на основе знакомства с детским фольклором, формирование иноязычной коммуникативной компетенции, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, овладение общей речевой культурой.
Формируемые УУД:
Личностные: формирование у учащихся потребности в необходимости изучения английского языка как средства общения, формирование готовности к саморазвитию и самообразованию, формирование устойчивой познавательной мотивации и интереса к учению.
Регулятивные:
- умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- умение осуществлять контроль произносительных навыков и коррекцию высказываний, соотносить правильность произношения новых слов с услышанным эталоном;
- умение прогнозировать результат решения проблемы; осуществление речевого контроля;
- умение соотносить команды диктора с собственной деятельностью, соотносить цели и результаты своей деятельности, вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы.
Познавательные:
- умение самостоятельно выделять и формулировать тему урока на основе «логической пятиминутки»;
- умение искать и выделять необходимую информацию из прослушанного текста;
- умение анализировать текст, с целью выявления существенных признаков.
Коммуникативные:
- осознанное и произвольное построение монологического высказывания описания по модели;
- оказание необходимого сотрудничество сверстникам;
Межпредметные связи: окружающий мир, музыка, рисование, физкультура.
Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная
Ресурсы: УМК К.И.Кауфман, М.Ю.Кауфман. Счастливый английский: учебник для 3 кл., аудиоприложение к учебнику, презентация по теме «Parts of body», слайд с моделью описания внешности, раскраска лица клоуна, интерактивная доска, проектор, компьютер, интернет, рефлексивная мишень.
Технологическая карта урока английского языка
Основные этапы организации учебной деятельности | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Результат | Методы техноло- гии | Развитие УУД: Р-регулятивн. П-познавател. К-коммуникат. |
I. Орг. Момент. Речевая разминка (2 мин.) | Приветствует, проверяет готовность к уроку, задает вопросы, связанные с темой урока Have you got a nose (a mouth, eyes, ears, hair)? What color are your eyes (is your hair)? How many ears have you got? etc. | Приветствуют, отвечают на вопросы. | Осознание темы урока | Фронтальный опрос, «логическая пятиминутка» | П: учащиеся самостоятельно формулируют тему урока на основе речевой зарядки |
II. Этап мотивации (4 мин) | Создает проблемную ситуацию, путем использования противоречивых сведений. Она подтолкнет учащихся к формулировке познавательной цели урока. «Что вы должны сделать, если вы хотите найти человека? А) рассказать всем о нем, Б) поместить объявление о поиске в инернете, В) завести новых друзей» Предлагает послушать разговор Ани и Седрика, выяснить какая у них проблема и что они собираются делать. | Слушают диалог дважды и выявляют проблему (Моргана потерялась), и выясняют, что будут делать друзья (писать объявление о её поиске). И предлагают способ решения проблемы, как они помогут друзьям. | Осознание цели урока: помочь Ане и Седрику найти Моргану | Аудирование, проблемное обучение | П.:выделяют необходимую информацию из прослушенного такста; Р.:самостоятельно формулируют познавательную цель урока. К.: оценивают способы решения проблемы |
III. Этап актуализации (8 мин) | Нацеливает на прослушивание и повторение новых слов и просмотр презентации новой лексики Look at the screen, please, watch the presentation and repeat the new words after the speaker. | Слушают и повторяют слова за диктором Head, eyes, nose, mouth, ears, hair, etc. | подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к употреблению новых слов в речи | Аудирование, просмотр презентации «Parts of body», развивающее обучение | P.: осуществляют контроль произносительных навыков, следят за правильностью произношения новых слов |
IV. Этап первичного усвоения новых знаний (5 мин) | Нацеливает на решение проблемы: найти портрет Морганы по её описанию из 4 предложенных. There are 4 portraits of witches. Let’s read Morgana’s description and find her. | Читают описание Морганы | Формирование умений применять знания новых слов на практике | проблемное обучение | П.: анализируют описание персонажа, с целью выявления существенных признаков, по которым можно узнать его на портрете Р.: прогнозируют результат решения проблемы |
V. Физкульт. Минутка (3 мин) | Осведомляется у учащихся, не устали ли они сидеть и предлагает подвигаться, предлагает вспомнить песенку о частях тела. | Поют песню «Head and Shoulders» и показывают части тела | Сохранение здоровья учащихся | Здоровье сберегающие технологии | Л.: учащиеся оценивают необходимость ведения ЗОЖ |
VI. Этап первичной проверки понимания (9 мин) | Предлагает учащимся описать Моргану с помощью наводящих вопросов | Читают вопросы и отвечают на них | Усвоение учащимися нового способа описания персонажа | Работа в парах, технология сотрудничества | П.: осознанно и произвольно строят высказывания, описывая Моргану Р.: учиться слушать и слышать друг друга, осуществлять речевой контроль и коррекцию высказываний К.: оказывают необходимое сотрудничество сверстникам |
VII. Этап первичного закрепления (10 мин) | 1.Предлагает учащимся выбрать один из портретов и описать его по модели. Now it’s you turn to describe one of the witches. Who wants to try? Natasha, welcome, please. The others should listen to Natasha and guess which portrait she describes. 2. Предлагает поиграть: раскрасить лицо клоуна Now, it’s playtime Here is the clown’s face. You must paint it.: pain the nose red, etc. | Один учащийся описывает персонажа, а остальные догадываются кто это. Учащиеся по одному выходят к доске и выполняют команды диктора, остальные раскрашивают клоуна на местах | применение нового знания в типовых заданиях, осознание метода построения описания персонажа и границ применения нового знания | слайд со схемой- моделью описания. технология, метод моделирования высказываний ИКТ: работа с интерактивной доской в режиме он-лайн, работа с раскраской | К.: осознанно составляют монологическое высказывание по модели П.: слушают, понимают анализируют с целью выявления существенных признаков Р.: учатся соотносить команды диктора с собственной деятельностью
|
VIII. Итоги урока, домашнее задание с элементами творчества (2 мин) | Задает вопросы с целью выявить результат работы на уроке. Нацеливает на выполнение домашней работы: подготовка проекта описания члена семьи | Отвечая на вопросы, подводят итог урока, соотносят цели и результаты своей деятельности. | Составить проект описания члена семьи | Творческая работа | Регулятивные УУД: 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. |
IX. Рефлексия (2 мин) | Организует рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке с помощью рефлексивной мишени. | Оценивают свою деятельность «стреляя по мишени» | самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности | Рефлексивная мишень |
Подводя итог вышеизложенному, отметим, что урок английского языка, проведенный в 3 классе, относиться к уроку усвоения новых знаний и полностью соответствует структуре урока данного типа, в которой прослеживаются несколько этапов: этап мотивации к учебной деятельности, этап актуализации, этап первичного усвоения новых знаний, этап первичной проверки, этап первичного закрепления новых знаний, инструктаж по домашнему заданию, рефлексия. Достижение цели урока – создание условий для усвоения новых знаний по теме «Описание внешности, части тела» - способствовала реализация практической, воспитательной образовательной и развивающей задач. Данный урок не связан с предыдущими, и рассчитан на дальнейшее совершенствование знаний по данной теме.
В процессе выстраивания работы с детьми по этой теме были сформированы следующие УУД. Личностные УУД – такие действия, которые формируются собственно на любом уроке – это формирование у учащихся потребности в необходимости изучения английского языка как средства общения, формирование готовности к саморазвитию и самообразованию, формирование устойчивой познавательной мотивации и интереса к учению. Регулятивные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осуществление контроля произносительных навыков, соотнесение правильности произношения новых слов с услышанным эталоном; прогнозирование результата решения проблемы; осуществление речевого контроля и коррекции высказываний; умение соотносить команды диктора с собственной деятельностью, соотносить цели и результаты своей деятельности, вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы. Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование темы урока; поиск и выделение необходимой информации из прослушанного текста; анализ текста, с целью выявления существенных признаков. Коммуникативные УУД: осознанное и произвольное построение монологического высказывания – описания по модели; оказание необходимого сотрудничества сверстникам.
Анализируемый урок носит интегрированный характер, поскольку в нем на некоторых этапах прослеживается связь такими областями как музыка, рисование, физкультура, окружающий мир. Это является необходимым условием организации учебного процесса на начальном этапе и позволяет максимально вовлечь учащихся в познавательную деятельность.
В основу построения урока была положена проблемно-поисковая технология. Учащиеся на основе прослушанного диалога самостоятельно формулировали проблему, которая сложилась у героев (пропал персонаж), выбирали варианты решения проблемы из предложенных автором (как они её будут искать), сами учувствовали в её решении (найти по описанию), проверяли правильность решения. Следует отметить, что формулировка проблемы не вызвала особых затруднений у учащихся, поскольку прием создания проблемной ситуации - использование противоречивых сведений – эффективно способствовал осознанию проблемы. Проблемно-поисковая технология, как правило, выливается в проектную деятельность: учащиеся должны составить в качестве домашнего задания проект-описание внешности одного из членов свой семьи.
Задания с применением ИКТ-технологий, на наш взгляд, вызывает особый интерес у учащихся и является некой разрядкой традиционной учебной атмосферы. Учащиеся активно принимают участие в игровых моментах с использованием интерактивной доски, что приносит положительные результаты.
В целом, результат освоения новых знаний, результат деятельности учащихся был представлен на рефлексивной мишени. 6 их 11 оценили себя, поставив метку максимально к центру мишени, 4 – заняли среднюю часть, 1 - далеко от центра.
Список литературы
- Асмолов, А. Г. и др - Как проектировать универсальные учебные действия в школе.. – М., Просвещение 2011 г.
- Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в
основной школе: от действий к мысли. Система заданий [Текст]:
пособие /А.Г.Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под
ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2010.
3. Балашова, А.И., К вопросу о развитии универсальных учебных действий / А. И. Балашова, Н. А. Ермолова, А. Ф. Потылицына // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - № 5. - С. 69-73.
4. Бессонова, А.Л. Формирование УУД на уроках английского языка:
5. Калинина Е.А. Новая типология уроков http://www.izenglish.ru/collaborating/icourses/fgos/typology/
6. Кауфман, К.И., Кауфман М.Ю. Счастливый английский. ру. Книга для учителя. – Обнинск: Титул, 2013. – 40с.
7. Кларин, М.В. Технологии обучения: идеал и реальность.- Р.: Эксперимент,1999.
8. Никитина, Н.Б. Программа формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования
9. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. М., 2006.
10. Тукуреев, И.А.Типы и структура современного урока английского языка
11. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – Москва. Просвещение. – 2010г.
Приложение
Схема – модель описания персонажа
His Her | head eyes nose ears hair lips body mouth | is are | long short big small dark grey red green blue brown grey tall fat Slim thick thin |
Ссылка для игры он-лайн:
CLOWN’S FACE: PAINT IT
http://learnenglishkids.britishcouncil.org/en/word-games/paint-it/clowns-face
Paint the nose red.
Paint the eyes blue, etc.
[1] Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли. - М., 2010. - 159с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: Проблемы иммиграции во Франции. Цель: формирование универсальных учебных действий. Задачи: Формирование универсальных учебных знаний:
урок в 10 классе " Проблемы иммиграции во Франции"...
Развитие учебно - познавательной компетенции ( самостоятельности ) учащихся средней школы через формирование универсальных учебных действий на уроках физики и во внеурочной деятельности
Создание условий (системы работы и методической копилки ) для развития самостоятельности обучающихся на уроках физики и во внеурочной деятельности через формирование УУД, ( включающей в себя систему у...
Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образования Составила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий», пособие для учи
Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образованияСоставила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : о...
Конструктор учебно-практических заданий – средство оптимизации деятельности педагога по формированию универсальных учебных действий на уроках физической культуры.Презентация
Презентация на тему оптимизации деятельности педагога по формированию универсальных учебных действий на уроках физической культуры по средствам конструктора учебно-практических заданий....
Универсальные учебные действия. От стихийности – к целенаправленному и планомерному формированию универсальных учебных действий
Виды УУД.Личностный (Л.Р.): внутренняя позиция, мотивация учебной деятельности Регулятивный (М.Р.): организация, планирование, контроль, коррекцияПознавательный (М.Р.): восприятие, анализ, модел...
«Формирование универсальных учебных умений учащихся на уроках химии» (2020-2021 учебный год)
В современном мире количество информации нарастает колоссальными темпами. Очевидно, что ученик со временем забудет специфические знания, полученные на уроках химии, но сформированное мировоззрение и к...
Формирование универсальных учебных действий у слабослышащих учащихся начальной школы на уроке Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи.
Методическая разработка поможет учителю целенаправленно спланировать работу по формированию УУД на уроке ФРС и ПСУР.Формирование КУУД основывается на формировании умения задавать вопрос, вести диалог ...