ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРОГРАММ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
методическая разработка по английскому языку на тему
Данная статья может представлять интерес для учителей, которые придают большое значение мультимедийным программам и широко применяют их в процессе обучения учащихся английскому языку. С помощью описанных мультимедийных программ можно формировать, совершенствовать и корректировать слухопроизносительные навыки на английском языке, автоматизировать лексические навыки, а также совершенствовать, систематизировать и восполнять пробелы в грамматических знаниях. Программа “Click on Russia” может оказать помощь учащимся в формировании социокультурной компетенции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_multimedia_programm.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРОГРАММ
В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Данная статья может представлять интерес для учителей, которые придают большое значение мультимедийным программам и широко применяют их в процессе обучения учащихся английскому языку. С помощью описанных мультимедийных программ можно формировать, совершенствовать и корректировать слухопроизносительные навыки на английском языке, автоматизировать лексические навыки, а также совершенствовать, систематизировать и восполнять пробелы в грамматических знаниях. Программа “Click on Russia” может оказать помощь учащимся в формировании социокультурной компетенции.
В последние десятилетия иностранный язык в России стал в полной мере осознаваться как средство общения, взаимопонимания и взаимодействия представителей различных культур, как средство приобщения к иной национальной культуре. Изменения, произошедшие в социокультурном контексте изучения иностранных языков, привели к переосмыслению целей и задач, содержания и технологий обучения иностранным языкам на основе уже накопленного отечественного и зарубежного методического опыта. Ведущей целью обучения иностранному языку стало овладение иноязычным общением.
Эти изменения в сфере обучения иностранным языкам в современной школе создают ситуацию, в которой педагогам предоставлены право и возможность самостоятельного выбора моделей построения курсов обучения по предмету, учебных пособий и других обучающих средств. Современный учитель отказывается от готовых методических "рецептов", жестко регламентирующих деятельность в рамках конкретной методической системы, в пользу анализа современной ситуации обучения иностранным языкам, в пользу эффективного использования новых технологий в учебном процессе.
Современные технологии - это, несомненно, компьютерные технологии, имеющие ряд преимуществ перед традиционными методами. Компьютерное обучение несет в себе огромный мотивационный потенциал. Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе способствует повышению интереса к учебе, но и возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, поощрение правильных решений позитивно сказывается на мотивации.
Давно интересуюсь вопросом использования на уроках английского языка различных мультимедийных обучающих программ. Считаю, что он весьма актуален и важен. Уверена в том, что применение мультимедийных обучающих программ способствует созданию радости познания английского языка учащимися и преодолению ими психологического барьера на пути к использованию иностранного языка как средства общения. На страницах своей публикации хотела бы поделиться своим небольшим опытом применения мультимедийных средств обучения.
Каждый изучающий английский язык наверняка помнит о нелегком периоде овладения английским произношением. Это не удивительно, ведь человеку, говорящему на русском языке, предстоит научиться распознавать на слух и артикулировать в собственной речи новые английские звуки, большинство которых существенно отличаются от звуков русского языка, овладеть специфической интонацией, научиться правильно ставить ударение в слове и во фразе и др.
Полноценная речь на иностранном языке немыслима без автоматизированных произносительных навыков, которые позволяют человеку не задумываться о том, как артикулируется отдельный звук. Особенно это важно в тех случаях, когда качество звука, несущественное с точки зрения человека с родным языком (например, долгота звука), имеет смыслоразличительные свойства и может привести к искажению смысла речи на иностранном языке.
Для преодоления названных трудностей можно прибегнуть к использованию мультимедийных средств, таких, как учебная программа «Профессор Хиггинс. Английский без акцента». Звуки, слова, словосочетания и предложения воспринимаются учащимися на слух и зрительно. Учащиеся имеют возможность наблюдать на экране компьютера за артикуляционными движениями и воспринимать на слух правильную интонацию. При этом, в силу достаточно высоких имитативных способностей учащихся, в их памяти запечатлеваются правильные образы.
В организации учебного материала безукоснительно соблюдаются такие дидактические принципы, как «от простого к сложному», «от легкого к трудному». Мультимедийная программа «ведет» обучаемого от звука к слову, от слова к фразе и от фразы к сверхфразовому единству.
Особого упоминания, на мой взгляд, заслуживает раздел «Диалоги», где учащийся может найти материал, связанный с одной из тем, указанных в меню раздела, например «Покупки», «Дом», «Телефон» и др. Диалоги сопровождаются переводом каждой из реплик на русский язык, а также ее графиком звучания, который поможет овладеть интонацией данной реплики. Тексты диалогов выверены и озвучены носителями английского языка, поэтому гарантируется полная аутентичность речевого материала.
Разделы «Поговорки» и «Скороговорки» имеют целью обогащение словаря обучаемого и увеличение темпа речи. Скороговорки, например, можно слушать на трех скоростях, постепенно ускоряя темп собственной речи. Как известно, темп речи, приближающийся к скорости естественной речи англичан может служить показателем успешности продвижения ученика в овладении английским языком.
Возможность параллельно с устноречевыми умениями и навыками формировать умения и навыки в чтении и письменной речи делает данную программу полифункциональной. Так, раздел «Диктант» предназначен для того, чтобы обучить правильно распознавать отдельные лексические единицы на слух и писать их. Данный раздел особенно полезен учащимся с несовершенной зрительной памятью, а также на этапе подготовки к обучению чтению. Ведь читая текст, человек обязательно внутренне его проговаривает, поэтому одновременное запоминание написания и звучания слова оказывает неоценимую помощь при обучении чтению.
Составной частью программы является курс по грамматике английского языка. Каждый урок грамматического раздела посвящен одной из грамматических тем, например Present Simple. Урок состоит из двух частей: краткого объяснения данного грамматического явления и серии разнообразных тренировочных упражнений.
Итак, описанная мультимедийная программа характеризуется следующим:
- занимает определенное место в системе средств обучения в УМК и выполняет функции формирования слухопроизносительных и лексико-грамматических навыков;
- соответствует перечисленным выше дидактическим принципам;
- сочетает теорию и практику, что создает предпосылки для формирования языковых и речевых навыков на сознательной основе;
- продуктивно использует все каналы восприятия: слуховой, моторный, зрительный.
- построена на полностью аутентичном учебном материале,
- сочетает обучающую и контролирующую функции;
- предлагает увлекательную интерактивную форму работы, которая усиливает обучающий эффект и повышает мотивацию обучения в целом.
Известно, учащиеся начального звена отличаются тем, что лучше усваивают материал, представленный им наглядно и красочно. Что можно предложить им в качестве мультимедийного средства обучения? Конечно же, программу под названием «Sing and Learn English”, которая дает им возможность познакомиться с веселыми песенками на английском языке, научиться правильно произносить слова и значительно пополнить свой лексический запас.
Учащиеся средних и старших классов, в которых я работаю, проявляют интерес к английскому языку. Проведя опрос, я пришла к выводу, что многие родители моих учеников тоже заинтересованы в том, чтобы их дети хорошо знали этот предмет. Как построить обучение так, чтобы стимулировать у ребят еще большее желание говорить и общаться на английском языке и вместе с тем узнавать о прошлом и настоящем, традициях и обычаях, музыке, литературе страны изучаемого языка и своей страны – вот те вопросы, на которые я стараюсь найти ответ.
Благодаря полному представлению о традициях, обычаях, языке своей и другой культуры и формируется целостное представление о мире как об одном большом доме, в котором живут разные народы, отличающиеся друг от друга и в то же время объединенные общими стремлениями к миру, добру и счастью. Эта идея ориентирует меня, как учителя, на формирование у школьников непредвзятого взгляда на мир, на понимание закономерностей глобальных динамических процессов и на умение осуществлять осознанный выбор способа действия с ориентацией на гуманистические ценности.
Не только во всем мире, но и также в России в последнее время происходят колоссальные изменения в политической, экономической и в социальной сфере, и мы интересны иностранцам именно как носители нашей, не знакомой им культуры. Способность представлять свою страну в межкультурном общении становится очень важной и актуальной.
Где получить информацию о своей стране на английском языке? На помощь в этом случае приходит мультимедийная программа “Click on Russia”. Данная программа предоставляет учащимся много разнообразных упражнений на извлечение необходимой информации в ходе прослушивания и чтения текстов о родной стране, ее географическом положении, городах, обычаях и традициях, популярных русских праздниках. Интересными для учащихся являются задания по говорению, например:
- Use the map to present Russia to your classmates. Can you find the city you live in on the map?
- In pairs think of another emblem of Russia. Draw it and present it to the class.
- Do you know any legend of your own town/city?
- If you were a ruler of your country, what would you do?
- Imagine you are Yuri Gagarin in orbit around the Earth. Describe what you see and how you feel to your partner.
Итак, применение мультимедийных программ на уроках английского языка способствует более эффективному усвоению учебного материала учащимися, содействует развитию социокультурного образования, повышает их мотивацию в изучении английского языка.
Литература
1. Бухаркина М.Ю. Мультимедийный учебник: что это? // ИЯШ – 2001, №4, с. 29-33.
2. Грейдина Н.Я., Миракян З.Х. Как профессор Хиггинс помогает изучать английский язык. // ИЯШ – 2001, №6, с. 96-100.
3. М.З. Биболетова Мультимедийные средства как компонент УМК “Enjoy English” для средней школы. // ИЯШ – 1999, №3, с. 95-98
4. Цветкова Л.А. Использование компьютера при обучении лексике в начальной школе. // ИЯШ - 2002 , №2. с. 43-47
5. Сидоренко А.Ф. Использование компьютерных программ на уроках английского языка. // ИЯШ – 2002, №2, с. 41-43
6. Ушакова С.В. Компьютер на уроках английского языка // ИЯШ – 1997, №5, с. 40-44
7. Протасеня Е.П., Штеменко Ю.С. Компьютерное обучение: за и против. // ИЯШ – 1997, №3, с. 10-13
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фактор повышения эффективности и качества обучения учащихся английскому языку в школе
Эта статья написана, как обобщение опыта работы учителей кафедры английского языка ГОУ СОШ № 180 с целью повышения у учащихся мотивации к изучению иностранного языка....
Реализация компетентностного подхода в процессе обучения учащихся иностранному языку
методическая статья, раскрывающая понятие компетентностного подхода в обучении...
Применение коммуникативно-когнитивного подхода в обучении грамматике английского языка
Применение коммуникативно-когнитивного подхода в обучении грамматике английского языка...
Применение коммуникативно-когнитивного подхода в обучении грамматике английского языка
Создание условий для повышения качества знаний учащихся на основе коммуникативно-когнитивного подхода...
Это советы для тех родителей, которые хотят начать процесс обучения ребенка английскому языку самостоятельно!
Это советы для тех родителей, которые хотят начать процесс обучения ребенка английскому языку самостоятельно!...
Значение эмоций в процессе обучения школьников английскому языку
С момента рождения ребёнок получает информацию об окружающем через чувства и эмоции, создавая тем самым собственную картину мира. Полученные в детстве качества и навыки, которые объединяются понятием ...