Применение коммуникативно-когнитивного подхода в обучении грамматике английского языка
статья по английскому языку по теме

Аминева Гюзель Рафаэловна

Применение коммуникативно-когнитивного подхода в обучении грамматике английского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon primenenie_kommunikativnostatya.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Гюзель Рафаэловна Аминева – учитель английского языка, МБОУ «СОШ№3 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Мегион  

Применение коммуникативно-когнитивного подхода в обучении грамматике английского языка

  В настоящее время основной целью обучения иностранным языкам является развитие межкультурной личности, то есть способности участвовать в непосредственном и опосредованном диалоге культур. Это возможно при условии освоения учащимися иноязычными языковыми средствами, важное место среди которых принадлежит грамматике. Так, обучение грамматике является одним из необходимых условий практического овладения иностранным языком. Процесс обучения грамматике английского языка  мы рассмотрим в рамках современного подхода при обучении иностранным языкам, а именно коммуникативно-когнитивного подхода.

  Коммуникативный подход в обучении иностранным языкам – подход, направленный на формирование у учащихся смыслового восприятия, понимания иностранной речи и овладения языковым материалом для построения речевых высказываний в результате взаимодействия участников общения, и нацелен обучить свободной ориентации в иноязычной среде, или, другими словами, сформировать коммуникативные компетенции [6, с. 15].

  По мнению Е.И. Пассова коммуникативная компетенция включает: 1)знание, как используется язык для различных целей и функций; 2)знание, как меняется язык в зависимости от той или иной ситуации и самих участников (формальная/неформальная речь; устная/письменная речь);

  Принципы построения содержания обучения в рамках коммуникативного подхода:

  1. Речевая направленность, которая предполагает обучение через общение, и подчеркивает практическую ориентацию урока. Правомерны лишь уроки на языке, а не о языке.
  2. Функциональность. Процесс обучения иностранному языку носит комплексный характер, так что изучение того или иного языкового явления осуществляется в неразрывной связи с его фонетическим, лексическим и грамматическим значениями.
  3. Ситуативность, ролевая организация учебного процесса. Чтобы усвоить язык, необходимо изучать не язык, а окружающий мир с его помощью. Желание говорить появляется только в реальной ситуации, затрагивающей говорящих.
  4. Новизна. Это, прежде всего новизна речевых ситуаций (смена предмета общения, темы обсуждения, речевого партнера, условий общения). Это новизна используемого материала (его информативность), новизна организации урока (видов, форм), разнообразие приемов работы.
  5. Личностная ориентация общения. Речь всегда индивидуальна. Каждый человек обладает индивидуальными природными способностями, умением осуществлять учебную и речевую деятельность, своими характеристиками как личности.
  6. Коллективное взаимодействие – способ организации процесса, при котором обучающиеся активно общаются друг с другом [5, с. 35].

  Поскольку цель обучения иностранному языку – умение использовать иностранный язык в реальном общении, бесспорно, что коммуникация возможна при наличии языковой компетенции, основу которой составляют грамматические навыки и умения. При обучении грамматике английского языка в соответствии с принципами построения содержания обучения в рамках коммуникативного подхода процесс обучения не сводится к традиционному заучиванию правил и форм грамматических явлений, а предполагает применение той или иной грамматической формы для реализации коммуникативной задачи, или заданной реальной ситуации. Так, на уроке английского языка обучение грамматике будет проходить эффективно и более осознанно при выполнении следующих заданий. Рассмотрим два аспекта прошедшего времени в английском языке (Past Simple, Past Continuous) в следующих заданиях:1) You visited your sick friend. Describe your visit to her. Use Past Simple of the verbs: to catch the flue, to sneeze, to cough, to have high temperature etc.2) Yesterday you were staying at home the whole evening. Use the Past Continous.3) Your friend showed up in wet clothes. He explained that he had to walk in a pouring rain. Use the necessary forms of the verbs: not to listen to the weather forecast, the car to brake down, to start raining heavily, to walk along the streets. Use the Past Simple/Continuous.

  Таким образом, коммуникативное обучение грамматике английского языка способствует формированию «грамматической интуиции», т.е. навыков, при которых грамотно и верно используется язык в повседневной жизни, не отвлекаясь на формулирование грамматических правил и трактовку грамматических явлений. В рамках данного подхода обучающиеся начинают самостоятельно замечать определенные закономерности, конструкции, аналоги между правилами и их практическим употреблением.

  Но, не смотря на эффективность коммуникативного подхода при обучении грамматике английского языка, нами были отмечены и некоторые трудности в применении данного подхода. В процессе коммуникативного обучения исправление ошибок сводится к минимуму, поскольку самым важным и необходимым условием является реализация коммуникативной задачи, поставленной перед участниками общения, что, по нашему мнению, может привести к поверхностному, в некоторых случаях, низкому уровню знаний, умений и навыков в области грамматики. Следовательно, мы считаем целесообразным рассмотреть такой лингвистический подход при обучении грамматике английского языка, который позволил бы построить процесс обучения на более глубоком понимании грамматических явлений и осознанном выборе грамматической формы и структуры.

  В качестве такого подхода может быть исключительно когнитивный подход. По мнению Е.С. Кубряковой когнитивная лингвистика занимается изучением всех видов взаимодействия и взаимоотношения языка и ментальных процессов, служащих целям обработки поступающей извне информации [1, с. 4] .  

  Как отмечается в исследованиях Е.С. Кубряковой, О.К. Ирисхановой, языковые формы, отражая когнитивные категории, представляют собой ценный источник информации организации знаний в голове человека, «видимый» доступ к «невидимым» структурам нашего сознания. Именно структуры естественного языка «объективируют то, что уже подверглось когнитивной обработке человеческим разумом» [2,  с. 5 ].

  При рассмотрении языковых явлений и форм в рамках когнитивного подхода устанавливается корреляция между когнитивными структурами и языковыми единицами, также изучаются структуры представления знаний и объясняется роль языка в познавательной деятельности человека, в процессах концептуализации и категоризации человеческого опыта.

  Известно, что когнитивное направление распространяется на исследование не только семантических, но и грамматических явлений. Поскольку в данной работе акцент ставится на рассмотрении обучения грамматике английского языка, следовательно мы остановимся на исследовании грамматических явлений в когнитивной лингвистике.

  При обучении грамматике английского языка возникают проблемы в освоении видовременных форм как в простых, так и в сложноподчиненных предложениях с придаточными времени. Так, традиционная грамматика предполагает два этапа:1) заучивание грамматической формы и 2) тренировка использования грамматической формы в речи, что формирует у обучающихся навыки использования грамматических явлений при передаче наиболее типичных значений. Но установки, содержащиеся в таких правилах и моделях, зачастую противоречат наблюдаемым фактам языка [4, с. 22]. Более того, правила, сформулированные в традиционной грамматике, представлены в виде строгих оппозиций, таким образом, запрещая использование грамматических форм в контекстах, в реальных ситуациях им вполне свойственных.

  В рамках когнитивной лингвистики различие в семантике видовременных форм соответствует их положению в системе глагольных грамматических категорий. Категория времени (Present, Past, Future Tense forms) связана с расположением действия на временной оси. Категория вида (Simple и Continuous forms)  представляет разные способы протекания действия в плане его длительности, завершенности и частотности, то есть связана с внутренней структурой действия. Категория временного порядка (Simple и Perfect forms) устанавливает временную организацию набора действий и обозначает предшествование одного действия другому. В то же время в определенном контекстуальном окружении форма Past Simple обладает способностью выражать как длительное  незавершенное действие  в прошлом, так и действие, предшествующее другому действию в прошлом. Отсюда следует вывод, что противопоставление форм Past Simple – Past Continuous, Past Simple - Past Perfect в рамках грамматических категорий не означает их взаимного исключения в речи [4, c. 23].

  Рассмотрим более подробно оппозицию Past Simple – Past Continuous в когнитивном аспекте. Общность временного значения (то есть отнесение действия к прошлому) говорит о том, что данные формы находятся в отношениях синонимии, что создает условия для нейтрализации их оппозиции и позволяет осуществить замену формы Past Continuous формой Past Simple в следующих ситуациях: 1) незавершенное действие в процессе в определенный момент в прошлом (at 5  o’clock yesterday); 2) длительное действие, ограниченное определенными временными рамками в прошлом (from 2 till 5 o’clock); 3) действие временного характера, занимающее неопределенный период в прошлом (at that time, in my childhood); 4) многократное повторяющееся действие в прошлом (always, regularly, forever)  [4, с. 24]. Общность временного значения форм Past Continuous и Past Simple можно представить в следующем виде:

  Поскольку глаголы в английском языке делятся на предельные и   непредель-ные, отсюда следует, что предельные глаголы при передаче идеи длительности должны употребляться в форме Continuous, а непредельные глаголы представляют возможность выбора, например: I worked / was working at five o’clock yesterday. Таким образом, употребление той или иной видовременной формы определяется исключительно контекстуальными условиями и фиксирует авторское внутреннее видение описываемых событий [3, с. 150]

   Проведя исследования коммуникативного и когнитивного подходов в обучении грамматике, мы останавливаемся на интеграции данных подходов и считаем целесообразным применять коммуникативно-когнитивный подход на практике в процессе обучения грамматике английского языка, что представлено в следующей таблице (на примере видо-временных форм Past Simple и  Past Continuous):

   

Tense / Время

Communicative approach / Коммуникативный подход

Cognitive approach / Когнитивный подход

Communicative

Cognitive  

approach / Коммуникативно-когнитивный подход

Past Simple / Прошедшее простое время

Describe your yesterday’s visit to your friend. Use Past Simple /

Опишите ваш вчерашний визит к другу. Используйте Прошедшее простое время.

What could you tell us using complete, finished actions or actions following one after another? /

Что бы вы могли нам рассказать, используя завершенные, законченные действия?

Describe a visit to your friend so that it would be clear  it happened yesterday / Опишите визит к другу так, чтобы было понятно, что это произошло вчера

Tell your friend what you were doing  from 6 till 10 o’clock yesterday evening. Use Past Continuous/

Расскажите другу, чем вы занимались с 6 до 10 часов вчера вечером. Используйте Прошедшее продолженное время

What could you tell us using

actions in process? / Что бы вы могли рассказать, используя действия, протекающие в процессе?

 

Tell your friend about your actions so that it would be clear they were in process /

Расскажите другу о своих действиях так, чтобы было понятно, что они протекали в процессе.

Список использованной литературы:

  1. Кубрякова, Е.С. Об установках когнитивной науки и актуальных проблемах когнитивной лингвистики / Е.С. Кубрякова // Известия АН. Серия литературы и языка. – 2004. – Т.63. - №3. – С. 3-12.
  2. Кубрякова, Е.С. Языковое абстрагирование в наименованиях категорий / Е.С. Кубрякова, О.К. Ирисханова // Известия РАН. Серия литературы и языка. – 2007. – Т.66. - №2. – С. 3-12.
  3. Мачина О.А. Функционально-семантические и дискурсивно-прагматичес-кие особенности средств выражения аспектуальности в американском варианте английского языка XIX – начала XXI вв.: Дис. … канд. филол. Наук. – М.,2004. – 300 с.
  4. Мачина О.А., Салькова М.А. Учимся употреблять видовременные формы английского глагола // Иностранные языки в школе. – 2009. - №4. – С. 22-27.  
  5. Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения // Иностранные языки в школе. – 2000. - №4. – С. 35-40.
  6. Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. – М.: Просвещение, 1991. – 223 с.
  7. Талми, Л. Отношение грамматики к познанию / Л. Талми // Вестник МГУ. Серия 9. Филология. – 1999. - №6. – С. 88-121.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельностный подход в обучении грамматике английского языка на начальном этапе обучения .

В работе  рассматривается деятельностный подход как эффективный метод обучения грамматике английского языка на начальном этапе ....

Когнитивный подход в обучении грамматике английского языка

Некоторые аспекты употребления грамматических времен английского языка...

Применение коммуникативно-когнитивного подхода в обучении грамматике английского языка

Создание условий для повышения качества знаний учащихся на основе коммуникативно-когнитивного подхода...

Обобщение опыта работы по теме "Коммуникативный подход в обучении грамматике английского языка"

Коммуникативный подход в обучении грамматике английского языка...

Статья на тему: "Коммуникативный подход в обучении грамматике английского языка как составная часть системы обучения английскому языку в рамках реализации ФГОС"

В теоретической части статьи представлено понятие о коммуникативном подходе в изучении иностранного языка. В практической части статьи я предложил те приёмы которые использовал на собственных уроках, ...

Коммуникативный подход в обучении грамматике английского языка

Представление опыта в использовании коммуникативного подхода в обучении школьников грамматике английского языка...

Коммуникативный подход в обучении грамматике английского языка

Коммуникативная методика обучения английскому языку больше нацелена на практические надобности: грамматика – в очень ограниченном виде по мере необходимости, лексика – по мере надобности д...