Разработка рабочих программ в условиях ФГОС
статья по английскому языку на тему

Абросимова Лариса Владимировна

С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).

Следовательно, мы, учителя иностранного языка уже с 2012 года (те, кто работает  во вторых класса) столкнулись  с  необходимостью реализовать ФГОС на уроках английского языка, основываясь на рабочую программу. Потому что, как вы помните, в прежних стандартах не требовалось разработанной рабочей программы в условиях ФГОС и учителя работали с развернутым тематическим планированием. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Разработка рабочей программы90 КБ

Предварительный просмотр:

                                                      Муниципальное образовательное учреждение

                                            средняя общеобразовательная школа №53 города Твери

                   Разработка рабочих программ в условиях ФГОС

                                                                                                 Учитель английского языка,                        

                                     высшей квалификационной  категории

                                                                     Абросимова Л.

Город Тверь

2014 – 2015 учебный год

Разработка рабочих программ в условиях ФГОС

С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).

Следовательно, мы, учителя иностранного языка уже с 2012 года (те, кто работает  во вторых класса) столкнулись  с  необходимостью реализовать ФГОС на уроках английского языка, основываясь на рабочую программу. Потому что, как вы помните, в прежних стандартах не требовалось разработанной рабочей программы в условиях ФГОС и учителя работали с развернутым тематическим планированием.

Сейчас  нашу профессиональную деятельность определяет целый ряд документов.

     1. На федеральном  уровне это Федеральный государственный образовательный стандарт и примерная программа. Теперь ФГОС покрывает все образовательное пространство на уровне школы.

   Если в прежнем стандарте было прописано содержание обучения, четко говорилось, какие знания, умения и навыки должны  иметь учащиеся, то новые стандарты определяют приоритетом формирование личности и формирование компетенции, то есть мы воспитываем, формируем компетентную личность через развитие компетенции, по крайней мере, в рамках нашего предмета. А все содержание образования  отражено в составленной образовательным учреждением программе, утверждаемой директором школы ежегодно. 

     2.На уровне курса организация  нашей работы определена следующими документами -это программа курса, как правило, она пишется авторами, и материалами из книг для учителя.

    Итак, в школе должно быть несколько документов. Первый документ – это образовательная программа, которая пишется на уровень обучения (начальное образование (1 – 4 классы), общее образование (5 – 9 классы) и т.д. В общем  образовательная программа ступени представляет собою расширенный идеями и задачами обучения в конкретной школе учебный план. Далее для каждой ступени обучения пишется учебная программа по предмету: например, программа основного общего образования по английскому языку. И, наконец,  рабочая программа курса обучения – документ,  разрабатываемый учителем и он пишется на класс обучения. . Все эти документы должны быть написаны в соответствии с документами федерального и регионального уровня.

Откуда появилась  необходимость в создании рабочих программ?
Если мы посмотрим на то. что входит в ООП (основную образовательную программу), мы увидим что туда включается и  раздел программы отдельных учебных предметов, курсов.
 

В составлении как учебной, так и рабочей программы можно ориентироваться на примерную программу по иностранному языку, так как содержит общую характеристику учебного предмета, включая цели и задачи курса, основные содержательные  линии (3) , предметное содержание речи, коммуникативные умения по видам речевой деятельности, языковые средства и навыки пользования ими, средства УМК для достижения планируемых результатов, социокультурную  осведомленность, специальные учебные и общеучебные умения,  универсальные учебные действия, а также тематическое планирование.

 Но каждая Программа курса раскрывает авторский подход к подаче  материала и методическую  концепцию курса, показывает  взаимосвязь курса со стандартом обучения, описывает систему контроля и оценивания учащихся в рамках курса.  

Примерная программа является ориентиром для составления рабочих программ: она определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. Авторы рабочих программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, расширения объема (детализации) содержания, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. В любом курсе может быть вариативность.

Все это позволит учителю планировать свою деятельность с учётом способностей и уровня обучения, изменять свою рабочую программу в соответствии с методической концепцией авторов Курса.

Федеральные государственные стандарты представляют собой совокупность требований,  обязательных при реализации основных образовательных программ.

Три группы требований:

  • Требования к структуре основной образовательной программы.
  • Требования к  результатам освоения ООП.
  • 3.    Требования к условиям реализации ООП.

Все документы (федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС),  являющимся  регламентирующим основанием для разработки примерной образовательной  программы,  которая в свою очередь определяет содержание  основной образовательной программы общего образования школы с учетом ее специфики, программа курса ,УМК объединены  единым концептуальным подходом и могут быть взяты учителем для составления рабочей  программы.

Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:

  • 1.Титульный лист с наименование образовательного учреждения; названием курса для изучения, с указанием параллели (ступени), на которой изучается курс; Ф.И.О. учителя, гриф утверждения программы с указанием даты и номера приказа руководителя образовательного учреждения, год составления программы.
  • 2. Пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета;
  • 3. общую характеристику учебного предмета, курса;
  • 4. описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
  • 5. личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
  • 6.тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности, с указанием минимального числа часов, отводимых на изучение тем, и календарно-тематический план. Обратите внимание, что календарно-тематическое (поурочное) планирование не является обязательной составной  частью рабочей программы. Его наличие (обязательность), периодичность составления, а также форма определяется локальным актом образовательной организации. Именно календарно-тематическое планирование является персонифицированным документом, отражающим освоение программы в конкретном классе, организованное конкретным педагогом. Изменения в процессе учебного года   вносятся в календарно-тематическое планирование, а не в рабочую программу, поскольку ее реализация должна быть обеспечена полностью. Внесение изменений должно закрепляться приказом образовательной организации. 
  • 7. планируемые результаты изучения учебного предмета, курса, где планируемые результаты могут быть конкретизированы по двум уровням освоения учебной программы: чему научится обучающийся в процессе изучения курса; чему получит возможность научиться в процессе изучения курса. При сформированности речевой деятельности,  обучающийся, получив определённые умения на одном предмете (т. е. Выпускник научится), сможет их применить на любом другом (Выпускник получит возможность научиться). Выготский Лев Семенович назвал это «зоной ближайшего развития».
  • 8.  Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса; В этом разделе указывается: основная и дополнительная учебная литература, учебные и справочные пособия, учебно-методическая литература (в библиографическом списке выделяются издания, предназначенные для учащихся, и литература для учителя);
  • - перечень рекомендуемых технических средств обучения, демонстрационные печатные пособия ( н: подборка схем, чертежей, выкроек, шаблонов); экранно-звуковые пособия, цифровые образовательные ресурсы (компьютерная поддержка программы); учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование (коллекции различных предметов по направлениям деятельности данного объединения) ; психолого-педагогическое сопровождение и система гигиенических требований к условиям реализации ООП.

Рабочая программа соответствует требованиям ФГОС; отражает реальную ситуацию в школе и конкретном классе; использует школьный компонент (если есть),

 Нормы, определяющие формат рабочей программы: внутришкольное положение, региональные методические положения и письма.

  • В рабочей программе присутствует общее понимание образовательного процесса, который не меняется в зависимости от класса, УМК,  учителя и методической концепции курса, а есть то, что варьируется  в зависимости от конкретных условий реализации программы.

Неизменными остаются следующие компоненты:  

  • В первом раздел:
  •  1.Цель изучения английского языка ( развитие иноязычной коммуникативной компетенции: речевой, языковой, социокультурной/ межкультурной, компесаторной-учебное развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации; учебно- познавательной.
  • 2. Место предмета английский язык в базисном плане – это филологическая область, начало обучения со второго класса.
  • 3. Специфика предмета «иностранный язык» - сочетание языкового/ иноязычного образования с основами литературного образования;  и цель, и средство обучения для обучения с другой предметной областью; разнообразные межпредметные связи.
  • Дидактическое обеспечение рабочих программ по учебным предметам (курсам), соответствующее требованиям ФГОС начального и основного общего образования, определено федеральным перечнем учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской  Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год .
  • КАК написать календарно-тематическое планирование. Вот  примерная таблица граф.

№ пп

Предполагаемая дата проведения

Тема урока

Оборудование

Виды речевой деятельности

Формируемые   ууд

(пишутся на блок тем) 

Блок тем

1

2

Сформированность универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных трудностей.

  • В широком значении «универсальные учебные действия» – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком  УУД – это совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.  

Программа развития универсальных учебных действий для основного общего образования включают

  • Личностные универсальные учебные действия
  • Коммуникативные универсальные учебные действия
  • Познавательные универсальные учебные действия
  • Регулятивные универсальные учебные действия
  • Программа формирования универсальных учебных действий обучающихся в 8 классе по учебнику Биболетовой М.З, где УУД зависят от конкретных заданий  и упражнений.

 

Виды  УУД 

Формируемые умения и навыки 

Конкретные задания  и упражнения 

1 

  • Личностные УУД =ценностно-смысловая, нравственная,социальная ориентация

-любовь к природе, экологическое сознание, знание основных принципов и правил отношения к природе; - 

формирование позитивной моральной самооценки и моральных чувств; - уважение ценностей семьи, - уважение и приятие семейных традиций и обычаев.

оптимизм в восприятии мира; - уважение личности и её достоинства, доброжелательное отношение к окружающим; признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях,

- описать, что хотелось бы изменить в родном городе; 

- обсудить какие отношения бывают в семье; - обменяться мнениями о семейных праздниках;

- обсудить с одноклассниками черты характера, необходимые для успеха. 

2

Коммуникативные УУД =социальная компетентность, коммуникативное взаимодействие

- владение культурой речи;

- ведение дискуссии и диалога на материале учебных тем;

- выслушивание мнения других;

- владение различными формами устных публичных выступлений;

- оценка разных точек зрения и обсуждение ситуации с различных позиций;

-  аргументация  личной  точки зрения;

-  пересказ текста;

- постановка вопросов к прочитанному и услышанному;

- высказывание предположений по поставленной проблеме;

- развитие навыка взаимодействия в группе;

- управление действиями партнера – умение убеждать;

- толерантное отношение к чужой точке зрения.

- рассказать о погоде, поддержать   микро диалог о погоде;

- рассказать о стихийных бедствиях;

- написать открытку, описав в ней погоду, характерную для места, где живёт учащийся;

- Употребление пословиц и поговорок о погоде.

- рассказать о достоинствах и недостатках различных средств массовой информации

- выразить своё отношение к различным средствам массовой информации;

- рассказать о просмотренной телепередаче;

- написать поздравительную открытку; 

   3    

        Познавательные УУД    =работа с информацией

-  работа с основными компонентами учебника;

- использование справочной и дополнительной литературы;

- проведение разных видов сравнения;

- установление причинно-следственных связей;

- оперирование понятиями, суждениями;

- выявление существенных признаков объекта;

- проведение разных видов сравнения;

- установление причинно-следственных связей;

- оперирование понятиями, суждениями;

- классификация информации;

- владение компонентами доказательства;

- формулирование проблемы и определение способов ее решения;

- Самостоятельное исследование.

- читать тексты с выборочным извлечением информации;

- читать тексты с пониманием полного содержания, провести классификацию информации;

- извлечь из текста информацию, необходимую для собственного высказывания;

- понимать на слух информацию, передаваемую с помощью несложного текста.

4

  • Регулятивные УУД =  организация учебной деятельности

- определение проблем собственной учебной деятельности и установление их причины;

- оценивание своей учебной деятельности и учебной деятельности одноклассников;

- планирование  личной деятельности;

  • - выбор наиболее рациональной последовательности действий по выполнению учебной задачи. прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

- все виды контроля знаний умений и навыков

- выполнение индивидуальных заданий

- выполнение домашних заданий

  • Checklist
  • Материал для
  • пояснительной записки взять из
  •     Общую характеристику учебного предмета, курса
  •    Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
  •    Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
  •    Содержание учебного предмета, курса
  •   Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
  •    Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
  • Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

Примерной программы

Примерной программы,  программы курса

Примерной программы, образовательного плана ОУ Программы курса

Программы курса

Программы курса

Последняя страница обложки учебника

Стандарт, примерная программа, программа курса

Дополнительная информация

www.englishteachers.ru 

www.titul.ru 

www.standart.edu.ru 

larisa.abrosimova.53@mail.ru.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка рабочей программы в условиях ФГОС

Презентация актуальна в условиях введения ФГОС. В материале подробно раскрывается содержание, описываются этапы разработки рабочей программы педагога...

Методическая разработка рабочей программы по биологии в 7 классе в условиях гимназического образования.

В работе показана примерная рабочая программа, поурочное планирование по биологии в условиях гимназического образования....

Разработка рабочих программ в условиях ФГОС.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ к мастер-классу "Разработка рабочей программы учителя иностранного языка, отвечающая требованиям ФГОС ООО"...

Из опыта работы по разработке рабочих программ по отдельным предметам в соответствии с требованиями ФГОС на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования (на примере предметной области «Математика»).

Рабочая программа по учебному  предмету •математика - это документ, являющийся компонентом основной образовательной программы школы, который определяет цель, ­порядок, ­содержание, ­результаты и ...

Трудности составления рабочей программы в условиях ФГОС. Конструктор СОНАТА – ПРО.

Презентация для выступления на педагогическом совете по теме: "Трудности при составлении рабочей программы в условиях ФГОС".  В презентации приводятся результаты тестирования и выясняется перечен...

Технология проектирования рабочей программы в условиях введения ФГОС ООО.

Рабочая программа является составной частью основной образовательной программы соответствующей ступени образования (далее – ООП), образовательной программы и призвана обеспечить целенаправленнос...