Курсовая работа "Роль английского языка в современной школе"
статья по английскому языку (5 класс) на тему

Барышева Элеонора Александровна

Моя курсовая работа включает в себя рассуждения по  материалам об аудировании, чтении, письме, говорении. А так же некоторые методические рекомендации  из собственного опыта работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Курсовая работа по теме: «Роль английского языка в жизни современной школы.»

Учитель английского языка Церковно-приходской школы «Косинская» Барышева Элеонора Александровна

Москва, 2013 г.

 Хочется начать свои рассуждения по выбранной теме с того, что сказать, что выбор именно этой темы для меня неслучаен. С первых  дней работы  в школе (а у меня 18-летний багаж за спиной) я осознала роль  иностранного языка, как средства коммуникации в современном обществе в связи со стремительными изменениями в разных областях: политике, внешних связях России и Запада, информационных технологий, техники, биоэнергетики, экономики и др. Современная  международная  обстановка, информационный  взрыв, международная экономическая и политическая интеграция обусловливают вовлечение всё возрастающего числа специалистов,  владеющих иностранными языками в разных областях науки и техники в непосредственное осуществление международных научно-технических связей, сопровождаемых значительным ростом и расширением культурных и деловых контактов. Всё это предъявило свои требования к характеру  владения иностранным языком и тем самым детерминировало некоторые принципы и параметры  новых методов обучения, в частности иностранным языкам.  Изменения в обществе не могли не привести к изменениям в сфере образования. Язык стал не каким-то обособленным предметом в школьном расписании, а неотъемлемой частью жизни современного, грамотного, образованного человека. « В то же время, язык стал более доступен большинству, изучение иностранного языка стало более функциональным. Преподаватели иностранных языков  оказались в центре общественного внимания: легионы нетерпеливых специалистов в разных  областях  науки, культуры, бизнеса, техники и всех других областей человеческой деятельности потребовали немедленного изучения  иностранного языка  как орудия производства.», как отмечает известный специалист в области преподавания языка С.  Г. Тер-Минасова. Условия иноязычного общения в современном мире, когда иностранный язык является средством общения, познания, получения и накопления информации, предопределили необходимость владения всеми видами речевой деятельности: говорением и пониманием на слух речи на английском языке,  а так же чтением и письмом. Сейчас кардинальным образом пересматриваются содержание и методы обучения.  В этой связи проблема создания и использования эффективной методики преподавания английского языка в школе представляется крайне важной.

В связи с этим, целью данной курсовой работы  является:

-анализ говорения, чтения, письма, аудирования  как видов речевой деятельности

-формулировка целей и раскрытие содержания обучения разным видам речевой активности

-анализ сопутствующих обучению трудностей

 раскрытие методов говорения, письма, аудирования  и чтения

Обучение на уроках иностраного языка должно осуществляться по Новому Федеральному Стандарту. Стандарт, который основан на системно-деятельностном подходе, предъявляет свою систему требований. Это требования к результатам освоения основных образовательных программ.

К современным требованиям относятся качество изложения ( методика преподавания и знания учителя) материала, контакт с аудиторией ( психологическое соответствие выбранной профессии и индивидуальный подход) и отношение учителя к детям ( любовь! прежде всего).

Раньше овладение языком осуществлялось посредством долгого рутинного труда. Все приоритеты отдавались грамматике, чтению и литературному переводу .На уроках  предлагались однотипные упражнения, одинаковые тексты, однообразный сухой перевод и неинтересное заучивание (зубрёжка) слов. На смену учителю-диктатору пришёл учитель-Друг, наблюдатель, посредник, своеобразный умиротворитель и руководитель.  В своей преподавательской деятельности за основу я взяла коммуникативный подход к обучению, который , как и полагается, направлен на практику общения, без психологического дискомфорта и барьеров.

Изучение английского языка  в школе направлено на достижение следующих целей:

-развитие речевых умений для достижения коммуникативной компетенции, которая включает в себя:

1 речевую компетенцию (т.е. развитие коммуникативных умений в четырёх основных видах речевой деятельности)

2 языковую  компетенцию (т.е. владение необходимыми языковыми  средствами общения в соответствующих ситуациях)

3  социокультурную  компетенцию (т. е. приобщение учащихся к культуре,  традициям, реалиям  стран  изучаемого языка в условиях толерантности и иноязычного межкультурного общения )

4 учебно-познавательную компетенцию (более углублённое  развитие  общеучебных и специальных учебных умений, связанных с самообразованием, самостоятельным изучением языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий . С этой целью мною проводятся дополнительные занятия и организованы кружки, которые влияют на всестороннее развитие учеников и расширяет их творческий потенциал. Эти занятия способствуют развитию способности использовать английский язык как инструмент общения в диалоге культур, знакомят с культурным  многообразием стран изучаемого языка и способствуют формированию межкультурной компетенции учащихся.)

5 развитие у учеников понимания необходимости изучения иностранного языка в современных условиях  жизни, а также потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации, воспитание качества гражданина, патриота своей страны, толерантного отношения к проявлениям  иных культур.

 Как известно, любая речевая деятельность держится на четырёх составляющих: устной формы коммуникации, которая включает в себя аудирование  и говорение,  и письменной, которая  проявляется через чтение и письмо. Повышенное внимание раньше уделялось чтению и письму. Хотя, результаты заставляли себя долго ждать. А в современном преподавании большое внимание уделяется, прежде всего, восприятию речи на слух и говорению.  Работая, в основном, в начальных классах, я не использую сложную лексику и синтаксические конструкции. Но, общаясь с маленькими детьми, использую юмор и свои  немалые артистические способности, чтобы поддержать интерес к языку и снять страх перед общением впервые на английском языке. Всё это получается так естественно, что в ответ я всегда получаю от ребят улыбки, объятия, прекрасный климат на уроках, лёгкое запоминание и потрясающий неиссякаемый интерес к предмету! А что ещё сделает учителя СЧАСТЛИВЫМ? Не для этого разве мы идём работать в школу?

 Наиболее приоритетными направлениями, определяющими коммуникативный подход к обучению английскому языку, являются: влияние концептуальных составляющих на содержание , отбор и организация учебного языкового и речевого материала, моделирования ситуаций общения (о чём неоднократно мы говорили на наших курсах в МИОО), самоанализ и управление учебной деятельностью на занятиях с учителем и в самостоятельной работе. Речевая деятельность в качестве системы рассматривается  как неотъемлемая  и составная часть общей учебной деятельности. Систематизируя речевую деятельность, следует отметить, что для обучения и общения на  английском языке значимыми являются как специальное, так и взаимосвязанное обучение видам речевой  деятельности, в том числе  аудированию,  говорению, чтению и письму. Систематизация общения предполагает  анализ содержания, структуры и взаимодействия коммуникативного (информационного обмена между партнёрами) , интерактивного (взаимодействия партнёров) и перцептивного ( взаимовосприятия  и взаимопонимания партнёрами) аспектов. Большой интерес для обучения англоязычному общению представляет  анализ сочетания речевых и неречевых средств общения ( мимики, жестов, телодвижений и пр.) с учётом их национально-культурной  специфики.

На наших лекциях большое внимание уделялось систематизации языкового материала (фонетического, лексического и грамматического аспектов языка). Систематизация  языка  как средства межличностного общения  должна отвечать трём основным требованиям: созданию лингвистических основ обучения английскому языку с учётом языкового опыта обучаемых и владения ими родным  языком, обучению их определённому (полному или избирательному) варианту языка, соответствию условиям, в которые  реализуется обучение коммуникативной функции английского языка. Систематизация овладения английским языком предполагает учёт и использование в обучении объективных и субъективных  закономерностей усвоения языка на основе родного и его соотнесения с английским.

                              Обучение письму

 В процессе преподавания в школе английского языка, обучение письму является одной из задач практической цели.

 В младшей школе, в которой преимущественно работаю я, предъявляются только такие требования в отношении письма: записать слова, некоторые несложные фразы и реплики, небольшой диалог, связный текст на слух.

Предполагается, что на этот вид деятельности на уроке должно выделяться не более 7 минут. Некоторые приёмы работы можно привести следующие:

- списывание некоторых слов и целых предложений с различными установками (подчёркивание определённых букв и буквосочетаний, отметить буквы, которые не читаются и т.д.)

- организация данных слов по определённому признаку ( по алфавиту, по словообразованию, по правилам чтения)

- написание по памяти (заданного или наибольшего количества слов, содержащих данную букву  или буквосочетание; заданного или наибольшего количества слов, начинающихся с определённой буквы; односложных, двусложных и многосложных слов; сложных слов типа ice cream; слов, одинаково звучащих, но имеющих разное написание see-sea; слов, слов на предлагаемую учебную ситуацию; как можно большее количество слов с определённым заданием в ограниченное время; интернациональных слов; названий животных и их детёнышей; рифмующихся слов к данным словам; как можно больше существительных, прилагательных, предлогов и т.п.

- составление и написание предложений с определённым заданием

- составление и написание короткого рассказа

- словарные диктанты, короткие диктанты, контрольные диктанты

- письменные контрольные работы.

Учитывая возраст младших школьников, проверочные работы желательно проводить в форме игр, соревнований. Большим  подспорьем  при выполнении домашних заданий является сборник упражнений Е. А. Барашковой,  задания в котором дети выполняют с огромным энтузиазмом.

Также, письмо является и средством обучения, способствующим более прочному усвоению лексико-грамматического материала и совершенствованию чтения и устной речи.

Одним из основных принципов обучения английскому языку является принцип интеграции и дифференциации, суть которого состоит в том, что, тренируя любой вид речевой деятельности или аспект языка, мы одновременно тренируем и  остальные. Иными словами, любой вид речевой деятельности на уроке английского языка является не только целью обучения, но и средством формирования смежных речевых и языковых навыков.

Основной целью обучения иностранному языку в школе сегодня является формирование и развитие  иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности таких её составляющих, как:

1 Речевая компетенция

2 Языковая компетенция

3 Социокультурная компетенция

4 Учебно-познавательная компетенция

На современном этапе с учётом благоприятных для изучения языка условий, выдвигаются повышенные требования ко всем видам речевой деятельности в равной степени. Мне кажется необходимым подвести  подвести  моих учеников к уровню независимого или компетентного пользователя иностранным языком. У современного учителя должны быть сформированы базовые методические категории, такие как: цели, принципы, содержание, методы и средства обучения. Хорошо, что в последнее время учитываются специфика и особенности конкретного учебного заведения и разрешается осуществлять процесс обучения с использованием отечественных и зарубежных методик, материалов м авторских разработок. Например, в нашей негосударственной (Церковно-Приходской) школе.

 Процесс подготовки к экзаменам в школе начинается в сегодняшних современных условиях заблаговременно, т.е. с начального изучения английского языка. При такой постепенной подготовке ученик приобретает и развивает ряд важных знаний, навыков и умений:

-концентрировать внимание и выполнять задания в необходимом темпе и объёме, чётко следуя инструкциям;

-определять стратегию выполнения задания по всем видам речевой деятельности, что, конечно, способствует успеху;

-увеличивать  словарный запас и расширять  кругозор во многих областях знаний;

-стремиться к самообразованию и самосовершенствованию;

-использовать навыки, приобретённые при изучении английского  языка в других областях знаний, что, безусловно, поддерживает устойчивую мотивацию к учению.

Умение писать на английском языке приобретает всё большее значение в силу ряда причин. В настоящее время появилась возможность много путешествовать, работать в иностранных фирмах, получать высшее и дополнительное образование за рубежом, участвовать в международных конференциях и программах обмена, общаться через Интернет. Всё это предполагает умение не только общаться устно, но и умение заполнять

 декларации и анкеты, вести деловую переписку, составлять резюме, писать доклады и эссе. Иными словами, уметь в письменной форме грамотно выражать свои мысли и идеи в письменной форме, владея основами композиции, зная стилевые особенности и следуя определённым правилам организации письменного текста.

Как правило, раньше выполнение  «механических» заданий превращалось для учеников в рутину. В современных условиях процесс  выполнения письменных заданий превращается в творчество.

По словам Выготского, «письменная речевая деятельность есть целенаправленное и творческое совершенствование мысли в письменном слове, а письменная речь-способ формирования и формулирования мысли в письменных языковых знаках».

Целью обучения письменной речи является  «формирование у учащихся письменной коммуникативной компетенции, которая включает владение письменными знаками, содержанием и формой письменного произведения речи».

Задачи, которые необходимо решить для достижения этой цели, включают  формирование  у  учащихся необходимых графических автоматизмов, речемыслительных навыков и умений формулировать мысль в соответствии с письменными стилями, расширение знаний и кругозора, формирование аутентичных представлений о предметном содержании, речевом стиле и графической форме письменного текста.

На своих уроках я стараюсь отрабатывать три основных вида письменной речевой деятельности:

 1 Контролируемое письмо (Controlled writing)

 -написание букв

 - написание слов

 -составление предложений (или переписывание, копирование текстов, так называемое  контрольное списывание)

Такой вид контролируемого письма больше характерен для преподавания в младших классах.

 2 Направляемое письмо (Directed or guided writing)

 Такой вид подходит классов начальной школы, так и для  более старших учеников, где письменная работа выполняется в соответствии с определёнными заданиями.

 3 Свободное письмо (Free writing).

 Хотелось бы привести несколько примеров из личного опыта: когда мы работаем над заданиями и упражнениями, я стараюсь вовлечь ребят во все три вида письма.

  Controlled writing

 1 Игра в « Bingo» на буквы, предлоги, формы глаголов.

 2 Составление слов из заданных слов.

 3 «Путаница».

 4 Расстановка слов в предложении по порядку.

 5 Расставление кусков текста в соответствии с картинками (или наоборот)

 Во всех упражнениях , кроме первого, результат записываем в тетрадь.

 Guided or Directed writing

 1 Большой популярностью в последнее время у нас пользуются всякого рода проекты. После каждой изученной темы (а иногда и в процессе), мои ученики изготавливают разные таблицы, плакаты, газеты, диаграммы, которыми не только они сами пользуются, но и остальным рекомендуют. Вот, совсем недавно ученики 4 класса сделали кроссворд для учеников чуть постарше себя на повторение ими темы «School life». Также, мои младшие ребята с удовольствием придумывали названия улиц и объектов на карте достопримечательностей Лондона.

Выполнение такого рода заданий  формирует умение выбрать главное-то есть то, что необходимо особенно запомнить или проиллюстрировать таблицей, диаграммой и т.п. В дальнейшем этот навык очень пригодится для составления тезисов выступлений или написания планов сочинений…

Уже на начальном этапе обучения, наряду с традиционными заданиями (диктанты, подстановочные упражнения, заполнение пропусков), я часто использую упражнения, имеющие выход в реальную жизнь. Ведь об этом говорят почти все наши лекторы в МИОО. Это может быть и заполнение анкет, личных карточек, приглашений на праздники своих друзей, оформление автобиографических сведений. Подобные задания, наряду с предыдущими, вносят в процесс обучения письму элемент творчества.

 2 Классификация предметов или объектов (Word –webs).

Эти задания способствуют развитию логического мышления, способности к обобщению. Очень полезными такие упражнения могут быть на этапе отработки слов на заданную тему.

 3 Управляемые поэтические упражнения.

 Развитию творческого мышления на английском языке способствует создание стихотворений, загадок по заданной схеме или изменение ранее выученных стихов с использованием активного  вокабуляра.  Примером  управляемого поэтического упражнения может служить так называемое  cinquian  poem-стихотворение, состоящее из пяти строк, в каждой из которых сформулировано определённое задание:

 Line 1 State a subject in one word (a noun)/

 Line 2 Describe the subject in two words (adverb+adjective or two adjectives)

 Line 3 Describe an action about the subject in three verbs or 1 sentence (3 words)

 Line 4 Express an emotion about the subject in four words.

 Line 5 Restate the subject in another single word.

Ученики начального уровня могут  создать следующие пятистрочные стихотворения в прозе, пользуясь активным вокабуляром  по темам: «Внешность» и «Черты характера»

 Family.                              Baby.

 Very friendly.                    Charming, cute.

 Have lunch together.         Smiles, cries, sleeps.

 I like my relatives.            He makes me happy.

 Happiness.                         Childhood.

 Подобные стихотворные формы не требуют знания сложных грамматических структур и поэтому вполне доступны для учащихся начального уровня. Они способствуют расширению словарного запаса, поскольку в процессе их создания приходится пользоваться словарём. Подобные работы могут быть собраны в антологию письменных произведений или, как у нас, в специальные папки для творческих работ. Конечно, это очень способствует повышению уровня мотивации, особенно для слабых учеников.

 4 Упражнения, предлагаемые для учеников среднего уровня, служат своеобразным мостом между структурированными упражнениями начального уровня и творческими заданиями продвинутого уровня. Такие упражнения подготавливают учащихся к написанию сочинений. На этом уровне моно использовать частичный перевод, реорганизацию простых предложений в сложные с использованием различных связующих элементов, реконструкцию предложений по ключевым словам, реконструкцию даже отрывка текста по ключевым предложениям, что нередко использую в 7 классе. Так, можно предложить объединить несколько простых предложений в одно сложное с использованием связующих элементов.  Например, следующие фразы:

 - The boy is short.

 - The boy  has  fair hair.

 - The boy is standing by the gates.

 - The boy looks curious.

Эти фразы можно преобразовать в следующее предложение:  The short fair haired boy standing by the gates looks curious.

Предложения для подобных заданий могут быть взяты из оригинальной литературы. Сравнение вариантов, предложенных учащимися, с оригиналом сделает работу более целенаправленной, интересной и полезной.

 5 На этом этапе можно предлагать задания по трансформации текста. Письма могут быть трансформированы в телеграммы, текст- в таблицу, последовательность картин или диаграмма –в текст. Подобные упражнения помогают анализировать и синтезировать полученную информацию, отделяя главное содержание от второстепенных деталей.

 6 Для развития логического мышления ученикам могут быть полезны так называемые strip stories, когда небольшой текст разрезается на отдельные предложения, которые ребята соединяют в логической последовательности. Младшим особенно нравятся такие задания.

 Free writing

Начиная работать над этим видом письма, следует сразу объяснить учащимся, что такое стили письменных работ, и писать даже самые короткие тексты в определённых форматах:

  -составлять рассказ по картинке в формате газетной статьи, журнальной статьи, повести, пьесы.

  - письма (официальные, неофициальные, полуофициальные).

На этом же этапе можно бучать учащихся писать письма и поздравительные открытки, начиная с подстановочных упражнений и создания параллельных текстов.

Одним их способов обучения письменной речи могут быть всевозможные журналы-диалоги, позволяющие ученикам письменно общаться друг с другом, обсуждая интересующие их темы (особенно это будет, на мой взгляд, интересно подросткам в силу их психологии в данном возрасте). Преимущество таких журналов перед другими видами письменных работ очевидно. Они дают возможность писать для настоящей аудитории. Кроме этого, ребята пишут в журналах и заметках не для оценки, что позволяет им свободнее выражать свои мысли и переживания, не ограничиваясь употреблением только знакомых структур.

 - сочинения.

Познакомившись со многими требованиями к сочинениям и рядом методических установок, я решила , что готовить детей к этой сложной работе надо начинать буквально с первых шагов изучения языка. Уже на первых этапах подготовки к написанию сочинений нужно дать ребятам установки на правильность написания такого рода заданий, т.е., что сочинение , как и в русском языке, должно иметь начало, основную часть и заключение, свои мысли, суждения, выводы. Любая работа должна иметь идею, смысл, которую нужно представить, логически развить и завершить. Сочинение должно всегда начинаться с плана, который должен быть логичным. План должен включать основные компоненты работы.

Составит правильно план  легко, если представлять, о чём хочется рассказать, и уточнить содержание вопросами к предмету сочинения. Эти вопросы, как правило, включают слова: Where,  Why, When, Who, How, What. Формулировки вопросов с этими словами  и составят план сочинения.

Ответы на данные вопросы плана (несколько предложений на один вопрос) и составят красивое логическое изложение темы сочинения. Идеи повествования и сами предложения, выражающие идеи, должны представлять собой стройную последовательность. Написав сочинение, необходимо его проверить.

 Так как письменная речь сильно взаимосвязана с другими видами речевой деятельности, обучение должно сочетаться и проходить параллельно с  ними, а это:

- Аудирование  (диктанты, изложения, заполнение пропусков и таблиц),

- Чтение (послетекстовые задания, ответы на вопросы, завершение рассказа, добавление деталей).

-Говорение (интервью с последующим письменным изложением информации, парное или групповое обсуждение с записью аргументов обеих сторон).

Большое значение на уроках играют видеофильмы или отдельно взятые отрывки или сюжеты с последующими заданиями, которые воспринимаются учениками на «ура». Мы их нечасто используем, но, если необходимо по теме, то можно прибегнуть к их помощи. Можно после просмотра дать задание на дом  как в парах, так и отдельно каждому.

Огромную роль для достижения коммуникативной компетенции отводится тренировочным упражнениям. Дети очень хорошо должны себе представлять, для чего они выполняют то или иное упражнение или, в данном контексте, сочинение.

Таким образом, умение писать сочинения- это и наука, и искусство. Умение искусно выразить свои мысли, опираясь на знания, придёт со временем, если Учитель правильно научил теории написания таких непростых задач.

Делая выводы, важно отметить, что обучение писать на иностранном языке - назревшая необходимость, к которой подтолкнули реалии современной жизни. Вполне  может быть, что , когда-нибудь наши ученики , сдавая международные экзамены, или, участвующие в международных конференциях, программах обмена, вспомнят наши совместные труды, а знания пригодятся им в жизни.

                       Обучение аудированию

  В Государственном  стандарте  общего образования  определен обязательный минимум содержания образовательных программ по иностранному языку в речевом умении  «аудирование».

Основное общее образование:

-восприятие на слух и понимание несложных текстов с разной глубиной и точностью проникновения в их содержание (с полным, выборочным пониманием, с пониманием основного содержания)

Среднее общее образование (базовый уровень):

-дальнейшее развитие понимания на слух (с различной степенью полноты и точности) высказываний собеседника в процессе общения, содержания аутентичных аудиотекстов различных жанров и длительности звучания)

-понимание основного содержания несложных аудио-и видеотекстов монологического и диалогического характера

-выборочное понимание необходимой  информации в прагматических текстах

-относительно полное понимание высказываний в наиболее стандартных ситуациях повседневного общения.

Таким образом, стандарт определяет три основные учебные цели:

1 аудирование с целью понимания основного содержания текста

2 аудирование с целью относительно полного понимания содержания текста

3 аудирование с целью выборочного понимания необходимой информации.

Комплексы упражнений для развития умения воспринимать на слух должны иметь под собой цели и задачи.

Сейчас много говорится о связи заданий  при обучении детей в школе с реалиями современной жизни и ситуациями, в которые могут попасть учащиеся в другой стране. Крайне важна связь  приобретённых умений и навыков при задействовании их  в реальной жизни.

При современном обучении важную роль в обучении играет восприятие речи на слух и понимание её. Именно с аудирования начинается процесс овладения устной коммуникацией, имеено с речи учителя начинается знакомство с английским языком вообще.

 С начальных классов обучение аудированию-одна из задач практической цели. Кроме того, этот вид деятельности-мощное средство в обучении иностранному языку. Оно побуждает к овладению звуковой стороной овладения языком, через аудирование  идёт познание таких характеристик устной речи, как ритм, мелодика, ударение. От того, как учитель преподал первые уроки, как он заинтересовал именно в устной форме, зависит, будет ли запущен пусковой механизм в желании детей учиться говорить на иностранном языке.

Таким образом, первое, что формирует у учащихся умение аудирования,-это грамматически правильная, эмоциональная, доступная без дополнительного перевода речь учителя.

Работа с аудиотекстами или диалогами является не какой-то отдельной частью урока, а органически входит в него, переводя один вид речевой активности детей в другой.

Данному виду деятельности должно уделяться достаточное количество времени, так как учащиеся не только должны понять текст в аудиозаписи или в речи учителя, но и выполнить определённые задания:

-ответить на вопросы

-придумать вопросы самому

- логически продолжить фразу учителя

-придумать название , например, сказки

-придумать окончание рассказа или диалога  и т.п.

Учитель должен добиваться обязательного слушания аудиозаданий  дома, что, несомненно приведёт к наилучшему результату в обучении.

Восприятие на слух и понимание текстов  с разной глубиной  проникновения в содержание ( полное понимание, понимание основного содержания и выборочное) не является лёгким видом речевой деятельности. Но освоение языка и развитие  языковых навыков начинается и осуществляется  через  непосредственно  аудирование.  Поэтому именно этот вид  речевой деятельности вызывает наибольшие трудности.

При работе с аудиотекстом нужно придерживаться приведённой  ниже последовательности:

1Снять трудности, если они есть(незнакомые слова, собственные имена существительные)

2 Дать общую установку на работу с текстом( только понять данный текст или выполнить дополнительные задания, направленные на развитие говорения) и на первое прослушива-

ние , исходя из возможностей конкретных учеников.

3 Предложить учащимся прослушать текст.

4 Проверить, как они его поняли.

5 Дать установку на второе прослушивание в случае необходимости.

6 Проверить понимание текста и дать задания.

7 Проверить качество выполненных упражнений.

Вот  пример по аудированию  на тему : «Healthy Life Stile»

               Text «Healthy eating»

1 Pre-listening

  1. What food do you like?  

 

В современной методике принята трёхступенчатая модель обучения аудированию, которая подразделяется на стадии:

- До прослушивания (Pre listening)

-  Прослушивание  ( Listening)

-  После прослушивания  (Post-listening)

Все стадии в совокупности решают единые задачи:

1 антиципация содержания текста

2 выделение главной мысли (идеи) аудиотекста

3 выделение основных фактов и деталей аудиотекста

Стадии обучения аудированию:

                                          1 стадия

На этой стадии происходит актуализация полученных знаний, формирование мотивации к получению новой информации, построение предположений о содержании текста, т.е. происходит погружение учащихся в контекст аудиотекста.

Такое погружение может осуществляться несколькими видами упражнений:

-  Обсуждение вопросов, связанных с темой услышанного (часто использую в средней школе)

- Называние ассоциаций, связанных с данной темой (можно использовать и в младшей школе)

- Построение предположений о содержании текста по его заголовку (думаю, только не для самых младших школьников; либо на русском языке)

- Верные или неверные утверждения (может использоваться и для контроля) (рекомендую для всех возрастов, легко выполняются, поэтому очень нравятся детям)

- Предположения о содержании текста по серии картинок (в любом возрасте)

- Заполнение таблицы (Знаю- Хочу знать-Узнал) (тоже часто использую, особенно в среднем звене).

Следует отметить, что чем старше ступень обучения,  тем более свёрнутой будет языковая подготовка, т.е. методисты указывают на необходимость  формировать умения понимать основное содержание текста без точного понимания отдельно взятых слов и словосочетаний, не влияющих на понимание основного смысла, развивая тем самым языковую догадку, позволяющую выяснить смысл и значение отдельных слов из контекста.

                                  2 стадия

На данной стадии происходит контакт учащихся с аудиотекстом, с новой информацией. Как правило,  аудиотекст предъявляется 2 раза. Первый раз- с целью предварительного ознакомления и понимания общего содержания. При выполнении таких заданий учащиеся:

- определяют тему (проблему) текста

- определяют идеи текста

- отделяют основную информацию от второстепенной.

На этой стадии полезными будут следующие задания:

 1 Ответ на общий вопрос на понимание основной идеи (О чём? ).

 2 Прослушивание текста по частям и установление соответствия частей текста и основной идеи.

 3 Расположение частей текста в правильном порядке.

 4 Расположение картинок соответственно частям текста.

Второй раз прослушивания может и не понадобиться, но он может иметь место для более детального изучения и понимания подробностей. На этой стадии учащиеся развивают умения:

- извлекать необходимую информацию

- выделять необходимые факты в соответствии с поставленными вопросами

- определять временную и причинно-следственную связь событий и явлений.

Контролем знаний на данном этапе могут  служить следующие задания:

 -верные или неверные утверждения

- заполнение пропусков в тексте

- определение фактических ошибок в утверждениях, либо информации, не содержащейся в тексте

- заполнение таблиц

- тесты

- графическое изображение информации (рисунки, диаграммы, схемы)

- ответы на специальные вопросы

- дополнение предложения, начатого учителем (либо кем-то из учеников).

В ходе заданий можно использовать вербальные и невербальные опоры.

На данной стадии полученная учениками информация может использоваться  для  дальнейшего развития коммуникативных умений  или плавно переходить в другие виды речевой деятельности. Как правило, используется продуктивные  виды: говорение и письмо. Очень полезны диалоги и монологи, которые выражают оценочное мнение, выполняют практические, творческие задания на основе полученной информации. На этой стадии использование разных форм работы, таких как: групповая, парная, коллективная, будет наиболее целесообразна. Индивидуален будет и контроль.

               Обучение говорению

Говорение представляет собой вид речевой деятельности, посредством которого (совместно со слушанием) осуществляется устное вербальное общение.

Обучение говорению как процессу продуктивному,  обусловлено  ситуациями коммуникации. Этот процесс требует от учащихся построения своих высказываний. Говорение связано с наибольшими трудностями и требует больших затрат времени учителя. Тем не менее, именно без этого процесса невозможен и сам урок, и его цель-общение на иностранном языке.

Говорение может выступать  как в форме монологического высказывания, так и диалогического, т.е. беседы. На первом этапе обучения, говорение может рассматриваться и как цель, и как средство обучения.

Говорение как средство обучения широко используется при формировании произносительных, грамматических и лексических навыков. Оно используется при тренировке поскольку ознакомление с формой, значением, употреблением , с той коммуникативной нагрузкой, которую несёт материал, подлежащий усвоению, проходит

через аудирование.

Формирование собственно  говорения осуществляется через практику, в ходе выполнения разного рода упражнений. До выполнения этих упражнений необходимо обеспечить учащимся нужную тренировку в правильности фонетического, лексического и грамматического оформления высказываний. Иными словами, должна  быть проведена работа над языковым и речевым материалом.

Для формирования этого вида речевой деятельности необходимы две группы упражнений. К ним относятся упражнения тренировочные и творческие. Выполнение тренировочных упражнений связано с использованием говорения в качестве средства обучения. Творческие же,обеспечивают ученикам возможность творчески использовать сформированные навыки при решении коммуникативных задач. При проведении тренировки важно следить за тем, чтобы каждый ученик принимал в ней самое активное участие. Основное назначение иностранного языка как предметной области школьного обучения видится в овладении учащимися умением общаться на иностранном языке. Речь идет о формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять как непосредственное общение (говорение, понимание на слух), так и опосредованное общение (чтение с пониманием иноязычных текстов, письмо).

 Формирование коммуникативной компетенции:

Одним из наиболее эффективных средств развития и формирования умения говорения в обучении иностранным языкам по правилу считается диалог. Актуальность данной проблемы рассматривается в творческом использовании диалогов-образцов для совершенствования учебно-воспитательного процесса в каждой методике. Кроме того, использование диалогов-образцов составляет актуальную задачу для всех преподавателей.

Каким же должен быть процесс обучения иноязычному говорению.

1) Между учителем и учащимся должны установиться какие-либо взаимоотношения, кроме официальных, т.е. общение должно быть не ролевое (учитель – ученик), а общение индивидуальностей, которые видят друг в друге речевого партнера.

2) Мотив общения может появиться лишь тогда, когда возникнет потребность в подлинном общении. Потребность в «учебном» общении, которое у некоторых учащихся есть, по характеру иная и не в состоянии обеспечить коммуникативной мотивации.

3) Если взаимоотношения между учителем и учениками как между личностями не возникает, то нет и цели, присущей общению изменить эти взаимоотношения.

4) Должны функционировать все способы общения: интерактивный, когда есть взаимодействие на основе какой-либо деятельности, кроме учебной; перцептивный, когда имеет место восприятие друг друга как личностей; информационный, когда ученики обмениваются своими мыслями, чувствами. Если же ученик пересказывает текст только ради пересказа (когда все в классе знают его содержание) или проговаривает какие-то не ситуативные предложения, то общение не может состояться, а продуктом такого говорения является так называемая учебная речь. Нужно придать процессу обучения, не нарушая его организованности, системности и методической направленности, характерные черты процесса.

 Основные принципы обучения говорению:

Говоря о принципах обучения говорению, можно сказать, что только при следовании всем нижеизложенным принципам последовательно, можно достигнуть прогресса в обучении учащихся говорению

    Принцип речевой направленности.

Речевая направленность учебного процесса заключается не столько в том, что преследуется речевая практическая цель, сколько в том, что путь к этой цели есть само практическое пользование языком. Практическая речевая направленность не только цель, но и единство.

    Принцип индивидуализации при ведущей роли ее личностного аспекта.

Индивидуализация учитывает все свойства ученика как индивидуальности: его способности, умения осуществлять речевую и учебную деятельность и главным образом его личностные свойства. Индивидуализация является главным реальным средством создания мотивации и активности. Свое отношение к среде человек выражает в речи. А так как это отношение всегда индивидуально, то индивидуальна и речь. При обучении иноязычной речи индивидуальная реакция возможна в том случае, если стоящая перед учеником речевая задача будет отвечать его потребностям и интересам как личности. Любое высказывание ученика должно быть по возможности естественно мотивированным.

    Принцип функциональности.

Любая речевая единица выполняет в процессе коммуникации какие-либо речевые функции. Нередко после курса обучения учащиеся, зная слова и грамматические формы, не могут использовать все это в говорении, т.к. не происходит переноса (при предварительном заполнении слов и форм в отрыве от выполняемых ими речевых функций слово или форма не ассоциируются с речевой задачей).

    Принцип новизны.

Процесс общения характеризуется постоянной сменой темы разговора, обстоятельств, задач и т.д. Новизна обеспечивает гибкость речевых навыков, без чего их перенос невозможен, а также развитие речевого умения, в частности его динамичности (методически неподготовленной речи), способности перефразировать (качество продуктивности), механизма комбинирования, инициативности высказывания, темпа речи и особенно стратегии и тактики говорящего. Для этого необходимо постоянное варьирование речевых ситуаций.

    Принцип ситуативности.

Ситуативность как принцип в общих чертах означает, что все обучение говорению происходит на основе и при помощи ситуаций. К тому же определение понятия ситуация в коммуникативном методе существенно отличается от известных определений.

При обучении устной иноязычной речи создавать естественные ситуации общения нелегко. Возникающие сами по себе в учебной обстановке ситуации общения имеют, во-первых, узкую содержательную задачу, во-вторых, они с очень большой вероятностью реализуются на родном языке. Коммуникативный метод требует способного к общению и обученного ему учителя. Создание атмосферы общения на уроке во многом зависит от организации собеседников, т.е. от того, какая форма организации используется: индивидуальная, парная, групповая, хоровая или коллективная.

В последние годы хоровая работа стала очень популярной, что объясняется необходимостью увеличить время говорения учеников на уроке.

Конечно, хор иногда уместен, скажем, при отработке нового звука, усвоении интонации, если соблюдаются определенные условия: фразы не рубиться на отдельные слова, хор не является ширмой для некоторых молчунов- бездельников. Но даже в самом лучшем виде хор обеспечивает не говорение, а проговаривание единиц речи.

В качестве одной из форм активизации можно предположить так называемое «соговорение». Когда учитель обращается с вопросом к одному из учащихся и тот отвечает вслух, остальные могут также реагировать на вопрос, но шепотом или про себя.

 Технология обучения говорению.

Рассмотрим технологию обучения говорению, то есть, как учить, какими правилами, вытекающими из принципов обучения, с помощью каких методических приёмов развивать у учащихся говорение в двух его формах - монологической и диалогической, какие средства обучения нужно использовать для стимулирования высказывания и, какова должна быть организация обучения, т.е. какие организационные формы работы целесообразны и приемлемы на начальном этапе изучения английского языка.

Формирование говорения осуществляется в ходе выполнения упражнений. В методике находят различные подходы к классификации упражнений. Выделяют языковые и речевые; подготовительные и речевые (Шубин У.П.); предречевые и речевые (Скалкин В.Л.); условно-речевые и речевые; тренировочные и творческие упражнения.

Как видно из перечисленного, разные авторы обязательно выделяют две группы упражнений. Не вдаваясь в подробности выделения этих групп и их названий, хотелось бы подчеркнуть главное, что говорению как цели обучения, то есть овладению умением связного высказывания и ведения беседы, должна предшествовать работа над языковым и речевым материалом.

Говоря о коммуникативном развитии учащихся младших классов, следует отметить, что младшие школьники недостаточно полно раскрывают связи между явлениями. Хотя младшие школьники практически владеют основами построения теоретических понятий и готовы к теоретическим обобщениям (это является важнейшим психологическим новообразованием этого возраста), в высказывании все-таки предпочитают конкретные суждения теоретическим, абстрактным рассуждениям, описание конкретных фактов установлению причинно-следственных связей между ними. В процессе школьного обучения у них развивается способность строить рассуждения, делать выводы, умозаключения, складывается планирующее мышление. Развивающее обучение младшего школьника позволяет успешно формировать не только теоретическое мышление, но и рефлексию на способ речевой деятельности, в частности рассуждение.

Наиболее привычным и доступным для данного возраста является решение коммуникативной задачи описания. В этот период описание выступает в качестве наиболее распространенной учебной задачи, решение которой неразрывно связано с оптимальными возможностями восприятия. Наиболее интересно оно развивается и совершенствуется именно в младшем школьном возрасте. Этот факт может быть учтен учителем иностранного языка как психологическое обоснование широкого использования образной наглядности: картинок, рисунков, предметов, игрушек как организации предметного плана высказывания.

Исследования Т.С. Путиловой решения коммуникативных задач школьниками разных возрастных периодов показало, что младшие школьники по целому ряду параметров уже дифференцируют такие коммуникативные речевые задачи, как описание и объяснение, с одной стороны, и доказательство и убеждение, с другой. Так, например, при необходимости решения двух последних задач они используют значительно больше слов, смысловых связей, выражающих причинность, чем при решении задач описания и объяснения. Использование ими причинности в высказывании свидетельствует о том, что учащиеся этого возраста понимают и осознают направленность доказательства и убеждения на вскрытие причинно-следственных связей между предметами и явлениями окружающей действительности.

Характеризуя в целом уровень развития продуктивной речевой деятельности младших школьников, можно сказать, что в процессе обучения у них происходит усложнение, комплексирование и устного, и письменного высказывания за счет увеличения количества второстепенных членов предложения, появления составного сказуемого и т.д. Одновременно, в связи с расширением словаря школьника увеличивается количество предложений в порождаемом тексте, общий объем высказывания. Речевые действия приобретают рефлексивный характер. Учащийся начинает самостоятельно рассуждать и управлять своими мыслительными операциями, осознавать существенные связи в высказывании.

Говорение может обладать различной сложностью, начиная от выражения эффективного состояния с помощью простого восклицания, называния предмета, ответа на вопрос и кончая самостоятельным развернутым высказыванием.   По окончании начальной школы учащиеся, согласно «Программе» обучения иностранным языкам в начальной школе», должны уметь:

- общаться (на элементарном уровне) со своими сверстниками ( в том числе и из страны изучаемого языка) в рамках обозначенных программой сфер, тематики и ситуаций общения;

- в условиях непосредственного общения понимать и реагировать

(вербально и невербально) на устные высказывания партнера по общению в рамках сфер, тематики и ситуаций, обозначенных программой, используя в случае необходимости перенос, просьбу повторить. Поскольку умения воспринимать и понимать звучащую речь являются составной частью непосредственного устноречевого общения, то эти умения рассматриваются в программе в совокупности с умениями говорения;

- делать элементарные связные высказывания о себе, о членах своей семьи, о друге, о школе, о городе и др., выражая при этом (на элементарном уровне) свое отношение к воспринятой информации или предмету высказывания.

Обучение чтению

Чтение-это самостоятельный вид речевой деятельности, который обеспечивает ещё и письменную форму общения. Оно занимает одно из главных мест по использованию, важности и доступности одновременно.

Чтение относится к рецептивным видам речевой деятельности, поскольку связано с рецепцией (восприятием) и пониманием информации, закодированной графическими знаками. В современной школе мы обучаем мы обучаем быстро о точно устанавливать звуко-буквенные соответствия, т.е. правильно озвучивать графический образ слова и соотносить его с его значением, понимать читаемое.

Обучение чтению на английском языке начинается с о слов, подобранных по правилам чтения гласных и буквосочетаний. Причём начинает ряд слов в большинстве своём ключевое слово, известное ученикам по другим видам речевой активности: аудировании, письме, говорении. Это ключевое слово дети узнают и оно является для них некоей опорой при чтении других аналогичных либо похожих в чём-то слов. Поэтому, мы учим ребят пользоваться ключевыми словами и для правильного прочтения всех остальных слов по образцу самостоятельно. Однако, ошибкой учителя может быть лишение ученика прочтения слова самостоятельно, так как  читают слова после прочтения слова учителем. Тем самым нарушается принцип сознательности при формировании техники чтения.

В целях развития скорости чтения, быстроты реакции учащихся на печатное слово я пользуюсь специальными карточками flash-cards с написанными на них словами. В этом случае возможно постепенное сокращение времени показа карточек.

Большую помощь на уроках на начальном этапе обучения оказывает разрезная азбука, использование которой способствует овладению графемно-фонемными соответствиями. Составляется слово, его читают, затем меняется одна буква и читается новое слово. Слова могут быть как знакомые, так и незнакомые, что снимает трудности и психологический дискомфорт при чтении незнакомых слов в тексте в будущем.

Вслед за упражнениями на чтение по ключевым словам идут упражнения, в которых даются слова на разные правила чтения (так называемые «перепутки»).Затем упражнения-лесенки-для расширения охвата строки глазом.

На  любом этапе обучения, а особенно на начальном, важно развивать  языковую догадку, также,  как  и в аудировании, как я уже писала в начале. Языковая догадка строится на основе общности с родным языком, словообразования, а также по контексту.

Не могу сказать о том, что некоторые методисты отрицательно высказываются о транскрипции, которую мы вводим уже на первых этапах обучения во втором классе, называя её «вторым языком», который совершенно не нужен и только сбивает с толку учеников. Я же, напротив, целиком поддерживаю идею пользоваться транскрипцией, как и раньше потому, что она просто необходима в целях постепенного овладения языком, приучает ребят  к самодисциплине и аккуратности, т. е. носит ещё и воспитательную функцию. Кроме того, начиная со второго полугодия, использую словарь в конце учебника для самостоятельного нахождения учениками транскрипции, а в последующем и само значение данного мною, либо в книге слова. Ребятам очень интересно «работать как в большой библиотеке» и одному из первых найти нужную транскрипцию или значение слова. Безусловно, это повышает и общий уровень обученности, и самооценку, и мотивацию.

   

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие умений письменной речи на английском языке в современной школе

В настоящее время нельзя переоценить значение иностранного языка в современном обществе. Школа всегда выполняла социальный заказ общества и естественно, что школьный процесс обучения изменялся в...

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции как основная цель обучения английскому языку в современной школе

В соответствии с концепцией модернизации российского образования вопросы коммуникативного обучения английскому языку приобретают особое значение, т.к. коммуникативная компетенция выступает как и...

Развитие умений письменной речи на английском языке в современной школе.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с определением роли письменной речи, содержанием обучения письму на современном этапе развития образования. Раскрываются возможности письма для всестороннег...

Роль английского языка в современной школе.

Как учить английский язык?Вопрос очень сложный  и многогранный. Приступая к изучению английского языка, нужно настраиваться на огромный труд....

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции как основная цель обучения английскому языку в современной школе.

теоретические и практические аспекты формирование коммуникативной компетенции...

Развитие умений письменной речи на английском языке в современной школе

В работе говорится о необходимости развития письменной речи, о ее целенаправленном и систематическом контроле, о творческом подходе в формировании навыков письма и в огромном разнообразии заданий, кот...