Статья "Особенности обучения грамматике английского языка"
статья по английскому языку по теме
Когда речь заходит об изучении грамматики иностранного языка, мало у кого в мыслях при этом возникают радужные мысли. Скорее наоборот: этот процесс ассоциируется у нас со словами "трудно", "скучно", "однообразно"... Но изучать язык без освоения основ его грамматики невозможно. Я бы хотела поделиться некоторыми своими наблюдениями в этом вопросе. Почему важна грамматика? Почему ученикам тяжело ее учить? Как сделать ее изучение более успешным? Буду рада, если мои коллеги поразмышляют на эту тему вместе со мной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 24.46 КБ |
Предварительный просмотр:
«Каждый английский поэт должен овладеть правилами грамматики, прежде чем пытаться изменить или нарушить их.» (Every English poet should master the rules of grammar before he attempts to bend or break them.) Роберт Грейвз.
«Английская грамматика — это та величина, которой можно пренебречь. Английское произношение — камень преткновения на пути к прогрессу. Английское правописание специально, кажется, было придумано только для того, чтобы слова читались неправильно. Ясно, что делается это с целью сбить спесь с иностранца, в противном случае он выучил бы английский за год.» Джером Клапка Джером.
Два выдающихся англичанина – поэт, романист, критик, с одной стороны, и писатель-юморист, драматург, с другой, - и два таких разных мнения о грамматике своего родного языка.
Что же такое грамматика? Если говорить просто, то это та часть языкознания, которая изучает строй языка и языковые конструкции. От лексики она отличается тем, что лексика меняется, пополняется, местами устаревает, обновляется…Грамматика статична.
Почему важна грамматика?
Изучающие иностранный язык нередко задаются вопросом: что важнее – грамматика или лексика? И тут в возможных ответах грамматика явно проигрывает, так как очевиден тот факт, что как бы хорошо ты не знал грамматические правила, без знания слов у тебя нет шансов их применить. С другой стороны, в английском языке есть достаточно много примеров, когда неправильное употребление языковых форм с точки зрения грамматики приводит к тому, что вы будете поняты собеседником совершенно не так, как хотели бы, или не поняты вообще. Посмотрим на пример:
It was a long day…/ a day - long meeting . (Был длинный день.. и … встреча длиною в день)
- То есть грамматика является существенной в общении.
Мои ученики, употребляя не совсем верно предложения, иногда спорят: «Но ведь, если я так скажу, меня же все равно поймут». Да, можно вытащить из памяти при случае необходимые слова, как-то их связать и попытаться выстроить в некое подобие предложения. И есть все шансы, что вас поймут. Но при этом теряется и ваша самооценка и мнение собеседника о вас. Все-таки любому иностранному гражданину приятно осознавать, что вы изучаете и умеете говорить на том же языке, что и он. А по сему грамотность должна быть на высоте. Пример:
We walked / We went for a walk.
- Таким образом, грамматика делает язык более естественным.
Давайте посмотрим еще на один пример.
She needs a holyday. / What she needs is a holiday.
Предложения отличаются по эмоциональности и выразительности, не так ли ? Таким образом, следующий довод в пользу грамматики прозвучит, возможно, неожиданно, но
- именно грамматика позволяет сделать язык более выразительным.
Следующий вопрос, над которым стоит задуматься – почему учащиеся находят изучение грамматики тяжелым занятием?
- Самое первое, что приходит в голову в качестве ответа – они считают это скучным делом.
- Следующий момент, который не приводит в восторг наших учеников – это постоянные повторения одного и того же материала . До сих пор при обучении грамматике часто используется эксплицитный подход: чтобы выучить те или иные грамматические структуры, правила, нам не избежать их многократного повторения, а детям это, естественно, кажется утомительным и неинтересным.
- Учащиеся не всегда понимают саму систему изучаемой грамматики, поэтому возникают проблемы с ее осмыслением. Например, тема «Артикли». Подобной темы в русском языке нет, детям сложно объяснить их предназначение, поэтому путаница неизбежна. Как правильно говорить Red square или The Red square? Kremlin или The Kremlin? И почему, если правильно The Kremlin, то Red square без артикля? И вот тут не остается ничего другого, как убедить в детей в том, что им не нужно включать логику и пытаться сопоставлять что-либо с русским языком, а нужно просто запомнить и принять эти нормы английского языка.
- Современные УМК содержат избыточный грамматический материал. При том количестве часов, которое мы имеем для изучения иностранного языка в школе, учителя отчетливо понимают, что пройти весь учебник «от корки до корки» вряд ли удастся и отбирают грамматический материал на свое усмотрение, исходя из своего опыта, но не всегда ориентируясь на возможности и способности учеников.
- «столкновения » между «книжной » грамматикой и реальностью. К примеру, мы учим детей, что употреблять «… going to go..» нельзя. Но совершенно точно они встретят такое «неграмотное » употребление не раз в жизни.
Who thinks the market is going to go down in 2012? Toronto times
“I’m going to go back there some day” Kermit the Frog
Какие же условия позволят сделать изучение грамматики более успешной?
Согласно Вейну Риммеру, известному специалисту по грамматике английского языка, автору ряда учебных пособий, для этого нужно учитывать следующие факторы:
- частота употребления слов.
Например, в каком порядке вы бы расставили модальные глаголы в зависимости от частоты их употребления? В соответствии с выводами, основанными на корпусных исследованиях английского языка, в которых принимал участие не только В. Риммер, но и другие опытные преподаватели, этот список должен выглядеть так:
- will
- would
- can
- could
- may
- should
- must
- might
- shall
- Обучение грамматике в контексте.
Часто мы учим детей грамматике на отдельных примерах, оторванных от жизни, а нужно показывать как «работает » грамматика в контексте разных ситуаций. Только так можно избежать ошибок и правильного использования слов.
Посмотрим на примеры ниже. На первый взгляд, в каждом предложении подчеркнутое слово употреблено в соответствии со своим переводом. Такие варианты можно встретить в работах учеников, которые бездумно пользуются онлайн-переводчиками. Ведь компьютер не вникает в контекст предложения.
Next year I have the possibility to study in Moscow.
The nature around my dacha is lovely.
I’m on the first course at the Finance Academy.
“How are you? “ – “Normal.”
This is BBC with a live translation from London.
My wife is a great cooker.
Неправильное использование существительного | Исправление |
possibility | opportunity |
work | job |
way | route, means, condition |
nature | countryside |
amount | number |
travel | trip, journey |
place | room, space |
level | standard |
part | overused word – used like thing |
- Обучение от простого к сложному.
Начинать изучать английскую грамматику следует с элементарного. Прежде всего необходимо усвоить порядок слов в английском предложении. Так как синтаксические связи между словами имеют очень важное значение, и нарушить их порядок означает сделать грубую ошибку, порядок их употребления нужно обязательно соблюдать.
Что касается английских времен, то мы абсолютно справедливо начинаем их изучение с Present Simple, Past Simple, Future Simple. Эти простые временные формы становятся той базой, на которую позднее наслаиваются более сложные английские времена.
Также с самого начального периода обучения мы знакомим детей с английскими числительными, личными местоимениями и глаголом to be.
Таким образом, сначала закладываем твердую базу, а затем даем вещи посложнее.
- Изучение языка в комплексе.
Успеха можно добиться только если развивать и тренировать у детей сразу все навыки и умения: чтение, разговорная речь, аудирование и письмо.
Итак, грамматика – неотъемлемая часть языка. Выучить язык, не выучив его грамматику, просто невозможно. Чтобы понять грамматику как можно лучше, надо усвоить как можно больше грамматических образцов, шаблонов. И чем чаще вы будете сталкиваться с этими образцами, тем успешнее будет изучение грамматики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Трудности при обучении грамматике английского языка. Способы их преодоления."
В данной статье описаны некоторые трудности при обучении грамматике английского языка , а также способы их преодоления....
Педагогический проект «Мой второй родной язык - английский» (Возможности использования ИКТ при обучении грамматике английского языка)
Одной их наиболее важных проблем в современном образовании является обновление целей обучения иностранным языкам и содержания обучения. Современное общество ставит перед нами, педагогами, задачу не то...
Статья на тему: "Коммуникативный подход в обучении грамматике английского языка как составная часть системы обучения английскому языку в рамках реализации ФГОС"
В теоретической части статьи представлено понятие о коммуникативном подходе в изучении иностранного языка. В практической части статьи я предложил те приёмы которые использовал на собственных уроках, ...
Программа дополнительной подготовки по английскому языку для учащихся 8 классов Интегрированное обучение грамматике английского языка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Новые реалии XXI века, процессы интернационализации всех сторон жизни, особенности информационного общества выдвигают особые требования к овладению иностранными языками. Цен...
Программа дополнительной подготовки по английскому языку для учащихся 8 классов Интегрированное обучение грамматике английского языка
Программа дополнительной подготовкипо английскому языку для учащихся 8 классов Интегрированное обучение грамматике английского языка...
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ГРАММАТИКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
В статье описывается методика отработки грамматических явлений иностранного языка. Раскрывается функциональный ( коммуникативный ) подход, практико-теоретический способ введения грамматических явлений...
Статья Обучение грамматике английского языка в начальной школе.
Человек является обладателем самого ценного сокровища, которое с древних времен считалось самым богатым наследием всех живущих на земле народов. В современном мире, начиная со 2 класса, во всех общеоб...