Актуальность использования песенного материала для обучения английскому языку в средней школе.
статья по английскому языку по теме
Большинство учителей используют песенный материал для обучения детей языкам только в начальной школе, считая, что в средней и старшей школе дети уже менее склонны к хоровому пению. В своей статье я предлагаю еще раз обсудить эту тему и найти бесконечный источник для творчества при обучении подростков не только фонетической стороне языка, но и всем оставльным аспектам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
песни на уроках английского языка в средней и старшей школе | 29.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность использования песенного
материала для обучения английскому языку
в средней школе.
Использование музыкального материала на уроках английского языка не является новшеством и почти все преподаватели используют его в разных объемах. Но делают это, в основном, в начальной школе. Кажется, что именно на раннем этапе такой метод обучения, как правило, только фонетике иностранного языка, может принести реальные плоды. И действительно, легко запоминающиеся стихотворения и песни дети с легкостью восстанавливают в памяти даже много лет спустя.
Так почему же учителя не хотят использовать песни при обучении в средней школе? Ведь актуальность проблемы остается, детям необходимы методы, которые помогли бы им и в средней школе легко, в форме игры, запоминать грамматические структуры, новую лексику, оттачивать фонетику. Чаще всего объясняется это тем, что дети взрослеют, и у них пропадает интерес к «детской лирике». На самом деле, следует просто разнообразить материал и методику применения песен. А для этого неплохо поразмышлять о психологических процессах этого возраста.
Подростковый период – переходный период от детства к взрослости. Обычно он соотносится с хронологическим возрастом с 10-11 до 14-15 лет. Сформированная в учебной деятельности в средних классах школы способность к рефлексии «направляется» школьником на самого себя. Сравнение себя со взрослыми и с более младшими детьми приводит подростка к заключению, что он уже не ребенок, а скорее взрослый. Подросток начинает чувствовать себя взрослым и хочет, чтобы и окружающие признавали его самостоятельность. В этот период музакальные предпочтения могут очень повлиять на формирование их внутреннего «Я». Учитель может воспользоваться интересом подростков к музыкальной культуре и сформировать их мотивацию к изучению иностранных языков.
В современном обществе иностранный язык является важнейшим средством общения и без него уже не возможно развитие современного общества. Изменения, которые происходят в общественных отношениях и средствах коммуникации требуют повышения коммуникативной компетентности школьников. Это повышает статус предмета «иностранный язык» как общественной учебной дисциплины. Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
Иностранный язык способствует формированию у школьников целостной картины мира. Иностранный язык расширяет лингвистический кругозор учащихся, способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию учащихся.
Звучание мелодии и самого текста песни, предвосхищают прочтение текста учащимися. Текст же песни может быть использован для изучения языка как системы, а также для ознакомления с особенностями менталитета, культуры страны изучаемого языка. Момент предъявления песенного текста определяется условиями, поставленными преподавателем, и уровнем обученности учащихся. Основные цели использования песни на занятиях иностранных языков:
- Во-первых, аутентичные тексты песен используются для формирования фонетических навыков. Так как песня исполняется носителем языка, то произношение можно считать безукоризненным. Важно при выборе песни учитывать (кроме уровня знаний обучаемых) еще и четкость произношения звуков, артикуляцию исполнителя песни.
- Работа с песней также используется для пополнения лексического запаса у обучаемых. Песни позволяют сделать запоминание новых слов и структур более естественными и долговременными.
- Песни используются также для отработки грамматических структур. Синтаксические особенности текста песни, т.е. определенный порядок слов в предложении, управление глаголов, изменение существительных и прилагательных - вместе со строчками текста запоминаются не механическое формулирование правил, а их наглядное применение.
- Кроме того, песни помогают приобщить учащихся к иноязычной культуре. Тексты отражают современное состояние общества, видение мира, ценности данной иноязычной культуры, национальные традиции.
Очень важно, чтобы песня соответствовала интересам и увлечениям учащихся, а ее содержание несло смысловую нагрузку.
При помощи песен можно сравнивать культуру стран разных эпох, что тоже может стать источником социо-культурного и лингвистического анализа.
- Помимо всего выше перечисленного, песня помогает сплочению группы. Способствует формированию коммуникативных навыков.
На основе извлеченных из текста песен фраз и отдельных лексических единиц обучаемый может проявлять самостоятельность и творчество, создавать что-то свое в форме полилогов, диалогов, инсценировок и исполнения созданного.
Занимаясь песней, учащийся с первых минут вовлечен в процесс работы над аутентичным материалом, который носит когнитивный характер: идентификация, классификация, понимание письменного текста, аудирование, рассуждение о самой песне. Обучаемый занимает свою позицию, высказывая свое мнение. Преподаватель, в тоже время, направляет работу, оказывает влияние на формирование ключевых компетенций у обучаемого.
Еще одна цель, которую преследует преподаватель, используя песню, - это создание непринужденной атмосферы, позволяющей осуществить «разгрузку» учащегося – эмоциональную, интеллектуальную.
Работа над песней должна проводиться не в виде механического повторения текста хором за исполнителем, необходимо применять элементы игровых действий, желательно подвижных. Это, прежде всего, творчество и коммуникативная компетенция.
Работа с песней не должна быть чрезмерной. Не стоит требовать от учащихся качественного вокального звучания: песня это только средство обучения, а не цель.
Теперь мне бы хотелось предложить некоторые методические наработки для работы с песенным материалом.
Работа над песней может быть условно поделена на несколько аспектов:
•грамматически;
•фонетический;
•технический (способ запоминания песни);
•лексический (содержание песни);
•социально-лингвистический, страноведческий.
Такое деление, конечно же, является условным. Нет четких границ между этапами, один плавно перетекает в другой. Причем, с песней можно работать как однажды, для отработки каких-либо определенных умений, так и в течение многих уроков, выстроив последовательную цепочку. Чаще всего это зависит от текста песни.
Так, если песня используется только один раз, ее можно применить для:
Translation activity. В парах или маленьких группах учащиеся выбирают популярную песню на родном языке и переводят на английский так, чтобы ее можно было спеть на ту же мелодию. Можно взять песню на английском и перевести на русский.
Presentation and discussion.
•выберите песню и прослушайте ее.
•в группах учащиеся находят информацию (из Интернета, газет, журналов) о песне, ее исполнителе, истории создания и т.д. и готовят презентацию в форме беседы, ролевой игры, интервью, сценки и т.п.
•презентация может быть представлена также и в письменном виде, как постер, буклет или статья.
I like it because… можно принести свою песню, которая вам очень нравиться. За 1-2 мин. расскажите, почему вам нравятся слова и музыка песни. Попытайтесь выразить чувства. Можно раздать текст, спросить понравилась ли песня учащимся. если вы видите, что им она не нравится, попробуйте поспорить и отстоять свою точку зрения.
But I like this! попросите одного или двух учеников принести одну из их любимых песен на английском языке. Пусть они подготовят ее краткую презентацию и принесут текст песни. Попросите их выступить и рассказать, почему им нравится эта песня.
Key words. Продиктуйте 10-15 слов и фраз из песни. Ученики должны обсудить и угадать о чем эта песня.
Rhymes. Разрежьте песню на строчки и раздайте ученикам. После прослушивания они должны составить ее в правильном порядке.
Песни и грамматика. Например, во время изучения пассивного залога можно принести несколько хорошо известных песен и спросить: Who was this song sung/written by?
Можно разделить класс на группы и попросить составить, по крайней мере, еще 10 похожих вопросов на такую же тему.
Для тренировки простого прошедшего времени можно использовать, например песню из мультфильма «Шрек» “I’m a believer”.
- Напишите на доске глаголы:
to be, can’t, to get, to give, to haunt, to mean, to need, to see, to seem, to think, to try.
- Пусть ученики напишут эти глаголы в прошедшем времени.
- Проиграйте песню, чтобы ученики прослушали и исправил, если требуется.
- Раздайте ученикам тексты с пропущенными словами и попросите заполнить пропуски, используя слова, которые они написали.
Работу с одной и той же песней можно вести в течение многих уроков, уделяя ей только 5-7 минут. Если работы над песней в классе не проводилось, можно начать урок с выяснения отношения учащихся к музыке и песням в целом.
Например: Music is a part of our live. People often listen to music and sing. And what about you? Do you like listening to music and singing? Why?
Можно спросить, что для них важнее музыка или текст и почему.
Процесс работы над песней может занять 10-12 уроков.
Это только небольшой кусочек огромного айзберга того, что может быть исплоьзованно для работы на уроках в средней школе. Большинство учителей очень творческие люди, поэтому, я надеюсь, данная статья даст необходимую энергию вашей фантазии и сделает сделает уроки более привлекательными для ваших «разборчивых» и так быстро меняющихся учеников. Дайте им свободу выбора и результаты вас порадуют.
Библиография.
- Гебель, С.Ф. Использование песни на уроках иностранного языка/ С.Ф. Гебель// Иностранные языки в школе. -2009. -№5. –с.28-31
- Каменская, Е.Н. Психология развития и возрастная психология. /Е.Н.Каменская. –Ростов-на-Дону: Феникс, - 2007. – 251с.
- Михайлова, Е.А. Работа над песней на уроках английского языка. / Е.А.Михайлова// Иностранные языки в школе. – 2006. -№1. – с.37-39
- Павлова, Е.А. Игровые упражнения с песнями и стихами на уроках английского языка. /Елена Павлова. –М.: Чистые пруды, 2007. – 32с.
- Пригоцкая, И.Г. Стихи и рифмовки на уроках английского языка в 5-7 классах. / И.Г. Пригоцкая // Иностранные языки в школе. -1998. - №2. – с.37-40
- Шевченко, Е.И. Использование музыкального материала на уроках иностранного языка. /Е.И. Шевченко // Иностранные языки в школе. – 2010. – с.27-29
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль песенного материала при обучении английскому языку
Идея использования средств эмоционального воздействия на обучаемых (художественной прозы, поэзии, песен, музыки, живописи, художественной фотографии) в обучении иностранным языкам не нова. Одним...
"Роль песенного материала при обучении английскому языку"
Идея использования средств эмоционального воздействия на обучаемых (художественной прозы, поэзии, песен, музыки, живописи, художественной фотографии) в обучении иностранным языкам не нова. Одним...
Использование арт-технологий в обучении английскому языку в средней школе
Текст выступления на ГМО учителей английского языка...
Песенный материал на уроке английского языка в начальной школе
В статье рассматриваются вопросы использования песенного материала на уроках английского языка для формирования языковых и речевых навыков...
Обобщение опыта работы по теме "Использование песенного материала в обучении английскому языку как средство повышения мотивации учащихся"
Обобщение опыта работы по теме "Использование песенного материала в обучении английскому языку как средство повышения мотивации учащихся"...
Статья по теме "Возможности использования селфи при обучении английского языка в средней школе"
Статья по темеВозможности использования селфи при обучении английскому языку в средней школе...
Использование песенного материала на уроках английского языка
Использование песенного материала повышает мотивацию, благодаря непроизвольному запоминанию новых слов и фраз увеличивается объем словарного запаса.Песня является образцом звучащей иноязычной речи, а ...