метапредметный подход в школьном проектировании
опыты и эксперименты по английскому языку (5 класс) по теме
Рассматриваются темы метапредметных уроков-проектов, алгоритм работы над таким уроком, приводится пример целеполагания одного из уроков-проектов в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_tema_iom.docx | 55.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная технология как необходимое условие осуществления метапредметного подхода к обучению
Никитина Н.Ю. учитель английского языка МОБУ Лицей 37 г.Таганрог
•Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить.
Роджер Левин
Быстро меняющиеся условия жизни и труда, предъявляют совершенно новые требования к уровню образованности, к личности будущего выпускника.. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить» (Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. - 2004. -№5.-С.5-12.)
В рамках Госстандарта нового поколения в систему учебных действий включены личностные, метапредметные и предметные результаты, описаны требования к ним, даны учебные задачи и ситуации. Метапредметные образовательные результаты предполагают, что у учеников будут развиты: уверенная ориентация в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин философских и общепредметных; владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера, умениями организации собственной учебной деятельности, основными универсальными умениями информационного характера, информационным моделированием как основным методом приобретения знаний, широким спектром умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов, способами и методами освоения новых инструментальных средств, основами продуктивного взаимодействия сотрудничества со сверстниками и взрослыми
Выполнение данной задачи возможно лишь при условии творческого подхода к ее решению, использования новейших методов и технологий. Одной из таких и является проектная технология, способная развить у обучающегося важнейшие компетенции:
•познавательную;
•общенаучную;
•информационную;
•коммуникативную;
•социальную;
• стремления личностного самосовершенствования
- В ходе проектирования в метапредмете ребенок осваивает сразу два типа содержания – содержание предметной области и деятельность,т.е.удваивается производительность труда в рамках того же самого учебного времени. Значительно удобнее и правильнее рассматривать в качестве метапредметного результата в проектировании уровень развития базовых способностей учащихся: мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия. Этот образовательный результат является универсальным и позволяет сопоставлять результаты обучения в любых образовательных системах
Вот несколько примеров метапредметных тем для проектирования в образовательной области «Английский язык».
1 Проблема («Охрана окружающей среды», «Транспорт», «Социальная защита населения»);
Проект метапредмета «Проблема» основывается на групповой работе учащихся, в которой сталкиваются между собой их суждения по проблемному вопросу. Для того чтобы эти столкновения были плодотворными, учащимся необходим высокий уровень понимания друг друга в живой коммуникации. Выполнение проекта в виде дебатов обучает не только технологии ведения дискуссии , но и чрезвычайно важен для процесса социализации школьника .
- Знание («Город и деревня») можно рассмотреть понятия «город», «деревня» с точки зрения разных специалистов: экономиста, историка, географа, социолога, эколога, политика.
- Знак , Символ( «В городе»). Знаки современного города предполагают в человеке, способность воспользоваться информацией, представленной на них на английском языке, имеющим статус международного. Поэтому кроме лексико-грамматических навыков учащиеся овладевают социокультурными знаниями и умениями, усваивают способы общения в реальной языковой ситуации, придумывают новые информационные знаки .
• «Моё руническое письмо» (Способы общения)
Древние англы писали рунами. Это иероглифы, которыми писали первые жители Британии. В Великобритании до сих пор находят памятники письменности, гдиспользовались руны. Попробуйте ребята, создать свой алфавит рунического письма,
основываясь на английском алфавите и написать одну из английских пословиц вашими авторскими рунами
Придумайте символ глагола.
Глагол – это символ движения во всех его смыслах.
Движение может быть развивающимся, стоящим на месте, меняющимся, падающим, скачущим
4 ВЕРСИЯ( Экология)
Смысл задания заключается в том, чтобы учащиеся, через ЛИЧНОСТНОЕ восприятие окружающего мира описали его.
5 ИДЕЯ.( Изучение иностранного языка)
«СПИКУШКА» (от англ. “speak” говорить)
Спикушка- мальчик, который хочет научиться говорить по-английски. Но чтобы говорить, надо знать слова! Ребята, предложите Спикушке несколько необычных способов,
как можно запоминать английские слова и выражения.
6 ОБРАЗ.(Страна изучаемого языка)
Когда вы слышите название какой-нибудь европейской страны, то всегда перед вами возникает зрительный образ, т.н. ваше ассоциативное поле. Ваша задача, провести опрос среди обучающихся нашего лицея и узнать, какие образы возникают перед лицеистами, когда они слышат название страны Великобритания.
Результаты изложите в форме электронного атласа. Данное задание, покажет вам культурное разнообразие страны и ассоциативные поля лицеистов.
Учитель сегодня должен уметь конструировать новые педагогические ситуации, новые задания, направленные на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний. При выборе метапредметной темы для проекта необходимо учитывать возраст, ступень обучения учащихся.
- В ходе работы над заданием формируются следующие метаумения: теоретическое мышление, навыки переработки, критическое мышление, творческое мышление, регулятивные умения (планирование, определение целей, формулирование гипотез и т.д., качества мышления (гибкость, способность к широкому переносу и т.п.).
Метапредметные результаты проектирования на уроках английского языка достигаются через
содержание проекта (межпредметные связи), умение учиться: осуществление регулятивных действий самонаблюдения, контроля и самоконтроля.
использование мультимедиаприложений;
наличие текстов разных жанров и обилие заданий на разные типы чтения; развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные;
развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение, сопоставление явлений родного и изучаемого языков с помощью грамматического справочника и упражнений, анализ английского языка на основе моделей-опор;
развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации в ходе проведения игр-исследований, знакомство с явлениями окружающего мира, фактами его истории, географии на английском языке;
интеграции полученных на уроках по другим предметам знаний
• развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли.
При разработке проектного содержания , видения идеи в целом
приходим к выводу, что технология критического мышления в большей степени направлена на формирование этих метаумений.
В данной технологии используются следующие приёмы : составление ментальных карт, деревьев понятий, кластеров, денотатных графов, схем «фишбоун» (рыбьи косточки – технология «за и против»), графические модели знания, приемы сворачивания информации (конспект, таблица, схема) - эффективные приёмы переработки информации не только на уроках английского языка, но и на уроках любого другого предмета. Передавая универсальный способ показываем учащимся выходы из своего учебного предмета в другие предметные области знаний.
. Алгоритм разработки метапредметного проекта для учителя заключается в следующем:
1. Определить образовательную область, в которой предполагается проект. Сформулировать тему занятия.
2. Сформулировать иерархию целей урока-проекта: предметные, метапредметные, методологические (оргдеятельностные).
3. Перечислить фундаментальные образовательные объекты (объект), в направлении которых планируется деятельность учеников.
4. На основе представлений об особенностях учеников класса перечислить, какого рода способности предполагается задействовать (или обнаружить). При необходимости разбить выделенные способности на группы, например: общеучебные и частнопредметные; или – креативные, когнитивные и оргдеятельностные.
5. Обеспечить личное целеполагание учеников на занятии.
6. Ядром творческого метапредметного проекта является образовательная ситуация:
7. Как предполагается продиагностировать внешний и внутренний образовательный продукт ученика? Будет ли применена система оценки деятельности ученика, если да, то какая, если нет, то почему.
8. Как, с помощью каких критериев предполагается оценить успешность проведения данного занятия.
Приведем пример разработки проекта по учебнику "New Millennium English-5” Категория проекта – творческий, краткосрочный . Возрастная категория учащихся – ученики 5 классов. Учебник – "New Millennium” – 5, Деревянко Н.Н. и др. Изд-во «Титул» г.Обнинск, 2008 г. Цель: развитие коммуникативной компетенции по теме «Семья», «Семейные отношения»
Место и роль данного урока в курсе предмета «Английский язык» в соответствиями с требованиями ФГОС определяется тем, что урок ориентирует учащихся на активизацию лексико-грамматических знаний в рамках изучаемой темы с помощью одного из активных методов обучения – проектной технологии.
Метапредметная тема : Позиция и роль
Страна Семья – равенство прав или диктат
Планируемые результаты: учащиеся собирают сведения о своих близких и дальних родственниках, составляют свою родословную, определяют тип отношений в семье, составляют «Правила для детей» и «Правила для родителей», пишут страницы для журнала и презентуют его с помощью приобретенных лексических и грамматических компетенций по теме «Семья»
Метапредметные умения
Познавательные
- Овладение страноведческими знаниями по теме (семья английской королевы)
- Умение находить информацию( опрос, семейный архив, учебник, Интернет))
- Приобретение опыта творческой деятельности и познавательной самостоятельности в процессе работы над учебным проектом.
- систематизировать извлеченную информацию в рамках сложной структуры
Регулятивные
- Умение выполнять учебное задание в соответствии с целью.
- Умение соотносить учебные действия с известным правилом.
- Умение выполнять учебное действие в соответствии с планом.
самостоятельно планировать характеристики продукта своей деятельности на основе заданных критериев его оценки ( составление «семейного древа», свода правил оформить свои идеи в форме электронного проекта |
Коммуникативные
- Умение строить логически завершенное монологическое высказывание в рамках заданной темы.
- Умение адекватно использовать речевые средства для представления результата.
|
|
|
Личностные
- Формирование уважительного отношения к семейным ценностям и членам семьи.
- Умение организовывать собственную деятельность.
- Воспитание самодисциплины.
Предметные
- Развитие умений и навыков устной и письменной речи.
- Развития умения отбирать и анализировать необходимый материал по заданной теме.
- Расширение лексического запаса у учащихся.
- Развитие умений сравнивать, сопоставлять, делать выводы.
- Развитие языковой догадки учащихся.
- Умение строить предложения, используя формы глагола во временах группы Simple ,использовать формы повелительного наклонения и модальный глагол should
Практичесие задачи:
- Активизировать лексические и грамматические навыки учащихся.
- Совершенствовать навыки и умения делать письменное сообщение в формате обзора, схемы и свода правил
- Развивать навыки аудирования с извлечением необходимой информации.
- Развивать умение чтения с извлечением заданной информации.
- Учить учащихся отбирать информацию из разных источников.
Средства обучения:
- Компьютер
- Мультимедийный проектор
- Презентация
- Постеры, фотографии, картинки
- Листы ватмана, фломастеры, клей
Рефлексивная деятельность.
Ответьте на вопросы по ходу урока.
1.Чему ты научился на уроке?
2.Что получилось хорошо? И почему?
3.Что не получилось? И почему?
4.Твое отношение к уроку.
Работа над проектом
Первый этап: Тема моя семья \ Родословная учащиеся тренируются в употреблении новых слов по теме, повторяют грамматический материал: степени сравнения прилагательных (mу elder brother, my younger sister); притяжательный падеж (my mother’s name is Mary; my cousins’ names are Peter & Ann), закрепляют изученный материал.
Дополнительное задание: подготовить картинку о семье, подписать всех членов семьи. На данном этапе учитель объясняет цель «семейное древо» и план работы над темой.
Второй этап: Кто в семье главный беседа по теме, выявление интересов учащихся, дети рассказывают о своих родственниках, знакомятся с английской семьей, читая текст (аудирование - чтение). Дополнительное задание: нарисовать свою родословную. (A Family Tree).
Третий этап: работа над лексикой по теме «Работа по дому», отработка грамматического материала Present Simple Tense.
Глаголы повелительного наклонения для составления свода правил.
Дополнительное задание: написать о том, что ученик делает, помогая родителям, что он любит делать по дому, a что не любит.
Четвертый этап: парная и групповая работа, учащиеся беседуют по теме «Семья» , Моделирование ситуаций диалога культур на уроках английского языка позволяет учащимся сравнивать особенности образа жизни людей в нашей стране и странах изучаемого языка, помогая им лучше осознать культуру нашей страны и развивая у них умение представлять ее средствами английского языка.
На протяжении всего проекта учащиеся выполняют рисунки, коллажи, для видения схемы работы в целом используют приемы кластер и фишбоун
Пятый этап: презентация.
- Совершенствование метапредметных умений по английскому языку в 5 классе основной школы будет более успешным при наличии у школьников мотивации, формируемой за счет привлечения дополнительных инструментов обучения (учебных материалов). Использование IT технологии и технологии проектов может помочь поднять интерес и положить начало совершенствованию метапредметных умений по английскому языку. Таким образом, учитывая вышеизложенное можно сделать вывод, что проектная деятельность отвечает всем требованиям ФГОС по формированию личностных, предметных и метапредметных результатов.
Мир многогранен,
Сложен, гибок,
Но целостен и органичен.
И в дисциплинах нам привычных
Есть связь – лишь распознать сумей!
Вооружить сумей детей
Не знаний багажом,
А способом познанья.
Эти незамысловатые строки - можно считать своеобразным лейтмотивом деятельности педагога, реализующего принцип метапредметности в процессе обучения.
Используемая литература:
1 Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр "Академия", 1999.
2 Коптюг Н.М. Интернет-проект как дополнительный источник мотивации учащихся // Иностранные языки в школе. - 2003. - №3.
3 Побокова О.А.. Немченко А.А. Новые технологии в обучении языку: проектная работа // Новые возможности
4 Шелавина И.Н. Проектная деятельность на уроках английского языка // Иностранные языки в школе, 2009, № 7
5 Новые образовательные стандарты. Метапредметный подход [Электронный ресурс] : Материалы пед. конф., Москва, 17 декабря 2010 г . / Центр дистанц. образования “Эйдос”, Науч. шк. А. В. Хуторского ; под ред. А. В. Хуторского. – М.: ЦДО «Эйдос», 2010 // Интернет-магазин «Эйдос»: [сайт]. [2010]. URL: http://eidos.ru/shop/ebooks/220706/index.htm
|
- .Кондаков, А.М. Стандарты второго поколения Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования [Текст] / под редакцией А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова – М., «Просвещение», 2008. – 35 с.
- Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. – 2000. – № 1, 2. – С. 3 – 10.
- Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. – М.: Издательский центр
9 Формирование метапредметных умений на уроке английского языка
Автор: Ирина ФИЛИППОВА Просвещение Иностранные языки Интернет-издание для учителя
9Громыко Ю.В. "Метапредмет "Знак".- М., 2001.- 285 с.
10Громыко Н.В. "Метапредмет "Знание".- М., 2001.- 540с.
11.Громыко Ю.В. "Метапредмет "Проблема".- М., 1998. – 376 с.
12Колесина К.Ю. Метапроектное обучение: теория и технологии реализации в учебном процессе: Автореф. дисс. … д-ра пед. наук: 13.00.01. Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2009. 35 с.
13 Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения / А.А. Кузнецов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - № 2. - С. 3-6.
14 Ковалева Г.С., Красновский Э.А., Краснянская К.А., Логинова О.Б., Татур О.А. Модель системы оценки результатов освоения общеобразовательных программ. /www. standart. edu. ru/.
15 .Федорова С.Ш. Технология присвоения метазнаний /http://festival.1september.ru/articles/100689/.
16 .Фоменко И.А. Создание системы формирования нового содержания образования на основе принципов метапредметности/ fomenko.edusite.ru/p35aa1.html/.
17Хуторской А.В. Эвристический тип образования: результаты научно-практического 20 Колесина К.Ю. Метапроектное обучение: теория и технологии реализации в учебном процессе: Автореф. дисс. … д-ра пед. наук: 13.00.01. Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2009. 35 с.
18 . Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения / А.А. Кузнецов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - № 2. - С. 3-6.
19 Федорова С.Ш. Технология присвоения метазнаний /http://festival.1september.ru/articles/100689/.
20 . Фоменко И.А. Создание системы формирования нового содержания образования на основе принципов метапредметности/fomenko.edusite.ru/p35aa1.html/.
2 1хуторскойА.В. Эвристический тип образования: результаты научно-практического исследования // Педагогика. – 1999. - №7. – С.15-22.
исследования // Педагогика. – 1999. - №7. – С.15-22.особов обучения.
.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метапредметный подход к обучению. Метапредмет "Проблема"
Доклад на педсовет по теме "Метапредметный подход к обучению. Метапредмет "Проблема"". Доклад содержит основные понятия о метапредметности и конкретно о метапредмете "Проблема"....
Метапредметный подход в образовании.
Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным...
Использование метапредметного подхода как эффективного условия формирования у школьников познавательных универсальных учебных действий
При утверждении национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Дмитрий Анатольевич Медведев отметил: «Суть и смысл образовательной инициативы заключается в создании школы, спос...
Основы метапредметного подхода в обучении математике
Одна из основных целей современной школы – создать ученику условия, способствующие формированию у него ключевой компетенции – умению уч...
Основные понятия метапредметного подхода
Метапредметный подход в модели развивающего обученияНемного о метапредметности.Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания о...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
Метапредметность и метапредметный подход в образовании в условиях ФГОС.
Федеральный государственный образовательный стандарт определяет метапредметность как один из способов формирования теоретического и практического мышлений, коммуникативных, личностных, познавательных ...