Тема опыта: «Вариативность обучения иностранному языку на старшем этапе»
опыты и эксперименты по английскому языку на тему
Повышение уровня качества знаний по предмету иностранный язык с помощью внедрения новых педагогических технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_opyt_raboty.doc | 109 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация педагогического опыта
- Тема опыта: «Вариативность обучения иностранному языку на старшем этапе»
- Данные об авторе: Семенченко Наталья Сергеевна, преподаватель иностранного языка, Областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Чернянский агромеханический техникум» пос. Чернянка Белгородская область.
- Условия возникновения, становления опыта: возросший интерес и значение владению иностранного языка.
- Актуальность опыта: Повышение уровня качества знаний по предмету иностранный язык с помощью внедрения новых педагогических технологий.
- Ведущая педагогическая идея опыта: Повышение уровня качества знаний по предмету иностранный язык с помощью внедрения новых педагогических технологий.
- Длительность работы над опытом – 4 года
- Диапазон опыта – педагогическая ситуация
- Теоретическая база опыта – Уровень качества знаний по иностранному языку увеличивается на уроках, которые проводятся с применением новых педагогических технологий.
Технология опыта.
Современные преобразования в сфере среднего профессионального образования характеризуются как переходный период. Переход к новой вариативной системе обусловлен известными изменениями в жизни нашего общества: переход к рыночной экономике, выделением общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных, учетом индивидуальных склонностей, потребностей и запросов личности.
Иностранный язык наряду с другими гуманитарными дисциплинами подвергается наибольшим изменениям по ряду параметров. В плане обновления содержания имело и имеет место переосмысление целей и задач обучения, введение новых программ, учебных курсов, разработка новых технологий, внедрение новых форм организации процесса обучения.
С точки зрения формулировки конечных целей прослеживается 2 направления обучения иностранному языку:
- сохранение и поддержание базового уровня обученности;
- расширение и углубление базового уровня.
Данное направление на наш взгляд, может рационально реализоваться в профильно-ориентированных курсах, которые служат цели обучения иностранному языку до узко практических: до профессиональной подготовки специалистов в одной из областей народного хозяйства со знанием иностранного языка. Такие курсы опираются на конкретную профессию (в нашем случае, «Автомеханик», «Повар, кондитер», «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)) и планируют её освоение наряду с обучением иностранного языка.
Но поскольку профильно-ориентированное обучение иностранного языка начинается после окончания изучения иностранного языка в базовой школе, я пришла к выводу, что опора на ту или иную модель базовой школы является необходимым условие эффективности обучения.
Отбор содержания обучения иностранному языку осуществляется в соответствии с потребностями развития речи, с учетом его важности для общения, для удовлетворения познавательно-коммуникативных намерений и интересов студентов.
В ходе своей педагогической деятельности, я установила, что студенты имеют различный уровень знаний по иностранному языку. Низкий уровень знаний охарактеризован наглядно-образным мышлением, дети воспринимают пройденный материал по наглядному материалу. В целях повышения уровня качества знаний я пришла к выводу необходимости применения новых инновационных технологий на уроках иностранного языка.
Первым этапом на пути реализации поставленной цели – повышение качества знаний по иностранному языку - стало изучение новых педагогических технологий:
- Личностно-ориентированный подход в обучении
- Метод проектов
- Использование компьютерных технологий (создание презентаций с помощью программы PowerPoint).
- Личностно-ориентированный подход в обучении.
Основной формой организации учебных занятий на протяжении четырех столетий является урок. Современный личностно ориентированный урок есть не только динамичная и вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия преподавателей и студентов, но развивающаяся система, связанная с окружающей средой в первую очередь с информационными каналами. Внешние влияния и внутренние противоречия способствуют развитию урока.
Являясь формой организации образовательного процесса, личностно ориентированный урок состоит из известных компонентов традиционного урока, но функции их реализации существенно изменяются.
Обучающие цели, используемые в основном сегодня преподавателями в формулировке «формирования», не отражают, по сути, процесс взаимодействия преподавателя и студентов на уроке.
Цели же типа:
- помочь студентам представить проект изучения новой темы;
- организовать работу студентов по изучению и первичному закреплению фактов, понятий, правил, законов и т.п.;
- обеспечить закрепление понятий, правил, законов и т.п.;
- организовать деятельность студентов по самостоятельному применению знаний и умений в разнообразных ситуациях;
- организовать деятельность студентов по обобщению и систематизации знаний;
- обеспечит контроль ЗУНов студентов по теме;
- организовать деятельность студентов по коррекции ЗУНов;
позволяют неформальному усвоению изученного материала.
Технологическими характеристиками личностно ориентированного урока является определенным образом организованный процесс развивающего воздействия на студентов через учебное содержание, характеризуемый целеполаганием, заданной последовательностью технологических процедур по проектированию учебного процесса, выполняемых преподавателем. Личностно ориентированный урок имеет следующую структуру:
- тема урока,
- тип урока,
- форма проведения,
- цели,
- методический инструктаж,
- оборудование урока,
- характеристика учебного занятия.
- Метод проектов.
История возникновения метода проектов восходит ко второй половине XIX века. В настоящее время метод проектов приобрел широкую популярность. Метод проектов все чаще и чаще рассматривают как систему обучения, при которой студенты приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно и последовательно усложняющихся практических заданий - проектов.
Данным методом заинтересовались многие педагоги, такие как Г.В. Воронкова, Т.А. Новикова, И.Д. Чечель и др.
С точки зрения И.Д. Чечеля, проект способствует активизации познавательной деятельности, служит развитию креативности и одновременно способствует формированию определенных личностных качеств. В случае разработки и защиты групповых проектов развивается умение работать в коллективе, ощущать себя членом команды; брать ответственность за выбор решения на себя; разделять ответственность с другими; анализировать результаты деятельности и др.
В ходе проектирования самым сложным является выполнение роли независимого консультанта, удерживающегося от подсказки в случае, если студенты «идут не туда».
Для студента же трудностями могут быть;
а) постановка ведущих и текущих целей и задач;
б) поиск пути их решения;
в) осуществление оптимального выбора;
г) аргументация выбора;
е) объективная оценка самой деятельности.
В настоящее время выделяют следующие базовые этапы процесса проектирования:
1. Подготовка к работе над проектом.
2. Выбор проблемы.
3. Сбор информации.
4. Разработка собственного варианта решения проблемы.
5. Реализация плана действий.
6. Подготовка к защите проекта.
7. Презентация проекта.
8. Рефлексия (анализ).
Несомненный интерес представляет каждый этап процесса проектирования. Однако остановимся на одном - подготовка к защите. Этот этап включает в себя работу всей команды:
- Оформление материала на стендах из ватмана или картона (с фотографиями, рисунками, схемами, диаграммами, наглядно представляющими суть проекта);
- Подготовка устной презентации проекта (5-6 человек от команды могут принимать участие в изложении сути найденного решения проблемы, сопровождая аргументацию позиции слайдами, видеофильмами и прочими техническими средствами);
• Подготовка команды для ответов на каверзные и серьезные вопросы оппонентов (для этого предусматриваются тренировочные упражнения, обучающие ораторскому искусству);
• Создание специальной папки документов, в которой полно и доказательно представлена логика работы над проектом.
Итак, данный этап направлен на то, чтобы вызвать живой отклик участника проекта, возбудить любопытство, вызвать интерес, пробудить творчество.
На подобных защитах студенты демонстрируют знания содержания проблемы, умение компетентно представить вариант ее решения, аргументировано и четко отвечать на вопросы, отстаивая разработанную позицию и принимать критику как фактор развития проекта.
Проектные обучение имеет следующие проектные цели:
1. Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии. Указанное становится возможным:
а) через проживание «ситуация успеха» (на уроке или вне урока) не на словах, а в деле почувствовать себя значимым, нужным, успешным, способным преодолевать различные проблемные ситуации;
б) через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания.
2. Развить у студентов осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности.
3. Развивать исследовательские умения (анализировать проблемную ситуацию, выявлять проблемы, осуществлять отбор необходимой информации из литературы, проводить наблюдения практических ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы, осуществлять их проверку, обобщать, делать выводы).
Существует также правила успешности проектной деятельности, которые предполагают следующее:
1. В команде нет лидеров. Все члены команды равны.
2. Команды не соревнуются.
3. Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и оттого, что они вместе выполняют проектное задание.
4. Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
5. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело.
6. Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.
Метод проектов используется как одна из форм контроля. Такой вид контроля позволяет эффективно сочетать аудиторную коммуникативно-ориентированную деятельность студентов с использованием английского языка как средства общения и самообразования во внеурочное время и предоставляет условия для естественной интеграции коммуникативных умений во всех видах речевой деятельности, что создает предпосылки для коммуникативного самообразования студентов и способствует развитию отношений сотрудничества между различными группами.
- Использование компьютерных технологий
Возможности современного компьютера огромны, что и определяет его место в учебном процессе. Его можно подключать на любой стадии урока, к решению многих дидактических задач, как в коллективном, так и в индивидуальном режиме.
Специфика и возможности компьютерного урока таковы, что отнести его строго к определенной группе по тенденциям развития образовательных технологий нельзя. Все дело в используемых программах.
Применение ЭВМ на уроках разными специалистами оценивается по-разному. Большинство же считает, что в цивилизованном обществе освоение детьми компьютера должно начинаться как можно раньше, что эта «машина» принципиально меняет процесс обучения, доводя его до полной индивидуализации и самообучения, уничтожая или перерождая коллективные формы учебной деятельности. Этот подход материально-технически обеспечивается не просто наличием компьютеров, но созданием их все более совершенных моделей и сети Интернет. Компьютеризации образования в этом плане способствует рост производства микропроцессорной техники, робототехники, а также лазерных, генетических и биоэкологических технологий в производстве. Рынок и развитие производственных технологий во многом диктуют, каким быть современному уроку и уроку ближайшего будущего.
Сегодня мы уже имеем дело с программами самообучения и самоконтроля по изучению родного и иностранных языков, математике, черчению, применяемые, правда, чаще всего в домашнем самообразовании.
Довольно распространенными обучающими программами являются текстовый, графический и музыкальный редакторы.
Текстовый редактор «учит» грамотно писать, письменно излагать свои мысли, работать над текстом, доводя до совершенства сочинение, изложение, письмо, реферат, доклад, да и вообще любое сообщение.
Графический редактор позволяет обучать конструированию геометрических фигур, разработке схем, графиков, структурных моделей. С его помощью можно обучать геометрии, черчению, дизайну, конструированию одежды, обуви, причесок, мебели, техники. С помощью графического редактора можно оформлять любые другие программы, сочиняя на экране всякие видеоэффекты с использованием форм и цвета
Технология урока с использованием компьютера зависит от ответа на эти вопросы. Каждое отдельное программное средство располагает своими возможностями выполнять те или иные педагогические функции, поэтому иметь стандартные ответы на эти вопросы нельзя, их каждый раз надо вырабатывать заново. От ответов на них зависит продуктивность урока, ибо они определяют, где, как и сколько говорить преподавателю и студенту, где и как им общаться, какое место отводится на уроке книге, как распределяются между собою учение и самообучение студента.
Проектируя компьютерный урок, педагог определяет время его использования, методические переходы к пользованию и выходы из него, место «включения» в методическую структуру, форму использования ПК — индивидуализированную, групповую или коллективную. По способам взаимодействия преподавателя и ПК различают синхронный, когда компьютер является посредником между преподавателем и студентом, и асинхронный, когда оба фактора урока действуют в автономном режиме как самостоятельные части урока.
Узким местом использования компьютера на уроке является сочетаемость компьютерных программ с другими приемами и методами, используемыми на уроке.
Преподаватель, один раз подготовив компьютерный урок, уже не сможет от него отказаться. При многих своих недостатках он имеет несомненные достоинства: обогащает обратную связь между всеми участниками педагогического процесса и взаимодействие всех его компонентов, способствует дифференциации и индивидуализации обучения, мотивирует учебную деятельность студентов, освобождает ее от многих субъективных оценок, способствует развитию самообразования, субъективирует позицию студентов, делает учебный материал более доступным, облегчает решение многих дидактических задач на уроке.
Вторым этапом в достижении повышения уровня качества знаний по иностранному языку является применение изученных педагогических технологий.
- Применение личностно-ориентированного подхода на уроках иностранного языка.
При обучении иностранному языку на старшем этапе я столкнулась с проблемой учета индивидуальных способностей студентов и ликвидацией разрыва между так называемыми сильными, средними и слабыми студентами (студенты 1 курса имеют разный базовый уровень знаний по иностранному языку). Эта проблема была решена в результате правильного использования индивидуальной, парной и коллективных форм работы. Для этого я использовала организационные приемы обучения, чтобы обучать всех, но при этом создавая наиболее благоприятные условия для учения каждого:
- Целенаправленная помощь в «критических точках» урока, в зависимости от уровня той или иной способности.
Например: во время фонетической зарядке на уроке иностранного языка коллективно работают все студенты, но индивидуально я провожу работу только с группой тех студентов, у которых слабо развиты способности к восприятию и имитации.
- Целенаправленное использование опор различного типа: смысловых и содержательных, вербальных, иллюстрированных и схематических.
Например: Подбираю опору (различного вида в зависимости от задания), которая поможет студентам с низким уровнем функционально-адекватного восприятия быстрее и правильнее ответить на вопрос или справиться с грамматическим заданием.
- Очередность вопроса.
Например: На вопрос сначала отвечают «сильные и средние» студенты – «слабые» выигрывают здесь в том, что получают правильный образец ответа. Однако последовательность «сильный – средний - слабый» не дана раз и навсегда.
- Варьирования времени на подготовку.
Слабые студенты получают больше времени на обдумывания ответа.
- Использование упрощенных или усложненных заданий.
Применяю главным образом в домашних заданиях (слабые должны выполнить задание на основе разговорного текста, средние на основе опыта, но с опорами, а сильные – без опор).
- Более частый опрос студентов со слабыми способностями.
Это активизирует студентов, развивает их способности, приучает работать весь урок.
- Применение методов проектов с использованием компьютерных технология
В ходе соей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что использование проектов как одной из форм обучения иностранному языку и контроля на старшем этапе в значительной мере увеличивает эффективность процесса образования и развития студентов средствами иностранного языка, так как дает возможность:
- включать студентов в исследовательскую, поисковую и реально практическую деятельность в техникуме и за его пределами, что способствует их социализации;
- индивидуализировать процесс обучения, предоставив самим студентам право выбора уровня сложности учебного материала, объема и количества дополнительного материала и источников его получения;
- совершенствовать коммуникативную компетенцию во всех видах речевой деятельности;
- использование современных технологий для сбора и обработки информации;
- интегрировать знания из различных областей, тем самым развивая способность к осознанию целостной картины мира.
Результативность опыта
Так как студенты предоставляют свои проекты в письменном виде (письменная речь), оформленные по стандартам рефератов и курсовых работ, оценивается содержание и организация материала.
Следующими объектами контроля является устная речь:
- монологическая подготовленная речь – студенты в течение двух – трех минут представляют свою работу. Учитывается содержательная сторона речи. Организационное построение высказывания, сохранение стиля и присущих ему элементов речи. Разнообразие и соответствующий уровень лексико-грамматического материала, грамотность речи.
- диалогическая неподготовленная речь – студенты в течение двух – трех минут отвечают на вопросы. Оценивается содержательная сторона речи, адекватность реакции на вопрос, умение взаимодействовать с собеседником, разнообразие лексико-грамматического материала, лексическая, грамматическая и фонетическая грамотность.
В результате применения метода проекта в обучении иностранным языком было выявлено:
1) студенты работали с увлечением и интересом над проектом;
2) пытались сами ставить перед собой задачи, которые необходимо было решить для создания проекта;
3) успешно анализировать деятельность одногруппников.
Однако в первые годы применения метода проектов возникали и трудности такие как:
1) отсутствие оформления материала на стендах;
2) отсутствие вопросов оппонентов;
3) проекты были выполнены индивидуально (не в команде), возникли трудности с презентацией проекта (большая нагрузка).
В настоящее время студенты предпочитают коллективное выполнение проектов, с использованием компьютерных технологий.
Большой интерес у студентов вызывает работа над проектом с профессиональной направленностью. Например, студенты, обучающиеся по профессии «Автомеханик» работают над проектом, связанным с автомобилями с большим энтузиазмом. Студенты выбирают понравившуюся им модель автомобиля и характеризуют ее с точки зрения основных технических характеристик, устройства основных частей и делают выводы. Список моделей предлагается. В него включаются массовые или уникальные автомобили.
В оценке презентации принимает участие не только преподаватель английского языка, который оценивает произношение, грамотность, правильность построения фраз, соответствие лексической стороны теме выступления, но и преподаватели дисциплин «Техническое обслуживание автомобилей», «Ремонт автомобилей», которые оценивают фактический материал, соответствие фотографий и рисунков выбранной модели, а также преподаватель информатики, который оценивает саму электронную презентацию.
Несмотря на трудности, с которыми мы первоначально столкнулись в ходе использования методов проектов, считаем, что именно этот метод позволяет формировать личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально. Использование метода проектов в сочетании с компьютерными технологиями и личностно-ориентированным подходом повысило качество знаний студентов. (Приложение 1) Используемые технологии помогают студентам приобретать интеллектуальные, организационные, коммуникативные, конструкторско-технологические умения, воспитывают в них трудолюбие, способность самостоятельно принимать решения, проявлять изобретательность, развивать проектное мышление, становиться профессионально мобильными. Все это способствует им в дальнейшей учебе, повышает познавательный интерес и формирует устойчивую положительную мотивацию к предмету “Иностранный язык”.
Библиографический список:
- Кумунжиев К.В. Когнитивные основы развивающего обучения. рукопись, Ульяновск,1997.- 82 с.
- Лукьянова М.И., Калинина Н.В. Учебная деятельность школьников: сущность и возможности формирования. Методические рекомендации для учителей и школьных психологов. - Ульяновск: ИПК ПРО, 1998. - 64с.
- Пугач В.И., Добудько Т.В. Методика преподавания информатики: учебное пособие для студентов пед. ин-тов / Самарский гос. пед. ин-т, 1993. - 250 с.
- Образование: идеалы и ценности (историко-теоретический аспект) Под ред. З.И. Равкина. - М.: ИТПиО РАО, 1995. -361 с.
Приложение 1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ
Новая социально-экономическая ситуация в стране показала, что позитивные преобразования в обществе не могут быть достигнуты в рамках традиционной модели обучения. Инновационное обучение призвано снять...
обучение немецкому языку на старшем этапе
В данной презентации представлены клише для реферирования и работы учащихся по реферированию текстов и созданию ассоциограмм на основе УМК И.Л.Бим 10-11 классы....
"Игровые формы обучения иностранным языкам на старшем этапе", презентация
laquo;Игровые формы обучения иностранным языкам на старшем этапе», презентация-доклад для учителей английского языка...
Методическая разработка на тему "Психолого-педагогические основы технологии использования проектной методики в обучении иностранным языкам на старшей ступени обучения.
В данной работе предпринята попытка рассмотреть психолого-педагогические основы использования пректной методики с учетом специфики иностранного языка как учебного предмета на старшей ступени обучения ...
Методика использования игровых технологий в обучении иностранному языку на начальном этапе обучения в школе
При определении целей занятий учитель обязательно должен учитывать личностные интересы школьников и их индивидуальные особенности. Для большей результативности обучения необходим индивидуальный подход...
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ
Развитие компетенций субъектов образовательного процесса. Возможности личностно-ориентированного обучения иностранному языку в формировании коммуникативной компетентности и проблемы его вн...
Мотивация в обучении английскому языку на старшем этапе обучения.
В современных условиях развития страны возникли предпосылки для кардинального изменения отношения к обучению иностранным языкам в российской общеобразовательной школе. Обучение иностранным языкам расс...