Развитие критического мышления на уроках английского языка
учебно-методический материал (английский язык) по теме
В помощь учителям в работе по формированию критического мышления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_kriticheskogo_myshleniya_na_urokakh_angl_yaz.doc | 406 КБ |
Предварительный просмотр:
Модель образовательного процесса в настоящее время ориентирована, как известно, на переход от «школы знаний» к «школе мышления», что требует, кроме прочего, овладения стратегиями познавательной деятельности.
Слайд № 2. Критическое мышление - это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и не стандартным ситуациям, вопросам, проблемам.
Слайд № 3. Развитие критического мышления - это «...подход в обучении, ориентированный на развитие самостоятельной творчески мыслящей личности, на самореализацию «я» ученика, на развитие творческого потенциала ученика, чтобы он смог применить полученные знания в дальнейшей жизни и легко адаптироваться в окружающем мире».
Слайд № 4. Технология РКМЧП осознанно отказывается от традиционного авторитарного подхода в процессе обучения. Вместо этого осуществляется личностно-ориентированное обучение, при котором ученик не просто получает очередной объем готовых знаний, а вовлекается в процесс конструирования знаний на основе равноправных партнерских отношений. Данная технология позволяет вовлечь каждого ученика в процесс обучения и вырабатывать умения не только овладеть информацией, но и критически оценивать, осмыслить и применить.
Следует подчеркнуть, что в данной технологии, как и во многих других инновациях, принципиально меняется роль учителя. Он становится партнером, активизирующим и направляющим учебный процесс. Дети же учатся бесконфликтному обмену мнений. Безусловно, эти изменения влекут за собой определенные трудности в объективном оценивании успешности детей.. Как отмечает Сергей Заир-Бек, не всегда можно оценить и измерить знания учащихся, когда речь идет о вопросах, не имеющих однозначного ответа. По мнению Выготского Л.С. «… всякое размышление есть результат внутреннего спора, так как если бы человек повторял по отношению к себе те формы и способы поведения, которые он применял раньше к другим». Критическое мышление не означает негативность или критику, под этим понятием подразумевается разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить основные суждения и решения. Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничего не принимается на веру и каждый обучаемый, невзирая на авторитеты, вырабатывает свое мнение в контексте учебной программы. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный опыт. В этом и есть его отличие от традиционного мышления. Критическое мышление – отправная точка для развития творческого мышления, они развиваются в синтезе, взаимообусловлено.
Слайд № 5. Технология критического мышления дает обучаемому:
- Умение работать в сотрудничестве с другими
- Умение ответственно относиться к собственному образованию
- Повышение эффективности восприятия информации
- Повышение интереса, как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения
- Желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.
Слайд № 6. Технология критического мышления дает учителю возможность:
- Создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества
- Использовать систему эффективных методик, которые способствуют развитию самостоятельности
- Помочь обучающимся стать одновременно практиками и аналитиками, которые одновременно умеют грамотно анализировать свою деятельность
Слайд № 7. (Федюшкина К)
. Слайд № 8. (Теоретич.обоснование)
В основе технологии - трехфазовая структура урока.
Фаза вызова (evocation) (I) На этой стадии происходит актуализация имеющихся знаний, пробуждение интереса к новой теме, постановка обучающимися собственных целей обучения. Важно, чтобы на фазе вызова каждый смог принять в работе, ставящей своей целью актуализацию собственного опыта. Немаловажным аспектом при реализации фазы вызова является систематизация всей информации, которая появилась в результате свободных высказываний учащихся. Это необходимо для того, чтобы они смогли, с одной стороны, увидеть собранную информацию в «укрупненном» категориальном виде, при этом в структуру могут войти все мнения: «правильные» и «неправильные». Слайды № 9, 10, 11. (Волков)
Учителю очень важно на данном этапе выслушать все мнения. При этом на данном этапе нет «правильных» или «неправильных» высказываний, очень важным является правило: «Любое мнение учащегося ценно». Важным и трудным моментом данного этапа считаю не поправлять, не критиковать мнение учащихся, не навязывать им свои взгляды.
Слайд № 12. Слайд № 13. На данной стадии считаю эффективным использование приема «вопросительного слова», который позволяет решить 2 задачи одновременно – извлечение информации и развитие навыков составления вопросительных предложений. При изучении темы «Learning more about London», задаю вопрос: Что бы вы хотели узнать о Лондоне. На доске вопросительные слова: Что? Где? Почему? Сколько? Кто? Ученики составляют вопросы, записывают их на доске. Помня, что на данном этапе исключено какое бы то ни было вмешательство со стороны учителя, не оказываю помощи в построении вопросительных фраз. В ходе чтения текста учащиеся извлекают нужную информацию, отвечают на вопросы, поставленные ими же. В том случае, если информация отсутствует, предлагаю другой текст. Допускается также работа с картой и другими ресурсами.
Слайд № 14. На этом же этапе считаю возможным использование приема «кластеры» (от английского слова cluster, т.е. гроздь). Суть данного приема заключается в том, что информация, касающаяся какого-либо явления, систематизируется в виде кластеров (гроздьев) вокруг этого ключевого понятия. Ассоциации, возникающие в связи с этим понятием, выводятся и систематизируются в виде своего рода опорных схем.
Слайд № 15. Прием хорош именно на уроках английского языка, так как может быть использован как при работе с лексическими явлениями, так и грамматическими. Слайд № 16.
Слайд № 17. 2. Фаза осмысления содержания (realization of meaning). На этой стадии происходит получение новой информации, корректировка учащимся поставленных целей. Этот этап можно по- другому назвать смысловой стадией. Если помнить о том, что на фазе вызова учащиеся определили направления своего познания, то учитель в процессе объяснения имеет возможность расставить акценты в соответствии с ожиданиями и заданными вопросами. Организация работы на данном этапе может быть различной. Это может быть рассказ, лекция, индивидуальное, парное или групповое чтение, или просмотр видеоматериала. В любом случае это будет индивидуальное принятие и отслеживание информации. В процессе реализации смысловой стадии главная задача состоит в том, чтобы поддерживать активность учащихся, их интерес, созданный во время фазы вызова. Слайд № 18. На данной стадии используют прием «Инсерт», ( в переводе означает: системная разметка для эффективного чтения и размышления). Этот прием помогает добиться выполнения лексических и грамматических задач. Обучающиеся извлекают информацию, делают пометки, заполняют предложенную таблицу.
Следующая задача педагога – обучение оценочному высказыванию с использованием структуры:
- I think that … (я думаю, что …)
- I didn’t know that … (я не знал, что …)
- In my opinion … (по моему мнению …)
- It is new for me that … (для меня это новость …)
- I don’t understand why …(я не понимаю, почему …)
На этом же этапе используется прием «взаимоопрос». Это один из способов работы в парах. Технология применения: два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного. Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков.
2.Прием “обучение оценочному высказыванию”
3. Фаза рефлексии (reflection). Этот этап включает в себя размышление, рождение какого-то нового знания, а так же постановка новых целей обучения. В процессе рефлексии та информация, которая была новой, превращается в собственное знание. Рефлексия процесса становится основной целью деятельности учителя и учащегося. Некоторые из суждений могут оказаться вполне приемлемыми для принятия как своих собственных. Другие суждения вызывают потребность в дискуссии. В любом случае этап рефлексии активно способствует развитию навыков критического мышления. В связи с этим речевые упражнения на данном этапе становятся творческими: организация круглых столов; написание творческих работ; защита проектов.
Слайд № 19. На данном этапе мною активно используется наиболее творческий, на мой взгляд, прием- синквейн.
Происходит от французского слова «cinq» - пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях. Правила написания синквейна:
1. (Первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным);
2. (Вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными);
3. (Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами);
4. (Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме);
5. (Пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоционально-образном уровне повторяющее суть темы).
Слайд № 20. К положительным моментам данной технологии можно отнести следующие:
Приемы данной технологии дают учащемуся возможность высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным учителем, фиксировать все высказывания: поскольку любое из них будет важным для дальнейшей работы.
Учитель же имеет возможность сочетать индивидуальную, парную и групповую работу: индивидуальная позволит каждому ученику актуализировать свои знания и опыт, групповая – услышать другие мнения, изложить свою точку зрения без риска ошибиться.
Слайд № 21. Сформированное критическое мышление способствует адекватной рефлексивной оценке своей деятельности. При завершении определенного этапа работы над темой дети учатся задавать себе вопрос «Что из изученного я знаю хорошо, а что еще недостаточно? Что я должен сделать для того, чтобы устранить пробелы? Могу ли я справиться самостоятельно, или мне требуется помощь?» и планировать свои дальнейшие действия.
Слайд № 22.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие критического мышления на уроках английского языка «The Role of the Mass Media. The Mass Media Techniques»
Урок с применением технологии развития критического мышления (фазы “Вызов”, “Реализация смысла” и “Рефлексия”). Цель - создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, ...
Применение технологии развития критического мышления на уроках английского языка
В данной работе представлен опыт работы над применением некоторых приемов технологии критического мышления на уроках английского языка. Преподавание иностранного языка в силу своей коммуникативной при...
Технология развития критического мышления на уроках английского языка
Данная презентация содержит в себе описание технологии развития критического мышления и её практическое применение на уроках....
Развитие критического мышления на уроках английского языка
Выступление на заседании ШМО учителей иностранных языков...
Применение технологии развития критического мышления на уроках английского языка
Одной из технологий способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития критического мышления. Цель данной образовательной технологии - развитие мыслительных навыков...
Использование технологии развития критического мышления на уроках английского языка
В данной статье рассмотрены аспекты работы с одной из активных педагогических технологий....
Развитие критического мышления на уроках английского языка из опыта работы учителя английского языка МОБУ СОШ № 100 Кунаховой Марины Александровны
В связи с переходом на новые стандарты образования. Возникла необходимость применения современных педагогических технологий, отвечающих требованиям ФГОС. На мой взгляд, одной из таких технологий являе...