ОПИСАНИЕ КАРИНКИ КАК ОДНО ИЗ ЗАДАНИЙ ОЛИМПИАДЫ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
методическая разработка (английский язык) по теме

Любина Елена Анатольевна

 

Одним из самых сложных для школьников, принимающих участие в олимпиадном движении,  и методически мало разработанных заданий  является составление рассказа по картинке. Как помочь учителю в подготовке ученика по этому вопросу? Мы постараемся разобраться, выявить алгоритм и приемы педагогической техники, прислушиваясь к советам ученых.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Любина Е.А., МОУ Первомайская сош № 5 Забайкальского края

ОПИСАНИЕ КАРИНКИ КАК ОДНО ИЗ ЗАДАНИЙ ОЛИМПИАДЫ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Обучение одаренных детей – один из самых актуальных и сложных вопросов. Вне всякого сомнения, для этого нужна  дифференцированная система подготовки не только школьников, но и их педагогов. В своей книге «Инновационная модель подготовки учащихся к олимпиаде» В.В. Пустовалова пишет: «Олимпиады каждого года выявляют образовательные дефициты школьников…. По иностранным языкам наибольшее затруднение испытывают учащиеся при выполнении заданий по письму на иностранном языке…». Хочется отметить, что одним из самых сложных для школьников и методически мало разработанных заданий  является составление рассказа по картинке. Как помочь учителю в подготовке ученика по этому вопросу? Мы постараемся разобраться, выявить алгоритм и приемы педагогической техники, прислушиваясь к советам Ольги Викторовны Чистяковой «Составляем рассказ по картинке».

Прежде всего, следует иметь в виду, что из различных видов сочинений по картинке вот уже несколько лет на региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку ребятам предлагается сочинение – повествование сюжетной картинки. Рассказ по картинке — это изложение своих мыслей, чувств по иллюстрации, рисунку. Следует помнить, что сочинение-описание — самая трудная форма сочинения.

Данный вид работы не только развивает устную и письменную речь школьника, но и формирует его умение вникать в смысл и содержание картинки и контролировать, чтобы вымысел не противоречил действительности, а также обогащает словарный запас ученика. В качестве главного критерия выступает решение коммуникативной задачи, которое оценивается через следующие параметры:

®Раскрытие содержания.

®Оригинальность, динамичность, увлекательность сюжета.

 Рассказ без сюжета – это не рассказ. В рассказе должна присутствовать интрига. Читатель должен быть в постоянном напряжении, в ожидании новых действий и событий. В тексте рассказа не должно быть ничего случайного, каждое слово должно работать на общую идею рассказа. Особое внимание следует уделить деталям. Детали очень важны, они расставляют акценты, как в ситуации, так и в описании героев. И изюминкой любого рассказа является недосказанность.

® Наличие  заголовка.

®В рассказ должны быть включены элементы диалогической культуры.

®Способы передачи чувств или эмоций героев, автора.

®Начало и конец полностью вписываются в сюжет и соответствуют заданному жанру и стилю.

 Необходимо выработать стиль. Писать надо так, чтобы каждый абзац настаивал на дальнейшем чтении, чтобы было невозможно оторваться от Вашего произведения, так сказать, чтобы читалось взахлеб.

®Конец рассказа имеет элементы обобщения.

®Объем работы соответствует заданным требованиям.

Языковое оформление рассматривается  с точки зрения:

- композиции,

- лексики (богатый лексический запас, точный выбор слов и адекватное владение лексической сочетаемостью, отсутствие ошибок);

- грамматики (грамотное и уместное употребление грамматических структур);

- орфографии и пунктуации.

Задание  имеет примерно такую формулировку:

При этом от ученика  требуется умение применить на практике интеллектуальные и коммуникативные умения: находить, обрабатывать и структурировать иноязычную информацию; выделять, формулировать и предъявлять предмет обсуждения; выдвигать идеи; формулировать аргументы и выводы; умение выстраивать диалог; выбирать стилистически адекватные языковые и речевые средства.

Возьмем, к примеру, следующую сюжетную картинку:

Прежде всего, следует дать заголовок будущему рассказу. На этапе подготовки учителю, возможно, придется помогать в выборе более удачного заголовка. (Night in the Forest.  An Unexpected Meeting.  Summer Adventures.).

Далее нужно научить ученика оставлять план. Можно использовать общепринятый в литературе план:

*Вступление повествует читателю о месте действий, знакомит с персонажами.

(Называем объекты и указываем, что они делают.) Дополнительные вопросы только сделают описание картинки более точной.

What makes you think that it is summer? Whom do you see in the picture?

("My attention is captured by two boys, who are… " Таким образом, вы должны построить внятный рассказ. Если уровень позволяет, можно дополнять описание цепочки событий размышлениями. ("They went for a walk on Sunday. ... Such boys always spend Sundays in the forest, it's their tradition).

*Завязка, событие, из-за которого собственно возникает действие рассказа.

(нахождение связей  и взаимодействия между объектами).

Развитие действия, описание, как развивалось событие, что и как при этом делали герои. Зарисовку рассказа нужно разукрасить, снабдить яркими характеристиками, чтобы картинка ожила в нашем восприятии. Используется прием вхождения в картинку. Активно исследуем картинку с помощью каждого органа чувств поочередно: осязание, обоняние и вкус часто объединяют в один, так называемый, кинестетический канал восприятия. Попробуем и его использовать в работе над картинкой.

Войдите в картинку, походите тихонько по ней. Что вы почувствовали? Притроньтесь и проведите рукой по всему, что встретилось на пути.

Прежде необходимо видеть, что изображено, что главное, что второстепенное. Едва ли можно здесь обойтись без конструкций типа  there is \there are , this is\ these are, we can see, it is , it can ...

Describing pictures

In the foreground  (of the picture)

На переднем плане (картины)

In the background (of the picture)

На заднем плане

In the distance

В отдалении

In the middle (of the picture)

Посередине

In the top left-hand corner (of the picture)

В верхнем левом углу

In the bottom right-hand corner (of the picture)

В нижнем правом углу

On the left (of the picture)

Слева

At the top (of the picture)

Наверху

From left to right

Слева направо

At the very edge

У самого края

On the horizon

На горизонте

Forest

Do you like the forest?  What is it like? (Lofty, thick, damp; moist;  very old, primeval forest).

If we come into the forest, what shall we feel, what will it smell? (Mushrooms, dampness; moisture, pine trees or fir trees; rotten, putrid; musty leaves).

What can we hear in this very old, wet, mysterious forest? (Rustle of trees; the leaves rustle under foot. A hedgehog rustles in the grass. A lonely bird cries. (Shout; scream, yell bawl, vociferate, clamor)  

Can you explain why the children are not in the tent but in the open place?

Bear

What does the bear look like?

Как вы убедились, на этом этапе актуальна проблема пополнения словарного запаса образных характеристик. Поэтому отношение к действующим лицам будет неоднозначным. По поводу медведей существуют разные мнения: кто-то считает их грузными, а кто-то подвижными. Дальнейшее выяснение вопроса идет с помощью толкового словаря. Поэтому предпочтение отдано многосторонним, обстоятельным объяснениям словаря. Итак, читаем в русско–английском словаре:

Грузный - massive (большой); heavy (тяжелый); bulky, cumbersome, cumbrous, unwieldy (громоздкий); stout, corpulent (толстый); упитанный

Подвижный - mobile, lively, active, agile, nimble

clumsy adj. 1) неуклюжий, неловкий; неповоротливый 2) грубый,  топорный  3)бестактный

Syn: awkward, bungling,  gawky,  inept,  lumbering,  ungainly  

Ant: adroit, clever, dexterous, graceful, handy, skilful, sure

Внимательно рассматриваем голову. Какая она? (Голова большая и мощная. Глаза у медведя большие, сердитые, серьезные Они не очень хорошо видят, зато у них хорошо развит нюх.)

Рассмотрим туловище. Какое оно?( Туловище сильное, передняя часть тела грузная. Ноги сильные, с мощными когтями на лапах. Передние ноги с густой, длинной, пушистой шерстью.)

- Can you explain the appearance of the bear?  Is it its interest or hunger? What about its mood? (is fed up, cautious)

What colors are used by the painter and why?  

Children

What are the kids doing?

What have they done?

What about their feelings? Are they surprised or frightened?

Характеристики героя

Если вы решили заострить внимание на описании внешности, то сначала следует сообщить, кто это, рост, возможно, возраст, потом описание сверху вниз, то есть лицо, волосы, глаза, нос, рот и т.д.

Список прилагательных, описывающих черты характера, будет тоже весьма уместен .  

active

активный

broadminded

с широкими взглядами, интересами

cheerful

неунывающий, жизнерадостный

curious

любопытный

determined        

решительный

energetic        

энергичный

enthusiastic        

полный энтузиазма, энергии

easygoing        

коммуникабельный

entrepreneurial        

предприимчивый (то есть, способный реализовывать идеи)

friendly        

дружелюбный

generous        

щедрый

good natured        

приятный

helpful        

Полезный

imaginative        

имеющий богатое воображение

independent        

независимый

mature        

психологически зрелый

intellectual        

интеллектуальный

leader        

лидер

motivated        

с четкой мотивацией

optimistic        

оптимистичный

organized        

организованный

original        

оригинальный

outgoing personality        

человек с легким, открытым характером

patient        

терпеливый

purposeful        

целеустремленный

quick        

быстрый

reliable        

Надежный

resourceful        

изобретательный, находчивый

self-confident        

уверенный в себе

self-sufficient        

Самостоятельный, самодостаточный

serious        

Серьезный

supportive        

готовый предоставить поддержку

sociable        

Коммуникабельный

tactful        

тактичный

thorough        

добросовестный

trustworthy        

заслуживающий доверия

        Your feelings

 Закройте на минутку глаза и представьте, что вы попали в картинку. Прислушайтесь внимательно, что происходит рядом с вами. Что вы слышите? What do you feel looking at them?

( It gives me the shivers. - Я чувствую, как мурашки бегут по спине.

I feel the smell of fir and crunch of stones under bear’s feet.-  Я чувствую запах хвои и хруст гальки под ногами медведя.  

I feel the trembling silence. - Я чувствую звенящую в ушах тишину.

Чувство страха смешалось с неожиданным поворотом событий )

Картинка изменилась на глазах, заиграла контрастами. И стала еще ближе рассказчику, так как он там побывал, пережил разные состояния и смог высказать свое отношение к изображенному на ней.

На этом этапе  важно методически правильно организовать работу ученика со словом.

Работа по расширению словарного запаса ученика

Думается, что именно этот этап в большей степени концентрируется на лексической работе над синонимами, сравнениями, образные выражениями, опорными словам и словосочетаниями, фразовыми глаголами, идиомами, поговорками и пословицами. Примеры заданий:

1.Подбери родственные слова к слову «bear, boys, big, appear, amazement, to freeze with fear ….».

2.Придумай необычные сравнения. (The bear is like a ...)

3. Продолжи предложения. («Summer is the time for rest; warm, sunny days..», «At last school is over and holidays have started…»)

4. Подбери как можно больше имён прилагательных к словам “holidays, stories…”

5. Запиши синонимы-фразеологизмы со следующими значениями:

“a knowing old bird”, “as plain as the nose on your face”, “bite the bullet”, “all well that ends well”, “a load off one’s mind”, “as like as two peas in a pond”, “cat got your tongue?” “as dumb as an oyster”, “as white as a ghost”, “be blue in the face”, “as quite as a mouse”, “out of the blue”, “bet one’s bottom dollar”, “as stiff as poker”, “to be at the end of one’s rope”.

Слова для справки:

«бледный как смерть», «все хорошо, что хорошо кончается», «рисковать всем, давать голову на отсечение», «похожи как две капли воды», «быть на грани отчаяния», «как гора с плеч свалилась», «чуть слышно», «стреляный воробей», «нем как рыба», «внезапно, неожиданно», «выдержать в очень сложном положении», «как дважды два четыре», «очень сильно пытаться сделать что-то, но безуспешно», «как аршин проглотил».

6. Составь и запиши с одним из них предложение.

7.   Образуй пары слов с противоположным значением, добавляя префикс с отрицательным значением, если это необходимо. (Quiet, peaceful…..)

 8. Дополните  предложения прилагательными и наречиями, с тем, чтобы предложение было наполненным. (He went out of the [green] forest [very slow and quite]).

9. Составь предложения, используя опорные слова и словосочетания:

mischievous, naughty boys, say good bye to school, have a good fun, a lovely summer day, secluded corner…

При работе над синонимами очень важно иметь        

СЛОВАРИК СИНОНИМОВ

NOUN

Children, kids, kiddies, boys, boys and girls

Friend, mate, school fellow, play-mate

Frolicsome fellow; naughty/mischievous boy, naughty child

ADJECTIVE

Faithful, true, loyal (to); safe, sure, reliable

Tasty , appetizing

Fine, nice, lovely, charming, delightful

courageous, bold, daring, audacious.

 Good, excellent, not bad,.

lovely, beautiful, marvelous,  wonderful, miraculous, fantastic.

Bright, blinding; dazzling, colorful

VERB

Run, rush, whirl speed, tear along; race.

See, watch, notice,

Tell, inform, pronounce, express, state

Do, make, perform, construct, create.

Play, have fun, frolic, frisk, gambol, romp, rollick,

Go, step, tread, go, take/make a step, march, walk.

appear, make one's appearance; show up (on the surface);

settle (oneself), make oneself comfortable (устраиваться); take up position; encamp; camp; set up camp; be situated;

*Кульминация - наивысший момент напряжения в тексте, после которого следует развязка, которая повествует о том, к чему привели действия или бездействие героев. Повествование — текст, в котором рассказывается о каком-либо событии, случае.

Выбираем одного из героев и представляем пошагово, что он делал раньше - до появления на картинке, что будет делать потом. Именно в этой части ученик может проявить смекалку и спрогнозировать последовательность событий. И сделать это надо в увлекательной форме, придумав неожиданный конец.

К тексту-повествованию можно поставить вопрос “что делает”? Следовательно, нужно внимательно относиться к правильному использованию временных форм глагола, что чаще всего составляет большую трудность для детей. Этому следует уделять особое внимание. Прорабатывается ВСЯ грамматика одновременно (т.к. для полноценного описания любой ситуации требуется достаточно широкий грамматический арсенал).

1. Уточняется золотой запас каркасных слов (например, повторение глаголов при повествовании в прошедшем времени),

2. Предпочтительно повествование в прошедшем времени ("Once boys woke up in the morning and...), - если это не противоречит логике процесса.

3. Строгое соблюдение структуры предложения

Полезными будут следующие упражнения:

1. Составь из слов каждой строчки предложения.

• In, kids, blue, the, you, bear, appeared, can, out, a, thick, two, watching, at, a, see, huge, tent, surprisingly, of, the, alarmed, distance, forest.

2. Выбери подходящее слово.

The trees (cover, are covered) with green leaves.

3. Работа над диалогом и грамматикой

требует от ученика знаний разговорного стиля речи, а, следовательно, использования разговорных фраз, умение задавать вопросы (полные и усеченные) и давать соответствующие ответы. При этом он должен выстроить сюжетную линию в соответствии с поставленной задачей (неожиданные повороты событий). Попробуйте предположить, какой диалог мог бы иметь место между героями ("They might be talking about…"). Ориентировать ученика на использование только Present Progressive не стоит. Следует вдумчиво работать над рассказом.

-Look here, Tommy! What is there in the distance?

- My God! That’s a bear…, huge and terrible. What a nightmare!

- Are you joking? What shall we do? Let’s run!.....

*Заключение рассказывает читателю, что стало с героями после окончания действия.

Do you find your story funny or sad, interesting or a bit boring? Why?

В зависимости от того, понравилась вам работа мастера или нет, в описании картины на английском языке нам необходимо подвести итог и в нескольких словах выразить свои впечатления (impressions / judgement) от этого полотна.

Вот один из примеров описания сюжетных картинок, взятых из Интернета:

One day mother, father and their small son decided to go to the forest at picnic. The day was warm, sunny. They took a lot of food with them. On the way to the forest the father smoked a pipe, the mother told them a funny story and their sun smiled. (or – was smoking, was telling, was smiling). When they came to the forest they saw a big, shady tree. The family decided to stay under this tree. But they were disappointed because there was much rubbish under the tree. But they didn’t give up hope to find the beautiful place for picnic. They went far in the forest and saw many green spruces. They liked this place and went there. But again they saw a dirty place. There were papers, bottles and this kind of stuff. For the third time they went to find some place for their picnic. ( for the third time the old man dropped the net into the sea)

They were angry and hungry. The mother and the father saw a hardwood tree. They ran there very quickly but they felt sad about this place. There was very dirty one. Finally they found a perfect place for the picnic. Parents put the tablecloth on the grass, put some food and drinks on the tablecloth. They were sitting around the tablecloth, were eating some food, were drinking some drinks and were pleased with their picnic. But when they finished their eating and went at home, they left much rubbish after themselves. It was a bad example for their son!

Для самостоятельной работы можно предложить памятки

«Как написать рассказ по картинке на английском языке»

1.Внимательно рассмотрите всё, что изображено на картинке.

2.Подумайте, о том, какое событие изображено  на данной картинке и как картинка может помочь  тебе в разработке собственной сюжетной линии рассказа.

3.Опишите каждого человека. Попробуйте определить

- его (её) возраст, характер, отношение с другими персонажами;

- что он (она)  делает (говорит)  в данный момент.

4. Опишите, где и когда происходит действие?

5.  Опишите,  что происходит в данной сцене?

6. Подумайте, как будут разворачиваться события в дальнейшем?

           - Что произойдет дальше? Почему?

           - Как закончится история?

“Как написать рассказ по картинке”

*Перед тем как начать писать рассказ, внимательно осмотрите все, что изображено на картинке. Обратите внимание не только на общий сюжет, но и на мелкие детали. Подумайте о том , что происходит на данной картинке и как она может помочь вам в разработке собственной сюжетной линии рассказа. Предложенные ниже задания помогут вам в принятии решения.

*Кто эти люди? Опишите каждого человека на картинке. Попробуйте определить его возраст, характер, отношения с другими персонажами, что он делает \ говорит в данный момент.

*Где и когда происходит действие? В каком городе , стране, на какой планете происходит действие? В какой день недели, месяц , год? Перечислите детали, которые подтверждают это.

*Что происходит в данной сцене? Зачем они собрались в данном месте , в данное время? Что происходит в данный момент и почему?

*Что предшествовало этим событиям? Опишите события в прошлом, которые предшествовали данному действию. Что должно было произойти вчера \ 10 лет назад , чтобы эти люди собрались вместе?

*Как будут разворачиваться события? Что произойдет дальше? Что каждый из них сделает? Почему? Как закончится эта история? Почему?

 

Список литературы

  1. В.В. Пустовалова. Инновационная модель подготовки учащихся к олимпиаде. Сб. Методическая работа в школе. 2013
  2. В.В. Пустовалова. Теория и практика сопровождения одаренных детей муниципальной методической службой.
  3. О. В. Чистякова. «Составляем рассказ по картинке».2009
  4. Сюжетные картинки Бидструпа
  5. картины выдающихся мировых живописцев

www.tretyakov.ru

www.hermitage.ru

www.google.ru– искать искусство, галереи...

www.molbert.ru

www.galery.ru

  1. http://www.allbest.ru/ Работа над лексическими и грамматическими синонимами как направление работы по формированию языковой компетентности учащихся. Чита. Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского. 2009
  2. Материалы интернета

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработки заданий для школьного тура олимпиады по английскому языку 7-8 классов

Разработки заданий для школьного тура олимпиады по английскому языку 7-8 классов...

задания для школьного этапа олимпиады по английскому языку для учащихся 10-11 классов

Работа включает в себя 5 разделов: задания по аудированию, чтению, контролю лексико-грамматического материала, страноведению, письму. Предназначена для проведения школьного этапа Всероссийской олимпиа...

Задания к внутриколледжной олимпиаде по английскому языку

Олимпиада по иностранному языку (английский).Отборочный этап.  Пояснительная записка. Олимпиада по любому предмету – это вызов, брошенный не только интеллекту участника, но и всем его л...

Задания для школьного этапа олимпиады по английскому языку.

Школьный  этап олимпиады по английскому языку....

задание к школьному этапу олимпиады по английскому языку

примерный вариант задания для 8 класса к школьному этапу олимпиады по английскому языку содержит задания по проверке навыков чтения; лексическое задание; задание на общую эрудицию....

Задания олимпиады по английскому языку для 7 класса

Представлены задания по английскому языку для проведения школьного тура предметных олимпиад....