Учет репрезентативной системы и ведущего полушария в обучении иностранным языкам
статья по английскому языку по теме

Материал доклада представляет интерес для специалистов в области педагогики и психологии. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Галиахметова Э.С.

Учет репрезентативной системы  и ведущего полушария в обучении иностранным языкам

Нейролингвистическое программирование (НЛП) – это прикладная наука, созданная для целей практики, в том числе и практики обучения иностранным языка. Некоторые дети испытывают трудности при работе со всем классом, и, в конечном счете, это ведет к тому, что большинство людей, окончивших общеобразовательную школу, например, не могут говорить свободно на изучаемом языке. Это можно объяснить тем, что методы обучения, применяемые учителем, не соответствуют их индивидуальным особенностям. Причиной может быть различие школьников преобладающем способе восприятия информации.

Известно, что в учебном процессе основная задача для каждого преподавателя заключается в том, чтобы ученики освоили материал с максимальной легкостью и как можно прочнее. Поэтому, преподавателю и следует учитывать индивидуальные особенности учеников и даже подстраиваться под них.

Использование нейролингвистического программирования в обучении иностранным языкам как раз и помогает учителям достичь такого эффективного обучения.

Инструменты НЛП позволяют выявить различные интересные моменты, скрытые от обычного преподавателя английского языка, например, движение глаз, паттерны поведения, убеждение, стратегии, невербальные реакции, действия якорей и многое другое.

Полезно замечать различия в мышлении учеников по определенным сигналам поведения. Цель не только классифицировать учащихся как аудиальных, визуальных и кинестетических, но и в том, чтобы замечать, как ребенок мыслит в данный момент времени. Имеются внешние индикаторы (признаки) указывающие, какую часть мозга (сенсорную систему) – аудиальную, визуальную, кинестетическую использует ученик. Существуют неврологические индикаторы (движение глаз, скорость процесса, локализация, предикаты, движение внутренних процессов (голос)) и поведенческие индикаторы, т.е. различия в поведении визуала, аудиала, и кинестетика.

Благодаря НЛП, преподаватель воздействует на многосенсорные представления информации. Такой подход повышает эффективность воздействия на большую часть учеников, и позволяет им получать информацию, опираясь на свою репрезентативную систему. Многосенсорное обучение подкрепляет запоминание, так как чем больше информационных каналов, тем лучше память. Естественно, многосенсорное обучение усиливает дополнительные сенсорные каналы учеников. Ученые сделали поразительные открытия в НЛП – соответствие положения глаз режимом работы мозга, иначе это называют глазными ключами доступа. Зная, как работает «механизм» глазодвигательных реакции, учитель может использовать «усилители» своего педагогического воздействия на учащегося.

Индивидуальные особенности восприятия зависят так же и от латеральной организации полушарий головного мозга. Как правило, одно из полушарий мозга человека является доминирующим. Существует несколько типов функциональной организации двух полушарий мозга:

А) доминирование левого полушария – словестно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению (левополушарные люди);

Б) доминирование правого полушария – конкретно – образное мышление, развитое воображение (правополушарные люди);

В) отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий (равнополушарные люди, т.е. амбидекстры).

Особенности обучения детей иностранному языку с учетом ведущего полушария

Правополушарные дети

Левополушарные дети

Интуитивный способ обучения. Освоение вокабуляра методом «островок». Образное представление и конкретные ситуации. Ролевые игры. Работа с наглядными пособиями, фильмами, карточками. Проверки на уроке, групповые задания. Деятельность, требующая быстрой реакции. Задания на правописание. Интервью. Инсценировка. Синтез текстов и слов из предложенных частей.

Рационально – логический способ. Освоение вокабуляра посредством изучения слов. Усвоение правил и грамматических конструкции. Обучении других. Лингафонная система, восприятие на слух. Проверки после уроков. Индивидуальная работа. Деятельность, требующая отсроченной реакции. Задания на поиск ошибок. Многократное повторение. Сопоставление текстов. Дробление текстов и слов на части.

Таким образом, знания инструментов НЛП позволят преподавателям повысить эффективность обучения иностранным языкам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение чтению, как ведущему средству обучения иностранному языку.

Чтение играет одну из важнейших ролей в процессе обучения ИЯ...

Тестирование как форма учета знаний учащихся при обучении иностранным языкам»

Цель работы – обоснование актуальности использования тестирования учащихся в процессе обучения на основе методики коммуникативной компетенции. Работа  адресована учителям и учащимся старших...

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ С УЧЕТОМ СПЕЦИФИКИ ВЕЧЕРНЕЙ ШКОЛЫ

Преподавание иностранного языка в вечерней школе преследует ту же цель, что и в дневных школах, а именно - заложить основы владения иностранным языком на базовом уровне, достичь практического формиров...

Учет психологических особенностей младших школьников при обучении иностранным языкам

Учет психологических особенностей младших школьников при обучении иностранным языкам...

УЧЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ.

УЧЕТПСИХОЛОГИЧЕСКИХОСОБЕННОСТЕЙМЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВПРИ ОБУЧЕНИИИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ....

Учет гендерного аспекта в процессе обучения иностранному языку

Статья посвящена проблеме учета гендерных особенностей при  формировании социально значимых компетенций в ходе обучения кадет иностранному языку. Автор даёт обоснование необходимости учета гендер...