Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка.
статья (английский язык) по теме

Мавжида Биктимеровна Бородина

Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка (из  опыта работы)

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Бородина М.Б.

с. Селиярово

Ведущим методическим принципом дисциплины иностранный язык является принцип коммуникативной направленности в обучении. Этот принцип определяет все составляющие учебно-воспитательного процесса по иностранному языку. Рассмотрение языка как явления социального (он обеспечивает общение людей) выдвигает на первый план обучение для коммуникативной цели - научиться общаться на нем с помощью как звукового (устная форма) так и графического кода (письменная форма общения), выделяя в первую очередь чтение.

      Принцип коммуникативной направленности определяет  содержание обучения - отбор и организацию лингвистического материала, конкретизацию сфер и ситуаций общения. А также, какие коммуникативные умения необходимы, чтобы вступить в общение  осуществить его в устной и письменной формах, и с помощью каких средств можно обеспечивать овладение коммуникативной функцией языка.

     Принцип коммуникативной направленности ставит перед  необходимостью соответствующей организации обучения, использование различных организационных форм для осуществления общения.

1. Коммуникативная цель обучения английскому языку как общая стратегия обучения.    

Реализация основных направлений реформы в преподавании иностранных языков предполагает обеспечить единство обучения и воспитания учащихся, прочное овладение ими основами иностранного языка, умением применять его на практике.

     Тем самым еще раз подчеркивается практическая - коммуникативная направленность учебного процесса по иностранному языку. В  программе по иностранным языкам говорится об усилении внимания к трудовому и нравственному воспитанию школьников; особо выделена самостоятельная работа учащихся на уроке и внеурочное время, подчеркнута необходимость использования  лингафонного кабинета.

     Специфика учебного предмета "Иностранный язык" заключается в том, что, во-первых, язык - будь то родной или иностранный - служит средством общения, средством приема и передачи информации об окружающей действительности в естественных условиях социальной жизни. Во-вторых, при обучении этому предмету не предполагается особое прибавление знаний об окружающей действительности, во всяком случае, в условиях школы - как это происходит при изучении школьниками других предметов, таких,  как ботаника, биология, физика, химия, но расширяются представления об  иноязычной культуре страны изучаемого языка, и расширяется общий кругозор. Изучение иностранного языка дает учащимся лишь возможность овладевать средствами восприятия и выражения мыслей о предметах, явлениях, их связях и отношениях посредством нового для них языка, который выступает в 2-х формах: устной и письменной.  Овладение этими формами обучения и должно входить в коммуникативную цель обучения предмету "иностранный язык".

     В-третьих, язык, будучи средством обучения, нуждается в том, чтобы его "содержали в рабочем состоянии", то есть всегда готовым к использованию в возникающих ситуациях общения. Поэтому овладение этой школьной  дисциплиной непременно связано с целенаправленной, четко организованной практикой в употреблении усваемого материала в устной и письменной формах общения в тех условиях, которыми располагают учащиеся.

Цели  обучения иностранному языку в средней школе

  • Развитие иноязычной коммуникативной компетенции  в совокупности ее составляющих - речевой. Языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной;
  • Речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в 4-х основных видах речевой деятельности: говорение, аудирование, чтение, письмо;
  • Языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами: фонетическими, орфографическими, лексическими и грамматическими. В соответствии с темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для основной школы: освоение знаний  о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языке;
  • Социокультурная компетенция – приобщение уч-ся к культуре, традициям, реалиям стран изучаемого языка, в рамках тем, сфер и ситуаций общения , отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям уч-ся основной школы на разных этапах (5-6,7-9 кл.) , формирование умения представлять свою страну. Ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения;
  • Компенсаторная компетенция – Развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передачи информации;
  • Учебно-познавательная компетенция –дальнейшее развитие ООУН, ознакомление доступными уч-ся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур . с использованием ИКТ;
  • Развитие и воспитание у школьников понимания важности изучения ин.яз. в современном мире  и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации, и социальной адаптации ; воспитание качеств гражданина, патриота, развитие национального самосознания. Стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры.

Тенденции глобализации, всемирной интеграции в различных областях экономической, технической, культурной, общественной и индивидуальной жизни предъявляют высокие требования к практическому владению английским языком. В условиях изменения содержания образования приоритетную роль в учебно-воспитательном процессе играют информационно-коммуникативные технологии. Использование информационно-коммуникативных технологий раскрывает огромные возможности компьютера как средства обучения. Компьютерные обучающие программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения. Они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, помогают осознать языковые явления, сформировать лингвистические способности, создавать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия, а также обеспечивают возможность учёта ведущей репрезентативной системы, реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы учащихся.

Компьютер рассматривается как инструмент повышения мотивации, формирования прочных языковых навыков и совершенствования владения английским языком. Компьютер позволяет задействовать у обучаемого все три канала восприятия: слуховой, визуальный и кинестетический.  Это позволяет увеличить объем и прочность усвоения изучаемого материала, значительно повышает статус учеников в учебном процессе, увеличивает познавательную активность учащихся и поддерживает интерес к предмету, а также расширяет поле для самостоятельной деятельности учащихся, даёт возможность создавать ситуации личнозначимые для каждого ученика, позволяет использовать Интернет как средство погружения в виртуальное пространство.

В мультимедийных обучающих программах по английскому языку используются различные методические приёмы, позволяющие проводить ознакомление, тренировку и контроль знаний и умений учащихся. Использование мультимедийных программ вовсе не исключает традиционные методы обучения, а гармонично сочетается с ними на всех этапах обучения.

Возможности лингафонных кабинетов

В настоящее время наша школа оснащена современным лингафонным кабинетом, который представляет собой последнее слово в технике и технологиях.

Лингафонный кабинет — специальная учебная аудитория со звуко-технической аппаратурой, способствующая овладению навыками устной речи на любом языке. Применение лингафонного кабинета позволяет повысить эффективность обучающего процесса, определять степень усвоения материала учащимися, уменьшить затраты времени на изучение и закрепление учебного материала.

Прослушивание трансляционных программ развивает навыки аудирования учащихся, углубляя при этом их знания по предмету. Возможность работать автономно обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию процесса обучения, создаёт комфортную среду обучения.

Погружение в виртуальное пространство — очень эффективное средство развития социокультурной компетенции учащихся. Деятельностный подход в обучении иностранному языку с использованием информационных технологии способствует выработке самооценки учащихся, создает комфортную интерактивную среду обучения, повышает мотивацию и активность учащихся, помогает интенсифицировать и индивидуализировать обучение, создает условие для самостоятельной работы.

При обучении английскому языку учащиеся соприкасаются с историей, географией, культурой, политикой, литературой страны изучаемого языка. В этом направлении идет активный поиск и разработка методов и технических средств обучения, позволяющих в кратчайшие сроки решить поставленные перед учащимися задачи.

Использование Интернет-ресурсов

Неоценимую помощь оказывает учителю компьютер и Интернет в подготовке и проведении уроков по страноведению. Доступ к сети Интернет практически снял проблему недостатка аутентичных мультимедийных ресурсов, необходимых для подготовки и проведения интересных и эффективных занятий, учитывающих современные тенденции развития английского языка, страноведческие реалии и требования, предъявляемые к учебному материалу в условиях нового содержания образования.

Полученная в Интернете информация может быть использована учителем как для подготовки урока, так и в качестве иллюстрационного и учебного материала на уроках. Интернет создает виртуальную социокультурную и языковую среду, предоставляя коммуникативные программы (чаты, почта и т.д.), дает возможность виртуально побывать в той или иной стране, предоставляет возможность участия в различных проектах, в том числе и в зарубежных.

Помимо использования мультимедийных обучающих программ, компьютер является незаменимым помощником для подготовки и проведения тестирования, мониторинга учебного процесса, собственного информационного наполнения инструментальных сред для разработки компьютерных уроков, подготовки дидактического материала использования ресурсов и услуг Интернета для аудиторной и самостоятельной работы, а также проектной деятельности учащихся.

Описание работы над учебным   проектом по английскому языку в 10 классе “Welcome to Seliayrovo”

Пояснительная записка.

Работая по  УМК “ The World of English” авторов: В.П. Кузовлев и Н.М. Лапа, основной целью обучения английскому языку в 10 классе  в содержательном плане, соответственно требованиям государственного стандарта к уровню владения иностранным языком, ставлю  сообщение учащимся страноведческих знаний о различных сферах культуры англоязычных стран. Для достижения данной цели закрепляются, обобщаются и систематизируются знания, умения и навыки, приобретенные учащимися в рамках базового курса, а также учащимися овладевается определенное количество нового материала.

«Однако познание культуры страны изучаемого языка является  не самоцелью, а лишь поводом для боле глубокого понимания и осмысления своей родной культуры». Таким образом  изложена позиция указанных выше авторов в книге для учителя к учебнику английского языка для 10 класса.

Материал УМК рассчитан на 2 часа в неделю, в нашей школе по базисному плану отводится на английский язык в 10 классе 3 часа. Кроме того,  класс, в котором на данный период веду обучение, является одним из сильных и инициативных с высокой мотивацией к обучению. Соответственно имеющимся условиям, стараюсь дать учащимся глубокий и объемный материал, как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

Одной из форм к достижению поставленной цели является проектная деятельность учащихся. С самого начала обучения английскому языку ребятам предлагалось к концу изучаемой темы оформить и представить изученный материал в различной форме: рисунки с описанием времен года, школы, письма, сообщения, составленное и красочно оформленное расписание уроков, тематические газеты по странам изучаемого языка, краеведческий журнал. В последнее время удалось привлечь и заинтересовать учащихся созданием проектов с помощью компьютера, т.к. большинство уч-ся данного класса имеют компьютер дома, и часть работы выполняют в домашней обстановке, привлекая еще и своих близких к работе, что создает  творческую атмосферу в семьях и взаимный интерес к обучению.

 Учебный образовательный проект – это организованная деятельность учащихся, направленная на решение проблемы, заведомо не имеющей единственного правильного решения. Проект обязательно ориентирован на получение конкретного результата и включает исследовательский элемент.

Работа над учебным образовательным проектом по английскому языку в 10 классе “Welcome to Seliayrovo” проектом велась по следующим этапам:

Подготовительный этап.

Начиная работу над первой темой в 10 классе “How different the World is”, предлагаю ребятам темы проектов на выбор для индивидуальной или групповой работы или самим взять любую понравившуюся тему, но с соответствующим содержанием по материалу последних уроков на страницах учебника №30-31.

В ходе коллективного и индивидуального обсуждения ученики формулируют гипотезы, которые возникают как возможные варианты решения проблем. Когда высказано значительное число предложений, предлагаю ребятам перейти к их обобщению, помогаю сформулировать и классифицировать основные направления выдвинутых идей исходя из замысла проекта.

Предложенная  в учебнике тема “Welcome to Russia”, была изменена на “Welcome to Seliyarovo”.  Далее вместе с учениками формулирую цели и задачи исследования. Цель необходимо сформулировать кратко и предельно точно, выражая то основное, что намереваемся создать. В данной теме было решено создание «бумажной версии» путеводителя по родному селу с описанием немногих имеющихся достопримечательностей на английском языке, иллюстрированных фотографиями, с использованием компьютерных технологий, а также создание презентаций и  буклетов – путеводителей по родному селу.

Была определена работа как в групповой так и в индивидуальной форме.

Компьютер использовался  при групповой работе над проектом, где учащиеся с разным уровнем компьютерной грамотности объединяются, и работа организуется так, чтобы каждый мог усовершенствовать уже имеющиеся навыки, освоить новые операции. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков участников проекта. В группу над созданием основного проекта вошли 5 человек по своему желанию, где роли распределились следующим образом:

  • Основным координатором, инициатором и вдохновителем группы стала Алиса Шишкина, самая сильная ученица по английскому языку, которой заранее была предложена ребятами роль ведущей во время защиты проекта;
  • «Техническим директором» был назначен Коля Хозяинов, хорошо работающий с компьютером, ответственный и аккуратный.
  • В роли переводчика захотел быть Борис Якупов.
  • Помогать собирать информацию согласились девочки: Эльвира Магафурова, инициативная и творческая, и Софья Шишкина, спокойная и аккуратная, кропотливая.
  • Остальные ребята из класса решили самостоятельно приготовить презентации, буклеты или календари по теме.  

 Работа в группе  была особенно эффективной, т.к. ведущей деятельностью в данном возрасте является общение.

Соответственно  цели конкретизировались и развивались  задачи проекта:

  • Собрать материал по современному географическому положению, о населении поселка;
  • сделать фотоснимки имеющихся достопримечательностей:
  •  посетить местный музей с целью изучения документов по истории создания села: школы, музея, церкви;
  • разработать анкету для учащихся-посетителей музея;
  • сделать описание зданий музея;
  • описать имеющиеся достопримечательности: памятник погибшим воинам, церковь, школа, сельский дом культуры.
  • Создать презентацию в программе Rower Point.

Аналитический этап

Здесь осуществляются самостоятельное проведение исследования, формируются навыки и умение работать с информацией:  получение ее через изучение документов в музее, в сельской и школьной библиотеке, чтение книг, энциклопедий; общение с работниками музея - это бывший наш учитель истории, а теперь научный сотрудник музея Э.Н. Саламатин, человек, влюбленный в свою работу, коренной житель села,  собиратель и хранитель музейных документов и экспонатов, знаток истории родного края, инициатор создания музея; общение с жителями-старожилами  села, запись их воспоминаний; анализ информации, во время которых выполняются:

  • обсуждение и выбор методов исследования и поиска информации;
  • самостоятельная работа учеников над задачами;
  • промежуточные обсуждения достигнутых результатов;
  • анализ и интерпретация полученных данных.

При этом придерживались следующего алгоритма:

Поиск и сбор информации

На данном этапе становлюсь консультантом и координатором проекта:

помогаю ученикам выбрать способ сбора информации: наблюдение, анкетирование, социологический опрос, интервьюирование, проведение экспериментов, работа со СМИ и литературой. Задача руководителя проекта – обеспечить по мере возможности и необходимости консультации по методике проведения такого вида работы. На данном этапе ученики получают навыки поиска информации, ее сравнения, классификации, установления связей и проведения аналогий, анализа и синтеза, работы в группе. Это осуществляется посредством:

  • личных наблюдений и работой с документами;
  • общения с другими людьми (встречи, интервьюирование, опросы)
  • работы с литературой и СМИ ( в том числе через Интернет).

На этом этапе становлюсь активным участником проекта: оказываю группам необходимую помощь, не допуская пассивности отдельных участников, корректирую деятельность групп и отдельных участников, а также помогаю сформулировать вопросы к анкете,  обобщить промежуточные результаты исследования для подведения итогов на конечном этапе, вдохновляю и поддерживаю в трудные минуты дефицита времени, переоценки своих возможностей.

 Обработка полученных данных

Необходимое условие успешной работы с информацией – ясное понимание каждым учеником цели работы и критериев ее отбора. Поэтому задача педагога – помочь группе определить эти критерии. Обработка информации сводится прежде всего к ее пониманию, сравнению и отбору наиболее значимой. Ребятам потребуются умения интерпретировать факты, делать выводы, формировать собственные суждения. Именно этот этап наиболее труден для детей, особенно если они привыкли находить готовые ответы на все вопросы учителя. Для наиболее успешной организации аналитического этапа важно:

  • составить перечень возможных способов сбора и обработки информации в соответствии с темой и особенностями проекта;
  • дать ученикам алгоритмы способов работы с информацией (например, алгоритм поиска литературы в библиотеке новостей в сети «Интернет» и так далее);
  • составить список возможных источников информации, учитывая предоставленное ученикам время, материальные возможности и особенности проекта;
  • предложить им план работы с информацией;
  • добиться того, чтобы группа пришла к полному согласию относительно формулировки стоящей перед ней задачи и распределения работы между членами группы;
  • организовать работу переводчиков, привлекая к данной работе и других ребят, не состоящих в группе: выписать слова из текста, найти их в словаре и записать с транскрипцией, затем напечатать их, используя компьютер, для использования в тексте проекта и для наглядности во время презентации.
  • проводить по мере необходимости общее обсуждение полученных результатов;
  • проводить подведение итогов аналитического этапа в присутствии всех участников проекта.

Этап обобщения информации

Здесь происходит структурирование полученной информации и интеграция полученных знаний, умений, навыков. Ученики систематизируют полученные данные, объединяют в единое целое полученную каждой группой информацию, а также выстраивают общую логическую схему выводов для подведения итогов. Это были выступление, создание презентации, буклета, календарей и так далее. Каждый из участников проекта как бы пропускает через себя полученные всей группой знания, умения, навыки. Ведь он в любом случае должен будет участвовать в презентации результатов проекта. Для наиболее успешной организации этапа необходимо:

  • продумать возможные формы обобщения для совместного их обсуждения с учениками;
  • обратить внимание участников проекта на те или иные способности каждого ребенка, чтобы все осознали необходимость своего участия в работе;
  • помочь группам обобщить полученные результаты, а также поделиться с товарищами знаниями и умениями, приобретенными в процессе работы;

составить совместно с детьми план презентации

Этап представления результатов

Для наиболее успешной организации презентации готового проекта было

  • заранее продумано, как лучше применить индивидуальные (интеллектуальные, коммуникативные и прочие) способности каждого участника проекта;
  • определить, сколько времени потребуется на проведение мероприятия в зависимости от объема информации и количества участников;
  • подготовить сценарий представления презентации;
  • оказать детям помощь в выборе формы презентации проекта;
  • помочь им определить собственные достижения и выявить нерешенные проблемы;
  • обсудить с ребятами перспективы продолжения работы  над данным проектом.

Во время выступления Алисы Шишкиной основным материалом остальные участники проекта также готовили оборудование  для выступления, Коля Хозяинов демонстрировал презентацию, Борис фотографировал, другие ребята продемонстрировали свои календари и буклеты на выставке.

           Анализируя опыт работы на уроках английского языка, можно сделать вывод о том, что хорошие результаты (устойчивые знания по предмету, практические умения и сформированные навыки при работе с компьютером) оправдывают применение проектного метода. Ведь в процессе проектирования изменяется тип отношений, повышается уровень ответственности и компетентности как ученика, так и учителя, происходит интеграция образования и воспитания. Проектная деятельность сама по себе характерна для сферы использования ИКТ. Поэтому данный метод внесет немалый вклад в профессиональное самоопределение школьника. Кроме того, такого рода деятельность связана с работой в коллективе и способствует развитию умения взаимодействовать с другими людьми, учитывать позиции и интересы партнеров, вступать в коммуникацию, понимать и быть понятым. Итак, на основе всего вышесказанного можно сделать выводы:

  • Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность школьников – индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определенного времени.
  • В основе метода лежит развитие познавательных навыков учеников, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.
  •  Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми». Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание  какой – то проблемы, но интерес ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкой распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей и заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия.
  • Метод используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая – либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик.
  • Для метода проектов очень важен вопрос теоретической, практической и познавательной значимости предполагаемых результатов (например, доклад на конференции, совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий и тому подобное,  в нашем случае – выступление на конференции, буклеты и календари.).

Литература:

  1. Карамышева Т.В. «Изучение иностранных языков с помощью компьютера », издательство «Союз», 2001 г.
  2. «Международная проектная деятельность как способ раскрытия творческого потенциала личности ученика», ж. «Иностранные языки в школе» № 3-2007год.
  3. Полат Е.С. Некоторые концептуальные положения организации дистанционного обучения иностранному языку на базе компьютерных телекоммуникаций. Ж. « Иностранные языки в школе». 2005г. №4  с.6-11
  4. Примерная программа по иностранным языкам (английский язык) Министерство образования РФ ж. Иностранные языки в школе.№5 2005г.
  5. Руденко М.В. « Проектная деятельность при изучении английского языка», ж. «Библиотечка учителя» с.21
  6. Симанбаева А.М. «Использование компьютера в учебном процессе» www.OkyNet.kz
  7. Симоненкова Т.Д. « Проектная деятельность учащихся», ж. «Завуч. Управление современной школой» №8, 2007 г.,с.3-8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование здоровьесберегающей технологии для создания благоприятных условий по формированию коммуникативных компетенций учащихся на уроках английского языка"

Презентация даёт краткое представление о здоровьесберегающей технологии, её актуальности, принципах урока здоровьесберегающей направленности, здоровьеохранных действиях на уроке....

Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка с использованием JAZZ CHANTS.

Данная статья показывает как можно использовать JAZZ CHANTS на уроках английского языка при изучении фонетики, лексики и грамматики....

Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка в школе.

Коммуникативный подход основан на утверждении о том, что для успешного владения иностранным языком учащиеся должны знать не только языковые формы (грамматика, лексика, произношение), но также иметь пр...

Интерактивные технологии обучения диалогической речи как способ формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка

Использование активных методов обучения иностранному языку становится приоритетным направление в образовании. Вашему вниманию предоставляется небольшая статья, в которой раскрыты основные а...

Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка.

Данная статья посвящена формированию коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка через использование ситуативных картин. В работе представлены примеры заданий с картинами, которые...