Работа с учебными тектами
статья по английскому языку на тему

Морозова Любовь Юрьевна

Важность развития умения сворачивать учебную инфрмацию в опорный конспект, таблицы, графические блок-схемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_uchebnymi_tekstami.docx17.32 КБ
Файл rabota_s_tekstami.pptx425.21 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с учебными текстами.

СЛАЙД 2 

Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Program for International Student Assessment) помимо оценивания математической и естественно-научной грамотности проверяет грамотность чтения, где  «оцениваются умения, овладение которыми свидетельствует о полном понимании текста»: извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения, интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста.

Результаты исследования удручают: Российские школьники (15 летние) имеют результат по грамотности чтения ниже среднестатистических, 2009 год – 41-43 место из 65 стран, участвовавших в исследовании. % выполнения заданий ниже 50 %.

Такие вещи полезно знать, чтобы понимать, нужны ли нам новые стандарты, должны ли мы работать по-новому.

СЛАЙД 3

Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход, главный тезис которого – научить учиться, т.е. способности к самостоятельному усвоению новых знаний, формированию умений и компетентностей, которые нужны человеку в современном мире.

Я выделила здесь ключевые слова: развитие и деятельность. Каким видом деятельности занимаются ученики наших школ большую часть учебного времени в среднем и старшем звене? Работают с информацией. Чаще всего эта информация представлена в виде текстов.  

СЛАЙД 4

На каждом уроке, на каждом предмете (исключая, может быть, физкультуру) ученики работают с текстами различной направленности, сложности, различной величины и стиля. Пресс-конференции, экскурсии, КВН, просмотры фильмов, театрализованные представления – не частое развлечение, кроме того, многие из нетрадиционных видов уроков требуют обширной предварительной подготовки, т.е. все той же работы с информацией. Именно поэтому так важно обратить самое пристальное внимание на то, какими стратегиями, методиками мы пользуемся, обучая ребенка работе с текстами. Подход типа: прочитайте текст и ответьте на вопросы, должен уйти в прошлое.

От учителя требуется продумать и организовать с учащимися процесс работы с источниками информации, просчитать возможные варианты их использования: ученик должен научиться работать со справочниками, энциклопедиями, таблицами, графиками, научиться структурировать, анализировать информацию, свернуть ее или развернуть, и т.д. В этом и состоит практическая направленность обучения.

Это задача всех учебных предметов: должны быть сформированы универсальные учебные действия при работе с информацией, которые могут быть использованы в жизненных ситуациях.

СЛАЙД 5

Одним из способов активизации учебного процесса является составление опорного конспекта при чтении учебного текста. Это способ сворачивания материала с использованием различных символов, блоков, схем, иллюстраций и т.д. Преимущества умения сворачивания информации неоспоримы, как для ученика так и для учителя, некоторые из них представлены на слайде.

СЛАЙД 6

Мы можем свернуть информацию, представив ее в виде текста, таблиц или графически. Приведу некоторые примеры краткого представления информации, которыми мы пользуемся на уроках английского языка.  

СЛАЙД 7

Краткое содержание художественного произведения, фильма можно уместить в так называемую story map или используя метод 5w. Используя полученный конспект, ученик подготовит устное выступление по прочитанному произведению или просмотренному фильму, не увязая в дебрях и не упустив главное.  story map может быть разной сложности, но примерно одинакового состава.

СЛАЙД 8

При чтении учебного текста неплохо научить школьников делать пометки на полях по методу INSERT. Тексты в современных учебниках по английскому языку очень интересны, сложны, дают много информации по различным областям знаний, поэтому разметка INSERT востребована. После разметки текста можно заполнить таблицу с соответствующими графами.

Методика ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал) тоже может быть использована при работе с текстом. Колонки помогают определить уровень собственных знаний, пробудить интерес к новой информации, а после обсуждения текста заполнить третью часть таблицы.

СЛАЙД 9

При работе с текстами мы много заполняем различных таблиц, делая краткие записи. Например, выписать преимущества и недостатки какого-либо предмета или явления, разделить факт и мнение при описании.

Нижняя таблица по-английски называется Sense Chart. В ней делается акцент на художественные средства при описании, например, посещения какого-либо места: что увидел автор, что слышал (шум прибоя или болтовню прохожих), что попробовал на вкус (местную кухню, торт или фрукты), какие запахи встретили автора при посещении места, что попробовал руками (купил, поймал..). Такая таблица потом поможет в написании сочинения: «Как я провел каникулы», или «Экскурсия в музей «Томская Писаница».

СЛАЙД 10

Таблицы следующего вида помогают структурировать информацию в соответствии с правилами построения письменного высказывания: не просто дать совет или предложить решение проблемы, а обязательно объяснить, какой будет результат. Нужно выявить проблему и предложить пути ее решения.

СЛАЙД 11

Вообще таблицы типа: «Причина и следствие» очень важны для развития логического мышления, для развития навыка просчитывать последствия. Этому же способствует следующий уже графический способ (в виде блок-схем) представления информации. Любой аргумент должен подкрепляться фактами или примерами. Этот навык пригодится при написании эссе. Как известно, ЕГЭ по иностранному языку предполагает написание эссе с выражением своего мнения по представленной проблеме, где любой аргумент обязательно должен подкрепляться примерами.

СЛАЙД 12

Информация из текста может быть представлена в виде кластера (гроздь), где центр – это тема, а далее идет детализация. Кроме того, кластер так же может быть использован в начале урока для активизации имеющихся знаний по материалу.

СЛАЙД 13

Можно перед работой с текстом выдать ученикам бланк, чтобы они самостоятельно заполнили какой-либо вид кластера, например, такой, а потом построить обсуждение по выполненной работе.

СЛАЙД 14

Fishbone (Рыбий скелет) – это замечательный инструмент для выявления каких-либо закономерностей, описания различных аспектов проблемы. В голове скелета записывается проблема. На верхних косточках причины, на нижних следствия, или вверху причины, внизу подтверждающие факты. Или факты и их оценка и т.д.   

СЛАЙД 15

Диаграмма Венна используется при сравнении двух объектов или явлений. В центральной части должно быть записано сходство, общие черты, подобие этих объектов или явлений.  

СЛАЙД 16

Денотатный граф [от лат. denote - обозначаю и греч. grapho - пишу]  - графический способ записи признаков ключевого понятия, явления, который основан на чередовании существительных (и других именных частей речи) и глаголов. Тема (понятие) расшифровывается с помощью глаголов, применимых к ней, а далее записываются признаки, характеристики понятия или явления.  

СЛАЙД 17

В заключение:  подобные и другие методики технологии развития критического мышления способствуют активизации учебного процесса, развитию навыков осмысления, оценивания информации, формированию универсальных действий на любом предмете и теме.

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Инновационные технологии как одно из средств повышения профессиональной компетенции учителя иностранного языка. Работа с учебными текстами Морозова Любовь Юрьевна МБОУ СОШ № 97 г. Кемерово 1

Слайд 2

PISA Program for International Student Assessment Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся: Грамотность чтения: Нахождение информации Интерпретация текста Рефлексия Оценка Результаты 2009 г.: Российские школьники (возраст 15 лет) 41-43 место из 65 стран-участников (результаты ниже среднего уровня) 2

Слайд 3

Системно-деятельностный подход Методологическая основа ФГОС Направлен на развитие личности Обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность Главный тезис – научить учиться Основная педагогическая задача – создание условий, инициирующих деятельность ребенка 3

Слайд 4

Учитель УЧИТ РАБОТЕ С ИНФОРМАЦИЕЙ Продумывает и организует процесс работы с источниками информации Формирует универсальные учебные действия Использует разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе. 4

Слайд 5

Опорный конспект сокращенная запись крупного блока материала, в которой отражены подлежащие усвоению единицы информации, представлены различные связи между ними, примеры. + Для ученика : глубже разобраться в изучаемом материале и легче его запомнить; грамотно и точно воспроизводить изученное; приводить в систему полученные знания; + Для учителя : наглядно представить весь изучаемый материал учащимся; сконцентрировать внимание на наиболее трудных местах в материале; экономить время при опросе. 5

Слайд 6

Способы представления информации Текстовый Табличный Графический 6

Слайд 7

Story map (Карта повествования) Time (Время)___________ ___ Place (Место) ____________ Main characters (Главные герои) __________________ Plot (Сюжет) Event 1 _________________ Event 2 _________________ Event 3 _________________ Result (Результат) ________ 5W 1 . What happened? Что произошло? __________________________ 2. Who was there? Кто был там? ___________________________ 3. Why did it happen? Почему это произошло? ___________________________ 4. When did it happen? Когда это произошло? ___________________________ 5. Where did it happen? Где это произошло? ____________________________ 7

Слайд 8

ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал) KWL ( know, want to know, learned) I know I want to know I learned INSERT (Interactive Noting System for Effective Reading and Thinking) Разметка текста по мере чтения V - уже знал + - новое -- - думал иначе ? - не понял, есть вопросы 8

Слайд 9

Аналитические таблицы Fact (Факт) Opinion (Мнение) Advantages ( Преимущества ) Disadvantages (Недостатки) 9

Слайд 10

Advice (Совет /предложение) Result ( результат) Problem (проблема) Solution (решение) Cause (Причина) Effect ( следствие) 10

Слайд 11

Goal (Цель) Reason 1 Аргумент Reason 2 Fact | example 1 Fact | example 2 Fact | example 1 Fact | example 2 Cause 1 Причина 1 Effect Следствие Cause 3 Причина 3 Cause 2 Причина 2 11

Слайд 12

Кластер Cluster/Word Web тема Деталь 1 Деталь 2 Деталь 3 12

Слайд 13

тема Деталь 1 Деталь 2 13

Слайд 14

Fishbone Рыбий скелет Причины Факты Следствия Оценка Проблема вывод 14

Слайд 15

Диаграмма Венна Venn diagram Subject 1 Объект 1 Subject 2 Объект 2 Similarities Сходство 15

Слайд 16

Денотатный граф Noun существительное Verb глагол Сущ. 16

Слайд 17

17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок физической культуры, организация учебной работы, планирование учебного материала.

Современный образовательный процесс сложен и противоречив. На него влияет большое количество факторов. Это не только содержание, обучение, познавательные возможности уучащихся, учебная деятельность уч...

Методическая разработка. Методические рекомендации «Использование информационно-коммуникативных технологий на уроке истории как инновационного метода работы с учебным историческим материалом на примере уроков в 7 классе при изучении учебной темы «Внутре

  Содержание методической разработки представляется мне особенно актуальным  в связи с переходом основной школы на концентрическую структуру изучения предмета «История», так как конце...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по выполнению самостоятельных внеаудиторных работ по учебной дисциплине Учебной дисциплины «Основы Безопасности Жизнедеятельности»

Дисциплина "Основы безопасности жизне­деятельности» (ОБЖ) предполагает формирование у студентов ссузов систе­мы взглядов в области безопасности жизнедеятельности при подготовке к пр...

Апробация учебно - методического пособия «Внеурочная деятельность в школе. Народное искусство и художественное творчество. 1-4 класс. 5-8 класс». Отчёт о проделанной работе за учебный год

Отчет о работе региональной инновационной площадки за 2015-16 уч.г.  Апробация учебно - методического пособия «Внеурочная деятельность в школе. Народное искусство и художественное творчеств...

Приказ об итогах региональной диагностической работы по учебному предмету «математика» в 8 классах в 2016 – 2017 учебном году

Приказ об итогах региональной диагностической работы по учебному предмету «математика» в 8 классах в 2016 – 2017 учебном году....

План учебно-воспитательной работы с учебной группой на 2020-2021 учебный год

ПЛАН учебно-воспитательной работы группы №42 «Столяр строительный» на 2020-2021 учебный год...

Справка об участии в работе семинара для учителей биологии., ответственных за природоохранную работу и работу на учебно-опытном участке, педагогов дополнительного образования ДО естественнонаучной направленности по теме: «Современный УОУ образовательной

Справка об участии в работе семинара для учителей биологии., ответственных  за природоохранную работу и работу на учебно-опытном участке, педагогов дополнительного образования ДО естественнонаучн...