Речитатив как способ закрепления грамматических навыков в изучении английского языка
статья по английскому языку по теме

Белобородова Светлана Валентиновна

В данной статье рассматривается роль грамматики в изучении иностранного языка и некоторые способы совершенствования грамматических навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechitativy.docx16.54 КБ

Предварительный просмотр:

Некоторые способы изучения грамматики

английского языка

Белобородова Светлана Валентиновна

учитель английского языка ГБОУ № 327 Невского р-на г. С-Петербург

Основополагающим принципом педагогики является передача ученику доступных знаний. Знания передает учитель, однако, они становятся доступными только при условии, что ученик осуществляет ответные действия (познавательные). Любое знание может быть усвоено только в результате взаимодействия теории и практики. Причем, теоретические знания могут, хотя и необязательно, исходить от учителя, а практика всегда должна принадлежать ученику.

Интерес как мотив играет важную роль в обучении учащихся иностранному языку. Если детям интересно учиться, они легко преодолевают трудности, хорошо овладевают материалом, у них формируются прочные речевые навыки и умения.

Формированию интереса к учению способствуют как выбор материала, так и способ познавательной деятельности ученика. В этом смысле особенно благодатным материалом для работы являются стихи, речитативы и песни.

Роль грамматики в обучении иностранному языку особенно часто подвергалась пересмотру. Она менялась под воздействием эволюции теории лингвистики, учета практических результатов обучения иностранному языку, учета государственной политики в области образования и пр.

Наблюдается тенденция к сокращению роли грамматики в процессе обучения. Многие европейские педагоги отмечают, что образовательные и развивающие цели в обучении не бывают достигнуты в силу того, что школьники при изучении традиционных грамматик, согласно многочисленным наблюдениям, не понимают ни практической значимости изучения грамматических терминов и понятий, ни целей грамматических разборов.

В последнее время наблюдается стремление к чрезмерному сокращению роли грамматики, что привело к значительному увеличению количества ошибок в речи учащихся вследствие применения коммуникативного метода обучения иностранному языку.

Как показывает исторический опыт, попытка отказа от изучения какой-либо грамматики, равно как и преувеличение ее роли в учебном процессе, отрицательно сказываются на результатах практического владения языком.

Учитывая современные потребности широких слоев населения разных государств владеть иностранным языком практически, а также накопленный опыт обучения грамматике во многих европейских странах, Совет Европы принял решение в качестве одного из ключевых принципов обучения иностранному языку рекомендовать постановку только практических (коммуникативных) целей обучения грамматике. Такому принципу следуют авторы многих зарубежных УМК, а также УМК С.И. Азаровой и др. «MILLIE» (в отличие от УМК И.Н. Верещагиной и др.).

Исходя из вышесказанного, мы считаем, что обращение к материалу, о котором упоминалось в начале статьи (речитативам), является оправданным. Речитативы сегодня очень популярны при изучении английского языка, но наиболее интересными и полезными с точки зрения овладения грамматикой, как нам кажется, являются речитативы К. Грэм.

Итак, ДЖАЗОВЫЕ РЕЧИТАТИВЫ – это ритмически организованная разговорная речь. Главная цель при работе с ними – совершенствование разговорного аспекта языка как в плане говорения, так и в плане понимания. Тем не менее они хорошо работают и в направлении совершенствования фонетических и грамматических навыков тоже. Речитативы написаны с фокусом на контрастных звуках и структурах, охватывают широкий спектр ситуаций и провоцируют подобные беседы в классе.

Основные задачи, которые решаются в процессе работы с речитативами:

- отработка интонации на материале разговорного варианта языка;

- совершенствование фонетических навыков;

- отработка грамматических конструкций, доведение их до автоматизма;

- выработка устойчивых навыков в системе вопрос-ответ;

- отработка кратких, разговорных и эмоционально окрашенных форм;

- побуждение учащихся к речевой деятельности через создание ситуации;

- пополнение лексического запаса языка.

На примере одного из речитативов К. Грэм « Baby’s sleeping» разберем этапы работы с ним:

1- Учитель объясняет ситуативный контекст речитатива – разучиваем различные варианты возможности успокоить кого-либо, в данном случае просим вести себя тише, так как ребенок спит.

I said, Sh! Sh! Baby’s sleeping!

I said, Sh! Sh! Baby’s sleeping!

       What did you say?

       What did you say?

I said, Hush! Hush! Baby’s sleeping!

I said, Hush! Hush! Baby’s sleeping!

        What did you say?

       What did you say?

I said, Please be quiet, Baby’s sleeping!

I said, Please be quiet, Baby’s sleeping!

        What did you say?

       What did you say?

I said, Shut up! Shut up! Baby’s sleeping!

I said, Shut up! Shut up! Baby’s sleeping!

   WAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAA

        Not anymore.

2 - Учитель читает первую строчку с нормальной скоростью и интонацией. Вторую – ученики. И так – весь речитатив. Постепенно скорость чтения увеличивается (можно задавать ритм хлопками, щелчками пальцев, притопыванием. и т.п.).

3- Следующий шаг – деление группы на две ( не обязательно поровну). Учитель задает темп, читая каждую строчку (а группы чередуют повторение: одна – четные строки, вторая – нечетные или вопрос - ответ).

4 - Следующий этап – группы читаю строки по ролям.

5 - Последний этап – один – три ученика выступают в роли ведущего, остальные – хором. Добиваются скорости и интонации, как в записи.

На примере данного речитатива видим, что из грамматических тем здесь закрепляются времена Present Progressive и Past Simple, а также Commands & Suggestions (Polite & rude).

Хочу отметить, что такой способ закрепления материала является очень эффективным, поскольку опирается на эмоциональную сферу, и может служить материалом для выступлений, так как при добавлении элементов инсценировки (костюмы и движения) является очень зрелищным.

Литература: Carolyn Graham, Jazz Chants, Oxford University Press.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие грамматических навыков на уроках английского языка.

В данной   статье я остановлюсь на одном из аспектов изучаемого языка — грамматике....

Методы и приемы развития грамматических навыков на уроках английского языка.

Методика преподавания иностранного языка в школе. Методы и приемы работы....

Статья "Совершенствование грамматических навыков на уроках английского языка"

Одна  из  задач,стоящая  при  изучении  иностранного языка,-формирование языковой  компетенции,которая  предполагает распознавание  и  употребление в речи...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЖАНРА СКАЗКИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Формирование грамматических навыков является одним из самых сложных вопросов методики обучения иностранному языку. Между тем автоматизм владения грамматическими явлениями имеет важное значение для исп...

Система упражнений, способствующая развитию грамматических навыков на уроках английского языка.

При обучении грамматике, разрабатывается  система упражнений для каждого этапа изучения грамматического  материала.Например, при ознакомлении с The Рresent Perfect Tense   можно пр...

Развитие разговорных и грамматических навыков на уроках английского языка

В данной статье описываются приемы и задания, которые используются для формирования и развития  разговорных и грамматических навыков на уроках в начальной и старшей школе ...

Формирование грамматических навыков на уроках английского языка

Формирование грамматических навыков на уроках английского языка...