Музыкальная гостиная
классный час (английский язык, 8 класс) по теме
Музыкальная гостиная Посвящается П.И. Чайковскому. ( внеклассное мероприятие для 8 класса)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.52 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкальная гостиная
Посвящается П.И. Чайковскому.
Ход мероприятия.
( Звучит 1- ый копцерт для ф- но с оркестром)
_ Дарите музыку друг другу!
Пусть каждый день и каждый час,
Подобно радостному чуду,
Она звучит в сердцах у нас.
Весь мир прекрасный и зовущий
Вмещает музыка в себя
В ней рокот волн, о берег бьющих,
И трепет листьев сентября
Волнует музыка, тревожит,
Вновь пробуждая красоту,
И никогда никто не сможет
Сравниться с ней по волшебству.
Ведущий: Добрый день, дорогие друзья. Я приглашаю вас в музыкальную гостиную, в волшебный мир музыки. Наша программа посвящена великому композитору П. И. Чайковскому. Ему принадлежат многочисленные пьесы, романсы, опееры и балеты, концерты и симфонические произведения.
Средь леса смычков- дирижерский остров
Занял пианист у рояля место.
Конферансье объявляет: Чайковский
Первый концерт фортепиано с оркестром
Вошёл дирижер под рукоплесканья,
Кивнул музыкантам, у пульта встал строго.
Волшебную палочку взял: « Внимание!
Ни звука!»Как силы в руках его много!
Все замерло, стихло, глядит в упоенье
На палочку , что над оркестром застыла.
И вдруг….С её взмаха взорвалось мгновенье
Взорвалось, дыханье перехватило.
Вы слышите? Это шумят наши реки.
Вы слышите? Это поют наши птицы!
Вы слышите? Золотом брызнуло в веки,
Волнуясь, безбрежное море пшеницы.
Летают прекрасные умные руки.
Мелькают в нотах фортисимо . престо…
Здесь жизнь, здесь радости , горести, муки,
Не просто концерт фортепиано с оркестром.
За сердце великое, скромное, русское
Спасибо, спасибо вам, Петр Ильич!
Вы жихнью своею наполнили музыку.
Вы музыкой сделали вашу жизнь.
Первый концерт для фортепиано с оркестром является украшением репертуара лучших пианистов нашего времени. Он входил в обязательную программу всех Международных концертов Чайковского, проходивших в Москве( звучит произв.)
Жизненный путь( Звучит «Лебединое озеро»)
Петр Ильич Чайковский родился 25 апреля 1840 года на Урале в небольшом городе Воткинске, где его отец, горный инженер, был директором завода. Первые музыкальные впечатления Чайковского связаны с песнями , которые он слышал в детстве от матери, родственников и от народных певцов, обитателей рабочего поселка. Вспоминая о детстве. Чайковский писал позже: « Я вырос в глуши. С детства, самого раннего, проникся неизъяснимой красотой характеристических черт русской народной музыкой…»
В доме Чайковских часто собирались местные интеллигенты и с удовольствием музицировали: играли на различных инструментах_ в ансамблях и соло, пели русские песни и романсы. После одного из таких музыкальных вечеров Петя долго не мог уснуть. Горько плача , он восклицал: « О, эта музыка, музыка! Избавьте меня от неё!...Она не даёт мне покоя!» Взрослым едва удалось успокоить мальчика. Уже тогда, в детстве он не только как зачарованный вслушивался в народные песни и классические мелодии, звучавшие в их доме, но и подбирал их, как мог, на рояле.
В 1849 году семья Чайковских переехала в город Алапаевск, а через год- в Петербург. Десяти лет Чайковского отдали в училище правоведения. Мало полезного смог получить живой и любознательный мальчик в этом « питомнике чиновничества», как называли училище. Но именно здесь он начал серьезно заниматься музыкой, которая преподавалось для желающих. Ученики часто собирались в музыкальной комнате и там слушали Чайковского, который не только выразительно играл разные пьесы, но также импровизировал.
Окончив в 1859 г училище правоведения, Чайковский получил чин титулярного советника и место в Министерстве юстиции. Однако служба не привлекала его. В свободное время от службы он посещает театр, в особенности оперу. Наиболее глубокое впечатление производят на молодого человека оперы « Дон Жуан» Моцарта, « Иван Сусанин», Глинки. В начале 60-х годов Чайковский с увлечением изучает теорию музыки, а в 1862 году поступает в только что открытую Петербургскую консерваторию с тем чтобы серьезно заняться композицией. С тех пор началась его деятельность как композитора. Своё творчество Чайковский посвятил человеку, его любви к Родине и русской природе. В музыке композитора- вся жизнь человека с её радостью, скорбью, надеждами, борьбой, отчаянием. И о чем бы ни говорил Чайковский он всегда правдив и искренен. П.И. Чайковский стал создателем русского классического балета. Им были написаны балеты « Лебединое озеро», « Спящая красавица», « Щелкунчик», « Времена года».
Основой для балета « Щелкунчик» послужила детская сказка немецкого писателя Гофмана об удивительных приключениях девочки Маши, которые приснились ей после веселого праздничного вечера новогодней елки.
Как часто бывает и в народных сказках реальная жизнь переплетается здесь с вымыслом и фантастикой.
Музыка Чайковского искренне и правдиво передает детские переживания. Она восхищает разнообразием красок, выдумкой. Композитор находит богатые и точные выразительные средства, чтобы раскрыть мир детских грез и сновидений.
В балете два действия. События происходят зимой в канун Нового года . « Снежные хлопья летят за окнами, но в комнате, где собрались дети, тепло и уютно. Они радостно маршируют и танцуют вокруг наряженной ёлки. Но вот в зале появился новый гость-фокусник. В его руках игрушки и среди них забавная кукла, умеющая раскалывать орехи. Это Щелкунчик. Новая игрушка особенно нравится Маше. И когда ее брат сломал Щелкунчика, Маша очень огорчилась. Праздничный вечер заканчивается. Гости разъезжаются. Маше тоже пора спать .Она укладывает сломанного Щелкунчика в кровать своей любимой куклы и с грустью уходит. Но Маше не спится она тихо пробирается к Щелкунчику. Лунный свет освещает зал. Маше кажется , что елка начинает расти, а кукла и игрушки оживают. Вдруг из щелей выползают мыши. Злое мышиное войско уничтожает пряничных солдатиков. Тогда храбрый Щелкунчик созывает оловянных солдатиков и набрасывается на мышиное войско. Оно отступает . Мышиный король вступает в поединок со Щелкунчиком. И когда он уже готов убить Щелкунчика, Маша снимает с ноги туфельку и бросает её в мышиного короля. Щелкунчик тяжело ранит врага и мышиное войско обращается в бегство.
Щелкунчик превращается в прекрасного- принца. Он благодарит Машу за спасение и приглашает её следовать за ним. Оба отправляются в путь. Зал превращается в зимний еловый лес. Метель кружит танцующие снежинки.
Второе действие балета происходит в волшебном царстве сластей .Фея Драже в сопровождении свиты торжественно встречает принца Щелкунчика и Машу. Начинается праздник. Появляется стол с роскошными яствами. Шоколад ,кофе, чай ,леденцы, цветы – все танцуют. Исполняет свой танец и фея Драже. Хозяйка сахарного дворца загадочна и прекрасна. Её музыкальная характеристика выделяется прежде всего необычным звучанием оркестра. Чайковский использовал здесь новый в то время музыкальный инструмент, специально выписанный им из Франции.- челесту. Челеста – ударно- клавишный инструмент, обладающий холодноватым, прозрачно- серебристым тембром. Напоминая мелодичный звон колокольчиков.
Всеобщий вальс завершает празднество. Все эти танцы образуют красочный дивертисмент. Каждый танец из дивертисмента второго действия имеет название и представляет собой сравнительно небольшую законченную пьесу с выразительной музыкой.
П.И. Чайковский – мастер программно- изобразительной музыки. Сюда входит его сборник для фортепиано» Времена года» Сборник состоит из двенадцати программных пьес по числу месяцев в году. Каждая из них рисует какой- либо характерный образ или сцену из русской жизни и имеет свое название;
Январь « У камелька»
Февраль « Масленица»
Март « Песнь жаворонка»
Апрель «Подснежник»
Май « Белые ночи»
Июнь « Баркарола»
Июль « Песнь косаря»
Август « Жатва»
Сентябрь « Охота»
Октябрь « Осенняя песня»
Ноябрь « На тройке»
Декабрь « Святки»
Каждой пьесе Чайковский предпослал небольшой поэтический эпиграф, заимствованный из стихотворений русских поэтов . Эпиграфом к пьесе « На тройке» взят отрывок из стихотворения Некрасова « Тройка».
Не гляди же с тоской на дорогу
И за тройкой вослед не спеши
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда заглуши.
В воображении слушателя возникает картина заснеженной дороги и мчащейся по ней тройки- образ излюбленный в русской поэзии и песенном творчестве. Как привольная и задушевная песня ямщика, звучит основная тема пьесы- широкая песенная мелодия русского склада. О бескрайних просторах полей, лесных долах, о русской зиме поётся в этой песне.
Большую художественную ценность представляют собой романсы Чайковского. Их характеризуют те же черты , что типичны для всего творчества композитора.- искренность лирического чувства, душевная открытость и простота выражений. И глубокие национальные связи с русской народной песней, с бытовым романсом. Различны чувства и настроения , выраженные в романсах, различна и их структура, форма, всякий раз продиктованная логикой развития, содержанием поэтического текста. Вот, например, небольшой романс « Серенада Дон- Жуана». Уже фортепианное вступление, подражающее гитарному звуку, вводит в мир сильных и ярко выраженных чувств благодаря танцевальному ритму. Вся музыка серенады – решительно- горделивая.
Ромео и Джульетта.
Яркая национальная окрашенность , мелодическая напевность основных тем, изобразительная картинность в сочетании с глубоким психологизмом нашли свое развитие в увертюре- фантазии « Ромео и Джульетта». Здесь , как и в трагедии Шекспира, основное место занимают два образных мира : злобы, вражды и чистой юношеской любви. Есть еще один образ – пастера Лоренцо , помогавшего юным влюбленным. Он обрисован музыкой молитвенно- отрешенной и сдержанной. Характеристикой этого образа и начинается увертюра- фантазия. На смену ему , словно сокрушительный вихрь, взметается образ вражды. Благодаря нервному , судорожному ритму , напряженно- стремительному темпу эта тема звучит резко. А потом появляется тема любви . Каким-то чудесным озарением полнятся две её мелодии. Они как бы дополняют одна другую. Рисуя прекрасные образы юных влюбленных . их всепоглощающее чувство. Восторженно отзывался об этой теме Римский- Корсаков : « До чего же она вдохновенна! Какая неизъяснимая красота, какая нежная страсть, это одна из, лучших тем всей русской музыки!» В середине произведения в разработке основные образы вражды и любви. Теперь его музыка звучит властно и повелительно. Но тема вражды и любви схлестнулись в ожесточении с такой силой . что уже ничто не может предотвратить трагический исход событий . Увертюра – фантазия « Ромео и Джульетта» - одно из лучших произведений русской программной музыки.
Несмотря на высокую и разностороннюю образованность. В чем конечно ,немалую роль сыграло его юридическое образование, Чайковский на протяжении всей жизни продолжал пополнять свой духовный багаж. И не только музыка , ее история интересовали его, но и литература , театр, философия, живопись.
И наконец он создает вершинное свое произведение – оперу « Пиковая дама». Работа над этой оперой шла с редким , даже для Чайковского воодушевлением; она была создана в небывало короткий срок-за44 дня. В основу оперы легла небольшая повесть Пушкина, содержание которой композитор значительно переосмыслил. Самые большие изменения произошли с образом Германа. Если у Пушкина это холодный, расчетливый авантюрист, способный из-за денег на любой безнравственный поступок, то композитор наделил героя иными чертами. Движущая сила всех поступков Германа в опере – всепоглощающая любовь к Лизе. Основная идея оперы – столкновение света и мрака, любви и роковой обреченности- показана уже в оркестровом вступлении.
Любовь и сострадание к человеку определили все творчество этого композитора. Великий гуманист, Чайковский всегда был предельно правдив в своих творческих порывах , в своих лирических откровениях. Поэтому и музыка его так одухотворена и так проникновенна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно - музыкальная гостиная "Романса голос узнаю"
Встреча в литературно-музыкальной гостиной, знакомство с историей романса, что означает слово "романс"...
Литературно - музыкальная гостиная "Она в любовь верила" (о Зинаиде Райх) 8 - 11 классы
Данный материал предназначен для классных руководителей, завучей по внеклассной работе, библиотекарей при проведении мероприятий "Верь в великую силу любви". Может быть частично использова...

" Строки, опалённые войной" Литературно- музыкальная гостиная
В материалы литературно- музыкальной гостиной "Строки, опалённые войной" опубликованы в журнале "Литература в школе", 2011 год, №4. Это композиция, в которой представлен средствами поэзии ...
Музыкальная гостиная "Музыкальные сокровища"
Презентация проекта "Что за чудо инструменты"....

Сценарий проведения музыкальной гостиной "Музыкальный Петербург"
Данный материал содержит сценарий концерта, посвященного творчеству композиторов, живших в Санкт-Петербурге и ныне творящих в нём. Вряд ли какой-нибудь город в нашей стране может похвалиться так...
Комментарии
Музыкальная гостиная Посвящается П.И. Чайковскому.
внеклассное мероприятие для 8 класса