Музыкальная гостиная
классный час (английский язык, 8 класс) по теме
Музыкальная гостиная Посвящается П.И. Чайковскому. ( внеклассное мероприятие для 8 класса)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalnaya_gostinaya.docx | 24.52 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкальная гостиная
Посвящается П.И. Чайковскому.
Ход мероприятия.
( Звучит 1- ый копцерт для ф- но с оркестром)
_ Дарите музыку друг другу!
Пусть каждый день и каждый час,
Подобно радостному чуду,
Она звучит в сердцах у нас.
Весь мир прекрасный и зовущий
Вмещает музыка в себя
В ней рокот волн, о берег бьющих,
И трепет листьев сентября
Волнует музыка, тревожит,
Вновь пробуждая красоту,
И никогда никто не сможет
Сравниться с ней по волшебству.
Ведущий: Добрый день, дорогие друзья. Я приглашаю вас в музыкальную гостиную, в волшебный мир музыки. Наша программа посвящена великому композитору П. И. Чайковскому. Ему принадлежат многочисленные пьесы, романсы, опееры и балеты, концерты и симфонические произведения.
Средь леса смычков- дирижерский остров
Занял пианист у рояля место.
Конферансье объявляет: Чайковский
Первый концерт фортепиано с оркестром
Вошёл дирижер под рукоплесканья,
Кивнул музыкантам, у пульта встал строго.
Волшебную палочку взял: « Внимание!
Ни звука!»Как силы в руках его много!
Все замерло, стихло, глядит в упоенье
На палочку , что над оркестром застыла.
И вдруг….С её взмаха взорвалось мгновенье
Взорвалось, дыханье перехватило.
Вы слышите? Это шумят наши реки.
Вы слышите? Это поют наши птицы!
Вы слышите? Золотом брызнуло в веки,
Волнуясь, безбрежное море пшеницы.
Летают прекрасные умные руки.
Мелькают в нотах фортисимо . престо…
Здесь жизнь, здесь радости , горести, муки,
Не просто концерт фортепиано с оркестром.
За сердце великое, скромное, русское
Спасибо, спасибо вам, Петр Ильич!
Вы жихнью своею наполнили музыку.
Вы музыкой сделали вашу жизнь.
Первый концерт для фортепиано с оркестром является украшением репертуара лучших пианистов нашего времени. Он входил в обязательную программу всех Международных концертов Чайковского, проходивших в Москве( звучит произв.)
Жизненный путь( Звучит «Лебединое озеро»)
Петр Ильич Чайковский родился 25 апреля 1840 года на Урале в небольшом городе Воткинске, где его отец, горный инженер, был директором завода. Первые музыкальные впечатления Чайковского связаны с песнями , которые он слышал в детстве от матери, родственников и от народных певцов, обитателей рабочего поселка. Вспоминая о детстве. Чайковский писал позже: « Я вырос в глуши. С детства, самого раннего, проникся неизъяснимой красотой характеристических черт русской народной музыкой…»
В доме Чайковских часто собирались местные интеллигенты и с удовольствием музицировали: играли на различных инструментах_ в ансамблях и соло, пели русские песни и романсы. После одного из таких музыкальных вечеров Петя долго не мог уснуть. Горько плача , он восклицал: « О, эта музыка, музыка! Избавьте меня от неё!...Она не даёт мне покоя!» Взрослым едва удалось успокоить мальчика. Уже тогда, в детстве он не только как зачарованный вслушивался в народные песни и классические мелодии, звучавшие в их доме, но и подбирал их, как мог, на рояле.
В 1849 году семья Чайковских переехала в город Алапаевск, а через год- в Петербург. Десяти лет Чайковского отдали в училище правоведения. Мало полезного смог получить живой и любознательный мальчик в этом « питомнике чиновничества», как называли училище. Но именно здесь он начал серьезно заниматься музыкой, которая преподавалось для желающих. Ученики часто собирались в музыкальной комнате и там слушали Чайковского, который не только выразительно играл разные пьесы, но также импровизировал.
Окончив в 1859 г училище правоведения, Чайковский получил чин титулярного советника и место в Министерстве юстиции. Однако служба не привлекала его. В свободное время от службы он посещает театр, в особенности оперу. Наиболее глубокое впечатление производят на молодого человека оперы « Дон Жуан» Моцарта, « Иван Сусанин», Глинки. В начале 60-х годов Чайковский с увлечением изучает теорию музыки, а в 1862 году поступает в только что открытую Петербургскую консерваторию с тем чтобы серьезно заняться композицией. С тех пор началась его деятельность как композитора. Своё творчество Чайковский посвятил человеку, его любви к Родине и русской природе. В музыке композитора- вся жизнь человека с её радостью, скорбью, надеждами, борьбой, отчаянием. И о чем бы ни говорил Чайковский он всегда правдив и искренен. П.И. Чайковский стал создателем русского классического балета. Им были написаны балеты « Лебединое озеро», « Спящая красавица», « Щелкунчик», « Времена года».
Основой для балета « Щелкунчик» послужила детская сказка немецкого писателя Гофмана об удивительных приключениях девочки Маши, которые приснились ей после веселого праздничного вечера новогодней елки.
Как часто бывает и в народных сказках реальная жизнь переплетается здесь с вымыслом и фантастикой.
Музыка Чайковского искренне и правдиво передает детские переживания. Она восхищает разнообразием красок, выдумкой. Композитор находит богатые и точные выразительные средства, чтобы раскрыть мир детских грез и сновидений.
В балете два действия. События происходят зимой в канун Нового года . « Снежные хлопья летят за окнами, но в комнате, где собрались дети, тепло и уютно. Они радостно маршируют и танцуют вокруг наряженной ёлки. Но вот в зале появился новый гость-фокусник. В его руках игрушки и среди них забавная кукла, умеющая раскалывать орехи. Это Щелкунчик. Новая игрушка особенно нравится Маше. И когда ее брат сломал Щелкунчика, Маша очень огорчилась. Праздничный вечер заканчивается. Гости разъезжаются. Маше тоже пора спать .Она укладывает сломанного Щелкунчика в кровать своей любимой куклы и с грустью уходит. Но Маше не спится она тихо пробирается к Щелкунчику. Лунный свет освещает зал. Маше кажется , что елка начинает расти, а кукла и игрушки оживают. Вдруг из щелей выползают мыши. Злое мышиное войско уничтожает пряничных солдатиков. Тогда храбрый Щелкунчик созывает оловянных солдатиков и набрасывается на мышиное войско. Оно отступает . Мышиный король вступает в поединок со Щелкунчиком. И когда он уже готов убить Щелкунчика, Маша снимает с ноги туфельку и бросает её в мышиного короля. Щелкунчик тяжело ранит врага и мышиное войско обращается в бегство.
Щелкунчик превращается в прекрасного- принца. Он благодарит Машу за спасение и приглашает её следовать за ним. Оба отправляются в путь. Зал превращается в зимний еловый лес. Метель кружит танцующие снежинки.
Второе действие балета происходит в волшебном царстве сластей .Фея Драже в сопровождении свиты торжественно встречает принца Щелкунчика и Машу. Начинается праздник. Появляется стол с роскошными яствами. Шоколад ,кофе, чай ,леденцы, цветы – все танцуют. Исполняет свой танец и фея Драже. Хозяйка сахарного дворца загадочна и прекрасна. Её музыкальная характеристика выделяется прежде всего необычным звучанием оркестра. Чайковский использовал здесь новый в то время музыкальный инструмент, специально выписанный им из Франции.- челесту. Челеста – ударно- клавишный инструмент, обладающий холодноватым, прозрачно- серебристым тембром. Напоминая мелодичный звон колокольчиков.
Всеобщий вальс завершает празднество. Все эти танцы образуют красочный дивертисмент. Каждый танец из дивертисмента второго действия имеет название и представляет собой сравнительно небольшую законченную пьесу с выразительной музыкой.
П.И. Чайковский – мастер программно- изобразительной музыки. Сюда входит его сборник для фортепиано» Времена года» Сборник состоит из двенадцати программных пьес по числу месяцев в году. Каждая из них рисует какой- либо характерный образ или сцену из русской жизни и имеет свое название;
Январь « У камелька»
Февраль « Масленица»
Март « Песнь жаворонка»
Апрель «Подснежник»
Май « Белые ночи»
Июнь « Баркарола»
Июль « Песнь косаря»
Август « Жатва»
Сентябрь « Охота»
Октябрь « Осенняя песня»
Ноябрь « На тройке»
Декабрь « Святки»
Каждой пьесе Чайковский предпослал небольшой поэтический эпиграф, заимствованный из стихотворений русских поэтов . Эпиграфом к пьесе « На тройке» взят отрывок из стихотворения Некрасова « Тройка».
Не гляди же с тоской на дорогу
И за тройкой вослед не спеши
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда заглуши.
В воображении слушателя возникает картина заснеженной дороги и мчащейся по ней тройки- образ излюбленный в русской поэзии и песенном творчестве. Как привольная и задушевная песня ямщика, звучит основная тема пьесы- широкая песенная мелодия русского склада. О бескрайних просторах полей, лесных долах, о русской зиме поётся в этой песне.
Большую художественную ценность представляют собой романсы Чайковского. Их характеризуют те же черты , что типичны для всего творчества композитора.- искренность лирического чувства, душевная открытость и простота выражений. И глубокие национальные связи с русской народной песней, с бытовым романсом. Различны чувства и настроения , выраженные в романсах, различна и их структура, форма, всякий раз продиктованная логикой развития, содержанием поэтического текста. Вот, например, небольшой романс « Серенада Дон- Жуана». Уже фортепианное вступление, подражающее гитарному звуку, вводит в мир сильных и ярко выраженных чувств благодаря танцевальному ритму. Вся музыка серенады – решительно- горделивая.
Ромео и Джульетта.
Яркая национальная окрашенность , мелодическая напевность основных тем, изобразительная картинность в сочетании с глубоким психологизмом нашли свое развитие в увертюре- фантазии « Ромео и Джульетта». Здесь , как и в трагедии Шекспира, основное место занимают два образных мира : злобы, вражды и чистой юношеской любви. Есть еще один образ – пастера Лоренцо , помогавшего юным влюбленным. Он обрисован музыкой молитвенно- отрешенной и сдержанной. Характеристикой этого образа и начинается увертюра- фантазия. На смену ему , словно сокрушительный вихрь, взметается образ вражды. Благодаря нервному , судорожному ритму , напряженно- стремительному темпу эта тема звучит резко. А потом появляется тема любви . Каким-то чудесным озарением полнятся две её мелодии. Они как бы дополняют одна другую. Рисуя прекрасные образы юных влюбленных . их всепоглощающее чувство. Восторженно отзывался об этой теме Римский- Корсаков : « До чего же она вдохновенна! Какая неизъяснимая красота, какая нежная страсть, это одна из, лучших тем всей русской музыки!» В середине произведения в разработке основные образы вражды и любви. Теперь его музыка звучит властно и повелительно. Но тема вражды и любви схлестнулись в ожесточении с такой силой . что уже ничто не может предотвратить трагический исход событий . Увертюра – фантазия « Ромео и Джульетта» - одно из лучших произведений русской программной музыки.
Несмотря на высокую и разностороннюю образованность. В чем конечно ,немалую роль сыграло его юридическое образование, Чайковский на протяжении всей жизни продолжал пополнять свой духовный багаж. И не только музыка , ее история интересовали его, но и литература , театр, философия, живопись.
И наконец он создает вершинное свое произведение – оперу « Пиковая дама». Работа над этой оперой шла с редким , даже для Чайковского воодушевлением; она была создана в небывало короткий срок-за44 дня. В основу оперы легла небольшая повесть Пушкина, содержание которой композитор значительно переосмыслил. Самые большие изменения произошли с образом Германа. Если у Пушкина это холодный, расчетливый авантюрист, способный из-за денег на любой безнравственный поступок, то композитор наделил героя иными чертами. Движущая сила всех поступков Германа в опере – всепоглощающая любовь к Лизе. Основная идея оперы – столкновение света и мрака, любви и роковой обреченности- показана уже в оркестровом вступлении.
Любовь и сострадание к человеку определили все творчество этого композитора. Великий гуманист, Чайковский всегда был предельно правдив в своих творческих порывах , в своих лирических откровениях. Поэтому и музыка его так одухотворена и так проникновенна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно - музыкальная гостиная "Романса голос узнаю"
Встреча в литературно-музыкальной гостиной, знакомство с историей романса, что означает слово "романс"...
Литературно - музыкальная гостиная "Она в любовь верила" (о Зинаиде Райх) 8 - 11 классы
Данный материал предназначен для классных руководителей, завучей по внеклассной работе, библиотекарей при проведении мероприятий "Верь в великую силу любви". Может быть частично использова...
" Строки, опалённые войной" Литературно- музыкальная гостиная
В материалы литературно- музыкальной гостиной "Строки, опалённые войной" опубликованы в журнале "Литература в школе", 2011 год, №4. Это композиция, в которой представлен средствами поэзии ...
Музыкальная гостиная "Музыкальные сокровища"
Презентация проекта "Что за чудо инструменты"....
Музыкальная гостиная «Наши посиделки». (о музыкальных профессиях)
Музыкальная гостиная...
Сценарий проведения музыкальной гостиной "Музыкальный Петербург"
Данный материал содержит сценарий концерта, посвященного творчеству композиторов, живших в Санкт-Петербурге и ныне творящих в нём. Вряд ли какой-нибудь город в нашей стране может похвалиться так...
Комментарии
Музыкальная гостиная Посвящается П.И. Чайковскому.
внеклассное мероприятие для 8 класса