Музыкальная гостиная
классный час (английский язык, 8 класс) по теме

Кардаильская Людмила Михайловна

Музыкальная гостиная Посвящается П.И. Чайковскому. ( внеклассное мероприятие для 8 класса)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnaya_gostinaya.docx24.52 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальная гостиная

Посвящается П.И. Чайковскому.

Ход мероприятия.

( Звучит 1- ый  копцерт для ф- но с оркестром)

_ Дарите музыку друг другу!

Пусть каждый день и каждый час,

Подобно радостному чуду,

Она звучит в сердцах у нас.

Весь мир прекрасный и зовущий

Вмещает музыка в себя

В ней рокот волн, о берег бьющих,

И трепет листьев сентября

Волнует музыка, тревожит,

Вновь пробуждая красоту,

И никогда никто не сможет

Сравниться с ней по волшебству.

        Ведущий: Добрый день, дорогие друзья. Я приглашаю вас в музыкальную гостиную, в волшебный мир музыки. Наша программа посвящена великому композитору П. И. Чайковскому. Ему принадлежат многочисленные пьесы, романсы, опееры и балеты, концерты и симфонические произведения.

  Средь леса смычков- дирижерский остров

   Занял пианист у рояля место.

  Конферансье объявляет: Чайковский

 Первый концерт фортепиано с оркестром

Вошёл дирижер под рукоплесканья,

Кивнул музыкантам, у пульта встал строго.

Волшебную палочку взял: « Внимание!

Ни звука!»Как силы в руках его много!

Все замерло, стихло, глядит в упоенье

На палочку , что над оркестром застыла.

И вдруг….С её взмаха взорвалось мгновенье

Взорвалось, дыханье перехватило.

Вы слышите? Это шумят наши реки.

Вы слышите? Это поют наши птицы!

Вы слышите? Золотом брызнуло в веки,

Волнуясь, безбрежное море пшеницы.

Летают прекрасные умные руки.

Мелькают в нотах фортисимо . престо…

Здесь жизнь, здесь радости , горести, муки,

Не просто концерт фортепиано с оркестром.

За сердце великое, скромное, русское

Спасибо, спасибо вам, Петр Ильич!

Вы жихнью своею наполнили музыку.

Вы музыкой сделали вашу жизнь.

             Первый концерт для фортепиано с оркестром является украшением репертуара лучших пианистов нашего времени. Он входил в обязательную программу всех Международных концертов Чайковского, проходивших в Москве( звучит произв.)

                                       Жизненный путь( Звучит «Лебединое озеро»)

Петр Ильич Чайковский родился 25 апреля 1840 года на Урале в небольшом городе Воткинске, где его отец, горный инженер, был директором завода. Первые музыкальные впечатления Чайковского связаны с  песнями , которые он слышал в детстве от матери, родственников и от народных певцов, обитателей рабочего поселка. Вспоминая о детстве. Чайковский писал позже: « Я вырос в глуши. С детства, самого раннего, проникся неизъяснимой красотой характеристических черт русской народной музыкой…»

В доме Чайковских часто собирались  местные интеллигенты и с удовольствием музицировали: играли на различных инструментах_ в ансамблях и соло, пели русские песни и романсы. После одного из таких музыкальных вечеров Петя долго не мог уснуть. Горько плача , он восклицал: « О, эта музыка, музыка! Избавьте меня от неё!...Она не даёт мне покоя!» Взрослым едва удалось успокоить мальчика. Уже тогда, в детстве он не только как зачарованный вслушивался в народные песни и классические мелодии, звучавшие в их доме, но и подбирал их, как мог, на  рояле.  

        В 1849 году семья Чайковских переехала в город Алапаевск, а через год- в Петербург.  Десяти лет Чайковского отдали в училище правоведения. Мало полезного смог получить живой и любознательный мальчик в этом « питомнике чиновничества», как называли училище.  Но именно здесь он  начал серьезно заниматься музыкой, которая преподавалось для желающих. Ученики часто собирались в музыкальной комнате и там слушали Чайковского, который не только выразительно играл разные пьесы, но также импровизировал.

Окончив в 1859 г училище правоведения, Чайковский получил чин титулярного советника и место в Министерстве юстиции. Однако служба не привлекала его. В свободное время от службы  он посещает театр, в особенности оперу. Наиболее глубокое впечатление производят на молодого человека оперы « Дон Жуан» Моцарта, « Иван Сусанин»,  Глинки. В начале 60-х годов Чайковский с увлечением изучает теорию музыки, а в 1862 году поступает в только что открытую Петербургскую консерваторию с тем чтобы серьезно заняться композицией. С тех пор началась его  деятельность как композитора. Своё творчество Чайковский  посвятил человеку, его любви к Родине и русской природе. В музыке композитора- вся жизнь человека с её радостью, скорбью, надеждами, борьбой, отчаянием. И о чем бы ни говорил  Чайковский он всегда правдив и искренен. П.И. Чайковский стал создателем русского классического балета. Им  были написаны балеты « Лебединое озеро», «  Спящая красавица», « Щелкунчик», « Времена года».

Основой для балета « Щелкунчик» послужила детская сказка немецкого писателя  Гофмана об удивительных приключениях девочки Маши, которые приснились ей после веселого праздничного вечера новогодней елки.

Как часто бывает и в народных сказках реальная жизнь переплетается здесь с вымыслом и фантастикой.

Музыка Чайковского  искренне и правдиво передает детские переживания. Она восхищает разнообразием красок, выдумкой. Композитор находит богатые и точные  выразительные средства, чтобы раскрыть мир детских грез и сновидений.

В балете два действия. События происходят зимой в канун Нового года  . « Снежные хлопья летят за окнами, но в комнате, где собрались дети, тепло и уютно. Они радостно маршируют и танцуют вокруг наряженной ёлки. Но вот в зале появился новый гость-фокусник. В его руках игрушки и среди них забавная кукла, умеющая  раскалывать орехи. Это Щелкунчик. Новая игрушка особенно нравится Маше. И когда ее брат сломал Щелкунчика, Маша очень огорчилась. Праздничный вечер  заканчивается. Гости разъезжаются. Маше тоже пора спать .Она  укладывает сломанного Щелкунчика в кровать своей любимой куклы и с грустью уходит. Но Маше не спится она тихо пробирается к Щелкунчику. Лунный свет освещает зал. Маше кажется , что елка начинает расти, а кукла и игрушки оживают. Вдруг из щелей выползают мыши. Злое мышиное войско  уничтожает пряничных солдатиков. Тогда храбрый Щелкунчик созывает оловянных солдатиков и набрасывается на мышиное войско. Оно отступает . Мышиный король вступает в поединок со Щелкунчиком. И когда он уже  готов убить Щелкунчика, Маша снимает с ноги туфельку и бросает её в мышиного короля. Щелкунчик тяжело ранит врага и мышиное войско обращается в бегство.

Щелкунчик превращается в прекрасного- принца. Он благодарит Машу за спасение и приглашает её следовать за ним. Оба отправляются в путь. Зал  превращается в зимний еловый лес. Метель кружит танцующие снежинки.

Второе действие балета происходит в волшебном царстве сластей .Фея Драже в сопровождении свиты торжественно встречает принца Щелкунчика и Машу. Начинается праздник. Появляется стол с роскошными яствами. Шоколад ,кофе, чай ,леденцы, цветы – все танцуют. Исполняет свой танец и фея Драже. Хозяйка сахарного дворца загадочна и прекрасна. Её  музыкальная характеристика выделяется прежде всего необычным звучанием оркестра. Чайковский использовал здесь новый в то время музыкальный инструмент, специально выписанный им из  Франции.- челесту. Челеста – ударно- клавишный инструмент, обладающий холодноватым, прозрачно- серебристым тембром. Напоминая  мелодичный  звон колокольчиков.

Всеобщий вальс завершает празднество. Все эти танцы образуют красочный дивертисмент. Каждый танец из  дивертисмента второго действия имеет  название и представляет собой сравнительно небольшую законченную пьесу  с выразительной музыкой.

П.И. Чайковский – мастер программно- изобразительной музыки. Сюда входит его сборник для фортепиано» Времена года» Сборник состоит из двенадцати программных пьес по числу месяцев в году. Каждая из них рисует какой- либо характерный образ или сцену из русской жизни и имеет свое название;  

Январь « У камелька»

Февраль « Масленица»

 Март « Песнь жаворонка»

Апрель «Подснежник»

Май  « Белые ночи»

Июнь « Баркарола»

Июль « Песнь косаря»

Август « Жатва»

Сентябрь « Охота»

Октябрь « Осенняя песня»

Ноябрь « На тройке»

Декабрь « Святки»

Каждой пьесе Чайковский предпослал небольшой поэтический эпиграф, заимствованный из стихотворений русских поэтов . Эпиграфом к пьесе « На тройке» взят  отрывок из стихотворения Некрасова « Тройка».

Не гляди же с тоской на дорогу

И за тройкой вослед не спеши

И тоскливую в сердце тревогу

Поскорей навсегда заглуши.

В воображении слушателя возникает картина  заснеженной дороги и мчащейся по ней тройки- образ излюбленный в русской поэзии и песенном творчестве. Как привольная и задушевная песня ямщика, звучит основная тема пьесы- широкая песенная мелодия русского склада. О бескрайних просторах полей, лесных долах, о русской зиме поётся в этой песне.

Большую художественную ценность представляют собой романсы Чайковского. Их характеризуют те же черты , что типичны для всего творчества композитора.- искренность лирического чувства, душевная открытость и простота выражений. И глубокие национальные связи с русской народной песней, с бытовым романсом. Различны чувства и настроения , выраженные в романсах, различна и их структура, форма, всякий раз продиктованная логикой развития, содержанием поэтического  текста. Вот, например, небольшой романс « Серенада Дон- Жуана». Уже фортепианное вступление, подражающее гитарному звуку,  вводит в мир сильных и ярко выраженных чувств благодаря  танцевальному ритму. Вся музыка серенады – решительно- горделивая.

Ромео и Джульетта.

Яркая национальная окрашенность , мелодическая напевность основных тем, изобразительная картинность в сочетании с глубоким  психологизмом нашли свое развитие в увертюре- фантазии « Ромео и Джульетта». Здесь , как и в трагедии Шекспира, основное место занимают два образных мира : злобы, вражды и  чистой юношеской любви. Есть еще один образ – пастера Лоренцо , помогавшего  юным влюбленным. Он обрисован музыкой молитвенно- отрешенной и сдержанной. Характеристикой этого образа и начинается увертюра- фантазия. На смену ему , словно сокрушительный вихрь, взметается образ вражды. Благодаря нервному , судорожному ритму , напряженно- стремительному темпу эта тема звучит резко. А потом появляется тема любви . Каким-то чудесным озарением полнятся две её мелодии. Они как бы дополняют одна другую. Рисуя прекрасные образы юных влюбленных . их всепоглощающее  чувство. Восторженно отзывался об этой теме Римский- Корсаков : « До чего же она вдохновенна! Какая неизъяснимая красота, какая нежная страсть, это одна из,  лучших тем всей русской музыки!»  В середине произведения в разработке основные образы вражды и любви. Теперь его музыка звучит властно и повелительно. Но тема вражды и любви  схлестнулись  в ожесточении с такой силой . что  уже ничто не может предотвратить трагический исход событий . Увертюра – фантазия « Ромео и Джульетта» - одно из лучших произведений русской программной музыки.

Несмотря на высокую и разностороннюю  образованность. В чем конечно ,немалую роль сыграло его юридическое образование, Чайковский на  протяжении всей жизни продолжал пополнять свой духовный багаж.  И не только музыка  , ее история интересовали его, но и литература , театр, философия, живопись.

И наконец он  создает вершинное свое произведение – оперу « Пиковая дама». Работа над этой оперой шла с редким , даже для Чайковского воодушевлением; она была создана  в небывало короткий срок-за44 дня. В основу оперы легла небольшая повесть Пушкина, содержание которой композитор  значительно переосмыслил. Самые большие изменения произошли с образом Германа. Если у Пушкина это холодный, расчетливый авантюрист, способный из-за денег на любой  безнравственный поступок, то композитор наделил героя иными чертами.  Движущая сила всех поступков Германа в опере – всепоглощающая любовь к Лизе. Основная  идея оперы – столкновение света и мрака, любви и роковой обреченности- показана уже в оркестровом вступлении.

Любовь и сострадание к человеку определили все творчество этого композитора. Великий  гуманист, Чайковский всегда был предельно правдив в своих творческих порывах , в своих лирических откровениях. Поэтому и музыка его так одухотворена и так  проникновенна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно - музыкальная гостиная "Романса голос узнаю"

Встреча в литературно-музыкальной гостиной, знакомство с историей романса, что означает слово "романс"...

Литературно - музыкальная гостиная "Она в любовь верила" (о Зинаиде Райх) 8 - 11 классы

Данный материал предназначен для классных руководителей, завучей по внеклассной работе, библиотекарей при проведении мероприятий "Верь в великую силу любви".  Может быть частично  использова...

" Строки, опалённые войной" Литературно- музыкальная гостиная

В материалы литературно- музыкальной  гостиной "Строки, опалённые войной" опубликованы в журнале "Литература в школе", 2011 год, №4. Это композиция, в которой представлен  средствами поэзии ...

Музыкальная гостиная "Музыкальные сокровища"

Презентация проекта "Что за чудо инструменты"....

Сценарий проведения музыкальной гостиной "Музыкальный Петербург"

Данный материал содержит сценарий концерта, посвященного  творчеству композиторов, живших в Санкт-Петербурге и ныне творящих в нём. Вряд ли какой-нибудь город в нашей стране может похвалиться так...


 

Комментарии