Современные проблеммы обучения грамматике
статья по английскому языку по теме
В работе рассматриваются некоторые проблемы обучения грамматике, в частности, употребление английского глагола. Приводятся примеры различных упражнений для закрепления знаний
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_problemmy_obucheniya_grammatike.doc | 132.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ СОШ № 10
«Современные проблемы обучения грамматике иностранных языков»
Выполнил: Учитель английского языка
Теребенина Е.В.
Содержание
- Введение …………………………………………………………………
- Современные проблемы обучения грамматике
иностранных языков
2.1 Языковой и коммуникативный аспект овладения английским глаголом …… Общие сведения о глаголе ………………………………………………………
2.2 Грамматические явления, их форма, значение и употребление в речи…………………………………………………………………………………………………………………..
2.3 Формирование грамматических речевых навыков продуктивной речи………………………………………………………...
3. Заключение…………………………………………………………………
4.Библиография……………………………………………………………….
5.Приложения…………………………………………………………………
Введение
Английский звучит повсюду. В аэропорту, в отеле, на конференции и на молодёжном фестивале, на дипломатическом приёме и на улице, - везде, где встречаются люди из разных стран, языком общения чаще всего становится английский. Этот язык является родным для более чем 400 миллионов человек, примерно столько же используют его в качестве второго языка. А ещё это язык современных технических коммуникаций: от авиалиний до электронной почты. Чтобы быть хорошим собеседником, необходимо знание этикета зарубежной страны и постоянное желание совершенствоваться при обучении иностранному языку. Человек, вооружённый словарным запасом в 600 – 1000 слов и стандартным набором грамматических конструкций легко найдёт общий язык в незнакомой стране. Но есть и недостатки: клишированность фраз и небогатый лексикон, а так же масса ошибок. В настоящее время в мировой практике обучения языкам международного общения ставятся задачи обучения иностранному языку как средству межкультурного общения. Однако при обучении языкам в школе необходимо обращать внимание и на лексико-грамматическую компетенцию школьников, особенно на правильное употребление видовременных форм английского глагола, так как от этого зависит правильное понимание иноязычной речи.
Исходя из вышесказанного, цель данной работы раскрыть всю важность и актуальность знания английской грамматики, умения оперировать такой непростой категорией как английский глагол во всех его видовременных формах.
Задачи: изучить грамматические явления (в частности – глагол), их форму значение и употребление в речи; систематизировать упражнения для тренировки и закрепления грамматического материала.
2. Современные проблемы обучения грамматике
иностранных языков
Ни один из аспектов обучения языкам не был на протяжении многих лет предметом интенсивных обсуждений и дискуссий, как грамматика.
Понятие «грамматика» первоначально обозначало «искусство чтения и письма». Обучение любому языку проводилось посредством грамматики. В последующие годы понятие «грамматика» наполняется новым содержанием в обучении языкам. Роль её часто меняется под воздействием учёта практических результатов обучения иностранным языкам. В последние годы наблюдалось стремление к сокращению роли грамматики, которое привело к значительному увеличению количества ошибок в речи учащихся
В учебном процессе формирование и развитие иноязычных навыков и умений осуществляется во взаимосвязи во всех видах речевой деятельности.
Вместе с тем говорение занимает одно из ведущих мест на уроке иностранного языка. Учащиеся должны овладеть продуктивными навыками и умениями, способностью комбинировать изученный языковой материал в речи при решении конкретных коммуникативных задач в стандартных ситуациях общения. Уровень сформированности коммуникативной компетенции в говорении зависит от качества овладения не только его лексической, но и грамматической сторонами.
2.1Языковой и коммуникативный аспект овладения
английским глаголом.
Люди годами изучают английский язык, сначала в школе, потом в институте, на курсах, успешно сдают экзамены, но когда дело доходит до живой речи, оказываются совершенно беспомощными. В большинстве случаев виной всему английский глагол. И, хотя английский глагол кажется простым, т.к. не изменяется по лицам и числам, наибольшие трудности в практике обучения речевой деятельности вызывает правильное употребление учащимися видовременных форм глагола, а их в английском языке – 12! (I run; he will go; we were writing; they had been reading; the girl has gone; the street was lighted; I am laughed at и т.д.)
Всё, что следует знать о других частях речи можно изучить за короткое время. Английский же глагол нужно изучать более долго и основательно.
Глагол является важнейшей морфологической и синтаксической единицей речи и имеет в английском языке большую глубину и наполненность, чем в русском. Именно этот факт – отсутствие взаимнооднозначного соответствия между глаголом в родном и английском языке представляет одну из главных трудностей при формировании у школьников коммуникативной компетенции.
Именно поэтому одной из основных задач при обучении английскому языку является отработка у учащихся устойчивых навыков оперирования английским глаголом.
Глагол как грамматическая категория может передавать:
a) действие: they were playing; he’ll have been reading; she had left; I go
б) состояние: I’m O.K; we were lucky
в) качество: she is nice; the plan was perfect; she is 19
Все глагольные образования определяются как грамматические формы. Целостные грамматические формы образуют четыре основных характеристики действия: времени, факта, процесса и результата.
Эти характеристики действия присутствуют в каждом из трех времен (настоящем, прошедшем и будущем).
Время действия – это реальное время совершения действия.
Факт – это характеристика действия
Процесс – это длительное действие
Результат – это действие, завершенное к моменту речи в настоящем, прошлом или будущем времени.
Итак, ключевыми положениями, которые необходимо усвоить учащимся, являются четыре основные характеристики глагола:
- время действия (Present, Past, Future)
- факт действия (Indefinite/Simple)
- процесс действия (Continuous/Progressive, Perfect Progressive)
- результат действия (Perfect, Perfect Progressive).
Особое внимание следует обратить на то, что образование форм Simple и Progressive обусловлено в основном временем совершения действия, тогда как для форм Perfect и Perfect Progressive важно, когда проявляется результат этого действия.
Cистему личных видовременных форм английского глагола можно представить в виде схемы:
Время действия Present, Past, Future
Характеристика факт Simple
действия Процесс Progressive
Perfect Progressive
Результат Perfect
Для того, чтобы выработать у обучаемых устойчивые навыки оперирования глагольными формами необходимо продумать последовательность предъявления коммуникативных задач.
2.2 Грамматические явления, их форма, значение и употребление в речи
При введении новых грамматических явлений следует обратить внимание учащихся не только на их форму, но также на их значение и употребление. Если учащиеся будут знать смысл и коммуникативную функцию изучаемой структуры, то они не просто заучат модель, но и смогут правильно использовать её в речи. Представляя новую грамматическую форму, учитель должен вместе с учащимися ответить на вопросы:
- Правильно ли образуется данная форма или она является исключением?
- Представляет ли трудность её написание?
- Как она произносится?
- Влияет ли данная форма на порядок слов в предложении (вопросительные слова, прилагательные) или на следующие за ней слова (переходные глаголы)?
В зависимости от возраста учащихся и их уровня владения языком учитель определяет, сколько времени следует уделить работе над формой.
Учащимся также необходимо понять функцию нового грамматического явления. Начинающим даётся единственное значение формы и одна её функция в речи. Впоследствии они поймут, что у грамматических структур имеется много значений. Например, при введении the Present Simple Tense учащиеся узнают, что оно употребляется для обозначения фактов и обычных состояний: I’m English. He’s tall. She’s 32. We’re hungry. В дальнейшем учащимся будет сообщено, что это время может также использоваться для обозначения действия в будущем: The train leaves at 6 tomorrow and calls at Paris on the way.
Учитель должен заранее предположить, какие возникнут трудности, и стремиться их предупредить. Например, форма the Present Perfect Tense, как правило, не вызывает затруднений, в то время как его функция связи прошлого с настоящим может представлять серьёзные трудности для понимания и правильного использования.
Для использования грамматического материала в речи учащимся необходимо знать лексику, которая употребляется в модели. Поэтому учитель сначала вводит необходимую лексику, затем саму структуру.
2.3 Формирование грамматических речевых навыков продуктивной речи
Формирование грамматических навыков следует проводить поэтапно с учётом условий функционирования грамматических структур в речи. Целесообразно выделить три основных этапа формирования грамматического навыка в продуктивной речи:
А) ознакомление и первичное закрепление
Б) тренировка
В) применение
Г) контроль
А).Ознакомление и первичное закрепление грамматического материала
Цель: Создать ориентировочную основу грамматического действия для последующего формирования навыка в различных ситуациях общения, раскрыть значение, формообразование и употребление грамматических структур.
Ознакомление с новым грамматическим материалом для продуктивного усвоения чаще всего осуществляется в учебно-речевых ситуациях, предъявляемых устно или в чтении, под руководством учителя:
- Общая установка на функциональную направленность новой структуры, например: Сегодня мы узнаем, как нужно говорить, если…
- Создание и предъявление учебно-речевых ситуаций, типичных для функционирования новой структуры; восприятие на слух или визуально и её понимание
- Контроль понимания значения новой структуры и правильность её употребления посредством выборочного перевода на родной язык, выполнения и комментирования действий, применения наглядности без воспроизведения всей структуры.
- Использование учебных фильмов, позволяющих наглядно и ситуативно представить особенности употребления того или другого явления.
- Создание иноязычного контекста путём ссылки на реальные события, отношения, факты.
- «Разыгрывание» речевых поступков в «предлагаемых бстоятельствах» с использованием кукольного и теневого театра. В экспозиции сообщаются условия и сведения об участниках общения. Роли персонажей может озвучивать учитель. Это может сочетаться со зрительной наглядностью (например, фланелеграф с аппликациями).
- Использование переводных языковых средств семантизации грамматических структур в виде перевода-толкования, объяснения, сравнения.
После введения нового материала его необходимо закрепить. Учащиеся должны полностью понять новые структуры, запомнить их и правильно воспроизводить. (См. прил. № 1)
Б).Тренировка грамматического материала
Конечная цель – не механическая отработка выученного материала, а понимание для чего мы используем ту или иную грамматическую конструкцию. Очень важно осознать, что грамматика не диктатор, навязывающий нам свои законы, а компьютер, помогающий передать тонкости своих мыслей и эмоций другому человеку.
Во многих случаях различные грамматические структуры английского языка взаимно пересекаются, что вызывает ощущение ненужной усложнённости и затруднения в выборе. Отсюда и необходимость в практической тренировке. Её задача – сравнить грамматические варианты и показать учащемуся, что в каждом отдельном случае имеется набор средств для того, чтобы наиболее точно выразить то, что мы хотим сказать. Для формирования речевого грамматического навыка нужно научиться воспроизводить изучаемое явление в типичных речевых ситуациях и развивать его гибкость за счёт изменения условий общения, требующих правильного грамматического оформления высказывания. С этой целью используются имитационные, подстановочные, трансформационные упражнения. В отдельную группу выделяются упражнения игрового характера.
Имитационные упражнения могут быть построены на одноструктурном или оппозиционном (контрастном) грамматическом материале. Грамматическая структура в них задана, её следует повторить без изменения. Выполнение может проходить в виде прослушивания и повторения форм по образцу, списывания текста или его части с подчёркиванием грамматических ориентиров. (См. прил.№2)
Подстановочные упражнения используются для закрепления грамматического материала, выработки автоматизма в употреблении грамматической структуры в аналогичных ситуациях.
Особенно эффективны подстановочные упражнения, которые требуют не только построения предложений по образцу, но и выбора в подстановочной таблице. Продуктивны также подстановочные упражнения, построенные по принципу противопоставления, основанные на одновременном показе двух кадров или картинок, изображающих противоположные грамматические значения. ( См. прил. №3)
Трансформационные упражнения дают возможность формировать навыки комбинирования, замены, сокращения или расширения структур в речи. С их помощью можно варьировать содержание сообщения в заданных моделях в зависимости от ситуации. Сопоставлять и противопоставлять изучаемую структуру ранее изученным материалом, составлять из отдельных ранее изученных частей целые высказывания с новым содержанием. Выбор упражнений зависит от конкретной задачи. ( См. прил.№4)
Упражнения игрового характера приближают процесс активизации грамматического материала к условиям реального общения. ( См. прил. №5)
В).Применение грамматического материала в речи
Главная задача – правильно использовать грамматическую структуру в речи. Здесь не обойтись без механической тренировки, чтобы логически усвоенное воспроизводилось автоматически.
Переход от навыков к умениям обеспечивается упражнениями, в которых активизируемое грамматическое явление надо употребить без языковой подсказки в соответствии с речевыми обстоятельствами. Упражнения этого этапа могут проводиться на материале устных тем, домашнего чтения, диафильмов, кинофрагментов. ( См. прил. №6)
Г).Контроль грамматических навыков
Контроль грамматических навыков может быть следящим или выделяться в отдельный этап. Преподаватель может осуществлять его непосредственно в процессе речевой деятельности или использовать с этой целью специальные контролирующие упражнения. ( См. прил. № 7)
5.Библиография
- Е.И.Пассов, В.П.Бойко «Грамматика? Нет проблем», М. «Иностранный язык», «ОНИКС», 2000
- Грамматика английского языка. Р.В.Резник, Т.С.Сорокина, РИЦ «ТОК»,
- Москва- Смоленск, 1994
- Грамматика английского языка. М.Г.Рубцова, Дрофа, М. 2002
- Кто боится английских глаголов. С.Цебаковский, Титул, 2000
- Совершенствуй свой английский. К.И.Кауфман
- Повторяем времена английского глагола. Т.Б.Клементьева, М., Дрофа, 1998
- Тематический сборник для подготовки к устному экзамену по английскому языку. Т.Ю.Журина, Дрофа, М. 2002
- Дополнительные упражнения по английскому языку 10-11кл. Ю.А.Боярский, Экзамен, М. 2003г.
- Английский язык. Таблицы. 10-11 кл.
- Под ред. Н.А. Абиевой, Санкт – Петербург, «Тригон», 2005
- Словари
- Тесты по английскому языку 5-11 кл. В.В.Логинов, М., Олимп, АСТ, 2002
- Школьникам о грамматике английского языка. И.Тушева, М. Центрполиграф, 2004
- Практическая грамматика английского языка. М.Д. Моисеева, М. «Аквариум», 2001
- Правила и упражнения по английскому языку 9-10 годы обучения.
- Под редакцией И.О.Родина, Т.М. Пименовой, М. Астрель. АСТ, 2001
6. Приложения
Приложение № 1 Примеры упражнений
- Сравните употребление … в следующих ситуациях и скажите, по какому признаку они противопоставлены.
- Сравните ситуации, найдите общее и отличительное в значении грамматических форм.
- Объясните употребление грамматических явлений.
- Скажите, какие из приведенных предложений не имеют смысла в следующих ситуациях.
- Выберите подходящую форму из нескольких данных.
- Укажите грамматическую форму, которую нужно употребить в следующих русских предложениях.
- Прослушайте пары предложений и укажите то, которое соответствует переводу, данному на карточке.
- Данные ситуации допускают различное оформление … .Объясните различие между приведенными здесь вариантами.
- Выпишите предложения с … .
- Найдите в тексте грамматические явления, которые выражают … .
- Образуйте грамматические формы по образцу (правилу).
- Определите значение грамматической формы в приведенных ситуациях.
- Укажите номер ситуации, в которой допущена ошибка в употреблении грамматической формы.
- Скажите, какое грамматическое явление вы употребили бы в следующих ситуациях.
- Укажите ситуации из приведенных ниже, в которых может быть употреблена данная грамматическая структура.
- Измените ситуацию таким образом, чтобы можно было употребить противоположную по значению структуру.
- Выразите согласие или отказ, употребляя одну из двух предложенных вам грамматических форм. Обоснуйте ответ.
- Прослушайте вопрос и скажите, что вы делаете то, о чём идёт речь, когда обстоятельства станут изменяться.
- Прослушайте реплики и в зависимости от ситуации скажите собеседнику, чтобы он не волновался и не утруждал себя.
Приложение №2 Примеры упражнений
- Повторите ... вслед за диктором.
- Повторите, выполняя соответствующие действия.
- Повторите … в пузах, обращая внимание на интонацию в конце предложения.
- Прочтите предложение хором (по цепочке, в парах и т.д.)
- Перепишите предложения.
- Скажите, что вы делали то же, что и диктор (или нет).
- Подтвердите высказывания диктора, если он прав.
- Если вы вчера делали что-то другое, скажите об этом.
- Выполните команду и скажите, что вы сделали.
- Скажите, что сегодня всё было как обычно.
- Скажите, что в воскресенье вы делали то, что любите делать.
- Подтвердите, что высказывание вашего собеседника верно.
- Заверьте товарища, что в действиях друга нет ничего удивительного.
- Заверьте собеседника, что он ошибается.
- Согласитесь с утверждениями товарищей.
- Произнесите одну и ту же фразу громко, тихо, быстро, задумчиво, иронически.
- Выразите уверенность, удивление по поводу высказывания вашего товарища.
- Произнесите фразу, изменяя ударение на отдельные слова.
- Повторите, добавляя слово, фразу, словосочетание.
- Повторите для того, кто вас не расслышал.
- Срифмуйте несколько фраз и повторите их.
Приложение №3 Примеры упражнений
- Составьте предложения с помощью подстановочной таблицы.
- Составьте как можно больше предложений, используя таблицу. Переведите предложения, отмеченные звёздочкой.
- Составьте предложения из заданных слов.
- Раскройте скобки, употребляя нужную грамматическую форму.
- Составьте предложения по образцу.
- Составьте предложения по образцу, заменяя определение (дополнение, обстоятельство) развернутой фразой.
- Составьте предложения по образцу, заменяя подписи к каждому рисунку одним словом.
- Составьте предложения по таблице. Имена, данные в таблице, замените именами ваших знакомых.
- Прослушайте диалог, воспроизведите его и составьте по аналогии свой.
- Выберите из таблицы предложения, соответствующие действительности.
- Расскажите о себе или о товарище, используя образец.
- Ответьте на вопросы, используя образец.
- Закончите предложение по образцу.
- Пользуясь таблицей, ответьте на вопросы.
- Сгруппируйте предложения так, чтобы получился рассказ. Для самопроверки используйте образец.
- Изучите содержание таблицы и скажите, где, когда, при каких обстоятельствах произошло событие.
- Дополните таблицу своими примерами.
- Посоветуйте другу посмотреть фильм (прочитать книгу, журнал), который вам понравился (по образцу).
- Расскажите о…, используя подстановочную таблицу, образец.
- Посмотрите на фотографии и скажите, чем они отличаются (по образцу).
- Спросите, как сделать…(по образцу).
- Примите участие в беседе. Используйте таблицу, которая поможет вам найти нужные слова.
- Скажите, о чём вы попросите товарища, который собирается в поездку (по образцу).
Приложение №4 Примеры упражнений
- Выразите ту же мысль иначе.
- Дополните упражнение, обращая внимание на…
- Замените выделенные слова.
- Объедините простые предложения в сложноподчиненные.
- Переведите предложение на иностранный язык.
- Расскажите о том, что вы не сделали вчера, но сделали сегодня.
- Посмотрите на незавершённый рисунок и выскажите предположение о том, что не дорисовано.
- Перескажите текст, представляя, что действие совершилось только что (вчера, раньше).
- Дайте начало диалогов (приводятся только ответные реплики).
- Какие вопросы были поставлены в диалогах (даны ответы).
- Отреагируйте на приказания, употребляя изученные глаголы.
- Объясните причину, по которой вы не сможете навестить товарища, используя необходимые грамматические формы.
- Узнайте у товарища где, когда и почему произошли события, о которых идёт речь.
- Выразите сомнение в правильности высказываний вашего собеседника.
- Уточните, когда происходят указанные действия.
- Опровергните высказывания и дополните их.
- Сделайте вывод из того, что вам сказали и выразите своё удивление.
- Ответьте на вопрос и задайте такой же вопрос товарищу.
- Скажите, какие вопросы вы зададите собеседнику, если захотите узнать о…
- Поручите товарищу подготовить маршрут поездки.
- Ответьте на просьбу (приглашение, совет, комплимент).
- Откажитесь от поручения.
- Поделитесь друг с другом новостью (впечатлениями)
- Нарисуйте квартал города (дои, квартиру, комнату) и предположите, кто в нём будет жить.
- Запишите вопросы, которые вы могли бы задать в беседе с…
- Решите и скажите, что вам нужно сделать в создавшейся ситуации.
- Прикиньте мысленно и скажите, что и где должно находиться в комнате
- Передайте содержание диалога в монологической форме.
- Измените ситуацию так, чтобы в ней можно было использовать другую грамматическую форму.
Приложение №5 Примеры упражнений
- Игра «Эхо»: Повторите предложение несколько раз, произнося его всё тише и тише.
- Повторите предложение и сделайте хлопок (шаг) на каждое слово.
- Игра «Секрет»: Передайте фразу (несколько фраз) по секрету следующему участнику.
- Игра «Где были мы - не скажем, а что увидели - покажем»: Расскажите товарищам о том, где вы были.
- Игра «Где были мы - не скажем, а что увидели - покажем»: Прослушайте сообщение и средствами пантомимы покажите, что вы поняли его.
- Игра «Детектив»: Установите, что изменилось в помещении, во дворе. Используются 2 одинаковых рисунка с отличиями.
- Игра «Ищем наблюдательных»: Скажите, какие предметы окружают вас, сколько их, где они расположены.
- Игра «Человек рассеянный»: Поправьте собеседника, который комментирует свои действия или события и всё путает.
- Игра «Правда – неправда»: Определите правдивость или ложность утверждения.
- Игра «Читаем мысли»: Постарайтесь прочитать мысли друг друга. Один играющий начинает предложение, а другой заканчивает его.
- Игра «Бюро находок»: Установите, кому принадлежит потерянная вещь.
- Игра «Сортировка писем»: Отберите письма, которые пришли вчера, позавчера, неделю назад.
- Игра «Входной билет»: Назовите формы 5-6 неправильных глаголов (2-3 пословицы; 8-10 новых слов; 2-3 формулы речевого этикета). Правильное выполнение служит входным билетом на выставку (в музей, в театр).
- Скажите, что было бы, если бы остановились все часы (не было бы газет, радио, телевидения).
- Игра «Снежный ком»: Составьте коллективный рассказ, повторяя предшествующие фразы и добавляя свою.
- Игра «Инвентаризация»: Проведите инвентаризацию мебели, спортивного инвентаря в школе.
- Игра «Фома неверующий»: Подвергните высказывания собеседника сомнению.
- Игра «Корректор»: Найдите и исправьте ошибки в тексте.
- Игра «Рифма»: Зарифмуйте предложения, фразы.
- Игра «Живая подстановочная таблица»: Составьте предложение из заданных слов. Раздаются карточки с написанными на них членами предложений. По сигналу ведущего участники составляют различные типы предложений.
- Игра «Комментатор»: Прослушайте и прокомментируйте высказывания собеседников.
Приложение № 6 Примеры упражнений
- Прокомментируйте действия вашего товарища (персонажа).
- Просмотрите фильм и инсценируйте беседу персонажей.
- Проведите беседу о театре (музыке, литературе), используя приём сопоставления фактов.
- Сложите разрезанную на части картинку и опишите её.
- Выскажите ваше мнение о …
- Придумайте логическое завершение рассказа (диалога).
- Выразите желание, готовность совершить действие. Укажите обстоятельства, которые препятствуют этому.
- Обсудите факты, изложенные в…
- Разыграйте этюды по предложенной ситуации (тексту).
- «Оживите» предложенную картинку.
- Объясните причину отказа от выполнения поручения (от участия в соревнованиях, поездке за город).
- Возьмите интервью у иностранца (очевидца событий, знаменитости) о происходящих (прошедших, предстоящих) событиях.
- Проведите воображаемую экскурсию для туристов, приехавших из страны изучаемого языка по литературным (художественным, краеведческим) музеям города (республики, страны).
- Проведите социологический опрос молодёжи (детей, родителей, учителей). Выясните их отношение к современной (классической, советской, зарубежной) музыке (литературе, живописи).
- Сформулируйте цель, ради которой вы приняли (примите) участие в беседе.
- Назовите обстоятельства, которые могли бы вам помешать сделать то, что вы хотели, но не помешали.
- Представьте, что вас приглашают на… Обоснуйте своё согласие (отказ).
- Сформулируйте советы (рекомендации) тем, кто собирается в туристический поход (на экскурсию, на каникулы, в отпуск, навестить родственников, друзей).
Приложение № 7 Примеры упражнений.
- Коротко расскажите о …
- Скажите, в каком из предложенных высказываний речь идёт о …
- Скажите, что означает грамматическая форма в данной ситуации.
- Скажите, о чём вы спросите собеседника, узнав о его желании посетить выставку (изучить иностранный язык, поступить в институт).
- Опровергните утверждение о …
- Добавьте к данным предложениям ещё два, связанные с ним по смыслу
- Закончите приведенные высказывания.
- Согласуйте с товарищами место, время, цель встречи (прогулки, путешествия).
- Опишите картину, составьте ситуацию.
- Образуйте грамматические формы от следующих глаголов.
- Составьте упражнение на употребление временных, залоговых, видовых форм.
- Выберите правильную форму глагола из нескольких предложенных.
- Укажите разницу между …
- Назовите грамматическую форму, которую необходимо употребить в данной ситуации.
- Прочитайте предложение и подберите к ним картинки.
- Составьте вопросы для грамматической викторины.
- Подберите тексты, стихи, рифмовки, поговорки и т. д., иллюстрирующие употребление указанных грамматических явлений.
- Составьте схему, грамматическую таблицу для иллюстрации образования данной грамматической формы.
- Сформулируйте грамматическое правило по теме для грамматического справочника.
- Исправьте грамматические ошибки в тексте
- Объясните употребление данного грамматического явления в тексте, ситуации.
Исторический обзор
В древнеанглийском языке глаголы имели грамматические категории числа, лица (1,2,3), наклонения, времени (настоящее и прошедшее). Существовало три неличные формы глагола: инфинитив, причастие I и причастие II. В зависимости от способов образования форм прошедшего времени, древнеанглийские глаголы подразделялись на сильные и слабые. Сильные глаголы образовывали формы прошедшего времени и причастия II путем чередования корневого гласного. Слабые глаголы образовывали эти формы путем прибавления к своей основе зубного суффикса -d/-t, при этом корень глагола остается неизменным. В древнеанглийском, как и во всех древнегерманских языках, существовала особая группа глаголов – претерито-презентные. Эти глаголы выражают результат предшествующего действия, которое осознается как настоящее. У них форма прошедшего времени стала восприниматься как форма настоящего.
Уже в древний период стали зарождаться аналитические формы глагола. Глаголы sculan (долженствовать), willan (хотеть), beon, wesan (быть), habban (иметь) утрачивали свои лексические значения и стали образовывать описательно-аналитическую форму времени.
Втечение среднеанглийского периода как система глаголов с чередованием, так и система глаголов с суффиксацией претерпели существенные изменения. В системе глаголов с суффиксацией произошла унификация всех классов, так что вместо 3 классов остался один. В прошедшем времени утратились окончания лица и числа.
У сильных глаголов произошла перестройка системы чередования гласных. Различия между формами ед. и мн. числа в прошедшем времени, как и у слабых глаголов, стали утрачиваться.
В новоанглийский период произошли следующие основные изменения:
- почти полностью была разрушена система глаголов с чередованием;
- некоторые глаголы с чередованием перешли в группу глаголов с суффиксацией;
- развилась система сложных временных форм;
- развились неличные формы глагола
Все английские глаголы можно разделить на 4 группы:
А) смысловые – выражают действие, состояние, процесс, поэтому всегда переводятся (to break – ломать, to build – строить);
Б) модальные – выражают не само действие, а отношение к нему (нужно, необходимо сделать что-то, должно быть что-то сделано), поэтому за ним всегда следует ещё и смысловой глагол. Эти глаголы тоже всегда переводятся (can read – может читать, must do – должен сделать).
В) вспомогательные – не выражают никакого действия, поэтому обычно не переводятся(is doing – делает сейчас). Эти глаголы служат для образования сложных форм глаголов.
Г) глаголы - связки – не выражают действия, служат для связи подлежащего со смысловой частью сказуемого и показывают время, число и лицо. Самым
распространённым является глагол to be - быть, являться, например: He is a teacher. - Он учитель. To do is to be. – Делать – значит быть.
Некоторые глаголы, например to have, to be, to do, могут быть полнозначными, т.е. смысловыми в одном значении и модальными, связочными или вспомогательными – в другом.
Глагол в английском языке имеет две формы: личные и неличные.
Личные формы выражают лицо, число, время, вид, залог, временную отнесённость (неперфектную или перфектную) и наклонение (изъявительное, сослагательное или повелительное).
В английском языке сложная система личных форм глагола. Все они делятся на 4 группы:
1. Группа простых форм (Simple)
2. Группа длительных форм (Progressive)
3. Группа перфектных форм (Perfect)
4. Группа перфектно-длительных (Perfect Progressive)
В каждой группе по 3 времени: настоящее, прошедшее и будущее. Времена каждой группы образуются по своим правилам и выполняют в языке отведенную им роль. В этом и состоит главная трудность английской грамматики. Кроме того, все глаголы делятся на правильные и неправильные. Правильные - образуют 1 и 2 формы строго по правилам: с помощью
суффикса –ed (jump-jumped- jumped). Основные формы неправильных глаголов надо выучить наизусть.
Неличные формы глагола: инфинитив, причастие и герундий ( в русском языке его нет). Они выражают действие без указания лица, числа и наклонения. Они выражают лишь залог и временную отнесённость, а инфинитив также вид.
Глагол в английском языке может быть употреблен в изъявительном, сослагательном или повелительном наклонении.
Изъявительное наклонение обозначает реальное действие (происходящее, происходившее, или которое произойдет)
Сослагательное – предполагаемое или желаемое действие.
Повелительное – выражает приказ, просьбу, совет.
Английский глагол может быть употреблен в форме действительного или страдательного залога. Действительный (Active voice) употребляется когда подлежащее выполняет действие. Страдательный – называет объект, на который направлено действие.
Глаголы подразделяются на переходные и непереходные. Первые могут иметь при себе прямое дополнение (to read a book), вторые – нет (to go).
Таким образом английские глаголы принято делить в зависимости оттого:
- как они образуются
- принимают или не принимают после себя дополнение
- как образуют свою II и III форму.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблема обучения грамматике на уроке АЯ
Обучение грамматике необходимое условие в изучении иностранного языка. Сделать это материал более доступным и интересным - важная задача учителя....
Современные методы в обучении грамматике ин.яз.
Грамматика – это структура языка , которая превращает язык в речь , это база без которой нет полноценного использования иностранного языка, употребление его как средство общения....
Деятельностный подход в обучении грамматике английского языка на начальном этапе обучения .
В работе рассматривается деятельностный подход как эффективный метод обучения грамматике английского языка на начальном этапе ....
Пакет дидактических материалов по обучению грамматике в среднем звене обучения
Данные приемы можно успешно использовать:а) как источник для организации речевой зарядки;б) в качестве релаксации или как дополнительный материал (в конце урока, если осталось несколько минут до...
Статья на тему: "Коммуникативный подход в обучении грамматике английского языка как составная часть системы обучения английскому языку в рамках реализации ФГОС"
В теоретической части статьи представлено понятие о коммуникативном подходе в изучении иностранного языка. В практической части статьи я предложил те приёмы которые использовал на собственных уроках, ...
Откуда ты родом? Название городов и стран. Обучение аудированию. Глагол «быть» и личные местоимения. Обучение грамматике и чтению.
понимать краткие высказывания с визуальной опорой и употреблять новую лексику в устной речи по образцу. Уметь разыгрывать сценку в парах. Знать изученные правила чтения.Уметь задавать и отвечать на во...
У меня\нее\него нет…«Семья Браунс и их ферма». Где что находится? Дни недели.Обучение грамматике. Обучение лексике и чтению..
I have no...Знать формы глагола to have, уметь использовать его в отрицательном предложении. Знать прилагательные (внешность). Уметь читать слова с сочетанием all. Уметь читать текст и отве...