Подготовка к ЕГЭ (Словообразование)
учебно-методический материал по английскому языку (11 класс) по теме

Селивёрстова Елена Игоревна

В данной разработке представлены материалы для подготовки к выполнению заданий В11 -В16.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ЕГЭ по иностранному языку является достаточно стрессовым моментом для выпускника в сравнении с традиционной формой итогового аттестационного испытания. Часто отсутствует понимание необходимости умения выполнять задания в новом формате, как и понимание структуры самого формата. Отсутствует знание нормативных документов, правил проведения экзамена, правил заполнения бланков, умения работать в жестких временных рамках и точно читать задания.

Как же подготовить учащихся к выполнению заданий ЕГЭ? (Слайд 1)

Важной задачей учителя является разработка стратегии и тактики успешной подготовки учащихся. При решении данной проблемы необходимо активно формировать и развивать умения, составляющие коммуникативную иноязычную компетенцию через четкую систему тренировочных упражнений.

Наиболее правильной стратегией при подготовке к экзамену будет постепенное и планомерное изучение английского языка с параллельным знакомством с форматом ЕГЭ. Важно раньше начать серьёзно заниматься английским языком и развивать все языковые навыки (чтение, письменную и устную речь, восприятие на слух), тогда будет легче сдать ЕГЭ по английскому языку и получить желаемый результат.

Сегодня мне бы хотелось остановиться на одном из аспектов подготовки к экзамену в формате ЕГЭ, а именно «Грамматика и лексика», более подробно на вопросе формирования навыков словообразования. (Слайд 2)

В раздел «Грамматика и лексика» ЕГЭ по английскому языку включены три составных тестовых задания:

  1. проверяющие грамматические навыки задания базового уровня (B4-B10), состоящие из 7 вопросов;
  1. проверяющие словообразовательные навыки задания повышенного уровня (B11-B16), состоящие из 6 вопросов;
  2. проверяющие лексические навыки задания высокого уровня (A22-A28), включающие 7 вопросов.

Характеристика заданий раздела «Грамматика и лексика»

Задание  

Кол-во вопросов  

Проверяемые умения  

Тип/жанр текста  

Тип задания  

B4-B10         

Базовый уровень

7

Владение видовременными формами глагола, личными и неличными формами глаголов;  формами местоимений; формами степеней сравнения прилагательных и т.д.

Связный отрывок из повествовательного текста

Задание с кратким ответом

B11-B16         

Базовый уровень

6

Владение способами словообразования

Связный отрывок из повествовательного текста

Задание с кратким ответом

A22-A28

Повышенный уровень

7

Употребление лексических единиц с учетом сочетаемости слов в соответствии с коммуникативным намерением

Связный отрывок из художественного или публицистического текста

Задание с множественным выбором

К каждому уровню следуют подходить индивидуально, придерживаясь определенных стратегий выполнения заданий.

(Слайд 3) Совокупность правил образования новых производных слов можно обозначить термином «грамматика словообразования».

Задача расширения потенциального словаря за счёт словообразовательных элементов предполагает создание системы знаний и тренировочных упражнений по теме. Знание словообразовательных аффиксов и навык их использования необходим как в рецептивных, так и в продуктивных  видах речевой деятельности. Развитию этой части лингвистического компонента коммуникативной компетенции следует уделять внимание. Знание правил позволит  определить часть речи, место слова в предложении, а значит и форму. Эти умения и контролируются в заданиях раздела «Лексика и грамматика» (задания В11-В16) и представляют определённую трудность для выполнения.

(Слайд 4) Подготовка к Единому Государственному экзамену по английскому языку – это серьезный и кропотливый процесс. Необходимо грамотно планировать работу, чтобы успеть сделать максимум возможного. Для подготовки к лексико-грамматической части предстоит выполнить большое количество тренировочных упражнений. Прежде всего, учитель берет во внимание ту программу и УМК, по которым работает и тщательно анализирует языковой материал. В каждой теме уделяется внимание лексическому и грамматическому материалу на уровне ознакомления и тренинга. Но достаточно ли этих упражнений? Имеют ли они формат ЕГЭ? Хотя авторы современных УМК стараются снабдить учебные пособия достаточным количеством заданий по словообразованию, трансформированию и модификации, но этого порой бывает недостаточно. Следовательно, у учителя возникает необходимость в поиске дополнительных пособий, чтобы выполнить поставленную задачу.

Средства подготовки к выполнению заданий по лексике и грамматике разделяются на неспециальные и специальные. (Слайд 5)

Практическая работа с учащимися

(Слайд 6 - 11) Как подготовить ученика к выполнению заданий по словообразованию в формате ЕГЭ? Попробуем определить в наиболее общем виде основные направления деятельности педагога. Уже в начальных классах можно подбирать соответствующие задания, доступные и понятные детям младшего школьного возраста. У учащихся есть возможность научиться узнавать простые словообразовательные элементы.

   

(Слайд 12) В среднем звене необходимо продолжать регулярно выполнять упражнения по словообразованию, чтобы учащиеся систематически тренировались в выполнении нехитрых действий по образованию слов английского языка с помощью приставок, суффиксов, словосложения, конверсии.

 (Слайд 13 - 16) Занимаемся словообразованием понемногу, но  часто. Пусть это будет фрагмент учебного занятия, небольшой блок урока, но в системе.

Word formation (словообразование) – увлекательнейшее из всех занятий. Предлагайте учащимся задания по словообразованию в рамках изучаемой темы, небольшие карточки с заданием по трансформации и преобразованию лексического материала. Эти упражнения в словообразовании и угадывание значений новых слов пополняют словарь учащихся. Что в свою очередь приводит к лучшему пониманию текста и аудиозаписи при сдаче экзаменов и тестов по английскому языку. Достаточно посвятить словообразованию семь - десять минут на вашем уроке и результат не заставит себя долго ждать. С классом можно работать фронтально, по группам. Один из учеников работает на интерактивной доске, на которой выведен текст и слова для дальнейшей их трансформации. Ученику даётся задание образовать слово при помощи определенного суффикса или приставки и догадаться о его значении. Класс в это время работает с раздаточным материалом. Оценки за работу получает не только тот, кто работал у доски, но и ученики, которые принимали активное участие в исправлении ошибок в написании и переводе слов на русский язык.

(Слайд 17 – 20) При введении лексического материала нового раздела также можно уделить время словообразовательным аспектам, внимательно изучить новые слова, способы их образования. Дети сделают выводы об образовании тех или иных лексических единиц, начнут учиться анализировать структуру слов, способы их образования, будут запоминать новые суффиксы, приставки, станут четче различать части речи и др. Затем можно постепенно вводить несложные упражнения по словообразованию. Карточки можно заготовить, исходя из принципа от простого к сложному. Варианты карточек могут быть бесконечно разнообразными.

Самые простые, но очень полезные, могут выглядеть так:

Образовать новые слова и догадаться об их значении, не прибегая к словарю

1. jump

1. jumper

1. прыгун

2. run

2.

3. swim

3.

4. speak

4.

5. translate

5.

6. build

6.

7. singer

7.

8. listen

8.

9. box

9.

10. dance

10.

WHY RUNNING IS SO GOOD

Over the years, I've done many types of exercise but in my opinion the _____________of them all is running.

GOOD

It _______________what age, shape or sex you are: running suits everyone.

MATTER

There are many things that make running a great physical activity for________ who does it.

BODY

__________benefits include lowering your blood pressure and, although you may feel tired as you jog, helping to increase your energy levels.

IT

It is also a great way of ______________ weight,

burning around 450 calories in half an hour, compared with 250 when cycling.

LOSE

what I like most about running is that it has a wonderful effect on the mind.

HOW

This is because running releases substances in

the body_________ endorphins, which are

responsible for making us feel good.

CALL

В результате творческих упражнений с языковым материалом у ребят появляется понимание некоего алгоритма мышления, которым обладают носители английского языка. Это понимание облегчает усвоение иностранного языка и делает его более органичным, осознанным.

(Слайд 21- 23) Шаг за шагом дети осваивают навыки словообразования, многократно выполняют несложные задания на распознавание структуры слова, делают словообразовательный анализ, учатся сами образовывать новые слова разными способами и постепенно подходят к ознакомлению, освоению и выполнению упражнений в тестовом формате. Такая систематичная подготовка поможет подойти к успешному решению заданий по лексике и грамматике в формате ЕГЭ.

Для успешного прохождения экзамена необходимо не только обладать должным уровнем сформированности коммуникативных умений, но и освоить стратегии выполнения разных типов тестовых заданий, с помощью которых они оцениваются. Наиболее общая из них, например, – внимательное прочтение и точное выполнение инструкций к тестовому заданию. Это – непременное условие успешного его выполнения; именно с невнимательным прочтением задания связаны многие ошибки учащихся на экзамене. Каждый учащийся, планирующий сдавать ЕГЭ, должен в общих чертах знать процедуру проведения экзамена. Письменная часть экзамена по иностранным языкам проводится в основном по той же схеме, что и ЕГЭ по всем предметам. Однако необходимо заранее ознакомиться с форматом бланков ответов и освоить процедуру переноса ответов из КИМ (они служат для черновых ответов экзаменуемых) в бланки ответов. Нет ничего досаднее технических ошибок, которые допускают при этом учащиеся на экзамене!

(Слайд 24) Типичные словообразовательные ошибки:

наибольшую трудность представляет употребление суффиксов -er, -ly, -ness, -ency, -ion, -ation, -able, -ive, а также префиксов dis- и in-;

образование от опорных слов однокоренных слов не той части речи, которая требуется по контексту (вместо protection – protective, proteced или protectly);

заполнение пропуска опорным словом без изменения его;

употребление несуществующих слов (difficultness вместо difficulty, scientifics вместо scientists);

вместо заполнения пропуска словом с отрицательным префиксом употребление или опорного слова без изменения, или слова, образованного с помощью суффикса (honestly, honesty вместо dishonest);

использование не того отрицательного префикса, который употребляется с указанным корнем (unhonest, inhonest);

неправильное написание слов (valueable, importent).

Рекомендации для учащихся по технологии обучения и по выполнению экзаменационных заданий:

Неукоснительно следуйте инструкции к заданию. Если инструкция требует употребления подходящей формы опорного слова, то пропуск не может быть заполнен опорным словом без изменения или однокоренным словом.

Внимательного читайте весь текст перед началом выполнения задания, это облегчит вам выбор необходимого языкового материала.

Прежде чем заполнить пропуск или выбрать одно пропущенное слово из нескольких, вдумайтесь в общий смысл предложения

Не забывайте, что опорное слово нельзя заменять при заполнении пропуска на любое другое, даже если оно подходит по смыслу.

Не оставляйте вопросы без ответа вообще – попробуйте в случае неуверенности в ответе вписать тот, который кажется наиболее вероятным.

Пишите четко и аккуратно.

(Слайд 25) Задачей учителя является освоение технологий обучения, позволяющих выпускникам гарантированно достигать во время экзаменационных испытаний ожидаемых результатов.

Задачи, стоящие перед учителем:

  1. Четко разработать методическую базу предстоящей деятельности.
  2. Разработать систему действий, алгоритм действий по подготовке к аттестации в новой форме.
  3. Подобрать задания по данному формату разной степени сложности, насыщенности, объема (от простого к сложному).
  4. Продумать возможность использования дополнительного материала в учебном процессе и во внеурочной деятельности.
  5. Обеспечить условия для реализации  запланированного.
  6. Освоить новые, передовые технологии, позволяющие достигать поставленных целей (тестовые технологии).

Поэтому учитель, работающий на заключительном этапе обучения, должен использовать технологии, позволяющие гармонично сочетать интенсивную учебную деятельность по совершенствованию коммуникативных умений с формированием навыков работы в новом экзаменационном формате. Необходимо активно вводить тестовые технологии выполнения заданий разных типов в систему обучения, развивать умение работать в ограниченных временных рамках и в условиях, характерных для экзамена ведь не зря говорят, что «нельзя научиться плавать, стоя на берегу». А моделирование экзаменационных ситуаций на уроке английского языка не только повышает эффективность подготовки, но и учит школьников успешно вести себя во время экзамена, мобилизоваться в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями.

Главное, нужно освоить одно важное правило – начать готовиться заблаговременно, так как экзамен очень объемный, в режиме ограниченного времени выпускник должен выполнить разнообразные задания.

(Слайд 26) ! Особое внимание необходимо обратить на методическую готовность педагогов, которые ведут подготовку учащихся к ЕГЭ по английскому языку.  С целью повышения качества обучения и уровня развития иноязычной коммуникативной компетенции учителям следует:

• провести анализ нормативных документов, регламентирующих разработку КИМ: спецификация экзаменационной работы для выпускников 11-х общеобразовательных учреждений; кодификаторы элементов содержания для составления КИМ ЕГЭ, демонстрационные варианты КИМ (с особым вниманием к критериям оценивания);

• следить за изменениями в структуре и содержании контрольных измерительных материалов;

•  анализировать федеральные и региональные отчеты о результатах ЕГЭ;

• использовать при обучении учащихся только учебники и пособия, имеющие гриф Министерства образования и науки РФ и ФИПИ;

• перестроить процесс обучения таким образом, чтобы на уроках был обеспечен баланс развития всех составляющих компонентов коммуникативной компетенции, а именно: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной;

• анализировать с учащимися работы участников ЕГЭ и тестирования с точки зрения их содержания и формы выполнения, сильных и слабых сторон;

• проводить специальные уроки по обучению написания письменных высказываний с элементами рассуждений в формате ЕГЭ;

•  систематически включать в уроки задания на аудирование в формте ЕГЭ;

• задействовать ИКТ в качестве средства для повышения качества обученности во всех видах речевой деятельности и аспектов языка;

•  обращать больше внимания на:

– внимательное прочтение учащимися всего коммуникативного задания;

– использование в учебном процессе проблемных коммуникативных заданий, в том числе и в формате ЕГЭ;

– применение различных стратегий аудирования и чтения в зависимости от коммуникативной задачи;

– игнорирование незнакомых слов в читаемом или звуковом тексте и развитие языковой догадки;

– ознакомление учащихся с текстами различных жанров и типов;

– развитие умений обосновывать и аргументировать свою точку зрения;

– формирование умений делить письменное сообщение на абзацы;

– совершенствование лексико-грамматических навыков во всех видах речевой деятельности и в коммуникативно-ориентированном контексте;

– развитие общеучебных умений, таких, как умение самостоятельно добывать и обрабатывать информацию, обобщать, делать заключения, развивать свои тезисы, приводя конкретные примеры и аргументы, отличать факты от мнений, весомые аргументы от слабых, принимать логичные решения на основе полученной информации;

– заполнение учащимися бланков.

Таким образом, современные методы подготовки учащихся к ЕГЭ по английскому языку помимо собственно обучения иностранному языку и развития умений и навыков, должны обязательно включать в себя следующие аспекты:

- ознакомление с форматом заданий, в том числе заданий со свободно конструируемым ответом (задания части С);

- отработку четкого следования инструкциям к заданию, в том числе развитие умения укладываться в регламент времени, отведенного на выполнение конкретного задания;

- ознакомление с критериями оценивания заданий части С (по письму); объяснение предъявляемых требований;

-отработку стратегий выполнения тестовых заданий с их последующим анализом и самоанализом.

! Учебно-методический аспект подготовки учащихся УК ЕГЭ предполагает наличие:

программ подготовки учащихся, учитывающих особенности образовательного учреждения, потребности учащихся в соответствии с выбранными направлениями получения профессионального образования;

 КИМ для выявления уровня подготовленности учащихся с целью организации дифференцированной подготовки;

комплектов рекомендованных пособий и ЦОР по подготовке к ЕГЭ по английскому языку;

методических пособий для учителя английского языка.

Подготовка учащихся к ЕГЭ по английскому языку может быть организована в разных вариантах, выбор которых зависит от:

•         модели обучения иностранному языку в школе;

•         процента учащихся сдающих ЕГЭ от общего количества обучающихся;

•         кадрового обеспечения;

•         материально-технического обеспечения.

В образовательных учреждениях реализующих программы базового уровня обучения английскому языку подготовка к ЕГЭ предполагает обеспечение готовности к выполнению заданий базового уровня. Подготовка к выполнению заданий повышенного и высокого уровней сложности может осуществляться во внеурочной деятельности в таких формах как факультатив, элективный курс, курс дистанционной подготовки и т.д.

Литература:

1) Материалы учителя английского языка МОУ СОШ № 19 г. Подольска Московской области Манвеловой Н.М.  Подольск, 2011г.

2) Пособие «Обучающие задания по словообразованию как средство расширения словарного запаса», 2013 г.

3) Понамарева Евгения Юрьевна, учитель английского языка МБОУ «СОШ № 49» г. Шахты, Ростовская область, материалы статьи «Алгоритм подготовки к выполнению задания ЕГЭ по английскому языку B11- B16 «Словообразование», 2012 г.;

4)  http://4ege.ru/angliyskiy/1491-demoversiya-ege-po-angliyskomu-yazyku-2012.html

5) www.study.ru - грамматика английского языка;

6) Черных Марина Анатольевна, учитель английского языка МОУ «Гимназия № 9» г.Усолье-Сибирское, Иркутской области, материалы статьи «Словообразование как аспект подготовки к ЕГЭ по английскому языку», 2012 г.;

7) Миронова  Н.А. учитель школы № 613, тестовые задания по словообразованию, 2012 г.  

8) Вульфсон Евгения Евгеньевна, учитель английского языка МБОУ гимназия №2, «Тренировочные упражнения по теме « Словообразование» (Приставки)», Воронеж 2012г.;

Приложение № 1.

Стратегии выполнения заданий по лексике и грамматике

В заданиях В4-В10 базового уровня дается связный отрывок из повествовательного или научно-популярного текста с пропусками. Существует ряд рекомендаций по выполнению данных заданий: прежде чем начать заполнять пропуски, необходимо бегло прочитать весь рассказ, игнорируя пропуски, понять его основное содержание и ход повествования. Подсказка на выбор правильной грамматической формы слова вовсе не обязательно находится в самом предложении, а может быть где-нибудь еще в тексте.

Если это личное местоимение, важно определить, какая форма нужна –

в именительном или объектном падеже, или нужно употребить соответствующее притяжательное прилагательное или притяжательное местоимение.
Например,

Little Sassy Sam certainly had a reputation, although he wasn't fully aware of it. His teachers always remarked how wonderful it was to have Little Sassy Sam in their classrooms.

THEY

Если перед пропуском стоит предлог, добавьте суффикс -ing и образуйте герундий.
Например,

When they were tired from running, they would lie down in the grass and lick each other's faces.

RUN

Существенное значение играют правила правописания.

Если учащийся не уверен, можно отгадать ответ, но ни в коем случае не оставлять поле ответа пустым. В конце следует перечитать весь рассказ еще раз и проверить, как вставленное слово подходит по смыслу в предложении.

В завершении данного уровня перенести ответы в Бланк, и проверить правильность записи ответов в Бланке.

В заданиях B11 – B16 повышенного уровня предлагается связный отрывок из художественного или публицистического текста с пропусками. Напротив каждого пропуска на полях напечатано слово. В этом задании проверяется владение способами словообразования.

Требуется заполнить пропуски в тексте, образовав однокоренное слово от данного на полях таким образом, чтобы оно лексически и грамматически подходило в предложение. Главное понять, какая часть речи подойдет (существительное, глагол, прилагательное или наречие) и вспомнить суффиксы, характерные для данной части речи (например, для имени существительного -ment, -ness, -ism; для глагола -ise, -ify, -en; для имени прилагательного -ful, -ate, -ous; для наречия –ly). Иногда необходимо использовать не только суффикс, но и приставку (чаще всего это отрицательные приставки disagree, impossible, illegal, inexpensive, unnecessary). Как и в заданиях предыдущего уровня, нужно бегло прочитать весть рассказ целиком, игнорируя пропуски. Цель – понять общее содержание и ход повествования. Внимательно читайте первое предложение с пропуском, обратив особое внимание на то, что стоит до и после пропуска: есть ли предлоги до или после, артикль и т.д. Это поможет определить, какую часть речи (глагол, существительное, прилагательное или наречие требуется образовать). Вспомните суффиксы, приставки для образования нужного слова.  Для проверки правильности выполнения задания произнесите слово про себя – не режет ли оно слух в таком виде. Заполнив весь текст, прочитайте весь текст, удостоверившись, что образованное слово подходит в каждом случае.

Например: UK: Conservation and Environment

  B11  

Going for a walk is the most popular leisure activity in Britain. Despite its high population density and widespread ____________, the UK has many unspoilt rural and coastal areas.

URBAN

Смотрим на предыдущее словосочетание high population density, последнее слово здесь существительное. Словосочетания являются однородными членами, т. к. соединены союзом and. Значит, и нужно образовать существительное. Пробуем разные суффиксы, вспоминаем русские слова с таким же корнем – урбанизация, т.е. urbanization.

  B12  

Twelve National Parks are freely accessible to the public and were created to conserve the __________________ beauty, wildlife and cultural heritage they contain.

NATURE

Перед пропуском артикль, после существительное. Нужно образовать прилагательное – natural.

  B13  

Most of the land in National Parks is privately owned, but administered by an independent National Park Authority which works to balance the expectations of __________________ with the need to conserve these open spaces for future generations.

VISIT

Перед пропуском предлог, нужно существительное -- visitor. Так как нет неопределенного артикля a (an), нужно не забыть про окончание множественного числа –s, получаем visitors.

  B14  

The UK also works to improve the global environment and has taken global warming __________________ ever since scientists discovered the hole in the ozone layer.

SERIOUS

Слово в пропуске относится к глаголу has taken. Значит, нужна часть речи, которая сочетается с глаголом – наречие. Добавляем суффикс -ly, получается seriously.

  B15  

In 1997, the UK subscribed to the Kyoto Protocol binding developed countries to reduce emissions of the six main greenhouse gases. The Protocol declares environmental _____________.

PROTECT

Перед пропуском прилагательное (суффикс -al). Значит, нужно существительное. Перебираем суффиксы, останавливаемся на protection.

  B16  

Nowadays British __________________ are taking part in one of the largest international projects that is undertaken to protect endangered species.

SCIENCE

Перед пропуском прилагательное, после —  глагол. Значит, нужно образовать существительное.  «Перебираем» суффиксы, останавливаемся на scientist. Глагол стоит во множественном числе, добавляем окончание –s, получаем scientists.

Опять же, как  и в предыдущих заданиях в конце необходимо проверить все заполненные пропуски, перенести ответы в Бланк, обращая внимание на оформление.

В заданиях А22 – А28 высокого уровня дается связный отрывок из художественного или публицистического текста с пропусками. После текста даются 4 варианта ответа для каждого пропуска. В этом задании проверяется знание употребляемости лексических единиц с учетом сочетаемости слов в коммуникативном контексте. Требуется заполнить пропуски в рассказе, выбрав правильный ответ из 4-х предложенных. Это могут быть слова, близкие по значению или по форме, предлоги, фразовые глаголы, или устойчивые сочетания. Прежде чем начать заполнять пропуски, нужно обязательно прочитать весь рассказ, не обращая внимания на пропуски, чтобы понять его основное содержание. Не отвлекайтесь на предлагаемые ответы. Прочитайте первое предложение с пропуском и подумайте, какое слово здесь могло бы быть, обращая внимание на его окружение, предлоги. Предположите, что можно вставить и только после этого, ознакомьтесь с вариантами ответов. Помните, что правильным ответом, скорее всего, будет то слово, которое вы узнаёте, а не то, которое вы раньше никогда не видели. Заполните все пропуски и перенесите ответы в Бланк.

Приложение № 2.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Стратегия подготовки к ЕГЭ на примере раздела «Лексика и грамматика. Задания по словообразованию» Учитель английского языка МОУ Мирновской СОШ и м. А.А. Воскресенского Селивёрстова Е.И. 4.03.2013г.

Слайд 2

Задание Кол-во вопросов Проверяемые умения Тип/жанр текста Тип задания B4-B10 Базовый уровень 7 Владение видовременными формами глагола, личными и неличными формами глаголов; формами местоимений; формами степеней сравнения прилагательных и т.д. Связный отрывок из повествовательного текста Задание с кратким ответом B11-B16 Базовый уровень 6 Владение способами словообразования Связный отрывок из повествовательного текста Задание с кратким ответом A22-A28 Повышенный уровень 7 Употребление лексических единиц с учетом сочетаемости слов в соответствии с коммуникативным намерением Связный отрывок из художественного или публицистического текста Задание с множественным выбором Характеристика заданий раздела «Грамматика и лексика»

Слайд 3

Формирование навыков словообразования Создание системы знаний по разделу словообразование. Создание системы упражнений на ознакомление, формирование, развитие и совершенствование словообразовательных навыков. Работа с лексическими единицами на каждой ступени обучения, начиная с младших классов. Создание возможности научиться узнавать и находить словообразовательные элементы, проводить словообразовательный анализ. Формирование навыков распознавания и употребления основных способов словообразования: словосложение, аффиксация, конверсия. Отработка стратегии выполнения заданий. Анализ и самоанализ выполненных заданий.

Слайд 4

В современных УМК (учебниках и рабочих тетрадях, книгах для чтения) разработаны разделы « Test yourself », « Preparation for testing », создаются специальные компоненты для подготовки к итоговой аттестации.

Слайд 5

Средства подготовки к аттестации Неспециальные Специальные Упражнения в учебнике, рабочей тетради, книге для чтения, электронные приложения Разделы Test Yourself Preparation for testing Контрольные задания в тестовых форматах Раздел «Готовимся к ЕГЭ» в интернет поддержке (например УМК « English 2-11 » Кузовлев В.П.) www.prosv.ru/umk/we Дополнительные пособия (М.В.Вербицкая «Полное издание типовых вариантов заданий, ЕГЭ-2013, Macmillan Exam skills for Russia Grammar and Vocabulary, Тематический тренажер по англ. языку (Словообразование) Ю.С. Веселова)

Слайд 6

Практическая работа с учащимися Работа с лексическими единицами начинается уже в младшем школьном возрасте. Учащимся предлагаются задания разных типов. Начальная школа Word building s now + man = snowman t ext + book = textbook c lass + room = ? home + work = ? post + man = ? Word building rain – дождь rainy - дождливый sun – солнце sunny - солнечный hair – волосы hairy - ? У учащихся появляется возможность научиться узнавать простые словообразовательные элементы. словосложение аффиксация

Слайд 7

Словосложение

Слайд 8

Первые навыки словообразовательного анализа: принадлежность к определённой части речи Form adjectives ( прилагательные) from the nouns (существительные) , translate new words . snow rain wind fog storm frost cloud sun snow y - ? - ? - ? - ? - ? - ? - ?

Слайд 9

Word building to collect – коллекционировать a collection – коллекция t o present – представлять a ____________? - er / - or to write – a writer to dance - ? to sing – a singer to s wim - ? to act – an actor to work - ?

Слайд 10

decorate – отделывать (дом, квартиру) redecorate – заново отделывать paint – красить repaint - ? un ( не) + usual = unusual - ?

Слайд 11

Памятка «Догадайся сам» Значение не всех незнакомых слов нужно смотреть в словаре, о значении многих слов можно догадаться. Попробуй сопоставить незнакомое слово со словами русского языка ( c owboy – ковбой) . Внимательно рассмотрите составляющие незнакомого слова (корень, приставка, суффикс), подумайте, какой частью речи является слово, вспомните, какие однокоренные слова вы уже знаете, не помогут ли они догадаться о значении незнакомого слова ( например, a collection – to collect) У детей формируется умение осуществлять словообразовательный анализ

Слайд 12

Упражнения на словообразование в среднем звене (5-7 класс) some + one = someone – кто-то any + where = anywhere – куда-либо, где-либо any + one = anyone - ? every + thing = ? every + where = ? to exhibit – выставлять на показ an exhibi tion – выставка to entertain – развлекать an entertain ment - ? to perform – представлять a perform ance - ? to announce – объявлять an announce ment - ? Развивается умение осуществлять словообразовательный анализ.

Слайд 13

Словообразовательный анализ: принадлежность к определённой части речи. Identify the parts of speech of the highlighted words: n – noun ( существительное), v – verb ( глагол), a – adjective ( прилагательное). 0. It will rain in the evening. V It is windy and wet. _______ There will be snow this weekend. _______ There is rain and a storm . _______ The weather is rainy today. ______ It snows nearly every day. _______ The wind is very cold. _______

Слайд 14

Формируются навыки распознавания и употребления основных способов словообразования: словосложение, аффиксация, конверсия. Find out the meaning of these words. Use the dictionary. un friendly friendly im polite ……………. un well well un known ……………. un tidy ………….. in dependent …………….. in formal ………….. un like …………….. un lucky ………….. to un zip to ……….. un pleasant …………… to un do to ……….. sleepy – сонный s leepily - сонно angry – злой, сердитый angrily - ? quick – быстрый quickly - ? sudden – внезапный suddenly - ?

Слайд 15

Совершенствуются навыки распознавания слов, образованных путем словосложения Make compound words from the words in the box Super market = supermarket super birth board foot country day end skate side week ball market Match the words from two boxes to form compound ( сложные) nouns. fairy fire ham grand sports burger club parents tale work fairytale 3. 5. 4.

Слайд 16

Read, translate and remember art – art ist science - scient ist politics – politi cian music - musi cian architect ure – architect poet ry - poet business- business man sport – sports man fire – ? police - ? ballet – ballet-danc er opera – opera-sing er to run – runn er to swim – swimm er bank – bank er to teach – teach er to write – writ er 6 класс (тема «Профессии»)

Слайд 17

Совершенствуется умение догадываться о значении слова по словообразовательным элементам to respect v – уважать respectful a – ? respect – ? every some any no every some any no body thing Complete the table with the words using suffixes below noun suffixes: ment , - ing , - ence , - cy, - tion ; adjective suffixes: - ing , - ed , - ive ; adverb suffixes: - ly noun verb adjective adverb surfing coordination balance ____________ discipline ____________ ____________ ____________ ____________ ____________ ____________ develop ____________ - ____________ - - ________________________ ____________ ____________ accurate competitive patient - - - - - __________ __________ __________

Слайд 18

skill – опыт skilled a – опытный unskilled a - ? manage – управлять management n - ? manager n - ? co-operate v – сотрудничать co-operative a - ? motive n - ? motivate v - ? motivated a - ? self-motivated a - ? develop – развивать invent - изобретать development - ? inventor n - ? dependent a – зависимый research n – исследование dependence n - ? research v - ? explore v – исследовать explorer n - ? fluent a – беглый fluently adv - ? practice n - ? practise v - ?

Слайд 19

noun noun (person) adjective Verb spelling work ____________ ____________ ____________ ____________ ____________ ____________ speaker learner ____________ ____________ ___________ ___________ ___________ ___________ ___________ written to spell ___________ ___________ ___________ ___________ Fill in the table adjective adverb adjective adverb careless bad hard fast slow incorrect good serious neat

Слайд 20

Fill in the table with missing information. Underline the suffixes. country language people (0) Russia Albania Italy Korea Australia _________ Portugal Japan Vietnam _________ _________ _________ _________ _________ England _________ _________ _________ Russi an _________ _________ _________ _________ Chinese _________ _________ _________ _________ _________ _________ _________ _________ _________ _________ _________ _________ the Russi ans ___________ ___________ ___________ ___________ ___________ ___________ ___________ ___________ the Turks the Bangladeshis the Arabs the Poles the Indians ___________ the Scots the Welsh the Irish

Слайд 21

7 – 8 класс. Развивается умение выполнять задания на словообразование в тестовых форматах

Слайд 22

Use the words in the box to form new words that fit in the gaps (1 -5) in the text. More than 80 teams took part in the Robot (0) Olympiad in Tokyo. Each team built a robot. One of the (1) ________ says that it is necessary to make children interested in science. One of the boys said, “At the world (2) ________ we will write a program (3) ________ during the (4) __________ . That’s why we have to work harder and more (5) __________ . (0) OLYMPIC ORGANIZE CHAMPION PROFESSION COMPETE PROPER

Слайд 24

Типичные словообразовательные ошибки наибольшую трудность представляет употребление суффиксов - er , - ly , - ness , - ency , - ion , - ation , - able , - ive , а также префиксов dis - и in -; образование от опорных слов однокоренных слов не той части речи, которая требуется; заполнение пропуска опорным словом без изменения его; употребление несуществующих слов ( difficultness вместо difficulty , scientifics вместо scientists ); вместо заполнения пропуска словом с отрицательным префиксом употребление или опорного слова без изменения, или слова, образованного с помощью суффикса ( honestly , honesty вместо dishonest ); использование не того отрицательного префикса, который употребляется с указанным корнем ( unhonest , inhonest ); неправильное написание слов.

Слайд 25

Задачи учителя: Четко разработать методическую базу предстоящей деятельности. Разработать систему действий, алгоритм действий по подготовке к аттестации в новой форме. Подобрать задания по данному формату разной степени сложности, насыщенности, объема (от простого к сложному). Продумать возможность использования дополнительного материала в учебном процессе и во внеурочной деятельности. Обеспечить условия для реализации запланированного. Освоить новые, передовые технологии, позволяющие достигать поставленных целей.

Слайд 26

Методическая готовность учителя следует: • провести анализ нормативных документов, регламентирующих разработку КИМ: спецификация экзаменационной работы для выпускников 11-х классов общеобразовательных учреждений); кодификаторы элементов содержания для составления КИМ ЕГЭ, демонстрационные варианты КИМ (с особым вниманием к критериям оценивания); следить за изменениями в структуре и содержании контрольных измерительных материалов; анализировать федеральные и региональные отчеты о результатах ЕГЭ; использовать при обучении учащихся только учебники и пособия, имеющие гриф Министерства образования и науки РФ и ФИПИ; перестроить процесс обучения таким образом, чтобы на уроках был обеспечен баланс развития всех составляющих компонентов коммуникативной компетенции, а именно: речевой, языковой, социокультурной , компенсаторной и учебно-познавательной; анализировать с учащимися работы участников ЕГЭ и тестирования с точки зрения их содержания и формы выполнения, сильных и слабых сторон; проводить специальные уроки по обучению написания письменных высказываний с элементами рассуждений в формате ЕГЭ; систематически включать в уроки задания на аудирование в формте ЕГЭ; задействовать ИКТ в качестве средства для повышения качества обученности во всех видах речевой деятельности и аспектов языка.

Слайд 27

Спасибо за внимание! Успехов в педагогической деятельности!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

упражнения для подготовке к ЕГЭ. Словообразование

Тесты составлены на основе пособия  Macmillan Exam Skills for Russia: Grammar and Vocabulary (Грамматика и лексика)....

Подготовка к ЕГЭ. Словообразование

данный урок ставит своей целью обучение словообразованию в английском языке. все этапы урока отражены в рабочей презентации "Подготовка к ЕГЭ. Словообразование"...

Подготовка к ЕГЭ (Словообразование)

В данной разработке представлены материалы для подготовки к выполнению заданий В11 -В16....

Подготовка к ЕГЭ. Словообразование.

Данная презентация является практическим материалом, который можно использовать при подготовке к ЕГЭ по английскому языку....

Методическая разработка. "Подготовка к ЕГЭ. Словообразование (диагностика, теория, тренинг, контроль)."

Данная методическая разработка нацелена на отработку умения определять способ образования слов и является инструментов при подготовке учащихся к сдаче выпускного экзамена в форме ЕГЭ. Задания, предлаг...

Подготовка к ОГЕ_словообразование

Упражнения 1-9 на словообразование для подготовки к ОГЭ по английскому языку...