Методические рекомендации
методическая разработка по английскому языку по теме
Предварительный просмотр:
Доклад на тему:
«Оценивание знаний учащихся на уроке»
Подготовила учитель английского языка Жигич Галина Михайловна
Тема понятна и близка каждому учителю. Ведь оценки и отметки являются неотъемлемой составной частью урока. Без оценки учебный процесс не возможен
Итак, что же мы оцениваем в ходе урока? Знания, умения и навыки – как резу-
льтат процесса обучения (запоминания, понимания, применения). Поэтому очень важ-
ный критерий оценки знаний, усвоенных учащимися – их соответствие содержанию обучения, зафиксированному в программах, учебниках.
Какой же оценочный арсенал есть у учителя? В качестве главного инструмента педагог использует в основном оценку – балл. Отметка же, призванная выражать уровень знаний, умений и навыков ученика, фактически превращается в характеристику школьника, влияя на все сферы его жизни, регулируя его взаимоотношения с одноклассниками и учителями.
Кроме оценивания учащегося баллами учитель обычно использует следующие формы оценки:
- мимика, взгляд, жесты, модуляции голоса в одобряющих, критических замечаниях учителя.
- это и оценочные высказывания учителя при встрече с родителями, на родительских собраниях, в индивидуальных беседах с учениками, записи в дневниках и в записках родителям, а также все те формы, которые предусмотрены внутренним распорядком школы для поощрения и наказания.
Все поведение учителя носит оценочный характер на уроке. Именно малые формы оценок на уроке имеют большое значение.
Иногда оценка ответа в баллах совсем не обязательна, особенно в начальных классах. Тогда оценка словесная выходит на первый план.
Поскольку контроль за успеваемостью напрямую связан с выставлением оценок,
я перечислю методы контроля, применяемые на уроке:
- письменный контроль за один или несколько уроков.
- устный опрос.
- контроль выполнения заданий в классе.
- методы контроля, присущие отдельным предметам ( диктанты, тесты, сочине-
ния ).
- целенаправленное наблюдение за отдельными учениками ,за их работой, из че-
го затем выводится так называемая отметка за урок.
- проверка выполнения домашнего задания.
Нельзя не затронуть психолого-педагогический аспект выставления отметок и оценок на уроке. Зачастую именно он является решающим.
Во-первых, оценки учителя оказывают большое влияние на взаимоотношения между учителем и учеником.
Сегодня учащиеся средних и старших классов ждут от учителя, прежде всего, что бы он понимал их и их проблемы, и вместе с тем был строг, мог за себя постоять, был последовательным и справедливым. Такой учитель предъявляет высокие требования, выполнение которых регулярно контролирует и оценивает, умело использует оценки и отметки в целях развития личности учащихся.
Согласно данным педагогической психологии , оценка учителя приводит к благоприятному результату только тогда, когда учащийся внутренне с ней согласен. Для этого учитель должен сделать так, чтобы учащийся понимал, что от него требует педагог при ответе и чем он руководствуется при оценивании ответа. При этом ученики считают справедливым, если от них ожидают определённой работы, для которой нужно приложить соответствующие усилия, если количество и качество выполненного ими оценивают дифференцированно, а ко всем в классе предъявляются одинаковые требования.
Чувство справедливости у наших детей развито очень сильно. Например, они считают несправедливым, когда за работы ставятся плохие отметки за то, что многие ученики «ничего не поняли» на предыдущем занятии, а хорошие отметки получают те, чьи родители объяснили им дома непонятое на уроке. Учащиеся с пониманием относятся к тому, что прилежному ученику, которому учёба даётся нелегко, иногда хорошая отметка даётся «авансом», тогда как сильному ученику такой ответ не позволителен. С точки зрения отношения к учёбе равные ответы приходится нередко оценивать по-разному. Четвёрка у одного ученика может быть выражением прекрасного отношения к учёбе, активности, а у другого – результатом определённых недостатков.
Участи учеников в оценке ответа – важная предпосылка восприятия её как справедливой или несправедливой. Выслушав мнение учеников, учитель даёт свою оценку. Одновременно педагог указывает на положительные моменты, сдвиги, пробелы и недостатки. Конечно, оценка должна быть объективной и независимой от дисциплинированности и недисциплинированности учащегося. Но, учитель должен дать понять ученику, что дисциплина и прилежание на уроке, напрямую воздействуют на качество и количество полученных знаний, а значит и на саму отметку за урок. Педагог должен сделать понятным ход своих рассуждений при выставлении отметки, интересоваться их мнением, а иногда и изменять своё решение, если что-то неучтено.
Отметки и оценки – важный метод стимулирования активности учащихся на уроке. Любая оценка , которую учащийся считает справедливой, неважно, положительная она или отрицательная, сказывается на мотивах, становится стимулом их деятельности и поведения в будущем.
Не для кого не секрет, что критерии отметок сориентированы на уровень подготовленности и успеваемости каждого класса. Но, общий критерий таков: уровень требований не должен выходит за рамки требований учебной программы, и быть максимально высоким. Он должен соответствовать уровню подготовки класса, чтобы заставлять всех учащихся прилагать серьёзные усилия, но в такой степени, что бы ни один из них при этом не терял веры в себя. Верно и то, что иногда, особенно у слабых учеников, может проявиться «стресс» или «болезнь» плохой отметки.
Методисты и психологи советуют иногда выставлять оценки за методическое и педагогическое мастерство и себе. Быть может, ставя плохую отметку или вынося порицание, учитель иногда бывает, виноват сам, что-то не так сделал на уроке, чего-то не учёл.
Выставляя оценки и отметки, мы не задумываемся, что, оказывается, у каждой из них есть определение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации "Программно-методическое обеспечение образовательного процесса педагога дополнительного образования"
Методические рекомендации содержат теоретические и методологические основы планирования и прогнозирования образовательного процесса. Образцы представленной документации соответствуют современным...
Методические рекомендации по комплектованию учебно-методического комплекса педагога дополнительного образования
Учебно-методический комплекс(УМК) – это совокупность систематизированных материалов, необходимых для осуществления образовательного процесса, обеспечивающих успех учащихся в познавательной, твор...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Бизнес – план как проектный метод обучения основам предпринимательства», Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов
Методические рекомендации №1 предназначены для учителей основной школы, которых интересует программа написания бизнес-планов учащимися основной и старшей школы. Материал основан на многолетнем опыте у...
[Методические рекомендации] Методические рекомендации, специальность 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств
[Методические рекомендации] Методические рекомендации, специальность Автоматизация технологических процессов и производств...
Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ЕН.01. Математика, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ РАБОТАМ, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ РАБОТАМ
Фонд оценочных средств по учебной дисциплине ЕН.01. Математика программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»,базов...
Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО
БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...
Методические рекомендации педагогам для поддержки психического здоровья и благополучия во время вспышки коронавирусной инфекции (COVID-19) на основании рекомендаций ВОЗ
Дистанционное обучение предполагает, что обучающийся может присоединиться к занятиям взволнованным или возбужденным.Ученик в таком эмоциональном состоянии не готов получать новые знания, но задача пед...