Формирование коммуникативной компетенции
статья по английскому языку по теме

Ботвинникова Александра Игоревна

формирование коммуникативной компетенции

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovan_kommunikat_kompetencii.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

А.И. Леонова,

учитель английского языка

Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка

На данном этапе развития нашего общества возникли предпосылки для кардинального изменения системы обучения иностранным языкам в общеобразовательной школе. Обучение иностранным языкам рассматривается как одно из приоритетных направлений школьного образования.

В соответствии с Концепцией модернизации Российского образования до 2010 года общеобразовательная школа должна формировать «новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции». Определенные таким образом цели образования, ориентирующие педагогов на компетентностный подход к организации учебно - воспитательного процесса, предполагают смену требований к существующим образовательным технологиям, критериям оценки результатов обучения и воспитания, достижение качественно нового уровня образования. Изменились и цели иноязычного образования. В настоящее время изучение иностранного языка направлено:

  1. на развитие коммуникативной компетенции;
  2. на развитие и воспитание понимания у школьников важности изучения; иностранного  языка в современном мире и потребности пользоваться им; как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации;
  3. на воспитание качеств гражданина, патриота;
  4. на развитие национального самосознания.

Таким образом, развитие коммуникативной компетенции является одним  из приоритетных направлений в деятельности учителя. По определению Мильруда Р.П.

Коммуникативная компетенция – это демонстрируемая область (области) успешной
коммуникативной деятельности на основе усвоенных средств и стратегий
речевого общения, подкрепляемых языковыми навыками и речевыми умениями.

Основными составляющими формируемой коммуникативной компетенции являются:

  1. речевая (коммуникативные умения учащихся в говорении, аудировании, чтении и письменной речи)
  2. языковая (произносительная, лексическая и грамматическая сторона речи)
  3. социокультурная (предполагает усвоение определенного набора знаний о странах изучаемого языка и умений использовать их в процессе иноязычного общения)
  4. учебно-познавательная (овладение общими и специальными учебными умениями)
  5. Компенсаторная (овладение учащимися способами преодоления  трудностей в общении с использованием уже известных языковых или нелингвистических средств)

Все эти составляющие тесно связаны между собой. Так невозможно научить общаться на иностранном языке, если учащийся не знает лексики или грамматики. Будет нелепо предложить ученику младшей школы общаться на темы, которые ему еще непонятны или сложны для него.

Что необходимо для успешного формирования коммуникативной компетенции?

Во- первых, это планирование. План - это своего рода фундамент: если он не прочный, таким и будет выстроенное на его основе здание. Кроме того, план - не только минимальная гарантия успеха, но и залог уверенности в себе. Несмотря на то, что уроки спланированы в учебнике, и к ним даются указания в книге для учителя, в действительности же все выглядит следующим образом:

  1. учебник рассчитан на некий усредненный вариант класса, а в наших конкретных условиях классы непохожи друг на друга. Разными являются ученики, а, следовательно, и классные коллективы;
  2. в учебнике спланированы далеко не все уроки, не менее 20% уроков - это так называемые резервные уроки и уроки повторения;
  3. как бы авторы не продумывали свой учебник, живая практика всегда заставит что-то в нем изменить.

Планируя каждый урок, я исхожу из основного методического принципа обучения иностранному языку - принципа коммуникативности, предполагающего такую организацию процесса обучения, при которой моделируются основные черты реального процесса коммуникации. В результате чего учащиеся овладевают необходимым минимумом речевых умений и навыков, то есть компетенций, чтобы пользоваться иностранным языком как средством общения в рамках тематики и учебного материала, предусмотренных программой и действующими учебниками.

Во- первых в ходе планирования уроков я стараюсь соблюдать условия, необходимые для формирования коммуникативной компетенции учащихся:

  1. постоянная речевая практика учащихся;
  2. использование коммуникативного ценного материала;
  3. постоянная активизация речемыслительной активности учащихся;
  4. речевой характер урока.

Во-вторых, учитывать индивидуальные особенности учащихся:

  1. темперамент;
  2. способности;
  3. навыки самообразовательной деятельности;
  4. жизненный опыт учащихся;
  5. сферу интересов;
  6. мировоззрение;
  7. эмоционально-чувствительную сферу;
  8. статус личности в коллективе;
  9. наличие коммуникативной мотивации.

В-третьих, повышать мотивацию. Я считаю, что обеспечению коммуникативной мотивации способствуют такие факторы, как:

  1. доброжелательная обстановка на уроке;
  2. положительный эмоциональный климат;
  3. доверительный отношения между учителем и учащимися, а также между самими учащимися.

Наряду с коммуникативной мотивацией успешному формированию коммуникативной компетенции способствует интенсификация учебного процесса.

Пути интенсификации обучения, как правило, я выбираю исходя из конкретных условий работы.

Понятно, что в процессе аудирования, чтения (про себя), письма могут одновременно участвовать все обучаемые. Сложнее, на мой взгляд, организовать одновременное говорение учащихся на уроке. Тренировка хором, как правило, предполагает проговаривание, а не говорение.

Так, вся группа вслед за мной задает вопросы одному из своих товарищей, например, дежурному ученику, выражает согласие, несогласие с чем-либо, выражает согласие по поводу чего-либо и т.д. Особое внимание стараюсь уделить одновременной коллективной работе учащихся небольшими группами - парами, тройками, четверками.

Хотелось бы выделить одновременную парную работу. Самый простой способ ее организации, на мой взгляд, выполнение упражнений с соседом по парте. Часто при такой работе использую опоры, например, подстановочные таблицы с речевым заданием, структурные схемы диалога.

Формированию коммуникативной компетенции способствуют такие задания, как:

  1. составить план текста, высказать основные мысли по плану;
  2. драматизировать часть текста;
  3. определить соответствие сказанного тому, что содержится в тексте;
  4. выделить основную мысль текста, выразить свое отношение к тексту и отраженной в нем проблеме;
  5. дать характеристику героям текста, оценку их поступков и мыслей, согласиться или не согласиться с мнением одноклассников;
  6. составить собственное высказывание, исходя из прочитанного, услышанного.

В завершении хотелось бы отметить, что разработка уроков требует от учителя дополнительного времени. Это большой, нелегкий труд. Однако, как писал Л. Толстой, «чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогический аспект формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы

Статья обобщает теоретические практические достижения педагогов и психологов, работающих в направлении НЛП по формированию коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы....

Реферат "Принцип ситуативности как необходимое условие формирования коммуникативной компетенции в предметной области "иностранный язык"

Принцип ситуативности как необходимое условие формирования коммуникативной компетенции в предметной области "иностранный язык"Основное назначение иностранного языка как предметной области школьного об...

Мультимедийная образовательная программа “Professor Higgins. Английский без акцента!”как средство формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка.

Перед современным учителем встает проблема поиска нового педагогического инструмента. В своей педагогической деятельности я пришла к выводу, что в современных условиях, учитывая большую и серьезную за...

Нетрадиционная форма урока как эффективный способ формирования коммуникативной компетенции и повышения мотивации обучения.

Формирование коммуникативной компетенции - основная задача обучения иностранному языку на современном этапе. Использование нетрадиционных форм урока способствует повышения интереса и мотивации к изуче...

«Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных компетенций и ИКТ-компетенций на уроках и во внеурочное время в рамках компетентностно-деятельнос

Я представляю свой опыт работы по теме: «Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных ко...

«Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных компетенций и ИКТ-компетенций на уроках и во внеурочное время в рамках компетентностно-деятельнос

Я представляю свой опыт работы по теме: «Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных ко...

Критерий «Формирование коммуникативных компетенции» Показатели и индикаторы оценки коммуникативной компетенции

Перед школой поставлены новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею, быстро ориентироваться в информацион...