« ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
статья по английскому языку по теме

Обухова Ольга Васильевна

       С 2009-2010 учебного года в нашей школе бала принята программа:

« Одарённые дети», главным направлением является курс: «Основы проектно- исследовательской деятельности» для учеников 8- 11 классов.

Эти занятия помогают учащимся освоить новый вид деятельности- эксперимент, определяют последовательность действий в рамках работы над проектом, обучают способам поиска, сбора и обработки информации, а также способам представления результатов проектной и исследовательской деятельности. Поэтому перед учителями возникает проблема. Как организовать образовательный процесс так, чтобы развивалась творческая активность ученика, чтобы раскрывались индивидуальные качества ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _issledovatelskaya_deyatelnost.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Хворостянка муниципального района Хворостянский  Самарской области

ПРОЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ОСВОЕНИЮ

 И ВНЕДРЕНИЮ СОТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

« ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Выполнила: Обухова О.В.,

учитель английского языка

ГБОУ СОШ с. Хворостянка                      

2013

Введение

В современных условиях развития новых технологий необходимым и востребованным качеством  личности  является творчество, познавательная активность. В школе, где я работаю, создаются все условия для развития творческого потенциала учащихся,  через систему  основного и дополнительного образования.

Дети посещают кружки, секции, научное общество, удовлетворяя свои     познавательные потребности, но таких детей очень мало. Большая часть   занимается без инициативы, без энтузиазма. Такие учащиеся нуждаются в развитии творческих потребностях.

Наиболее подходящей технологией  для активизации творческого потенциала обучающихся является проектно - исследовательская деятельность. Все виды проектной деятельности в школе имеют одну цель: подготовить ученика к жизни вне школы, максимально компетентного в образовательной деятельности, умеющего решать жизненные проблемы.

       С 2009-2010 учебного года в нашей школе бала принята программа:

« Одарённые дети», главным направлением является курс: «Основы проектно- исследовательской деятельности» для учеников 8- 11 классов.

Эти занятия помогают учащимся освоить новый вид деятельности- эксперимент, определяют последовательность действий в рамках работы над проектом, обучают способам поиска, сбора и обработки информации, а также способам представления результатов проектной и исследовательской деятельности. Поэтому перед учителями возникает проблема. Как организовать образовательный процесс так, чтобы развивалась творческая активность ученика, чтобы раскрывались индивидуальные качества ребёнка.

Актуальность проблемы: формирование и развитие познавательного интереса учащихся к английскому языку, как способа развития способности личности через метод проекта.

Цель: Организовать и развить исследовательскую деятельность учащихся в урочное  и во  внеурочное время.

Задачи:

  1. - развитие и усовершенствование навыков к анализу, обобщению и сравнению;
  2. - подготовка учащихся к проектной деятельности.

Каждый учитель хочет, чтобы его предмет вызывал глубокий интерес у учащихся, чтобы дети умели не только читать и писать, но и понимать научную картину мира, умели логически мыслить. Ученик может усвоить информацию только  в собственной деятельности при заинтересованности предметом. В каждом ученике живёт  страсть к открытиям и исследованиям. Даже плохо успевающий ученик обнаруживает интерес к предмету, когда ему удаётся что-нибудь « открыть».  Лучшему усвоению учебного предмета, развитию научного интереса, активизация учебной деятельности учащихся, повышению уровня практической направленности  способствуют наиболее активные формы и методы обучения. Поэтому  в своей педагогической практике, я использую следующие методы обучения:

  1. Учебно-познавательные;
  2. Информационные;
  3. Коммуникативные;
  4. Практические;
  5. Поисково-исследовательские.

Формы работы с учащимися можно представить в виде таблицы:

Формы работы

Индивидуальная

Коллективная

Парная

Внеклассная

1.On- line Test

2. Разноуровневые задания.

1. Обсуждение проблемы.

1.Диалог.

2. Практическая работа.

1. Конференция

2. Защита проектов.

3. IT-информационные технологии.

Учебные занятия я планирую таким образом, чтобы  они способствовали приобретению  учащимися  навыков  самостоятельного  поиска ответов на поставленные  вопросы. Самостоятельно решать проблемные ситуации, уметь анализировать факты, обобщать и делать логические выводы.

Поэтому на  своих уроках я часто использую Internet.        для поиска необходимой информации с применением браузеров типа InternetExplorer, MozillaFirefoxи др., различных поисковых систем (Yandex.ru, Rambler.ru, Mail.ru, Google.ru, Yahoo.comи т.д.) и работы с ней (реферирование, конспектирование, аннотирование, цитирование и т.д.);

Например: при чтении незнакомого текста повышенной трудности дети самостоятельно  через  электронный словарь Lingvo или через электронные варианты традиционных словарей, таких зарубежных издательских домов, как Longman, Cambridge University press, McMillan press находят не только слово, но и все возможные эквиваленты.

На этапе систематизации и обобщения знаний самостоятельный поиск необходимой информации на англоязычных и тематических сайтах помогает формировать компенсаторную, социокультурную компетенции, развивает умение организовать самостоятельную работу. Разнообразные виды деятельности формируют межпредметные навыки через  заполнение электронных анкет.

Среди различных методов применяемых мною на уроках и во внеурочной деятельности я использую  метод проекта и исследовательскую работу.

Метод проекта

Для реализации метода проекта в учебном процессе за основу можно взять любую программу курса английского языка, в том числе программу авторов учебника «Английский в фокусе» Ю.Е.Ваулина, В.Эванс, Дж.Дули, О.Е.Подоляко Применительно к школьному курсу  система проектной работы может быть представлена двумя подходами:

  1. Связь проектов с учебными темами (на уроке);

   2. Использование проектной деятельности во внеурочное время.

В нашей школе используются оба подхода. Метод проектов я применяю при изучении многих тем на уроках английского языка. Это мини-проекты по одной теме, проекты зачёты или исследование  лексических особенностей того или иного литературного текста, или сопоставительный анализ русских и английских праздников и т.д. Из мини-проектов получаются исследовательские работы, с которыми учащиеся принимают участие в конференциях, конкурсах различного уровня.

Исследовательская деятельность

Исследовательская деятельность - это один из способов активизации творческого потенциала личности. Наиболее распространёнными и доступными исследованиями являются практические работы по конкретной теме. В результате групповой, индивидуальной практической работы на уроках, во время научной работы, учащиеся занимаются комплексными исследованиями, анализируют различные жанры литературы. Основными  методами исследования остаются сопоставление, обобщение, семантический и лингвостилистический анализы. Большой интерес у учащихся вызывают проекты современной тематики, связанные, например, с рекламой и ее переводом или исследования современных словарей, сопоставление стилистических особенностей литературных произведений русских и английских писателей и т.д.

 В нашей школе для организации научно - исследовательской деятельности  учащихся, было создано научно-исследовательское общество. Оно объединяет учащихся старших классов, проявляющих интерес к творческой деятельности, совершенствованию знаний в определенной области науки, развитию интеллекта. Научно-исследовательское общество состоит из двух секций. Это гуманитарная секция (русского языка, литературы, истории, английского языка).

И естественно – научная секция (биологии, географии, химии, физики). Работая в школе учителем английского языка, много времени уделяю учащимся для занятий во внеурочное время. Занимаюсь с ребятами, которые проявляют интерес к предмету. В начале учебного года провожу опрос с целью выявления таких учащихся, по его результатам формирую группу детей для дополнительных занятий по предмету. Ребята, работающие в группе, не просто дополнительно занимаются английским языком, но они являются прекрасными помощниками для учителя.

 Внеклассную работу провожу по следующим направлениям:

Практическое

Теоретическое

Защита проектов

1. Проведение сопоставительных анализов

1. Работа с литературными источниками

Конференции.

2. Исследовательская деятельность.

2. Подготовка рефератов.

Исследовательская деятельность невозможна без самостоятельности учащихся. Ученическое исследование сочетает в себе использование теоретических знаний и эксперимента, требует умения прогнозировать, строить план исследования, а в некоторых случаях ученик  сам формулирует проблему, выдвигает гипотезу и разрабатывает эксперимент для её проверки. Таким образом, при данной форме эксперимента от ученика требуется максимальная самостоятельность. Психологи отмечают, школьников привлекают самостоятельные формы занятий на уроках, трудный учебный материал, возможность самому строить свою познавательную деятельность на уроках и за пределами школы. Это делает моих учеников взрослыми и самостоятельными в собственных глазах и мнений товарищей.

      Мои воспитанники стали победителями и лауреатами на районных, окружных научно – практических конференциях с темами: «Концепт «любовь и влюбленность», «Роль аутентичных словарей при изучении английского языка» (2008г.,2009г.), «Концепт «гнев и ярость» (по произведениям английских писателей) (2009г.), «Особенности перевода рекламных текстов» (2010г.), «Стилистические особенности английской сказки » (на материале английской литературной сказки А.Милна «The Princess Who Couldn’t Laugh») (2011г.).

 

Применение компьютерных технологий позволяют учащимся создавать удивительные по содержанию презентации, в которых отражены способы решения поставленных задач, результаты работы, выводы.

Естественно, наши научные работы несоизмеримы с работами ВУЗов, но они помогают подготовиться и получить необходимый опыт для обучения в университетах и институтах. Конечно, это очень сложный и трудоемкий труд, но необходимо привлекать учеников в научные работы, что бы помочь определиться с будущей профессией, предпочтениями в той или иной области. Создание условий для научно-исследовательской деятельности школьников позволяет раскрыть их творческий потенциал в будущем.

В результате исследовательской деятельности учеников развивается мышление, наблюдательность, устойчивость внимания и более успешно усваивается содержание материала по предмету. Как следствие растёт качество знаний по английскому языку, многие ученики участвуют в предметных олимпиадах по английскому языку. Диапазон олимпиад достаточно широк в последнее время. Наряду со школьными, районными, окружными, городскими, организованными Pearson Education,широкое распространение получают дистанционные олимпиады. Мои учащиеся активно участвуют и становятся победителями всероссийских дистанционных олимпиад по английскому языку  «Олимпус», «Альбус» и «Британский Бульдог».

 Разнообразие форм работы с учениками с использованием исследовательского метода  помогает ребятам в выборе  будущей профессии. Каждый год ученики поступают на факультеты разных вузов, а знание английского языка необходимо в любой сфере деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по теме "Роль проектной и исследовательской деятельности учащихся на формирование личности молодого человека"

В течении 4 лет,  с 8 класса по 11 класс, в роли классный руководителя, я строила свою работу с учащимися моего класса на основе проектно-исследовательской  деятельности. Вела наблюдение...

Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника Презентация к выступлению "Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника"

Вступление и п резентация к выступлению на семинаре заместителей директоров по учебной работе и руководителей районных методических обединений, 2011 г....

Исследовательская работа "Исследовательская деятельность на уроках физики и химии"

Как средство повышения качества знания у обучающихся по предметам физики и химии...

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В работе рассказывается как на уроках математики путем элементов исследовательской культуры повысить интерес к изучению предмета....

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В работе рассказывается как на уроках математики путем элементов исследовательской культуры повысить интерес к изучению предмета....

Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Коучинговый подход в организации проектной деятельности в рамках требований ФГОС.

В статье речь идет о специфике работы муниципальной научной лаборатории в условиях реализации новых образовательных стандартов.Направление МНЛ «Проектная и исследовательская деятельность» ...