Методика работы со словарями
статья по английскому языку по теме
В работе описаны виды словарей,приведены типы структур некоторых словарей и даны рекомендации по работе с ними.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_raboty_so_slovaryami.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИКА РАБОТЫ СО СЛОВАРЯМИ
Усердней с каждым днем гляжу в словарь,
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.
С.Маршак
Что же такое словарь?
Словарём называется источник (книга), содержащая перечень слов, расположенных в определенном порядке (обычно по алфавиту), с толкованиями на том же языке или с переводом на другой язык.
Словари выполняют множество функций. Общая функция всех словарей – фиксация, систематизация, накопление и хранение знаний о мире и о национальном языке, передача знаний о мире и о национальном языке, передача этих знаний от поколения к поколению.
Лексикографическая компетенция – умении пользоваться словарями и извлекать из них необходимую информацию – предполагает:
- осознание потребности обращения к словарю для решения познавательных и коммуникативных задач;
- умение выбрать нужный словарь в зависимости от конкретных познавательных задач;
- умение воспринимать текст словаря и извлекать из него необходимую информацию о слове.
Чаще всего приходится обращаться к двуязычным переводным словарям, без которых не возможно изучение любого языка.
Согласно примерным программам по учебным предметам (иностранный язык 5-9 класс) в результате изучения учебного предмета дети должны уметь пользоваться справочным материалом (грамматическим и лингвострановедческим справочниками, двуязычным и толковым словарями, мультимедийными средствами).
Виды словарей:
энциклопедические | филологические (лингвистические) | |||
монолингвистические | билингвистические | |||
толковые | аспектные | |||
орфографические | ||||
справочные | пояснительные | |||
|
Электронные словари: Lingvo компании Abbyy и Мульти Лекс компании Media Lingva.
Школьные программы и учебники ориентируют учащихся на использование словарей в учебном процессе, поэтому работе со словарями должно быть уделено самое серьёзное внимание не только на уроках, но и во внеклассной работе, на факультативных занятиях. Цель такой работы – познакомить учащихся с разными типами словарей, сформировать у них основные умения и навыки рационального пользования словарями.
Все словари можно также разделить по объему указанной в них лексики. Это словари большие (unabriged), включающие более 100 000 единиц; словари средние (semi-abridged), в которых представлено от 40 000 до 100 000 единиц, и словари малые (abridged, pocket size dictionaries), имеющие в своем составе от 10 000 до 40 000 единиц.
Знакомство с любым словарем осуществляем обычно по такому плану: а) назначение словаря; б) содержание словника; в) порядок расположения слов; г) структура словарной статьи; д) система пометок; е) система иллюстраций; ж) правила пользования словарем. Непосредственной работе со словарем должно предшествовать тщательное изучение предисловия к нему.
Структура словаря
Независимо от того, каким словарем вы пользуетесь, вы должны быть осведомлены о его структуре, которая подскажет вам, как с легкостью найти необходимую вам информацию и по максиму использовать возможности этой книги. Структура словаря включает в себя такие позиции: введение или предисловие; раздел «как использовать этот словарь»; перечень обозначений, используемых в транскрипции; список сокращений и объяснений; основной список слов, какие-либо дополнительные материалы и библиографический список (список использованной литературы). Например, структура The Oxford Russian Dictionary такова:
- Содержание (Contents).
- Предисловие (Preface).
- Как использовать словарь (Guide of the dictionary).
- Ключ к транскрипции (Phonetic symbols used in the dictionary).
- Список сокращений и объяснений (Abbreviations used in the dictionary).
- Основной список слов (русско-английский, затем англо-русский словник).
- Дополнительный материал: таблицы русских склонений и спряжений (Tables of Russian deciensions and conjugations); список английских неправильных глаголов (English irregular verbs), русский и английский алфавит (The Russian alphabet and the English alphabet).
В словарных статьях хорошего большого словаря к каждому слову помимо перевода этого слова еще может быть указана такая информация:
- синонимы к этому слову и отличия в их значениях (synonyms)
- антонимы к этому слову (antonyms)
- словосочетания с этим словом (collocations)
- произношение и его варианты (pronunciation), а их у слова может быть два, и три
- использование слова в определенных примерах, конструкциях, образцах и т.д. (usage)
- указание на то, употребляется ли слово по отношению к людям или неодушевленным предметам.
Если вы пользуетесь онлайн-словарями, например, ресурсом www.multitran.ru, вашему вниманию также представляется кладезь полезной информации по какому-либо слову английского языка. В этом словаре также перечислены все части речи, которыми может быть ваше слово, указаны все его возможные значения, но самое важное – это распределение значений по категориям и областям знаний. Например, слово call в качестве имени существительного в области бухгалтерии будет переводиться «сделка с премией», в религиозной тематике как «долг», а в юридическом английском языке как «вызов в суд».
Работу со словарями необходимо организовать таким образом, чтобы ею заинтересовались учащиеся. Для первоначального ознакомления учащихся со словарями желательно вкратце охарактеризовать им содержание вводных статей, у которых излагаются принципы и основы построения словаря, отбора лексики и правила пользования словарем.
Для эффективности работы со словарем представляется необходимость:
- Знания учениками алфавита наизусть.
Все слова в словаре расположены в порядке английского алфавита: для справок английский алфавит приводится в начале словаря.
Для того, чтобы успешно пользоваться словарем и быстро находить нужное слово, надо твердо знать английский алфавит в порядке расположения его букв.
Для начала можно рекомендовать написать алфавит на вертикальную полоску бумаги и положить ее рядом со словарем при работе.
Далее следует учесть, что слова, начинающиеся на одну букву, расположены в словаре не бессистемно, а в порядке последующих букв.
Поэтому, например слово white расположено в словаре до слова write, т.к. вторая буква первого слова h стоит в алфавите впереди второй буквы слова write – r.
При отыскивании слов нужно учесть, что словарь дает слова в исходных (основных) формах, тогда как в тексте они встречаются большей частью в производных формах.
Следовательно, прежде чем обращаться к словарю, необходимо восстановить исходную форму слова.
- Знания учеников о способах словообразования.
- Знания учениками многозначности слов.
- Понимания того, что синонимы не всегда замещают друг друга.
- Знания того, что слова имеют разные антонимы в разных областях.
- Знания того, что сложные слова английского языка не переводятся отдельно.
- Знания того, что объем значений слов английского и родного языка не одинаков.
- Знания того, что конверсия является одним из способов словообразования.
- Знания того, что слова английского языка произносятся по-другому и пишутся иначе.
Словари составлены по алфавитно-гнездовой системе. Словосочетания и фразеология приводятся внутри словарной статьи под опорным (стержневым) словом, тогда как сложные и производные слова, а также префиксальные образования даны в виде отдельных статей в алфавитном порядке.
Словарная статья в словаре Мюллера состоит из:
- Заголовочного слова или вокабулы.
- Фонетической транскрипции слова.
- Грамматической пометы (часть речи).
- Пометы о происхождении или области применения слова (амер., исп, рус, техн., мор.).
- Стилистической пометы (разг., книж., поэт., груб.).
- Перевода слова на русский язык.
Использование словарей в качестве справочного и учебного пособия дает учителю возможность применять их как на различных уроках, так и на разных этапах урока. Лингвистические словари могут быть также использованы при объяснении непонятных и трудных слов на уроках литературы, на различных дополнительных занятиях и внеклассных мероприятиях (на кружковых занятиях, на олимпиадах, викторинах, при подготовке наглядных пособий и т.п.). Главное заключается в том, чтобы выработать у учащихся потребность в необходимых случаях обращаться к справочной литературе, научиться самостоятельно добывать новые знания.
Работа со словарями в школе должна проходить двояко. Во-первых, это работа непосредственно со словарями, изданными специально для школы, имеющимися на руках у учащихся или в школьной библиотеке. Во-вторых, работа в школе может проводиться со словарями общего типа: в зависимости от конкретных условий, от уровня развития класса учитель подбирает по этим словарям необходимый дидактический материал, составляет посильные для учащихся задания по приведенным образцам. Потенциальные возможности работы со словарями в школе огромны, вот почему методика использования словарей в учебном процессе, предложенная нами, чрезвычайно важна. Использование школьных лингвистических словарей, а также других типов словарей на уроках языка и во внеурочное время повышает интерес школьников к изучаемым лингвистическим явлениям, а также способствует всестороннему развитию личности школьника.
Следует отметить еще одно обстоятельство. Со временем появятся новые типы словарей. Большие надежды в словарном деле возлагается на компьютеры, которые способны накапливать огромный объем информации о словах и по заданным критериям печатать списки слов или их составных частей. Через несколько лет станет возможным производство словарей по индивидуальным заказам-заявкам, т.е. произойдет качественный скачок в практической лексикографии. Хочется верить, что близко то время, огда словари смогут ответить на все вопросы читателя.
Словари и справочники – постоянные спутники нашей жизни, служащие нам для расширения знаний и повышения языковой культуры. Их заслуженно называют спутниками цивилизации. Словари – это поистине неисчерпаемая сокровищница национального языка, а так жжет это и инструмент познания, и интеллектуальный путеводитель, и просто увлекательное чтение. Привычка пользоваться словарями – одна из самых полезных среди тех, которые может приобрести человек, получающий серьезное образование.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Работа со словарями в начальных классах"
В ближайшее время лексический фрагмент урока русского языка со словарями должен стать обязательным в любом классе, а работа с разными типами словарей превратиться в необходимость....
Практическая работа «Компьютерные словари и системы машинного перевода текста»
Практическая работа«Компьютерные словари и системы машинного перевода текста»1. Открыть Электронный словарь на сайте www.ver-dict.ru или по выбору.2....
Работа со словарями
По большому счету весь урок русского языка – это работа со словом. Через слово ученики узнают и осознают законы языка, убеждаются в его точности, красоте и выразительности. И поэтому очень важно, чтоб...
Методика создания звукового словаря.
Пользуясь этой инструкцией вы с лёгкостью создадите ззвуковой словарь для ваших учеников по любой теме....
Работа со словарями. Умение работать со словарём, интерес к слову, исследовательская и поисковая работа очень важны и нужны на уроках русского языка.
Работа со словарями. Данный материал основан на работе с одним словом по различным толковым словарям....
дипломная работа «Работа со словарем на уроках русского языка как средство обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся основной школы»
Обогащение словарного запаса учащихся - важнейшая задача школьного курса русского языка. Необходимость в специальной работе по обогащению словарного запаса учащихся определяется, во-первых, исключител...
Методика перехода от информационно – коммуникационных технологий на уроках математики к методике работы с сайтом.
Материал показывает то, что изучая ИКТ, а затем, применяя их на уроке математики, приобретаешь опыт, который можно использовать в другом направлении, т.е. создавая сайты....