Здоровьесберегающие технологии На уроках английского языка во 2-5 классах.
статья по английскому языку (5 класс) на тему
Иностранный язык является одним из самых трудных школьных предметов и характеризуется большой интенсивностью, требующей от учеников концентрации внимания и напряжения сил в течение всего урока. Вследствие чего у детей часто возникает утомление. Биологическая роль этого состояния заключается в своевременной защите организма от истощения. Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока, предотвращающим утомление, являются физкультминутки – кратковременные перерывы для проведения упражнений. Их цель – предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности, профилактика нарушений осанки. Физкультминутки положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы. Одним из самых любимых физкультминуток в нашем классе стали: повторение лексических единиц с помощью мяча, физкультминутки «Teddy Bear» и «Давайте поздороваемся как жители разных стран».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии
На уроках английского языка во 2-5 классах.
Обеспечение здоровьесберегающих условий обучения – основа внедрения Федерального Государственного Образовательного Стандарта для начальной школы. Понятна истина: если нет здоровья, то всё остальное не имеет особого смысла. Гиподинамия и длительные статические нагрузки являются характерными чертами современной общеобразовательной школы. Динамическая нагрузка – естественная биологическая потребность растущего организма. Невозможность реализовать эту потребность на уроке приводит к быстрой утомляемости, нервозности, снижению внимания, работоспособности, плохому усвоению изучаемого материала. Перспективы поиска новых путей повышения двигательной активности школьников связаны с новыми подходами к организации учебного процесса с учетом динамической составляющей урока. Чтобы повысить динамическую составляющую необходимо внести изменения в традиционную структуру урока, совместить образовательный компонент с динамической нагрузкой на всех этапах учебного процесса. Цель здоровьесберегающих технологий: обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые для этого знания, научить использовать полученные знания в жизни.
Иностранный язык является одним из самых трудных школьных предметов и характеризуется большой интенсивностью, требующей от учеников концентрации внимания и напряжения сил в течение всего урока. Вследствие чего у детей часто возникает утомление. Биологическая роль этого состояния заключается в своевременной защите организма от истощения. Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока, предотвращающим утомление, являются физкультминутки – кратковременные перерывы для проведения упражнений. Их цель – предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности, профилактика нарушений осанки. Физкультминутки положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы. Одним из самых любимых физкультминуток в нашем классе стали: повторение лексических единиц с помощью мяча, физкультминутки «Teddy Bear» и «Давайте поздороваемся как жители разных стран».
TEDDY BEAR
TEDDY BEAR, TEDDY BEAR,
TURN AROUND.
TEDDY BEAR, TEDDY BEAR,
TOUCH THE GROUND.
TEDDY BEAR, TEDDY BEAR,
SWITCH OFF THE LIGHT
TEDDY BEAR, TEDDY BEAR,
SAY “GOOD NIGHT”.
ДАВАЙТЕ ПОЗДОРОВАЕМСЯ КАК ЖИТЕЛИ РАЗНЫХ СТРАН
В России – пожимают друг другу руки (ученики повторяют указанные действия), в Италии - горячо обнимаются. В Бразилии – хлопают друг друга по плечу, в Зимбабве – трутся спинами, в Македонии – здороваются локтями, в Никарагуа – касаются плечами. В Новой Зеландии народы маори касаются при встрече носами. У некоторых индейских племен принято при виде незнакомого человека сидеть на корточках до тех пор, пока незнакомец не приблизится и не заметит вас. А до чего красив ритуал приветствия в некоторых североафриканских государствах: там подносят правую руку сначала ко лбу, потом к губам и после этого – к груди. В переводе с языка жестов это означает: я думаю о тебе, я говорю о тебе, я уважаю тебя.
Требования к организации и проведению физкультминуток:
Физиологическим обоснованием для проведения физкультминутки считается 15-20 минута урока.
Длительность физкультминуток 1-5 минут. Каждая включает комплекс упражнений, повторяемых 4 – 6 раз. За такое короткое время удаётся снять общее или локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей.
Комплексы подбираются в зависимости от вида и содержания урока. Упражнения должны быть разнообразными, так как монотонность снижает интерес, а, следовательно, и результативность.
Физкультминутки следует проводить на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не даст желаемого результата. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой.
Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомлённых групп мышц. Необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности школьников.
Виды физкультминуток:
1) Музыкально – танцевальные физкультминутки, когда дети поют песню на английском языке и исполняют под песню различные движения, представлены в учебнике «FORWARD» и пользуются у детей большой популярностью.
COME ALONG AND JOIN OUR CIRCLE.
PUT OUT YOUR HANDS AND MAKE A CIRCLE.
STEP TO THE RIGHT AND SING!
STEP TO THE RIGHT AND SING, SING, SING!
NOW MAKE PAIRS WITH ARMS CROSSED OVER.
MAKE UP A PAIR WITH ARMS CROSSED OVER.
NOW ALL TOGHETHER SWING!
NOW ALL TOGHETHER SWING, SWING, SWING!
2)Физкультминутки для улучшения мозгового кровообращения
Initial position: sitting on the chair.
1 – bend your head right;
2 – initial position;
3 – bend your head left;
4 – initial position;
5 – turn your head forward, don’t raise your shoulders;
6 – initial position. Repeat 3–4 times. The pace is slow.
3) Физкультминутки для мобилизации внимания
HEAD AND SHOULDERS, KNEES AND TOES, KNEES AND TOES.
HEAD AND SHOULDERS, KNEES AND TOES, KNEES AND TOES.
AND EYES, AND EARS, AND MOUTH, AND NOSE.
HEAD AND SHOULDERS, KNEES AND TOES, KNEES AND TOES.
4) Гимнастика для глаз
LOOK LEFT, RIGHT
LOOK UP, LOOK DOWN
LOOK AROUND.
LOOK AT YOUR NOSE.
LOOK AT THAT ROSE.
CLOSE YOUR EYES.
OPEN, WINK AND SMILE.
5) Гимнастика для слуха
Такие упражнения способствуют развитию фонематического слуха и, кроме того, плодотворно воздействуют на органы зрения.
Clap your hands once, when you hear the short sound [I]: big, teacher, six, sit, bee, tree, giraffe
Clap your hands twice, when you hear the sound [e]: bed, bat, black, seven, ten, cat, pen, hat
Say «yes», when you hear words starting with the sound [s]: snake, smile, cat, six, seven, she
6) Массаж активных точек
В результате массажа активизируется работа подкорковых частей мозга, возникают процессы, связанные с обострением интуиции, улучшается настроение.
Bend the upper part of the ear down with your hand. Unbend, bend, as if you are rolling up and down the ear. The ears should become warm. Press the lobe of the ear, rub and release. Rub the whole ear in a circle from one side to another. You should rub 2 ears at the same time. Start pulling the ears. First 20 times down, then take the middle of the ear and pull 20 times.
7) Упражнения, корректирующие осанку
Initial position: put your legs aside, put your hands over the head.
1–5 – make circular motions with your body to the right;
5–6 – make circular motions to the left;
7–8 – put your hands down and shake them.
Repeat 4–6 times. The pace is medium.
8) Дыхательная гимнастика способствуют углублению дыхания, помогают повысить возбудимость коры больших полушарий, активизировать детей на уроке.
Упражнение «Шарик».
Учитель предлагает детям представить, что они воздушные шарики. « You are balloons»! На счёт 1234- дети делают 4 глубоких вздоха «Breath in!» и задерживают дыхание. Затем на счёт 1-8 медленно выдыхают «Breath out!».
9) Артикуляционно–мимическая гимнастика
Данные упражнения помогают создать благоприятный фон для выработки точных и координированных движений, нужных для звучания полноценного голоса, ясной и четкой дикции; а также снять излишнюю напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры; выработать необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата. Осуществляется тренировка мышц нижней челюсти, губ, языка, мышц глотки и мягкого неба, мимических мышц. Данный вид гимнастики проводится на каждом уроке. В книге для учителя есть приложение «Основные сведения по фонетике английского языка», в котором даётся много советов для учителя по проведению данного вида гимнастики. При выполнении данных упражнений важным условием является правильная осанка.
10) Пальчиковые игры – это прекрасная возможность общения с ребёнком на уровне тактильных ощущений. Сюжетная канва игры, иллюстрированная, несомненно, движением пальцев, способствует снятию усталости, повышению работоспособности и концентрации внимания. С помощью пальчиковых игр можно отрабатывать фонетику, грамматику и новые лексические единицы. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны. «Ум ребенка находится на кончике пальцев», говорил В.А.Сухомлинский. В английском фольклоре каждый палец руки, как уважающий себя джентльмен, имеет собственное имя. Это имя одновременно является характеристикой пальца, определяющей его возможности.
Petter-Pointer — Питер-указка (указательный палец).
Tobby-Tall — Длинный Тоби (средний палец).
Rubby-Ring — Руби с кольцом (безымянный).
Baby-Small — Малютка (мизинчик).
Tommy-Thumb — Большой Том, «Сам» (большой палец).
Во многих пальчиковых играх пальцы по очереди выкликаются по именам. Эти игры преследуют задачу заставить каждый пальчик детской руки двигаться отдельно от других пальцев.
Petter-Pointer, Petter-Pointer,
Where are you?
Here are I am, here are I am.
How do you do?
На слова третьей строки палец «выскакивает» из кулачка. Затем речь идёт о другом пальце.
TOMMY THUMB
(пальцы сжаты в кулачки, большие пальцы направлены к груди)
TOMMY THUMBS, UP!
(большие пальцы поднимаем вверх)
TOMMY THUMBS, DOWN!
(большие пальцы опускаем вниз)
TOMMY THUMBS ARE DANCING AROUND THE TOWN.
(встряхиваем кисти рук в воздухе)
DANCING ON YOUR SHOULDERS,
(большие пальцы «танцуют» на плечах)
DANCING ON YOUR KNEES,
(большие пальцы «танцуют» на коленях)
DANCING ON YOUR HEAD
(большие пальцы «танцуют» на голове)
AND TUCK THEM INTO BED!
(прячем ладошки под мышки)
PAIRS
Two things make a pair. (hold up two fingers.)
And on me, I’ll show you where. (point to self.)
I have two ears, and I have two eyes. (point to ears and eyes.)
Both are important to make me wise!
I have two holes in my nose. (point to nose.)
That lets me smell a beautiful rose. (pretend to smell a rose.)
I have two hands that clap a beat. (clap hands to underlined words.) I have two feet that are really neat! (jump when saying the word neat!)
OSTRICH
An ostrich has two long legs (hold up 2 fingers.)
and can lay many large eggs. (touch together index fingers and thumbs for a large egg.)
She’s the largest of all the birds, (hold hands up high like wings.)
And she can’t fly. Isn’t that absurd? (put hands on hips.)
В учебнике «FORWARD» большое внимание уделяется пальчиковым куклам, с помощью которых мы разыгрываем диалоги. Особое внимание уделяется и разучиванию песен на уроке. Песня - это хороший вид релаксации, который предоставляет возможность не только отдохнуть, но и служит способом формирования фонетических, лексических и грамматических навыков. Пение активизирует функции голосового и дыхательных аппаратов, повышает интерес к предмету, развивает слух, память, снижает утомляемость. Мы уже разучили много песен, вот одна из них:
HOW DO YOU DO? HOW DO YOU DO?
THIS IS JOE AND THIS IS SUE…
MY NAME’S BILL AND WHO ARE YOU?
MY NAME’S JANE, HOW DO YOU DO?
MY NAME’S JANE AND WHO ARE YOU?
MY NAME’S BILL, HOW DO YOU DO?
В английском фольклоре много песен, которые говорят сначала о 10 предметах, потом о 9 и т.д. Это значительно сокращает время на разучивание песни: достаточно выучить 1 куплет, а остальные поются по аналогии.
THERE WERE 10 FAT MONKEYS, SLEEPING IN THE SUN.
10 FAT MONKEYS, SLEEPING IN THE SUN.
THEN ALONG CAME A TIGER, LOOKING FOR SOME FUN.
THERE WERE 9 FAT MONKEYS, SLEEPING IN THE SUN...
Отличительной особенностью данного УМК является то, что все песни записаны на диски и учащиеся могут петь полюбившиеся песни и дома.
Здоровьесберегающие технологии осуществляются также через передвижение по классу, частую смену видов деятельности, проведение речевой зарядки, которая помогает детям переключить внимание с предыдущего урока и способствует вхождению в языковую среду. Речевые зарядки бывают 2 типов: традиционные и естественные. Мы только начали изучать английский язык, поэтому мы проводим традиционную речевую зарядку. В нашем арсенале на данный момент17 вопросов (How are you? Where are you from? What’s your telephone number? и т.д.) Обязательным условием для моих учеников является то, что они должны ответить хотя бы на один вопрос во время речевой зарядки. Это, как я объясняю детям, служит для меня сигналом, что все готовы к работе.
Не менее важной здоровьесберегающей технологией является соблюдение санитарных требований к учебному кабинету: освещённость, проветривание, чистота, правильное расположение парт и доски, температурный режим и т.д. Важно, чтобы на уроке царила атмосфера эмоционального комфорта. Этому способствует доброжелательный тон учителя, создание ситуаций успеха, стимулирование внутренней мотивации учащихся и т.д. Ученики могут подойти за консультацией и после урока. Большая работа была проведена с родителями: в сентябре месяце мы провели родительское собрание, а также была опубликована статья «Английский - по новым учебникам» в районной газете.
Учебник по английскому языку для 2 классов «FORWARD» содержит огромное количество материала, который нужно освоить. Для того, чтобы избежать перегрузки, мы открыли кружок по английскому языку (1 час в неделю) - клуб «Teddy Bear», на котором мы поём песни, разучиваем стихи, предусмотренные программой и занимаемся проектной деятельностью. В начале занятия используется технология «Гайд-парк», когда каждый ученик имеет право выступить перед классом с речью. Кто-то рассказывает, что уже научился считать до 100 и демонстрирует свои знания; кто–то рассказывает о какой-нибудь достопримечательности; кто-то сообщает, что страна, язык которой мы изучаем, называется не Англия, а Объединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии. В декабре 2011 года в нашей школе проходил месяц иностранных языков. Ученики старших классов провели для второклассников два мероприятия: «Прогулки по Нью-Йорку» и «История появления мишек Тедди». Так что второклассники приняты в большую творческую семью учеников нашей школы. Названия учебников, по которым учащиеся нашей школы изучают английский язык, «ENJOY ENGLISH» и «FORWARD». Пусть эти два выражения будут для них ориентиром при изучении английского языка.
Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий на уроке английского языка с учетом физиологических особенностей детей приводит к достижению более высокой эффективности занятия, возрастает удовлетворенность ребят полученными знаниями, повышается качество образования по предмету, укрепляется и сохраняется здоровье школьников.
Использованные ресурсы:
http://www.uo-kuragino.ru/forum/viewtopic.php?t=302&sid=fb604b190eec6730e11e5cd62d2dbc57
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка к урокам английского языка "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка"
Данный материал помогает организовать работу на уроке в средней школе, большое внимание уделяется ролевым играм....
«Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка в начальных классах».
Здоровьесберегающие образовательные технологии - это программы и методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, ...
Мастер-класс Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка в начальной школе
Презентация педагогического опыта, которая знакомит с типами здоровьесберегающих технологий, направленных на укрепление физического и духовного здоровья обучающихся. В ней также представлены: структур...
Элементы здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка в старших классах
Статья, рассматривающая различные подходы к организации динамических пауз, релаксационных минуток на уроках английского языка в старшей школе. Статья может быть полезной не только учителям иностранных...
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка или «Уроки без стресса»
Применение здоровьесберегающих образовательных технологий на уроках английского языка или уроки без стресса....
Современные образовательные технологии. Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРЕЗЕНТАЦИИОдним из приоритетных направлений школьного образования является сохранение и укрепление здоровья детей. Гиподинамия и длительные статические нагрузки являются харак...
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка или «Уроки без стресса»
Материал полезен учителям в плане сохранения здоровья детей и разнообразия использования технологий в образовательном процессе....