Ролевая игра на уроке английского языка
статья по английскому языку по теме

Никитина Елена Михайловна

 

Преимущества ролевой игры перед другими коммуникативными упражнениями заключается в том, что она предполагает подражание действительности в ее наиболее существенных чертах, усиление личной сопричастности ко всему происходящему.

У детей при участии в ролевых играх закладываются основы коммуникативной компетенции, позволяющие осуществлять иноязычное общение учащихся на уроках, что является главной целью обучения иностранному языку.

Предлагаемая работа посвящена организации ролевой игры на уроке английского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ РОЛЕВОЙ ИГРЫ НА РАЗНЫХ СТУПЕНЯХ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ        

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        

БИБЛИОГРАФИЯ        


ВВЕДЕНИЕ

В настоящее  время знание  иностранных языков - это не только атрибут культурного развития человека, но и условие его успешной карьеры.

В условиях реализации задач реформы общеобразовательной школы учителя и методисты постоянно ищут резервы повышения уровня качества эффективности обучения иностранному языку. Одним из этих резервов можно считать ролевую игру, которая является эффективным средством создания коммуникативной направленности уроков иностранного языка. Ролевая игра обладает большими обучающими и воспитательными возможностями, ее можно рассматривать как точную модель общения.

Преимущества ролевой игры перед другими коммуникативными упражнениями заключается в том, что она предполагает подражание действительности в ее наиболее существенных чертах, усиление личной сопричастности ко всему происходящему.

У детей при участии в ролевых играх закладываются основы коммуникативной компетенции, позволяющие осуществлять иноязычное общение учащихся на уроках, что является главной целью обучения иностранному языку.

Предлагаемая работа посвящена организации ролевой игры на уроке английского языка.


МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ РОЛЕВОЙ ИГРЫ НА РАЗНЫХ СТУПЕНЯХ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

К ролевой игре методика преподавания иностранных языков проявляет интерес уже давно. Упражнения типа "Читайте по ролям", "Инсценируйте диалог" занимают прочное место в арсенале методических приемов. В настоящее время идея использования ролевого поведения получила широкое применение, т.к. внедрение этого приема в учебный процесс способствует достижению целей обучения диалогической речи и расширенному монологическому высказыванию, активизации речемыслительной деятельности школьников на всех этапах обучения иностранному языку, формированию у них навыков и умений самостоятельного выражения мысли, образованию и воспитанию учащихся средствами иностранного языка.  Процесс организации ролевой игры включает три последовательных этапа: подготовку, проведение и подведение итогов. При этом особое значение имеет выбор адекватных для определенной возрастной группы учащихся форм ролевой игры.

Психологи отмечают, что для поведения детей младшего школьного возраста характерны высокая активность, подвижность. Дети этого возраста свободны, раскованны, с интересом относятся к игровым формам работы, любят исполнять различные роли людей, которых видят вокруг себя, роли сказочных персонажей. У школьников этой возрастной группы происходит интенсивное развитие воспроизводящего воображения, их фантазия становится способной оживлять то, что получено извне в форме описания, создавать яркие образы увиденного и услышанного. Именно эти возрастные особенности учащихся 7-11 лет позволяют наиболее успешно и интенсивно использовать ролевые игры и задания в младших классах.

Как правило, ролевые игры на начальной ступени обучения проводятся в режимах: ученик 1 ученик 2 , ученик - класс, ученик - группа.

Ученики охотно участвуют в ролевых играх, изображая любознательного Буратино, Алису, Тома, Мальвину, Незнайку, Мэри Поппинс, Карабаса  Барабаса, учителя, друга из Англии, т.е. расспрашивают друг друга в рамках создаваемых ситуаций общения, обмениваются мнениями, суждениями, выражают просьбу, совет и др.

Возрастной период младших школьников характеризуется интересом учащихся к межличностному общению в учебно-трудовой деятельности. В этих условиях возрастает значение сюжетных ролевых игр бытового содержания, отражающих разные стороны жизни школьника (учебу, труд, досуг), воспроизводящих фрагменты его реального опыта.

Для младших школьников выделяются следующие сферы речевого общения: в школе, дома, на участках трудовой деятельности, которые можно создать с помощью различных средств обучения. Одним из средств, помогающих конструировать, моделировать весь учебный процесс и, в том числе, ролевую игру, является кукла. И в этом случае многие методисты, например, авторы учебника английского языка для второго класса Верещагина И.Н., Притыкина Н.А. предлагают использовать пальчиковые куклы. Другие учителя отдают предпочтение куклам, которые надеваются на руку. Благодаря подвижности такая кукла более выразительна. Создавая самим своим появлением атмосферу кукольного театра, она является прекрасным средством организации внимания на уроке.

Игра с куклой как одна из разновидностей ролевой игры обладает всеми ее свойствами и достоинствами в организации речевой деятельности на уроке иностранного языка. Исполнение роли куклой способствует вовлечению в игру большего числа обучаемых, активизирует их речевую деятельность. Кукла может выступать в роли маски, когда не всегда удобно предложить человеку сыграть "отрицательную" роль, в частности избалованного, капризного, ленивого, боязливого, непонятливого ребенка. Например, тренируется употребление выражения принадлежности. Капризная кукла ничего не хочет делать и на любое утверждение: Ты должна..." отвечает: "Я не хочу...”. При этом тренируется употребление модальных глаголов.

Кукла может выступать и знаком ситуации, когда перед классом появляется незнакомая кукла. Это создает стимул к диалогу - расспросу:

Who are you?

How old are you?

Where are you from? …и т.д.

За диалогом следует обобщение всего, что ученики узнали о кукле.

Ролевая игра с куклой разнообразит занятия, организует внимание, внутренне мотивирует речь учащихся и способствует коммуникативной направленности урока в начальной школе.

Одной из функций этого средства общения является то, что кукла выступает в роли партнера, адресата речи. Игра с куклой - партнером психологически основана на человеческой способности полноценно общаться, особенно выраженной у детей.

Кукла - третье лицо, предмет разговора. В этом случае игра с куклой позволяет строить сюжетные цепочки заданий.

Таким образом, кукла выполняет три-четыре функции.

Многие педагоги считают, что кукла - это особый, "действующий", активный вид наглядности на уроке.

В течение многих лет я применяю ролевые игры на уроках английского языка в младших классах. Но прежде чем ввести данный прием работы в учебный процесс, необходимо провести большую подготовительную работу. Нельзя забывать о том, что у младших школьников нет навыков не только иноязычного, но и русскоязычного общения. Следовательно, чтобы организовать общение в рамках ролевой игры, необходимо сформировать эти навыки в реальных условиях учебного процесса. Для этого я использую тренировочные упражнения, которые привожу ниже.

  1. Упражнение на тренировку учащихся в умении реагировать на предложенные утверждения. Они призваны развивать умение употреблять клишированные фразы, эквивалентные русским "Да", "Нет", "Разве?", "Неужели?" и т.д. Например:
  1.  Carlson has come to us. He is a good boy. He likes to eat jam, doesn’t he?
  2.  You are right. He likes to eat jam.
  3.  Do you like to eat jam?
  4.  Yes, of course.
  1. Упражнения на тренировку школьников в составлении микро диалогов в парах, в рамках предложенной ситуации:

Imagine, your friend has a birthday party today. What will you do?

  1.  Hello.
  2.  Hello, Ira. Happy birthday to you. Here is a present for you.
  3.  Thank you. What is it? Oh! It is a doll. It’s very nice. I like to play with dolls.

Упражнения на тренировку выражений этикетного характера:

  1.  Hello, Ira
  2.  Hello, Lena
  3.  How are you?
  4.  I’m fine, and you?
  5.  I’m fine too. Thank you.
  6.  Good-bye, Lena.
  7.  Bye.

Упражнения, направленные на развитие навыков ведения разговора по телефону. Например:

  1.  Hello. This is Andrew. Is that Caroline?
  2.  Hello, Andrew. Yes, it’s me.
  3.  How are you?
  4.  Fine, thanks. And you?
  5.  I’m OK.
  1. Учащимся предлагается диалог-образец, который является основой для составления их собственного диалога. Работу над ним провожу поэтапно:

-        читаем диалог по ролям, обращая внимание на реплики, подлежащие освоению;

-        читаем диалог с целью восстановить пропущенные реплики;

-        имитируем диалог, воспроизводя реплики по ролям;

-        самостоятельно составляем аналогичный диалог, но в другой ситуации общения.

  1. Составление небольших полилогов.

Учащиеся работают в группах по 3- 4 человека, достигая при этом полного взаимодействия партнеров. На этом этапе работы я уже использую  ролевые игры.

В подростковом периоде у ребенка происходит демонстративное отмежевание от детства, постоянное и активное самоутверждение на позиции "Я - взрослый". Это время бурного роста и одновременно обостренного внимания к внешности - своей и сверстников; время высокой энергичности и быстрой утомляемости; внешней бравады и глубокой ранимости, повышенной тревожности. В это время появляется потребность в информации о своей личности, о своем положении среди сверстников, острая тяга к групповому общению.

Особенности подросткового восприятия мира проявляются и в выборе ими ролевых игр. В ролевых играх подростки стремятся к групповому сотрудничеству.

Подростки играют в более сложные и разнообразные ролевые игры по сравнению с младшими школьниками. Ролевые игры проводятся по следующим направлениям: в школе - на уроке, в кабинетах, в библиотеке, в спортзале; дома - в комнате школьника или в его рабочем уголке; в общественных местах - на улице, в магазине; в местах культурного досуга - в театре, в кинотеатре, в концертном зале, в картинной галерее; путешествие по англо-говорящим странам, по городам России и Англии и т.д.

Прием ролевой игры дает наиболее ощутимые результаты как средство развития умений и навыков устной речи, если его использовать в сочетании с функционально-семантическими опорами, которые позволяют стимулировать достаточно развернутые высказывания учащихся, ориентированные на употребление в речи конкретного языкового материала.

Например, для ролевой игры  "Buying Shoes" можно предложить такие опоры:

Salesman

Shopper

Greet and ask what the shopper wants.

Ask about size.

Reply negatively.

Offer another colour.

Offer another style.

Reply.

Greet. Reply.

Reply. Ask about colour.

Reject.

Agree. Ask about price.

End the conversation politely.

Для ролевой игры "Travelling. Booking Tickets" можно предложить ученику, выполняющему роль работника железнодорожной кассы, следующую опору:

Place of destination

Price of the ticket

Departure time

Arrival time

Availability

Date

Of a snack bar

Of lower berths

1.

Moscow, train № 13

160 roubles

6 p.m.

10 a.m.

-

-

after the 20th of December

2.

Moscow, train № 68

130 roubles

8 p.m.

1.30 p.m.

+

+

any date

Ученик в роли пассажира получает задание заказать билет на поезд до Москвы на 17 января, выяснив цену, время отправления и прибытия и т.д.

Использование этих и подобных опор облегчает ролевую игру, для успешного проведения которой недостаточно только раздать ученикам роли и описать ситуацию.

Такие упражнения полезны в системе подготовки учащихся к ГИА по английскому языку раздел «Говорение».

Для старшеклассников предлагаются такие ролевые игры, которые в основе своей имеют различные типы диалогов: обмен впечатлениями, суждениями - «Театралы», «Интервью», «Точки зрения».

В условиях постепенного перехода подростков к старшему школьному возрасту повышается значение игровых ситуаций; расширяющих представления учеников об окружающем мире, опережающих имеющийся у них жизненный опыт, подготавливающих участников игры к их будущей социальной роли. Адекватной формой игрового общения у старшеклассников становится имитационная ролевая игра.

В такой игре соблюдаются правила имитируемой деятельности, общение должно быть организовано в соответствии с игровым заданием. Для этого необходимо определить цели игры, разработать сюжет, конкретизировать задачу каждого участника, уточнить состав и содержание речевых действий, объяснить правила игры, критерии оценки действий и, наконец, подвести итоги игры.

Имитационные ролевые игры являются не только средством подготовки учащихся к речевому общению, но и приемом, расширяющим возможности познавательной деятельности школьников, формированию нравственной позиции. Они позволяют имитировать ситуации, которые могут возникнуть в будущей профессиональной деятельности.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение, хочется отметить, что ролевая игра - один из наиболее эффективных приемов реализации коммуникативного принципа в обучении иностранному языку. Ролевая игра имеет ряд особенностей:

1.        Ролевая игра - это обучение в действии, что, как известно, повышает качество обучения.

2.        Ролевая игра требует полной отдачи от участников, их реакции как вербальными, так и невербальными средствами в заданной ситуации. В ролевой игре используются их знания и умения, приобретенные в классной комнате, так и за ее пределами, т.е. их общий запас знаний и умений.

3.        Ролевая игра является в высшей степени мотивирующей, поскольку содержит элемент игры и непредсказуемость развязки. Кроме того, обучающиеся видят возможность применения ситуации, разыгрываемой в ролевой игре, в реальной жизни, чего не может дать механическая тренировка в употреблении лексических единиц и грамматических структур.

4.        Ролевая игра дает обучающимся социолингвистическую "подсказку” - какими единицами ту или иную мысль именно в данной ситуации в зависимости от социальной характеристики участников можно выразить.

5.        Ролевая игра несет в себе элемент неожиданности, с которым так часто встречаются школьники в процессе общения. Во время ролевой игры, как и при реальном общении, участники должны внимательно слушать друг друга, т.к. они не знают заранее, что скажут их партнеры, они должны быстро думать и адекватно реагировать на реплики своих товарищей.

6.        Во время ролевой игры имеет место эмоциональный подъем, что чрезвычайно положительно влияет на качество обучения.

7.        Ролевая игра имеет определенные преимущества перед дискуссией и другими подобными приемами. В ролевой игре гораздо легче неуверенным в себе ученикам высказать свое мнение "под маской".

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: АРКТИ, 2003.
  2. Жилкина Р.И. Ролевые игры на уроках английского языка/ Иностранные языки в школе – 2010 - №1 – с. 34-38.
  3. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991.
  4. Мильруд Р.П. Организация ролевой игры на уроке.// И Я Ш 3, 1987.
  5. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе: учебное пособие/ - М.: Книга, - 2009 – 212с.
  6. Рогова Т.В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях: пособие для учителей и студентов педагогических вузов/ - М.: Академия, 2066 – 332с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ролевые игры на уроках английского языка

В разработке представлен методический материал по применению ролевых игр на уроках английского языка, направленных на развитие толерантного отношения учащихся к культуре других народов и друг к другу....

Игровые технологии. Ролевые игры на уроках английского языка.

Изучение английского языка может показаться совершенно скучным и неинтересным занятием, если этот процесс протекает монотонно, включает один вид деятельности и никак не мотивирует обучаемого все-таки ...

Статья "Ролевые игры на уроках английского языка"

Дидактические требования к использованию ролевых игр на уроках английского языка....

Ролевая игра на уроке английского языка в 10 классе по теме "Talking on family matters"

конспект урока по учебнику М.З. Биболетовой "Enjoy English" 10 класс...

Сюжетно-ролевые игры на уроках английского языка

Материал содержит методические рекомендации для проведения различных игр на уроках АЯ в школе....