Ролевые игры на уроках английского языка
методическая разработка по английскому языку (6 класс) по теме
В разработке представлен методический материал по применению ролевых игр на уроках английского языка, направленных на развитие толерантного отношения учащихся к культуре других народов и друг к другу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 613.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
Средняя Общеобразовательная школа № 180
с углублённым изучением английского языка
Методическая разработка
Ролевые игры на уроках английского языка, как способ развития толерантности у учащихся.
Конспект урока английского языка по теме
“So Many Countries So Many Customs”
Учитель английского языка
Васильева Е.В.
Санкт-Петербург
2012 год
Пояснительная записка
«Одним из ведущих принципов
отбора языков для изучения
в школе должен стать принцип
ориентации на практические
нужды межнационального
общения, как в стране, так и
между пограничными странами»
Гальскова Н.Д.
Жизнь в современном мире требует воспитания в человеке таких качеств, как демократизм, плюрализм и толерантность. Понятие толерантности становится важным в обществе и в образовательном процессе. Толерантность – это терпимое отношение к чужим мнениям, верованиям, поведению, обычаям, культуре, чувствам, идеям. Человек способен осуществлять различные виды речемыслительной деятельности и использовать разного рода коммуникативные роли в условиях социального взаимодействия людей друг с другом и окружающим их миром. В образовательном процессе для успешного решения поставленных задач воспитания толерантного отношения учащихся к обычаям и культуре других народов играют коммуникативные игры. В коммуникативных играх учащиеся решают коммуникативно-познавательные задачи средствами изучаемого иностранного языка. Коммуникативные игры, в том числе и ролевые игры, обладают высокой степенью наглядности, позволяют активизировать изучаемый материал в речевых ситуациях, моделирующих реальный процесс общения. В методическом плане коммуникативная игра представляет собой учебное задание, включающее языковую, коммуникативную и деятельностную задачи. Ситуация ролевого общения является стимулом к развитию спонтанной речи. Участники ролевой игры находятся в условиях, при которых они выясняют социальные, эмоциональные и познавательные стороны межличностных отношений. Учащимся необходимо адаптироваться к определённой роли, представить себя в ситуации, которая может возникнуть в реальной жизни, их поведение должно соответствовать исполняемой ими роли. Учащиеся во время игры должны концентрировать своё внимание на коммуникативном использовании лексических единиц языка, а не на обычной практике закрепления их в речи.
Используя методику Маслыко Е.А. выделяется три этапа в проведении ролевой игры:
“1. Подготовительный этап.
Включает:
а) Введение обучающихся в ролевую ситуацию, ознакомление их с вопросами для обсуждения или проблемой;
б) Знакомство с лингвистическим наполнением игры;
в) Предварительная тренировка лексических единиц и грамматических структур.
Учащиеся могут прочитать дома или в классе соответствующий текст, дополнительные материалы по поставленной проблеме и собирают информацию для каждой конкретной ситуации.
2.Собственно ролевая игра:
Успех игры обусловлен наличием адекватных ролевых предписаний, реквизита и размещения участников игры (большим кругом, буквой «П» и т.д.)
В ролевых играх часто используют ролевые карточки, которые могут быть оформлены по-разному. Например, одна сторона карточки даёт информацию о ролевой ситуации и одинакова для всех участников игры. Оборотная сторона карточек для разных участников игры различна, т.к. они содержат информацию о данном действующем лице и указывают возможную линию поведения. Карточка также может содержать на одной стороне ролевое предписание, а на другой - языковую подсказку.
Учителю во время игры рекомендуется принять роль ведущего или одну из «второстепенных ролей» с тем, чтобы стимулировать «пассивных» участников к беседе, направить действия обучающихся нужное «русло», не нарушая создавшуюся коммуникативную ситуацию.
3. Заключительный этап.
Этот этап предполагает оценку учителем деятельности обучающихся и, возможно, дискуссию по данной или близкой проблеме.”
Маслыко Е.А.
Тема: “Countries and Customs”
Учебная ситуация: «Традиция приветствия»
Цель ролевой игры: Познакомить учащихся с тем, что в разных странах существуют традиционные способы приветствия, которые видоизменяются не только в зависимости от ситуации общения (более формальной, менее формальной), но и значительно отличаются от принятой традиции в нашей стране, что связано с особенностями культуры другой страны.
Подготовительный этап к игре основан на упражнениях из учебника “People Like Us. Exploring cultural values and attitudes” автора Simon Greenall издательства “Macmillan” 2008 год, стр.6-7.
1.Подготовительный этап.
На десяти фотографиях (слайды 1-10) представлено, как приветствуют друг друга люди из разных стран. На фотографиях представлены как формальные, так и менее формальные ситуации общения.
1) Describe the photos with these words:
arm, body, bow, cheek, head, hug, kiss, nod, shake, touch, lips, hand, shoulder, smile |
Which gestures of greeting do you use in your country?
2) Listen to four dialogues. Match the dialogue with the situation.
- at the bank
- at the friend’s party
- in a business meeting
- in class
The text of the dialogues:
1. Woman 1: Welcome, ladies and gentlemen. I think everyone knows each
other… oh, expect Patrick and Ginny. Patrick, this is Verginia
from Marketing. Verginia, this is Patrick from R and D.
Man: How do you do, Verginia?
Woman 2: How do you do Patrick? Oh, please, call me Ginny.
Man: And call me, Pat.
2. Jackie (hostess): Hi! How are you? Come in! It’s great to see you.
Girl: Hi! Oh, I;m fine. How about you? You look great!
Jackie, this is my friend Tom. Tom, this is Jackie.
Tom: Pleased to meet you, Jackie. Thank you for inviting me.
Jackie: You are welcome.
3. Miss James: Good morning, everyone.
All: Good morning, Miss James.
Miss James: How are you all today?
All: We are fine, Miss James. How are you?
Miss James: I’m very well. Now, where did we finish the last lesson?
Boy: Page 24, Miss James.
Miss James: Thank you, William.
4. Bank teller: Good morning. How are you today?
Man: Good morning. I’m very well. I’d like to put this check
in my account, please.
Bank teller: Certainly. Write the amount here and sign there.
Man: Like this?
Bank teller: That’s right.
Man: Thank you very much.
3) Which of these expressions did you hear in (2)?
Good morning. Good afternoon. Good evening. Good day. Good night. Hi! Hello. Pleased to meet you. How do you do? How are you? |
2. Ролевая игра.
4) Answer the questions about the expressions in ( 3). Role play short dialogues according the situation.
1. Which are the most formal?
2. Which are the most informal?
3. Which do you use when you meet someone for the first time?
4. Which do you use when you know someone well?
5. Which do you use to greet other student in class?
6. Which do you use to greet your teacher?
5) Look at the people in the photos. Would you greet them all in the same way? (Работа в парах, задание паре {ситуация общения} даётся на карточке)
1. Russian student - Hiromi Morita, Japanese student
2. Russian student - Ben Coogan, American student
3. Russian businessman – Raj Varm Indian businessman
4. Japanese teacher - Japanese student
5. Russian teacher – Indian student
6. Russian woman, retired, old friend of Henrick – Henrick Kopersky , retired
Задача учащихся в диалоге выбрать выражение для приветствия в зависимости от «роли», возможно, задать несколько дополнительных вопросов для поддержания беседы, разыграть небольшой диалог. Задача остальных учащихся может состоять в том, чтобы догадаться чьё приветствие они видели.
4. Заключительный этап
На данном этапе учащиеся высказывают предположения, чьё приветствие они наблюдали, сообщается верный ответ. Возможно обсуждение того, какие ошибки были допущены при приветствии, высказываются дополнительные версии того, как можно было разыграть определённую ситуацию, чтобы учесть ситуацию общения (более или менее официальную встречу), культурные особенности приветствия собеседника.
Тема: “Countries and Customs”
Учебная ситуация: «Традиция дарить подарки»
Цель ролевой игры: Познакомить учащихся с тем, как дарят подарки, познакомить учащихся с некоторыми особенностями и сравнить их с традицией в нашей стране. Подготовительный этап к игре основан на упражнениях из учебника “People Like Us. Exploring cultural values and attitudes” автора Simon Greenall издательства Macmillan 2008 года стр. 36-37.
1. Подготовительный этап
1) Work in pairs.
- Which of the following are suitable gifts in your culture?
baseball cap, bottle of perfume, box of chocolates, cake, calendar, clock, handkerchief, money, pair of jeans, pair of scissors, pen, toy |
- On which of these occasions do you give gifts?
New Year, Christmas, someone’s birthday, mid-summer, mid-winter, a dinner party, a wedding, a name day |
Can you think of other occasions when you give gifts? What do you give?
2) Listen to Chutima about gift-giving. She is from Thailand. Number the questions in order she answers them.
a - What about a religious holiday?
b - Do people open a gift immediately?
c - When do people give gifts in Thailand?
d - Are there any things which are unsuitable presents?
e - If you take something to eat or drink, do you expect the host to share
it with you during the dinner?
f - What do you give at a wedding?
g - Which hand do you use to give a gift?
Text
Interviewer: When do people give gifts in Thailand?
Chutima: In Thailand we give gifts on special occasions, such as someone’s
birthday, or wedding, or on New Year’s Day.
Interviewer: What about a religious holiday?
Chutima: For a religious holiday we go to a temple. We take food and fruit
in a bucket to give it to a monk. It’s for people, who have passed
away, not for people around us.
Interviewer: What do you give at a wedding?
Chutima: We give the couple some money.
Interviewer: If you take something to eat or to drink, do you expect the host or
the hostess to share it with you during the dinner?
Chutima: No, I wouldn’t. It’s meant to be a present for host.
Interviewer: And which hand do you use to give a gift?
Chutima: You always use both hands. It’s rude only to give it with
one hand.
Interviewer: Do people open a gift immediately?
Chutima: No, I think it’s very rude to open a present immediately.
It’s as if you want to check it out.
Interviewer: Are there any things which are unsuitable presents?
Chutima: Once I was in Europe I saw someone give a friend a
penknife. That wouldn’t be suitable in Thailand.
3) Read the text, which gives advice for visitors to China.
Match the pfragraphs with the headline.
a Gifts of money
b Opening of gifts
c Home visits
d Accepting gifts
e Taboo gifts
Text
1. It’s polite to bring a small gift of fruit, candy, or cakes when visiting friends. We always bring an even number: this is a sign of happiness and good luck. The host may return some of your gifts, so if you bring a bag of oranges, he or she may give two of them back to you as you leave. This is to return some of the good luck.
2. We accept a gift by saying “Oh no, you shouldn’t … no need”, so as not to appear greedy. You need only to say, “I’m pleased that you accept it”.
3. It’s bad manners to open a gift in front of the person giving it. We aren’t offended if it is put aside until after we have left.--
4. Some things carry bad luck. We avoid the following when buying gifts: straw sandals, clocks, presents of white, blue or black colours associated with funerals. Sharp objects, such as knives or scissors - these symbolize the cutting off of a friendship. Handkerchiefs - we consider these a sign of sadness.
5. Hong bao is a gift of money in a red packet to bring good luck. Parents and grandparents usually give hong bao to their children at the New Year, or to the bride or groom at the wedding. We give an even amount of money, using an even number banknotes. Presents of pink and yellow colours associated with good luck, too.
4) Work in pairs and talk about four or five pieces of advice on gift-giving to your culture. You can mention these points.
- home visits
- gifts
- gifts of money
- accepting gifts, opening a gift
- taboo gifts
2. Ролевая игра. Игра в парах. Цель игры в том, чтобы с помощью небольшого диалога узнать о традиции дарить подарки и догадаться из какой страны собеседник (Таиланд, Китай или Россия).
1. Russian student - Russian student
2. Russian student - Chinese student
3. Russian student - Thailand student
Вопросы задаёт «русский школьник», вопросы могут быть составлены самостоятельно учеником, вместе с классом и записаны на доске или даны в виде опоры на карточке, в зависимости от уровня подготовки учащихся.
3. Завершающий этап
На данном этапе могут быть оценены выступления участников игры, выслушиваются замечания относительно их выступлений, возможны дополнения к их ответам другими учениками («слушателями интервью»), уточнения. Возможно, учащиеся знают некоторую интересную информацию относительно традиции дарить подарки в других странах. Возможно, некоторое подведение итога игры, ответ учеников на вопрос о том, сильно ли отличается традиция дарить подарки в нашей стране от традиций других стран.
Используемая литература и интернет-ресурсы:
1. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Москва. Издательство АРКТИ. 2003 год.
2. Маслыко Е.А., Бабинская П.К., Будько А.Ф., Петрова С.И. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Минск. Издательство Вышейшая школа. 2003 год.
3. Simon Greenall. People Like Us. Exploring cultural values and attitudes. Издательство Macmillan. 2008 год.
4. http://www.expatchn.com/travels/7494.shtml
7. http://www.chocolategiftsdepot.com
8. http://www.perfumequeens.com
9. http://fkusnodesert.org/tort-v-kartinkah.html
10. http://www.newyearhoroscope.com/calendar-2011-canada/
11. http://www. denisovka.info
12 . http://www.lil-inspiration.com
13. http://forum.tambovnet.org/showthread.php?tid=33245
14. http://vinza.org.ua/publ/shmotki/jeans/2-1-0-5
15. http://www.lirianderson.com/?paged=5
16. http://ru.picsdn.com/domain/wcmessenger.com/
17. http://900igr.net/kartinki/informatika/lgry-po-iformatikae/004-Dobrogo-puti.html
18. http://zvonok.net/index.php?newsid=3316
19. http://vev.ru/blogs/supermodeli-za-kadrom-backstage-legend-podiuma.html
21. http://willcool.com.ua/eto-interesno/1141-interesnoe-pro-kukish.html
22. http://www.liveinternet.ru/users/milendia_solomarina/post227051062
24. http://www.liveinternet.ru/users/milendia_solomarina/post227051062
25. http://www.hawaiimeetings.com/destination-management/airport-arrival-departure-services/
26. http://www.liveinternet.ru/users/657082/rubic/548554/comments/friends/comments/page4html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/27/picture-76486-1598553491.jpg)
Ролевая игра на уроке английского языка
Преимущества ролевой игры перед другими коммуникативными упражнениями заключается в том, что она предполагает подражание действительности в ее наиболее существенных чертах, усиление личной сопри...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/15/picture-71412-1353002264.jpg)
Игровые технологии. Ролевые игры на уроках английского языка.
Изучение английского языка может показаться совершенно скучным и неинтересным занятием, если этот процесс протекает монотонно, включает один вид деятельности и никак не мотивирует обучаемого все-таки ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/16/picture-314245-1521219606.jpg)
Учебно-методическое пособие для учащихся 5 – 11 классов ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ по теме «Ролевая игра на уроках английского языка как средство повышения мотивации учащихся»
Данный материал предназначен для учащихся 5-11 классов....
Статья "Ролевые игры на уроках английского языка"
Дидактические требования к использованию ролевых игр на уроках английского языка....
Ролевая игра на уроке английского языка в 10 классе по теме "Talking on family matters"
конспект урока по учебнику М.З. Биболетовой "Enjoy English" 10 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/18/picture-314499-1392732876.jpg)
Сюжетно-ролевые игры на уроках английского языка
Материал содержит методические рекомендации для проведения различных игр на уроках АЯ в школе....