Тишкова Я.В. "Формирование УУД"
методическая разработка по английскому языку по теме
Учитель Биджанской средней школы Тишкова Я.В. рассказывает о своем видении формирования УУД в условиях перехода на ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fgos_tishkova_ya.v.zip | 602.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Агеева Яна Витальевна, учитель английского языка МКОУ СОШ с. Биджан
Формирование универсальных учебных действий школьников
Формирование универсальных учебных действий является основой способности учащихся к дальнейшему саморазвитию и самообразованию.
К функциям универсальных учебных действий относятся
• обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
• создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;
• обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков, формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области.
В состав основных видов универсальных учебных действий входят четыре блока:
I. личностный;
II. регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
III. познавательный;
IV. коммуникативный.
Я остановлюсь на двух блоках УУД (коммуникативный и познавательный).
Коммуникативные УУД - это социальная компетентность, коммуникативное взаимодействие, что наиболее эффективно развивается именно в рамках данного предмета.
В Примерной программе по английскому языку показаны следующие
Коммуникативные умения по видам речевой деятельности
В русле говорения
- Диалогическая форма
Уметь вести:
- этикетные диалоги в типичных ситуациях бытового, учебно-трудового и межкультурного общения, в том числе полученные с помощью средств коммуникации;
- диалог-расспрос;
- диалог-побуждение к действию.
- Монологическая форма
Уметь пользоваться:
- Основными коммуникативными типами речи: описание, рассказ, характеристика (персонажа).
В русле аудирования
Воспринимать на слух и понимать:
- речь учителя и одноклассников в процессе общения на уроке и вербально/невербально реагировать на услышанное;
- небольшие доступные тексты в аудиозаписи, построенные на изученном языковом материале, в том числе с помощью средств коммуникации.
В русле чтения
Читать:
- вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале;
- про себя и понимать тексты, содержащие как изученный языковой материал, так и отдельные новые слова, находить в тексте необходимую информацию (имена персонажей, где происходит действие и т.д.).
В русле письма
Владеть:
- умением выписывать из текста слова, словосочетания и предложения;
- основами письменной речи: писать по образцу поздравление с праздником, короткое личное письмо.
Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, постановку и решение проблемы, знаково-символические действия (в том числе моделирование, преобразование модели).
В Примерной программе по английскому языку показаны следующие
Общеучебные умения и универсальные учебные действия
В процессе изучения курса «Иностранный язык» младшие школьники:
• совершенствуют приёмы работы с текстом, опираясь на умения, приобретённые на уроках родного языка (прогнозировать содержание текста по заголовку, данным к тексту рисункам, списывать текст, выписывать отдельные слова и предложения из текста и т. п.);
• овладевают более разнообразными приёмами раскрытия значения слова, используя словообразовательные элементы; синонимы, антонимы, контекст;
• совершенствуют общеречевые коммуникативные умения, например: начинать и завершать разговор, используя речевые клише; поддерживать беседу, задавая вопросы и переспрашивая;
• учатся осуществлять самоконтроль, самооценку;
• учатся самостоятельно выполнять задания с использованием компьютера (при наличии мультимедийного приложения).
Для формирования универсальных учебных действий в контексте обучения иностранным языкам следует учитывать, что ученику следует для себя найти ответы на следующие вопросы: «Зачем я учу иностранный язык?», «Зачем я выполняю то или иное упражнение на уроке (читаю, пишу, слушаю)?», «Зачем я повторяю дома пройденное на уроке?», «Чему я научился на уроке и что еще мне следует сделать, чтобы научиться хорошо говорить на английском языке?». Язык должен осваиваться осознанно, а сами уроки быть интересными и увлекательными. Важно создавать условия, когда дети учатся слушать друг друга, умеют адекватно оценивать свой ответ, хотят узнавать новое.
Обучение иностранному языку на раннем этапе должно строиться на основе игры. В начальной школе происходит постепенная смена ведущей деятельности, переход от игровой деятельности к учебной. При этом игра сохраняет свою ведущую роль. Игра на занятиях по иностранному языку – это не просто коллективное развлечение, а основной способ достижения определенных задач обучения на данном этапе. У игры должен быть мотив, цель и результат. Воображение ребят также достаточно развито и носит не только воспроизводящий, но и творческий характер. Поэтому формированию универсальных учебных действий могут способствовать домашние задания творческого характера. Например:
1. Отгадывание кроссворда.
2. Составление кроссворда по пройденной лексике.
3. Отгадывание или составление ребуса.
4. «Нарисуй картинку и составь ее описание».
Например, при изучении тем “My pet My family Our House и т. д.
5. «Поставь слова в логическом порядке, чтобы получилось предложение»;
6. Разгадай шараду из чисел, в которой первая буква каждого числительного соответствует букве в загаданном слове».
7. Прочитай рассказ, в котором некоторые слова заменены рисунками. Попробуй сам придумать такой рассказ для своих друзей».
8. Придумайте загадку для своих друзей (например», при изучении темы "Animals")
9. «Нарисуй картинку к прочитанному тексту».
Данные задания всегда воспринимаются с удовольствием и интересом. Несмотря на кажущуюся простоту, подобные задания способствуют выработке «умения учиться».
Примеры учебной деятельности
- Игры и эксперименты (со звуками и буквами, словами, грамматическими структурами, текстами)
- Работа с учебными моделями (слова, устные высказывания, тексты)
- Наблюдения, обсуждения, описание и анализ (слова и конструкции, тексты; особенности их построения и употребления; порядок действий)
- Группировка, упорядочивание, маркировка, классификация, сравнение
- Преобразование и создание (списки слов, «словарные паутины», памятки, плакаты и т.д.)
- Определение необходимости изучения данной темы
- Определение последовательности действий
- Прогнозирование, предвосхищение результата учебной деятельности
- Внесение необходимых дополнений и изменений в план и способ действий
- Обсуждение темы в режиме диа-, полилога
- Монолог по заданной теме
- Постановка вопросов
- Составление плана текста, монологического высказывания
- Использование наглядных моделей, схем предложений, планов высказываний
- Описание и оценка грамматических, лексических и фонетических свойств, взаимного положения слов, закономерностей и т.д.
- Конструирование и создание моделей, таблиц, схем
- Ежедневное чтение (вслух и «про себя») и письмо (списывание, письмо под диктовку)
- Ведение дневников, творческие работы
- Декодирование, считывание информации
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы классного руководителя по формированию навыков межкультурного взаимодействия, формированию менталитета толерантности у обучающихся
Как классный руководитель 7 класса я третий год провожу работу по формированию навыков межкультурного взаимодействия, формированию менталитета толерантности. Я под...
«Формирование ОУУНов у студентов нового набора» Формирование ОУУНов у студентов -первокурсников
Формирование ОУУНов как одно из важнейших направлений в адаптации студентов к учебному процессу и в их профессиональной направленности.В презентации показаны приемы формирования таких навыков у ...
Формирование компетенций ученика через внеклассную деятельность (материал к пед.совету «Формирование ключевых компетенций ученика»)
Формирование компетенций ученика через внеклассную деятельность(материал к пед.совету «Формирование ключевых компетенций ученика»)...
«Формирование географической культуры. Пути, способы и методические проблемы формирования»
Формирование географической культуры учащихся - это способ гармонизации отношений между обществом и природой, направленный на сохранение нашей планеты, на сознательную социально-экономическую де...
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЯ, РАЗВИТИЮ РЕЧИ, ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ Первый год обучения.
Рабочие программы составлены по программе для специальных дошкольных учреждений «Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста», допущенной Министерством образования ...
Проверочная работа по обществознанию "Экономика" 8 кл. УМК под редакцией В.А. Тишкова
Проверочная работа по обществознанию "Экономика" 8 кл. УМК под редакцией В.А. Тишкова. Потребности, ресурсы....
Проверочная работа по обществознанию на тему "Гражданские правоотношения" 7 класс под редакцией В.А. Тишкова
Проверочная работа по обществознанию на тему "Гражданские правоотношения" 7 класс под редакцией В.А. Тишкова...