Современные подходы к анализу урока иностранного языка
статья по английскому языку по теме
Работа содержит подробное описание слвременных подходов к анализу урока инстранного языка, описывает виды анализов урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_podhody_k_analizu_uroka_inostrannogo_yazyka.docx | 56.2 КБ |
Предварительный просмотр:
ГАОУ ДПО «СарИПК и ПРО»
ТЕМА РАБОТЫ
«Современные подходы
к анализу урока иностранного языка»
выпускная работа
Чуркиной
Маргариты
Владимировны
учителя английского языка
МОУ Лицея №15 г. Саратова
Саратов 2012
Содержание.
Введение. Актуальность темы.
Глава I
Анализ и планирование урока иностранного языка в
общеобразовательной школе как показатели уровня сформированности профессиональной компетентности учителя иностранного языка.
1.1.Специфика урока иностранного языка и требования к нему.
1.2. Требования к уроку иностранного языка.
Глава II
Практические рекомендации по анализу и планированию
урока иностранного языка.
2.1 Общие требования к анализу урока.
- Задачи анализа урока.
- Функции анализа урока.
2.4. Типы анализа урока
Заключение.
Приложение. Примерная схема анализа урока.
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ. Актуальность темы.
Анализ урока – одно из важнейших дел учителя, руководителя.
В.А. Сухомлинский считал, что от вдумчивого анализа урока зависит культура всего педагогического процесса.
Главным врагом анализа урока является вкусовщина. Нередко возникает анализ, основанный на единственном критерии: это мне понравилось, а это не понравилось. Конечно же, это несерьёзно и недостойно учительской профессии. Уровень анализа всегда определяет теоретическую и практическую компетентность учителя. В целом, анализ урока – это и наука и творчество.
Ещё одно замечание касается этики анализа. Анализ урока не должен превращаться в разнос. В.А. Сухомлинский говорил, что ловить ученика на незнании – безнравственно. То же относится и к анализу урока. «Критикуя, предлагай!» - таков девиз анализа.
Урок, как и любое другое сложное явление, должен быть осмыслен учителем, «пропущен» через его ум и сердце. Только в этом случае он может быть проведен на высоком эмоциональном и технологическом уровне. Проведение урока есть реализация плана, намеченного учителем, то есть, качество и успешность проведения урока в значительной степени зависят от качества плана урока. При нынешней роли учителя как организатора деятельности учащихся на уроке возрастают требования к его профессионализму, основой которого выступает методическая компетенция учителя. Умение спланировать как свою педагогическую деятельность в целом, так и конкретный урок, является одним из необходимейших умений в работе учителя. В становлении данного умения учителю оказывается посильная помощь со стороны авторов УМК, но, как известно, ни программа, ни учебник не могут предоставить учителю готовую схему урока. Он должен конструировать его сам.
Целью работы является рассмотреть основные критерии анализа и самоанализа урока английского языка.
ГЛАВА I. Анализ и планирование урока иностранного языка в общеобразовательной школе как показатели уровня сформированности профессиональной компетентности учителя иностранного языка.
1.1.Специфика урока иностранного языка и требования к нему.
У урока иностранного языка особенная специфика, которую учитель не может не учитывать. В настоящее время глобальной целью овладения иностранным языком считается приобщение к иной культуре и участие в диалоге культур. Эта цель достигается путем формирования способности к межкультурной коммуникации. Именно преподавание, организованное на основе заданий коммуникативного характера, является отличительной особенностью урока иностранного языка.
Коммуникативное обучение иностранному языку должно носить деятельностный характер, когда участники общения пытаются решить реальные и воображаемые задачи совместной деятельности при помощи иностранного языка. Деятельностная сущность коммуникативно-ориентированного обучения иностранному языку реализуется в условиях гуманистического подхода к обучению. При таком подходе создаются положительные условия для активного и свободного развития личности в деятельности. В общем виде эти условия сводятся к следующему :
- учащиеся получают возможность свободного выражения своих мыслей и чувств в процессе общения;
- каждый участник общения остается в фокусе внимания остальных;
- участники общения чувствуют себя в безопасности от критики, преследования за ошибки и наказания.
При гуманистическом подходе к обучению исчезают характерные для учебного процесса познавательные барьеры, снижающие мотивацию учащихся, побуждающие их к раздражительности. Гуманистический подход предполагает обучение, центрированное на ученике. Это означает, что взаимодействующие между собой учащиеся, являются центром познавательной активности на уроке. Отличительными особенностями урока иностранного языка также являются комплексность урока иностранного языка, которая проявляется в организации языкового и речевого материала для представления через различные каналы восприятия и фунцкционирования во всех видах речевой деятельности и создание на уроке иностранного языка особой атмосферы общения, которая достигается посредством речевого контакта учителя и учащихся, учащихся между собой; создание непринуждённой обстановки. Речь учителя при этом должна быть, доступной для понимания.
Отсутствие у школьников естественной потребности и необходимости пользоваться изучаемым языком в коммуникативных целях создает большие трудности как для учителя, так и для них самих. Потребность может возникнуть только при условии такой организации учебной деятельности учащихся, которая способна вызывать высокую мотивацию. Интерес к предмету, желание овладеть им зависят в большей степени от того, какие технологии обучения используются, как учит учитель, и как учатся у него ученики.
1.2. Требования к уроку иностранного языка.
На уроке как в зеркале отражается методическая компетентность учителя. Однако профессиональное мастерство учителя проявляется не только в умении методически грамотно подготовить и провести урок иностранного языка, но и в способности проанализировать собственный урок и урок коллег, дать объективную оценку его результативности. Урок должен представлять собой относительно законченное произведение, построенное в соответствии с определенными требованиями, вытекающими из целей, содержания и технологии обучения этому предмету в школе:
1. Речевая направленность урока. Задача – формирование четырех видов деятельности на уроке. Для этого необходима практическая ориентация урока – речь должна преобладать над сообщением и осмыслением. Каждый урок должен обеспечивать достижение практической, образовательной, воспитательной и развивающей целей через решение конкретных задач.
2. Комплексность урока. Все виды речевой деятельности должны развиваться в равной степени, они влияют на формирование один другого. Все аспекты языка должны изучаться взаимосвязано – фонетика, лексика, грамматика.
3. Иностранный язык – цель и способ обучения. Это использование способов речевой наглядности для овладения деятельностью на иностранном языке. Речь учителя – это способ организации урока и способ обучения. Ведение урока преимущественно на иностранном языке!
4. Активность учащихся на уроке. Активность учащихся на уроке должна проявляться в их речемыслительной деятельности, а это, в свою очередь, связано с воспитанием их речевой инициативы. В практике обучения иностранному языку, к сожалению, инициатива учащихся слабо стимулируется.
Когда мы говорим о речемыслительной деятельности учащихся, то имеется в виду как внутренняя, так и внешняя активность. Внутренняя активность коррелирует с мыслительной, внешняя активность — с речевой. Для внутренней активности очень важна содержательность урока, о которой говорилось выше. Стимулирует внутреннюю активность управляемый поиск лингвистической информации, благодаря которому учащийся выявляет значение иноязычных языковых явлений и через него приходит к смыслу. Развитию внутренней активности способствует и самостоятельная работа. Нерасторжимо связано с внутренней активностью ее внешнее проявление — звучащая речь учащихся. Каждый ученик должен высказаться на уроке.
5. Разнообразие форм работы учеников. Объединение индивидуальной работы и коллективной. Индивидуальная работа – ответ по очереди, опрос учеников, индивидуально-массовая тренировка. Коллективные формы – работа в парах, группах, хоровые ответы. Коллективные формы являются перспективными для обучения общению. Они увеличивают время активности учеников и уменьшают состояние тревоги, помогают преодолеть страх сделать ошибку.
6. Мотивационная обеспеченность урока. Мотивация на уроке обеспечивается, прежде всего, осознанием учащимися успешности изучения иностранного языка, ощущения прогресса в учении. Только в этом случае урок будет иметь смысл для школьника, он охотно на него идет Большая роль в мотивационном обеспечении урока принадлежит доступности и посильности предлагаемых заданий в каждой «точке» урока. Учащийся легко и с желанием выполняет задание, если оно содержит преодолимую трудность для него; легкое задание неинтересно. Нужно, чтобы задание выполнялось с определенным напряжением. Это достигается выстраиванием упражнений строго поступательно (градуировано); ученику оказывается помощь в виде яркого образца выполнения, необходимых опор, ключей и средств подкрепления.
Для осознания успешности и учения-общения важна также оценка, взаимооценка и самооценка. Это вызывает чувство удовлетворения и мотивирует дальнейшее учение.
Требования к содержательности урока охватывают следующие моменты:
- во-первых, значимость самого материала, которым оперируют на уроке (доминанта содержания);
- во-вторых, адекватность приемов и упражнений задачам урока;
- в-третьих, оптимальное соотношение тренировки учащихся в усвоении материала и его использовании в речи.
Используемые на уроке примеры — это фрагменты общения, поэтому они должны быть связаны с личностью обучаемых и самого учителя, что, к сожалению, не всегда наблюдается. Содержательность урока определяется также подбором приемов и упражнений, точно соответствующих поставленным задачам. Учебная ситуация по возможности должна быть адекватна реальной ситуации общения. Она должна быть предельно ясна учащимся. Это значит: четко определена задача (о чем спросить, что узнать у собеседника, о чем рассказать, что нужно доказать, уточнить, опровергнуть и т. п.). Учащиеся знают, что от них требуется, что они могут сделать, так как выполнение задания обеспечено конкретным языковым (слова, словосочетания, структуры) и речевым (готовые речевые клише) материалом, усваиваемым или усвоенным. В случае, если ученику незнакомо нужное слово или он его забыл, учитель или товарищи придут ему на помощь; они знают, что общение будет проходить в благоприятных условиях при доброжелательном отношении партнеров друг к другу.
Содержательность урока определяет также оптимальное соотношение тренировки учащихся в усвоении языкового материала, в формировании на его основе навыков и его применение при решении речевых задач.
Учителю не следует допускать монотонности. Ответственным моментом целенаправленного урока является его завершение. Учащиеся должны видеть, ощутить, чему они научились на уроке, дать оценку деятельности, психологически и фактически подготовиться к самостоятельной работе вне урока.
Глава II. Практические рекомендации по анализу и планированию урока иностранного языка .
2.1 Общие требования к анализу урока:
- научный подход к анализу урока, опора на психолого-педагогическую науку и передовой педагогический опыт;
- глубина и всесторонность анализа;
- оценка урока с учетом взаимосвязи всех его компонентов, их дидактической обусловленности и логической взаимосвязи;
- рассмотрение урока во взаимосвязи с предыдущими уроками изучаемой темы;
- степень усвоения учебного материала, качество знаний, развитие интеллекта учащихся;
- объективность оценок;
- научная обоснованность оценок, характеристик и выводов; их конкретность, доказательность и убедительность;
- учет специфики данного предмета.
Таким образом, анализ урока требует и всесторонних знаний об уроке, и специальных умений анализировать, вскрывать то, что не всегда лежит на поверхности. Оптимальным при анализе урока представляется набор из семи основных объектов (параметров), на которые необходимо ориентироваться. Это:
- деятельность педагога;
- деятельность обучаемого;
- содержание обучения;
- формы обучения и воспитания;
- методы обучения и воспитания:
- средства обучения и воспитания;
- средства контроля и оценки.
Данные параметры характерны для всех дидактико-методических моделей урока иностранного языка.
2.2. Анализ урока имеет ряд задач:
- повышения качества обучения;
- улучшения процесса преподавания;
- осмысления учителем совокупности собственных теоретических знаний, способов, приемов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с классом и конкретными учениками;
- для оценки своих слабых и сильных сторон;
- определения нереализуемых резервов, уточнения индивидуального стиля деятельности.
2.3.Анализ урока осуществляет ряд функций:
контрольную (вспомогательную), обучающую (основную) и воспитывающую (помогающую учителю определить направление самообразования и самовоспитания).
Именно через педагогический анализ урока должно быть сформировано у учителей умение видеть взаимосвязь между своим преподаванием и ученическими знаниями, умение оценивать свою работу по конечному результату.
В анализе урока должны быть четко охарактеризованы:
во-первых, научность изучаемого материала, его соответствие программе, качество знаний (контрольная функция);
во-вторых, отмечены достижения и недостатки в работе учителя, соответствие методов обучения передовому опыту и рекомендациям по повышению педагогического мастерства (обучающая функция):
в-третьих, оценены деловые и этические качества учителя, его речь, культура общения и т. д. (воспитывающая функция).
При анализе урока учителя необходимо учитывать его индивидуальность, особенности, дарования, сильные стороны. Нельзя навязывать общие одинаковые рекомендации, приемы, методы. Что годится для одного, нецелесообразно для другого. Всякие рекомендации по улучшению проведения уроков должны обязательно опираться на достижения учителя, на его сильные стороны. Недостатки и слабости надо объяснить таким образом, чтобы было ясно, как надо работать над собой. При анализе уроков важно поощрять творческое их проведение, побуждать учителя к самостоятельной разработке структуры и методики урока, исходя из содержания материала, дидактических и воспитательных задач, рекомендаций науки и своих собственных возможностей
Содержание анализа урока всегда должно служить задачам включения учителя в режим творчества. Педагогический труд не возможен без элементов исследования, поиска. Ведь каждый ребенок, с которым имеет дело учитель, это совершенно неповторимый мир чувств, мыслей, интересов, воздействовать эффективно на который по шаблону, опираясь, раз и навсегда сложившийся стандарт, невозможно. Каждый раз, к каждому ребенку и коллективу необходимо искать свой подход, соответствующий конкретной ситуации и обстановке.
«Если вы хотите, чтобы педагогический труд давал учителю радость, чтобы повседневное поведение уроков не превращалось в скучную, однообразную повинность, ведите каждого учителя на счастливую тропинку исследователя»,- говорит В. А. Сухомлинский. Творческий настрой и творческая инициатива должны проявляться, прежде всего, в творческом подходе к анализу урока. Через анализ же урока учителя должен формироваться его интерес к поиску, к той или иной педагогической идее, обязательно связанной с практической стороной деятельности.
Сегодня, когда речь идет о формировании и развитии личности, особое значение приобретает проблема психолого-педагогического изучения ребенка. Знание ребенка учителем - это азы педагогической культуры.
2.4. Типы анализа урока:
1 - полный - проводится с целью контроля за качеством организации учебно-воспитательного процесса, для изучения стиля деятельности учителя, опыта его работы;
2 - краткий - отражает основные дидактические категории, с целью общей оценки его качества;
3 - комплексный - предполагает всестороннее рассмотрение в единстве и взаимосвязи целей, содержания, методов и форм организации урока.
Применяется чаще при анализе нескольких уроков по одной теме, а также для обучения специалистов.
4 - аспектный - используется при необходимости более глубокого рассмотрения какой-то одной стороны урока с целью выявления недостатков или установления эффективности отдельных приемов деятельности учителя.
Каждый из данных типов анализа урока может иметь виды: дидактический, психологический, воспитательный, методический, организационный.
Заслуживает внимания комплексный подход к определению объектов анализа и оценке урока иностранного языка Б.М. Есаджанян. Анализу здесь подлежат психолого-педагогические, лингводидактические, психолого-гигиенические и структурно-организационные группы критериев. По мнению Б.М. Есаджанян, с помощью психолого-педагогических критериев определяются следующие параметры урока:
- Воспитательная ценность урока, которая характеризуется воспитывающим содержанием всего учебного материала, используемого на уроке (текстов, упражнений, наглядных пособий и т.д.); организационной четкостью и деловой насыщенностью урока; сознательной дисциплиной учащихся во время урока, вдумчивым отношением школьников к работе, умением учителя сочетать коллективные и индивидуальные формы работы, уделять внимание каждому ученику, учитывать его индивидуальные особенности; справедливостью, мотивированностью и правильным комментированием учителем оценки ученика; умениями учителя держаться в классе, служить для учащихся примером деловитости, организованности, внимательности и т.п.
- Развивающая ценность урока, т.е. развитие у школьников активности и самостоятельности в процессе учебной деятельности; внимание к тому, какими приемами пользуется учитель при ведении урока, какие задания и упражнения он использует и как эти приемы, задания и упражнения способствуют развитию личности и умственного потенциала школьников.
- Практическая и образовательная ценность урока, определяемая его итогами и, прежде всего, уровнем обученности школьников соответствующему виду (видам) речевой деятельности, достигнутым в результате совместной работы учителя и учащихся на уроке. Таким образом, в процессе анализа итогов урока необходимо сравнить указанный уровень со «стартовым» уровнем работы с определенным учебным материалом и измерить полученные результаты, как бы ни была тонка и трудноопределима разница между «стартовым» и достигнутым уровнями. Образовательная ценность урока характеризуется также приобретением учащимися знаний.
Лингводидактические критерии анализа и оценки урока, по мнению Б.М. Есаджанян, предполагают:
- обязательную коммуникативную направленность процесса обучения по отработке любого материала на уроке;
- соответствие избранных учителем приемов работы и способов работы специфике методики обучения неродному языку, в частности соблюдение единства тренировки и творчества, комплексного подхода к языковому материалу и т.д.;
- правильность речи учителя, недопустимость грамматических, стилистических, интонационных и других ошибок в его речи.
В хорошем уроке организационная, логическая и психологическая стороны взаимосвязаны. Однако, в практике наблюдаются факты, когда урок организационно закончен, а логически и психологически не закончен (не сделан вывод, не сформулировано правило, учащиеся не были активными на уроке, у них не возникло ни вопросов, ни интереса к изучаемому, ни чувства учебного удовлетворения). Такой урок, конечно, нельзя признать хорошим.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
«Урок – это педагогическое произведение». Конечно, успех зависит от множества факторов – от знания учителем предмета и общей эрудиции, даже от человеческого обаяния, другими словами – от личности учителя. Но этого мало – нужно еще и владение методическим мастерством, тем более это необходимо учителю иностранного языка. Методическое мастерство учителя в организации урока должно быть настолько отточено, чтобы он сумел преодолеть обилие отрицательных, тормозящих факторов и психофизиологического, и коммуникационного порядка.
Профессиональное мастерство учителя проявляется не только в умении методически грамотно подготовить и провести урок иностранного языка, но и в способности проанализировать собственный урок и дать объективную оценку его результативности. Анализ урока, способствуя улучшению преподавания в целом, имеет большое значение прежде всего для самопознания, саморазвития учителя. В процессе и результате анализа учитель получает возможность посмотреть на свой урок как бы со стороны и переосмыслить, оценить его в целом и каждый его компонент в отдельности.
Урок проводится не ради самого урока, а ради того, чтобы, воздействовать на личность ученика; не ради того, чтобы «пройти» какие-то вопросы программы, а ради того, чтобы на материале этих программных вопросов формировать определенные интеллектуальные, моральные, волевые и другие качества личности. Необходимо сочетать воздействие через интеллект на чувства (убеждение) и воздействие через чувства на интеллект (внушение). Процесс обучения должен вносить изменения не только в интеллектуальную сферу ученика, но и в психическое развитие его личности в целом. Обучение не будет развивающим, если оно не вносит изменений в структуру личности.
Урок следует заканчивать на позитивной ноте, для того, чтобы учащиеся верили в свои силы. Это может быть положительная оценка выполненного в классе, задание, с которым способна справиться вся группа, или просто шутка учителя.
Главной задачей любого учителя должна быть следующая: развить в себе умение творчески планировать и проводить любые уроки на любом материале, в любых новых условиях. Вряд ли найдется учитель, который был бы полностью доволен тем, что и как он делает, какие результаты он получает: неудовлетворенность собой и своими достижениями – первый признак профессиональной добросовестности и долга. Каждый педагог должен помнить, что настоящий урок начинается не со звонка, а с того момента, когда вспыхивает детская мысль.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Примерная схема анализа урока.
Класс, школа_______________________________________________________
Дата проведения_____________________________________________________
Предмет ____________________________________________________________
Тема _____________________________________________________________________
Этап обучения по данной теме (подчеркните):
Начальный, основной, завершающий
1. Обеспечивает ли учитель мотивацию изучения данной темы (учебного материала)?
Какие приемы использует для этого?
_________________________________________________________________
Оцените ( из 5 баллов)
2. Какая приоритетная цель реализуется на уроке (подчеркните)
- формирование знаний – умений,
- применение полученных знаний,
- обработка умений,
- решение творческих задач.
Соответствует ли поставленная цель этапу обучения, индивидуальному уровню
развития школьников?
Оцените (из 5 баллов)
3. Прослеживается ли реализация поставленных учителем целей урока?
Оцените (из 10 баллов)
4. Развитию каких качеств уделяется особое внимание? (подчеркните):
Восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь, самоконтроль.
Оцените (из 8 баллов)
5. Решаются ли воспитательные задачи? На каком уровне?
______________________________________________________________________
Оцените (из 8 баллов)
6. Какова доля репродуктивной и поисковой деятельности? Сравните их соотношение: примерное число заданий репродуктивного характера («прочитай», «перескажи», «повтори», «вспомни») _____________________________________;
Примерное число заданий поискового характера: («докажи», «объясни», «оцени», «сравни», «найди ошибку».) ______________;
Оцените (из 10 баллов)
7. Какие из перечисленных методов познания использует учитель (подчеркните)
Наблюдение, опыт, поиск информации, сравнение, чтение или ______________________________________________________________________
Оцените (из 10 баллов)
8. Какие средства обучения используются на уроке? Перечислите:__________________________________________________________
Оцените (из5 баллов)
9. Используется ли наглядный материал? С какой целью (подчеркните):
в качестве иллюстрации, для эмоциональной поддержки, для решения обучающих задач. Наглядный материал: избыточен, уместен, недостаточен
Оцените (из 8 баллов)
10. Кто организует деятельность на уроке (подчеркните):
только учитель, сами учащиеся, в зависимости от ситуации.
Оцените (из 8 баллов)
11. Эмоциональное состояние школьников во время урока? Соответствует ли оно
эмоциональному состоянию учителя? (да, нет) ____________________________________________________________________
Оцените (из 5 баллов)
12. Стиль общения учителя с учащимися:
_____________________________________________________________________
Оцените (из 5 баллов)
80 баллов – Высшая категория
70 баллов – Первая категория
60 баллов – Вторая категория
Анализ урока в девятом классе
по теме: «Мир музыки и кино. Большой экран»
Данный урок является третьим в серии уроков (всего пять) по теме «Мир музыки и кино». Для развития познавательной активности учащимся было дано домашнее задание вспомнить полюбившиеся фильмы и их героев. На уроке идет скрытый контроль ( наблюдение, фронтальный) употребления учащимися в речи видовременных форм английского глагола (Past Simple, Present Perfect), Gerund, предлогов при описании процесса.
При подведении итогов урока применяется рефлексия достижения цели для стимулирования мотивации учащихся.
Цели урока:
- Развивающая - развивать интеллектуальные и познавательные способности учащихся культуру общения в разных видах речевой коммуникации.
- Воспитательная – воспитывать культуру взаимопонимания при работе в группе.
- Практическая
- Контроль речевых умений в рамках учебной темы
- Закрепление в речи лексики по теме
- Формирование навыка перенесения знаний в новую ситуацию общения
4.Образовательная – Совершенствование и развитие навыков в аудировании и
говорении на основе изученного лексического и грамматического материала по
теме « Мир музыки и кино».
Задачи урока:
№ | Задача | упражнение | время | |
1. | Познакомить уч-ся с англоязычным миром кино | |||
2. | Создать информационный фон для дальнейшего обсуждения современной культуры досуга, хобби современных подростков | |||
3. | Совершенствовать навыки подготовленной речи | |||
4. | Развить навыки неподготовленной речи | |||
5. | Развить навыки аудирования (восприятия иноязычной речи на слух) | |||
6. | Практиковать учащихся в умении задавать вопросы на английском языке и отвечать на вопросы одноклассников |
Содержание обучения:
Языковой материал
Nouns: screen producer director writer editor designer special effects actor actress distributor public script operator background celluloid movement set (in a film) crowd scene
Verbs: contact agree organize convince join something together get rid of something
Adjectives: (types of films) western detective romance science fiction horror cartoon transparent
Useful phrases: has responsibility for …/ has the job of…/in charge of…/ is responsible for…/ on top of…
- Видовременные формы Past Simple, Present Perfect, Gerund, предлоги при описании процесса
Речевой материал :
- (to be/not to be) interested in …
- to use (something) for …..
- (to be/not to be) good at…
- use the –ing form of verb like a none
Навыки и умения:
- говорения( монологическая/диалогическая речь)
- аудирования ( с пониманием основного содержания/с полным пониманием)
- чтения (с извлечением частичной информации)
Приемы тренировки и применения ( в речи) обеспечивают самостоятельную работу учащихся вне урока
Принципы:
№ | Принципы | Ситуации | Задания | Все ли участву-ют? | ||||
1. | Принцип коммуникативной направленности | 1.Говорение: -диалог: монолог: | ||||||
2.Аудирование | ||||||||
3.Чтение | ||||||||
2. | Принцип дифференциации(различные виды РД) и интеграции обучения(взаимосвязь и взаимодействие различных аспектов языка и видов РД в целом) | 1.Устная речь Аудирование: Подготовл Неподготовл Говорение: Диалог: Монолог: Подготовл Неподготовл. | ||||||
2.Письменная речь Чтение: Вслух Про себя С общим охватом С полным пониманием Письмо: | ||||||||
3. | Общеметодические принципы, реализуемые на уроке: | |||||||
1.Пр-п воспитывающего обучения | Привитие культуры речевого поведения: Привитие культуры интеллектуального труда(умение работать с разными компонентами УМК): | |||||||
Принципы развивающего обучения | 2.Пр-п сознательности | Контекст Языковые средства Наглядность Выделение характерных признаков Целесообразность работы Продвижение в овладении видов РД | ||||||
3.Пр-п активности | Сохранение и развитие мотивации (как итог урока): Различные режимы работы для увеличения активного изучения: Нормальный(чуть убыстр темп урока) : Опоры, стимулирующие эмоциональную активность: |
Компьют.технологии аудиозаписи | ||||||
4.Пр-п наглядности | Звукозапись: Дополнительные зрительные средства: Зрительно- слуховые экранные средства наглядности: | аудиозаписи | ||||||
5.Пр-п доступности и посильности | В ходе урока контроль усвоения материала: Задания с учетом возможностей участников группы: Преодолимая трудность в домашнем задании: | |||||||
6.Пр-п прочности | Опора на интеллектуальную и эмоциональную сферы учащихся: Тренировка(доведение использование в речи до свободного воспроизведения изучаемого явления: | соответствует наблюдение, фронтальный | ||||||
Соответствие материалов урока решению коммуникативной задачи: | ||||||||
Постоянная обратная связь, контроль: Самоконтроль: | ||||||||
7.Пр-п индивидуального подхода | Дифференцированные задания: | Все задания предполагают различный уровень воспроизведения уч-ся |
Методы и приемы
Методы | Приемы/ упражнения | Принципы | Соответствие целям урока | |
Тренировка | ||||
Применение |
Средства:
1.Компоненты УМК: учебник аудиозаписи | Cambridge English for Schools in Russia Аудиозаписи к уроку | |
2.Вспомогательные средства: Компьютерные технологии | Слайд- шоу Средства Макромедиа- ПО «FLASH» |
Аудирование:
Использовалось ли аудирование, как средство обучения:
| (закрепление в речи ЛЕ, Gerund) (развитие умений понимать тематический аудио текст) ( развитие навыка культуроведческой догадки) | |
Формировалось ли у учащихся умение понимать речь на слух:
| Аутентичные тексты по теме урока адекватен, экономичен по времени магнитофон, ПК, материалы с фотографиями кино героев, артистов, фрагментов из фильма |
Говорение:
Использовалось ли аудирование, как средство обучения:
| ||
Формировалась ли монологическая речь Диалогическая речь |
| |
Как стимулировалось речевое высказывание? | Положительной реакцией со стороны учителя, положительной оценкой | |
Опоры при говорении | Фотографии, репродукции, слайды, ключевые слова |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Есаджанян, Б.М. К вопросу о критериях анализа и оценки урока неродного языка // Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия/сост. Леонтьев А.А. - М.: «Русский язык», 1991.
2. Зимняя И.А. Педагогическая психология – М.: Просвещение, 2004.
3. Конаржевский, Ю.А. Анализ урока – М.: Центр «Педагогический поиск», 2003.
4.Монигетти, А.В. Методический анализ урока по иностранному языку // Методическая мозаика (приложение к журналу «ИЯШ»). № 7, 2004.
5. Маслыко Е.А., П.К. Бабинская, А.Ф. Будько, С.И. Петрова Настольная книга преподавателя иностранного языка – Минск «Высшая школа», 2004
6. ustugeanina.ucoz.ru
7. zadachi.org.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерная схема анализа урока иностранного языка
Схема для разбора урока по иностранному языку....
Схема анализа урока иностранного языка
Данная схема может быть полезна любому учителю иностранного языка для того чтобы учитываать различные аспекты урока, что является одним из главных условий профессии. Несмотря на разнообразие испо...
Анализ урока иностранного языка
Схема анализа урока иностранного языка с шкалой оценки...
Примерная схема протокола анализа урока иностранного языка.
Помощь при подготовки к аттестации учителей....
Схема анализа урока иностранного языка
таблица...
Подходы к проектированию урока иностранного языка в контексте требований ФГОС
Как построить систему образования в условиях, когда все так быстро меняется? когда мы не знаем, какие компетенции будут востребованы через 5 лет? Ответ можно найти в новых образовательных стандартах, ...
Современный подход и методы обучения иностранному языку в школе.
Проекты – личностно - ориентированный вид работы, который предполагает активное участие школьников в разных видах деятельности: они должны писать, клеить, вырезать, обращаться к справочникам, рисовать...