Особенности обучения аудированию лингвистически одаренных детей
статья по английскому языку по теме
теоретический материал с фрагментами уроков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_obucheniya_audirovaniyu_lingvisticheski_odarennyh_detey.doc | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
Жанна Валерьевна Малышева
8 905 873 84 48
МБОУ «СОШ №20
с улубленным изучением
социально-экономических дисциплин»
учителя английского языка
Особенности обучения аудированию лингвистически одаренных детей
Одним из важных факторов развития современного общества является рациональное использование интеллектуального и творческого потенциала каждого из его членов. В связи с этим остро стоит проблема идентификации одаренных детей и создание оптимальных условий для их развития.
Обучение аудированию лингвистически одаренных детей, является одной из самых актуальных тем в современной методике обучения английскому языку.
В последние годы проблема аудирования все больше привлекает внимание методистов. Ведется серьезный теоретический поиск в изучении этого сложного процесса. Однако до настоящего времени выход в практику преподавания сравнительно невелик.
Без овладения этим видом деятельности невозможно выучить язык и пользоваться иноязычной речью на том уровне, который необходим на современном этапе развития общества. Другими словами, недооценка аудирования может крайне отрицательно сказаться на языковой подготовке школьников.
В своей педагогической деятельности мы активно используем различные приемы обучения аудированию и в процессе работы пришли к пониманию того, что необходимо продумать комплекс упражнений для лингвистически одаренных детей при обучении аудированию. Данные разработки способствуют созданию такой образовательной среды, которая стимулирует деятельность одарённого ребенка в определенном направлении, предоставляет ему возможность накапливать индивидуальный позна вательный опыт. Ребенок становиться субъектом собственной деятельности через индивидуализацию учебного процесса, через расширение пространства деятельности и организацию пространства рефлексии.
Система упражнений по обучению аудированию лингвистически одаренных детей должна представлять собой более четкую и развернутую структуру. Предлагаем комплекс упражнений, используемых на различных этапах работы с текстом для аудирования.
Фрагмент урока по обучению аудированию в 6 классе по УМК М.З.Биболетовой.
Образец текста для аудирования:
At the beginning of the 11th century England was already a big country and London was a very important city. In 1066 William the Conqueror and his people went to England from Normandy in France.
William the Conqueror became King of England. The King lived in London. Many of his people lived in London too. But William was afraid of the English, of his people of London and he built the White Tower to live in it. Now it is one of the most important and beautiful buildings of the Tower of London. As it is very famous, many people visit it every year.
All Kings and Queens of England lived in London. It became the biggest city in England. By 1600 there were more than two hundred thousand people in London.
Дотекстовый этап. Подготовительные упражнения.
Упражнения для обучения вычленению различных категорий смысловой информации, развития аудитивной памяти, внимания, воображения, логического мышления:
1) Прослушайте текст и определите его тип (сообщение, описание, повествование, рассуждение).
Учитель: At the beginning of the 11th century England was already a big country and London was a very important city. In 1066 William the Conqueror and his people went to England from Normandy in France. William the Conqueror became King of England. The King lived in England.
Ученики: повествование.
2) Просмотрите список ключевых слов и определите тему текста.
Учитель: the 11th century, London, William the Conqueror, the White Tower, Normandy
Ученики: The history of London.
3) Прослушайте предложения и организуйте их в логической последовательности.
Учитель: a).The White Tower is very famous and many people visit it every year b). At the beginning of the 11th century London was a very important city. c). In 1066 William the Conqueror went to England from Normandy in France .d).He built the White Tower to live in it.
Ученики: b,c,d,a
Упражнения на преодоление фонетических трудностей восприятия:
1) Прослушайте предложение и скажите, сколько в нем слов.
Учитель: William the Conqueror became King of England.
Ученики: 7
2) Определите на слух дефект речи диктора.
Учитель:At the beginning of the 11th century London was a very important city.
Ученики: звуки, которые передаёт сочетание букв th.
Упражнения на преодоление грамматических трудностей восприятия:
1) Прослушайте предложения и скажите, в котором из них действие происходит в настоящее времени.
Учитель:At the beginning of the 11th century England was already a big country and London was a very important city. William the Conqueror became King of England. But не was afraid of the English and built the White Tower to live in it. Now the White Tower is very famous and many people visit it every year.
Ученики: The White Tower is very famous and many people visit it every year.
2) Прослушайте предложение и скажите, сколько в нём членов предложения.
Учитель: All Kings and Queens of England lived in London. Ученики: 4.
Упражнения на преодоление лексических трудностей восприятия:
1) В списке слов отметьте те, которые вы услышали в предложениях.
Учитель: Century, country, people, tower. prison, Normandy, fire.
Ученики: century, country, people, tower. Normandy.
2) В списке русских слов отметьте очередность воспринятых на слух иноязычных эквивалентов.
Учитель: Век, Вильгельм Завоеватель, люди, город, Нормандия, год
Ученики: век, город, Вильгельм Завоеватель, Нормандия, год
3) Запишите прослушанные цифры (номера телефона, даты).
Ученики: The 11th century, 1066, 1600,200000
Текстовый этап.
1) Запишите названия (имена собственные), встречающиеся в тексте.
Ученики: England, London, William the Conqueror, Normandy, France, the White Tower
2) После двукратного прослушивания группы предложений укажите предложение, пропущенное диктором при повторном чтении.
3) По ходу прослушивания заполните предлагаемую вам таблицу.
Ученики заполняют таблицу:
date | 1066 |
place | England, London |
King`s name | William the Conqueror |
historical building | the White Tower |
Number of people in the 11th century | 200 000 |
Послетекстовый этап.
При работе с лингвистически одаренными детьми на данном этапе нельзя останавливаться только на проверке понимания. Упражнения, применяемые на данном этапе, должны соответствовать принципам свободы выражения и независимости, которые подразумевают свободное оформление учащимся решения той или иной проблемы, а также формирование умения использовать полученные знания в другой области. Приведем примеры таких упражнений:
1) Прослушайте текст u изложите его содержание двумя-четырьмя предложениями.
Ученики: This text is about William the Conqueror who went to England from Normandy in 1066. William became King of England and built the White Tower to live in it because he was afraid of the English. The White Tower is very famous and many people visit it every year.
2) Расскажите об истории Лондона, прослушав текст.
3) Ответьте на вопросы, прослушав текст.
Учитель: 1.When did England became a great country? 2. Where did William the Conqueror come from? 3. Where did William the Conqueror live when he was King? 4. What is the White Tower? 5. How many people lived in London by 1600?
Фрагмент урока по обучению аудированию в 7 классе по УМК В.П. Кузовлева.
Образец текста для аудирования:
This charity started at the beginning of 2010 and lasted all the year. It happened in Moscow in big cultural centres. Everybody could go to any exhibition and give a helping hand to disabled children. These children suffer from diseases which are difficult to win on their own. The treatment needs much money and medicine.
The group of photographers organized exhibitions. They wanted to support such children. They explained their idea they showed children’s problems and emotions on their photos.
This voluntary work had success. The volunteers could collect 5 million rubles for the disabled. The actors, artists, politicians made their contributions to the charity. Many famous people were happy to be involved in this project. They said that they wanted to make children’s lives better.
Дотекстовый этап.
Упражнения для обучения вычленению различных категорий смысловой информации, развития аудитивной памяти, внимания, воображения, логического мышления:
1) Прослушайте начало рассказа и попытайтесь догадаться о том, что произошло дальше. (Учитель слушает версии учащихся).
2) Прослушайте несколько предложений из текста и попытайтесь определить его идею, тему.
Учитель: This charity started at the beginning of 2010. Everybody could give a helping hand. This voluntary work had success. They said that they wanted to make children’s lives better.
Ученики: I think this text is about the charity (about sick people, about voluntary work).
3) К каждому смысловому тезису подберите ключевые слова и, прослушав фрагмент текста, определите, насколько правильно подобраны слова.
Тезисы: - Many people are ready to show sympathy. (Ключевые слова: support, be involved in work, give a helping help).
- People try to make a difference. (Ключевые слова: collect money, make donations, have a charity).
Упражнения на преодоление фонетических трудностей:
1) Отметьте паузы в звучащем речевом потоке.
This charity started at the beginning of 2010// and lasted all the year. It happened in Moscow// in big cultural centres. Everybody could go to any exhibition// and give a helping hand to disabled children.//
2) Прослушайте фразу и скажите, сколько раз в ней употреблен заданный звук [a:].
Учитель: This charity started at the beginning of 2010 and lasted all the year.
Ученик: звук [a:] встречается 2 раза.
Упражнения на преодоление грамматических трудностей:
1) Прослушайте и отметьте предложения с одной и той же грамматической структурой.
Учитель: 1) They explained their idea they showed children’s problems and emotions on their photos. 2) They said that they wanted to make children’s lives better. 3) Many famous people were happy to be involved in this project.
Ученики: предложения 1 и 2 составлены в косвенной речи.
Упражнения на преодоление лексических трудностей:
1) Отметьте в списке перевод на русский язык слов и словосочетаний, являющихся «ложными друзьями переводчика»
artist – художник (дети часто переводят как артист)
happen – происходить (ошибочный перевод – счастливый)
2) Прослушайте предложения на английском языке и укажите лексические ошибки, допущенные в процессе их перевода на русский язык (текст русских предложений – на карточке или на доске).
Учитель: These children suffer from diseases which are difficult to win on their own. (На карточке – Дети страдают от болезней, которые трудно победить).
Ученики: Дети страдают от болезней, которые трудно победить самим (или самостоятельно).
Текстовый этап.
1) Расположите ключевые слова в порядке их употребления в тексте, читаемом диктором.
Ученики: 1) this charity; 2) big cultural centres: 3) any exhibition; 4) disabled children; 5) the treatment; 6) their problems; 7) success; 8) contributions.
2) Запишите названные в тексте слова, относящиеся к изучаемой теме.
Ученики: charity, give a helping hand, the disabled, to support, voluntary, volunteers, to be involved, to make children’s lives better.
Послетекстовый этап.
1) Прослушайте текст и подберите к нему заглавие.
Ученики: “Charity in Russia”, “A helping hand to the disabled”, “Let’s make Russia a better place”.
2) Прослушайте текст, составьте рецензию на него, используя следующий план: а) тема сообщения, б) действующие лица, в) краткое изложение содержания, г) основная идея, д) оценка прослушанного.
Ученики:
a) charity in Russia;
b) the group of photographers organized exhibitions;
c) the charity was organized in Moscow. It had success. This project really could help the disabled children who suffer from diseases which are difficult to win on their own;
d) helping disabled children in Russia;
e) it’s great that rich and famous people show their sympathy and support children not only with words, but with real help.
Аудирование является одним из самых сложных видов речевой деятельности. А проблема обучения аудированию лингвистически одаренных детей требует решения целого ряда вопросов, в частности, определения характера аудитивного материала, отбора и методики выполнения упражнений, в которых должны быть учтены все условия, обеспечивающие понимание таких сообщений.
Система упражнений должна отвечать требованиям современной методики обучения иностранным языкам, включать в себя упражнения для усвоения знаний, формирования навыков и развития умений; необходимо предлагать различные виды упражнений, направленные на достижение коммуникативной компетенции (свободное оформление высказывания); учитывать лингвистический опыт, приобретенный ранее.
Предложенный материал находит свое применение в индивидуальной работе с учащимися и в преподавании элективных курсов по предмету.
Список использованной литературы:
- Блохина Е.В. Некоторые вопросы обучения аудированию. // ИЯШ , 1998, № 2.
- Вайсбурд М.Л. Обучение учащихся средней школы пониманию иностранной речи на слух. – М.: Просвещение, 1985.
- Громова О.А. Аудиовизуальный метод и практика его применения. – М.: Высшая школа , 1983.
- Колкер Я.М., Устинова Е.С. Обучение восприятию на слух английской речи: Практикум: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
- Ляховицкий М.В. Применение звукозаписи в обучении иностранным языкам. – М.: Просвещение, 1979.
- Миролюбов А.А. Обучение иностранным языкам в свете реформы школы. // ИЯШ , 1996, № 2.
- Смирнова Л.П. Уровни понимания иноязычных речевых сообщений на слух и способы их контроля. - М., 1982.
- http://refernax.ru/12/dok.php?id=00014#
- http://lengish.com/texts/category-1-4.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности обучения и воспитания одаренных детей в современной школе
Работа посвящена актуальной в настоящее время проблеме одаренности. Состоит из двух глав. В первой главе раскрывается понятие одаренности, перечислены виды одаренности и факторы влияющие на ...
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ АУДИРОВАНИЮ В СТАРШИХ КЛАССАХ
Представленный материал представляет собой мини-статью об особенностях обучения аудированию учащихся старших классов с кратким конспектом урока английского языка, разработанного по учебнику Кузовлева ...
Особенности обучения аудированию на среднем уровне изучения английского языка.
Этот аспект в изучении английского языка является одним из самых важных, прежде всего из-за того, что аудирование вызывает определённые трудности у учащихся как при сдаче ГИА, так и ЕГЭ, и поэтому тре...
Особенности обучения аудированию в начальной школе
статья " Особенности обучения аудированию в начальной школе"...
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ АУДИРОВАНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В данной статье представлена информация об особенностях обучения аудированию детей младшего школьного возраста...
Особенности обучения аудированию в контексте ФГОС
В современной лингвистике аудирование рассматривается как процесс восприятия, распознавания и понимания слышимых речевых сигналов.При обучении иностранному языку аудирование является одним из наиболее...
Рабочая программа по подготовке к олимпиаде по иностранному языку лингвистически одаренных детей (английский язык для учащихся 7-8х классов)
Рабочая программа по подготовке к олимпиаде по иностранному языку лингвистически одаренных детей (английский язык для учащихся 7-8х классов)...