Проектные формы работы на уроках английского языка
статья по английскому языку (7 класс) по теме

Полковниченко Наталья Сергеевна

Организация коллективной учебной деятельности при работе УМК В.П. Кузовлева по разделу "Are you Happy at School "

( 7класс). Работа над проектом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.85 КБ

Предварительный просмотр:

Полковниченко Н.С. – учитель английского языка

МБОУ СОШ № 15 города Гуково Ростовской области.

Тема: «Проектные формы работы на уроках английского языка»

Новые тенденции в развитии нашего общества содействовали распространению «защиты проекта» как формы групповой деятельности учащихся. В ней школьник выступает как индивидуальность, способная не только оценивать действительность, но и проектировать какие-то необходимые изменения для улучшения жизни. Многое в проектах идет от мечты, от фантазии, но основой фантастического развития мысли остается реальное осознание сегодняшней жизни.

Я хотела бы поделиться опытом работы по обучению неподготовленной речи на уроках английского языка при использовании проектных форм работы.

Метод проектов приобретает все больше сторонников.  Он направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике. Чтобы решить проблему, которая лежит в основе проекта, школьники должны владеть определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. К ним можно отнести умение работать с текстом (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации в иноязычном тексте), анализировать информацию, делать обобщения, выводы; умение работать с разнообразным справочным материалом. Задачей обучения различным видам речевой деятельности и является формирование многих из названных умений. К творческим умениям относятся: умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами; умение находить компромисс с собеседником; умение лаконично излагать свою мысль. Для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовка, которая осуществляется в целостной системе обучения в школе, совсем необязательно, чтобы она предваряла работу учащихся над проектом. Такая подготовительная работа должна проводиться постоянно, систематически и параллельно с работой над проектом.

Используя при изучении какого-либо раздела или вопроса программы метод проектов, я тщательно разрабатываю, просчитываю, четко определяю учебные задачи, продумываю какую помощь можно оказать ученикам, не предлагая готовых решений. Желательно спланировать всю серию уроков, на которых предполагается использовать метод проектов.

Мне хотелось бы показать, как решаются вопросы организации коллективной учебной деятельности при работе по УМК В.П. Кузовлева по разделу «Are you Happy at School?». В данном разделе автор учебника предлагает такие темы проектов: 1) «The School I want to go To», 2) «My School», 3) «The School of the Future», а также задания для обсуждения при работе над каждым из проектов: 1) Describe the school (a picture is needed); 2) Make a timetable; 3) Speak about the homework; 4) The school rules for students and teachers; 5) The school uniform; 6) Clubs and activities; 7) Exams and tests.

На первом этапе необходимо разработать план проектной работы и продумать систему коммуникативных упражнений, обеспечивающую её речевой уровень. Учащиеся должны свободно владеть активной лексикой и грамматикой в рамках учебной темы, перед тем как переходить к обсуждению проблемных вопросов. Следует тщательно отработать грамматические упражнения из учебника, либо предложенные учителем типа «Образуй нужную грамматическую форму глагола», «Назови отрицательный вариант данного предложения», «Уточни информацию...», «Переведи предложения с русского на английский». Кроме того, школьники должны уметь составлять все типы вопросов. Необходимо повторение или изучение таких разделов грамматики: 1) There is/are...; 2) Модальные глаголы: should, have to, must.

Работа над проектом занимает 10 уроков.

I. Первый этап (урок 1). Ученикам предлагается в скрытом виде проблема, которую нужно выявить, сформулировать. Помогут наводящие вопросы: Все ли тебе нравится в школе? Хотел бы ты что-нибудь изменить? Есть ли в школе клубы? Задача учителя — раскрыть ситуацию так, чтобы учащиеся как можно более самостоятельно отнеслись к её решению. Итогом может быть вывод: В школе что-то нужно изменить. Что? Все первоначальные предложения учеников записываются на доске без комментариев. При этом я стараюсь наводящими вопросами подвести ребят к тем пунктам плана, которые наметили заранее. Затем начинается коллективное обсуждение этих пунктов. В результате остаются только запланированные вопросы (хотя возможны варианты).

Далее я делю учащихся на группы и предлагаю каждой из них разработать свой собственный проект по принятому плану. Желательно, чтобы в каждой группе был сильный, средний и слабый ученики; девочки и мальчики. Разумеется, необходимо учитывать и психологическую совместимость детей.

II. Второй этап (уроки 2-8). Это подготовительный этап, который обеспечивает языковые и речевые умения школьников. Параллельно с этим проводится поэтапная работа над проектом. Тексты из учебника служат содержательной базой для развития речевых и исследовательских умений учащихся.

Приведу примеры работы над некоторыми пунктами  плана на данном этапе.

1. Описание школы.

Для того чтобы научить ребят описывать здание школы, нужно вспомнить и активизировать а) грамматические конструкции: There is/are...; This is.../These are...; б) необходимую лексику.

После выполнения упражнений на закрепление лексики можно предложить учащимся описать свою школу или какую-либо другую по картинке. Для опоры предлагаются вопросы: How many floors are there in your school?, Is it big?, Which rooms are there on the ground, first floor (second...); ?; Is there a swimming pool in your school?

Далее необходимо продумать речемыслительную задачу и адекватную коммуникативную ситуацию, при которой увеличилась бы мотивация говорения учеников на английском языке и возросли количественные и качественные показатели их речи. Приведу примеры такого рода коммуникативных заданий.

  1. Твой друг по переписке из Англии попросил тебя описать школу, в которой ты учишься. Информация может быть дана либо в форме аудирования (читает учитель или поставлена кассета, диск), либо в виде текста письма.
  2. Нравится ли тебе твоя школа? Мотивируй свой ответ.
  3. Как ты представляешь себе идеальную школу? Опиши её. (Это может быть домашним заданием).

2. Обсуждение расписания.

При работе над этим пунктом плана школьники сначала учатся описывать готовое расписание. Повторяется лексика: дни недели и названия предметов. С помощью заранее подготовленных вопросов я помогаю ученикам как можно полнее проанализировать данное расписание.

What subjects do British children have in the 7th form?

How many times a week does John have Maths (History, Music...)?

When does John's school day start/finish?

How many days a week does he go to school?

How many classes a day does he have?

How long does each class last?

Таким образом, ребята готовятся к рассказу о своем собственном школьном расписании.

Предлагаю учащимся сравнить школьное расписание британского школьника и свое собственное. Примерно по такой же схеме ведется работа над остальными вопросами: clubs and activities, school rules, exams and tests. Таким образом, весь языковой материал проекта прорабатывается на уроках.

Важно отслеживать деятельность школьников шаг за шагом. Конечно, основная поисковая работа ведется во внеурочное время, но и на уроках необходимо время (10-15 минут), чтобы потрудиться над проектом. На переменах до урока или после него обязательно интересуюсь ходом работы. Кроме того, учащиеся сами обращаются, если сталкиваются с языковыми или иными трудностями.

Наряду с работой по формированию языковых и речевых умений ребят в рамках обсуждаемой проблематики необходимо обучить их стратегии и тактике группового общения, тем коммуникативным шагам, которые научили бы школьников высказываться логично, связно, продуктивно. Большое значение при этом имеет целенаправленное обучение коммуникативным речевым штампам. Вначале ребята учатся выражать свое собственное мнение. В данном случае используются клише типа: I think ...; It seems to me...; I'm sure...; As far as I see it...; To my mind...; As for me...; In my opinion....

Затем для итоговой дискуссии учащимся предлагаются фразы согласия и несогласия. Их можно ввести на этапе обсуждения вопроса Do you like school?

а) Согласие: Yes, I think so too; Right. I think the same; I agree with you; That's true; Right. I have the same problem.

б) Несогласие: No, I can't say (that)...; I'm not sure (that)...; Sorry, I don't think so; I doubt it somehow; I’m afraid you are wrong.

в) Обобщение сказанного: On the whole...; In general... .

Тренировка школьников в использовании этих речевых клише начинается сразу со второго урока в разных упражнениях. Можно предложить учащимся разработать в парах небольшой диалог с использованием данных коммуникативных фраз. При этом виде деятельности ребята не только запоминают новые клише и закрепляют лексику, но и учатся связному логичному изложению мыслей, этичному обращению к собеседнику. Важно, чтобы школьники тренировались в употреблении разговорных клише с самого начала, поскольку такого рода коммуникативные связи очень нужны при проведении дискуссии в группах. Следует поощрять учащихся к использованию таких клише как можно чаще (например, оценивать положительно только те ответы, которые включают эти фразы). В качестве содержательно-смысловой основы, позволяющей успешно реализовать стоящие перед учителем и учениками задачи, выступают тексты различных функциональных стилей. Содержание этих текстов служит стимулом последующих высказываний учащихся. Тексты могут быть взяты из учебника, а также предложены учителем. Мысли, содержащиеся в тексте, могут служить поводом к общению. Важно научить ребят использовать тексты в качестве образца высказывания, применяя к себе то, что необходимо, и трансформируя текст так, чтобы он соответствовал мыслям и желаниям школьника. Предъявление текстов учащимся может осуществляться на зрительной или аудитивной основах. На     подготовительном этапе проектной работы совершенствуются сформированные ранее навыки иноязычного общения и закладываются основы будущих самостоятельных высказываний учеников.

III. Третий этап (9-10 урок, защита и обсуждение проектов). Это заключительный этап. Каждая группа защищает перед классом свой проект по ранее обсужденному плану. После презентации проектов предполагается общая дискуссия.

Как подготовить эту дискуссию? Прежде всего необходимо предварительно просмотреть готовые проекты учащихся, чтобы на их основе организовать обсуждение темы. Кроме того, заранее следует 1) предложить ребятам подготовить вопросы по теме проекта; 2) определить правила ведения дискуссии: организационные моменты, этические нормы, обязательность использования речевых клише, активность школьников (вместе с тем ограничить объем речевого высказывания сильными учениками), аргументированность высказываний.

Каждая группа делает сообщение по своему проекту (5-10 минут по плану). Каждая группа вправе решить сама, какую форму презентации и оформления результатов своей проектной деятельности она изберет. Учащиеся других групп задают выступающим интересующие их вопросы. Например: How long will the school holidays last?; How many holidays will we have?; How many pupils will there be in each class?; Will the teachers give the pupils homework?; How much homework will the pupils have to do every day?

После презентации проектов учащиеся выбирают наиболее интересный, на их взгляд, проект, а затем я предлагаю им для общего обсуждения один из вопросов (исходя из уровня обученности группы).

  1. Какое школьное задание вам кажется наиболее удобным и почему?
  2. Какие предметы вы хотели бы изучить в школе и почему? Какие предметы вам кажутся необязательными? Какое учебное расписание отвечает интересам большинства из вас?
  3. Нужны ли домашние задания? Мотивируйте свой ответ.

В результате обсуждения учащиеся должны прийти к общему решению по вопросу. По такому же принципу школьники могут обсудить другие аспекты этой проблемы. В результате они вместе с учителем могут прийти к таким решениям:

  1. утвердить проект школьного задания;
  2. составить расписание занятий, отвечающее интересам большинства учеников и школьной программе;
  3. сделать вывод о необходимости разумных домашних заданий.

Я анализирую высказывания ребят; слежу за тем, как усвоена ими лексика, правильно ли они употребляют грамматические структуры, оцениваю ответы. Важным моментом является подведение итогов дискуссии. Для того чтобы поддерживать и стимулировать активность учащихся во время дискуссии и иметь возможность объективно оценить участие каждого из них в работе, я использую различные способы поощрения учащихся. Так, например, во время урока ученики могут заработать баллы (получить карточку) за удачный ответ или вопрос, использование активной лексики, употребление коммуникативных клише. В конце урока баллы суммируются, и по этим результатам проставляются оценки.

Следует отметить, что при такой форме работы наряду с преимуществами имеются определенные трудности. Они обусловлены следующими факторами: недостаточным уровнем языковой подготовки в отдельных группах; невысокой мотивацией к данному виду деятельности; трудностью вовлечения слабых учащихся в активную дискуссию; риском трансформации дискуссии в спор между отдельными учащимися.

Чем вдумчивее готовишься к уроку, прогнозируя возможные речевые и неречевые действия учеников, планируя уровень опор, необходимых для каждой группы или школьников в отдельности, тем продуктивнее проходит занятие. Велика роль юмора и экспромта на уроке.

В курсе иностранного языка метод проектов используется в рамках программного материала практически по каждой теме, поскольку отбор тематики проводится с учетом практической значимости для ученика (человек и его окружение). Главное — это сформулировать проблему, над которой учащиеся будут трудиться в ходе работы над темой.

Метод проектов четко ориентирован на реальный практический результат, значимый для школьника. Во время работы над проектом строятся новые отношения учителя и учащегося. Учитель уже не является для ребят единственным источником информации. Он становится консультантом, помощником. Свою работу ученики предъявляют скорее своим товарищам, чем учителю. Работа над проектом поможет детям проявить себя совершенно неожиданно. У них есть возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты.

В проекте школьник выступает и как социальное лицо, соотносящее свои личные интересы с общественными, и как творческое лицо, пробующее предложить новые решения отдельных жизненных проблем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые формы работы на уроках английского языка

Использование фонетических, грамматических и речевых игр на уроке...

Активные формы работы на уроках английского языка

Современный урок ИЯ - это сложное образование. Проблемы повышения эффективного обучения ИЯ.  Решение многоплановых задач на уроках английского языка....

Эффективные формы работы на уроках английского языка на начальной ступени обучения

   Проблема поиска эффективных методов и приемов обучения иноязычному общению очень актуальна. Обучение и личностное развитие современного школьника возможно в том случае, если деятельность (учебная, ...

Статья на тему: "Использование проектных форм работы на уроках немецкого языка"

Использование проектных форм работы на уроках немецкого языка...

«Активные формы работы на уроках английского языка как фактор развития коммуникативных навыков учащихся» Хрулева Лала Владимировна Белоглинский район МБОУ СОШ № 16 учитель английского языка

Школьный учитель теперь освобожден от жестких рамок обязательных программ и учебников, возможность выбора своего пути в преподавании открывает перед ним огромные перспективы для раб...

«Проектные формы работы на уроках английского языка»

Обучение проектной деятельности — это процесс целенаправленного взаимодействия между учителем и учеником, стимулирования и организа­ции активной познавательной деятельности ребенка. Совместная дея...

Статья «Формы работы на уроках английского языка» (из опыта работы).

В современном мире изменился подход к образованию и воспитанию детей. Заинтересовать ребенка порой бывает очень сложно в условиях глобальной цифровизации и беспрепятственного доступа к использованию р...