Организация контроля в обучении иностранным языкам
статья по английскому языку по теме
Цель данной работы – раскрыть комплексный подход к системе контроля в обучении и выделить основные средства его реализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Organizaciya_kontrolya_v_obuchenii_inostrannym_yazykam.doc | 118 КБ |
Предварительный просмотр:
«Организация контроля в обучении иностранным языкам»
Содержание:
Введение…………………………………………………………стр. 3
- Основная часть……………………………………………….….стр. 3
- Заключение………………………………………………………стр. 9
- Список литературы…………………………………………….стр. 12
Введение
Актуальность проблемы контроля связана с достижением в последнее время определённых успехов в реализации практической роли обучения иностранному языку в школе, благодаря чему расширилась сфера приложения контроля, возросли его возможности положительного влияния на учебно-педагогический процесс, возникли условия для рационализации самого контроля как составной части этого процесса.
Основные недостатки при осуществлении контроля знаний: неправильное понимание его функций, неоправданно переоценивается его роль в процессе обучения, контроль превращается в самоцель на уроке; использование однообразных методов контроля; субъективизм в выставлении оценок, отсутствие чётких, обоснованных критериев.
Цель данной работы – раскрыть комплексный подход к системе контроля в обучении и выделить основные средства его реализации.
Учителю при подготовке к уроку необходимо помнить, что поиски необходимых форм контроля и его организация – это важнейшая задача педагога. Кого, когда, сколько учащихся, по каким вопросам, при помощи каких средств нужно спросить и оценить – всё это должно быть продумано учителем при подготовке к уроку. Наряду с этим следует продумать, чем должны заниматься учащиеся во время опроса их товарища. У каждого учителя должна быть своя система контроля, она должна включать разнообразные средства и приёмы работы, чтобы учащиеся понимали, что учитель постоянно контролирует их успехи, уровень и качество овладения знаниями.
Основная часть
Контроль, как и все другие компоненты учебного процесса, выполняет определённые функции. Под функцией обычно понимается работа, производимая тем или иным органом, обязанность , подлежащая исполнению, и т. д. Короче говоря, функции контроля – это слагаемые той работы, которую призваны выполнять рецептивно-сопоставительные действия контролирующего. В этой связи имеет смысл проанализировать функции контроля , выделяемые некоторыми методистами .
Так, чаще всего говорят об обучающей функции контроля.
Существует мнение, что проверяя, мы учим, а исправляя ошибки, мы подсказываем правильные способы действия.
Воспитывающая функция контроля в целом является сопутствующей, но может быть и доминирующей, когда, например, учитель стремится приучить отдельных учащихся к систематической работе, старается воздействовать на их психологические особенности (развивать волю, память и пр.), стимулируя их оценкой, при проявлении излишней самоуверенности осуществляется более строгий подход к оценке.
На основе информации, полученной во время контроля, можно предупредить становление ошибочных навыков, сделать обобщающие выводы о методе обучения, определить уровень подготовки учащихся, оценить их работу, изменить приёмы обучения, скорректировать задания отстающим ученикам и ещё многое другое, но это не значит, что корректировка, обобщение, диагностика, оценка, управление – всё это функции контроля. Нельзя забывать и другую важную роль, которую играет контроль. Известно, что учащиеся специально готовятся к контрольной, к зачёту, к экзамену. В присутствии преподавателя все учащиеся выполняют заданные упражнения. Письменным работам уделяется больше внимания, если их будут проверять. Одним словом, наличие или ожидание контроля стимулируют учебные действия учащихся, являются дополнительным мотивом их учебной деятельности. Сказанное позволяет говорить ещё об одной функции контроля: стимулирующей. Стимулирующую функцию в основном связывают с оценкой, а иногда и называют оценочной функцией. Что касается контроля, то его стимулирующая функция не выходит за рамки рецептивных учебных действий учителя.
В практике преподавания в настоящее время всё чаще применяется устная проверка, и это надо приветствовать. Контроль должен проходить в том же плане, что и обучение, поэтому для того чтобы проверить умения и навыки устной речи, следует применять устные приёмы проверки . Однако и понимание читаемого, хотя чтение является умением в области письменной речи, хорошо проверять устным путём. Это занимает меньше времени, чем письменная проверка.
Устная форма способствует выработке быстрой реакции на вопрос, развитию памяти учащихся.
До последнего времени письменному контролю отводилось большое место в системе проверки. У письменной формы контроля имеются некоторые преимущества. Во-первых, ею можно охватить одновременно всех учащихся; во-вторых, гораздо удобнее обрабатывать письменные работы, нежели устные ответы.
Однако письменный контроль не может быть использован для проверки всех умений, несмотря на названные выше его достоинства. Невозможно проверить в письменной форме умение учащихся вести беседу или высказываться по теме.
Поэтому прибегать к письменной проверке рекомендуется с целью контроля умений и навыков письма, а также для контроля умений переводить научно-популярную литературу со словарём. Для контроля правописания можно проводить короткие диктанты. Для проверки умения письменно излагать свои мысли можно давать учащимся на дом небольшие сочинения в связи с пройденной тематикой, например: «опишите свой день, свою семью, чем вы занимаетесь в школе» и т. д.
Письменный контроль эффективнее развивает логическое мышление, приучает к большей точности в ответах.
Как уже говорилось выше, различают контроль индивидуальный и фронтальный.
Фронтальная форма – одна из основных организационных форм контроля при обучении. Она позволяет соблюдать основные правила контроля – регулярность и максимальный охват учащихся за единицу времени. Существенна при этом обращенность ко всему классу, активизирующая деятельность каждого ученика.
Открытый фронтальный контроль можно применить при выполнении упражнений в подготовленной форме речи, в частности при составлении планов, подборе опор, а также при построении коллективного рассказа по принципу «снежного кома».
Фронтальный контроль может осуществляться как в устной, так и в письменной форме. Устная форма контроля преобладает. Однако, имея в виду большие обучающие возможности письма, необходимо периодически проводить и письменный фронтальный контроль. Фронтальные признаки слов, грамматические слова, лишенные конкретной семантики, слабо оседают в памяти, их легко спутать между собой при восприятии на слух. Именно регулярный письменный контроль прививает лингвистическую бдительность и точность.
Для того чтобы органично включить фронтальный контроль в урок и ограничить время на его проведение, рекомендуется пользоваться тестовыми приёмами, рассчитанными на 5-7 минут.
Как следует оценивать работу учащихся при таком контроле? Обращённый одновременно ко всему классу, он предполагает только короткий, часто фрагментарный ответ каждого отдельного ученика, не всегда достаточный для получения оценки в виде балла. Более подходящим, поэтому является начисление очков. Учитель сообщает учащимся, что определённая сумма очков, полученных на двух-трёх уроках при фронтальной работе, даёт право на балл.
Наряду с фронтальной формой контроля следует регулярно осуществлять индивидуальный контроль.
Обучение иностранному языку предполагает создание условий, мотивирующих выражение своих мыслей, и объективизацию индивидуального уровня понимания авторской мысли. И индивидуальный контроль также должен быть направлен на выявление умения решать коммуникативные задачи, вытекающие из индивидуального постижения действительности.
Индивидуальный контроль может носить и открытый характер, в частности, когда следует проконтролировать какой-то этап подготовленной речи каждого ученика (план или программу высказывания). В основном индивидуальный контроль в общеобразовательной школе осуществляется устно и сопровождается оценкой в виде балла с обязательным комментарием учителя, касающимся в первую очередь содержательной стороны речи. В процессе индивидуального контроля происходит общение «преподаватель – ученик» и оно имеет место только в учебных условиях. При этом роли партнёров фиксированы и неравноправны. Преподаватель управляет общением и деятельностью обучаемого.
В настоящее время на уроках широко используется парная работа – режим, увеличивающий время активной деятельности учащихся; он применяется для взаимной тренировки учащихся в усвоении языкового материала.
Таким образом лучшим видом контроля, видимо, будет комбинированный контроль, при котором не более 10 минут урока будет уделяться проверке умений монологической устной речи ( при этом должны быть спрошены не менее трёх учащихся в случае монологического высказывания и не менее трёх пар учащихся в случае диалогической речи ), т. е. индивидуальному контролю, а остальная часть урока будет посвящена фронтальной работе. Причём учитель должен так организовать работу класса, чтобы, проверяя умения одного или пары учащихся, привлечь к активному участию в уроке всех остальных учеников.
Оценки должны точно отражать становление речевых умений учащихся и упрочение их языковой базы.
Важным подвидом контроля является проверка домашних заданий.
Письменные домашние задания могут проверяться учителем вместе с классом на уроке. В том случае, если учащимся было задано вставить пропущенные предлоги, артикли , перевести предложения с русского языка, ответить на вопросы, то такие и подобные упражнения, которые будут выполнены примерно одинаково всеми учащимися, хорошо проверить в классе фронтально и устно. Затем учитель забирает тетради домой, чтобы исправить правописание.
Отсюда вытекают следующие правила, которыми следует неукоснительно руководствоваться при проведении контроля :
1) Контроль должен носить регулярный характер
2) Контроль должен охватывать максимальное количество учащихся за единицу времени. Поэтому в каждом отдельном случае он не должен занимать много времени.
3) Объём контролируемого материала должен быть небольшим, но достаточно репрезентативным, чтобы по степени его усвоения/неусвоения, владения/невладения им учащимися можно было судить, приобрели ли они необходимые навыки и умения.
4) Так как обучение и контроль органично связаны, при проведении контроля следует отталкиваться от конкретных задач урока.
Представляется, что современному подходу к процессу обучения иностранному языку присущ прежде всего текущий контроль, осуществляемый на основе непроизвольной формы внимания и органично вплетаемый в канву общения.
Наряду с текущим контролем в учебном процессе должен иметь место и итоговый контроль, который включает в себя как тематический, так и периодический контроль.
Тематический контроль проводится обычно по завершении изучения темы. Сущность контроля в том, что речь здесь идёт не об отдельных элементах, а о понимании системы, объединяющей эти элементы. Значительную роль при этом играют синтетические, комплексные задания, объединяющие вопросы об отдельных понятиях темы, направленные на выявление информационных связей между ними. Таким образом, тематический контроль позволяет контролировать уровень развития умений и навыков по теме.
Предварительный контроль проводится по усвоении большого по объёму материала обычно в конце четверти, полугодия.
Итоговый контроль играет важную роль в процессе обучения. Крайне важно, чтобы он проводился лишь тогда, когда учитель уверен, что большинство учащихся усвоило соответствующий учебный материал. Он должен быть посильным для учащихся, способствующим формированию уверенности в их силах, в противном случае интерес к процессу обучения снижается.
Экзамены являются средством государственного контроля за работой образовательных учреждений. В нашей отечественной школе экзамены были введены в 1932 г., методика и система их проведения постоянно менялась, но всегда неизменными оставались необходимость учёта индивидуальных особенностей учащихся и объективность в оценке знаний.
Заключение
При рассмотрении вопросов организации контроля мы должны прежде всего различать контроль, слитый с обучением, и контроль, отделённый от обучения, - контроль как особую задачу урока. Первый вид контроля используется как при выполнении подготовительных, так и при выполнении речевых упражнений, второй вид – только для контроля речевых умений.
При обучении иностранному языку могут использоваться как устная, так и письменная формы контроля.
В обучении языку и в контроле, слитом с обучением, наиболее целесообразны фронтальные формы работы, при проверке же умений в устной речи, чтении и письме необходимы индивидуальные формы. Индивидуальный контроль в этих случаях должен комбинироваться с фронтальным. Устранить недостатки индивидуального контроля при проверке устной речи помогает использование технических средств.
Контроль будет осуществляться на должном уровне только в том случае, если будут выполнены такие требования, как регулярность, всесторонность, дифференцированность, объективность и, конечно же, соблюдение воспитательного воздействия контроля.
Проблема контроля постоянно привлекает к себе внимание учителей и методистов, так как в нём кроются разнообразные и далеко не исчерпанные возможности воспитывающего обучения.
Список литературы:
- Рабинович Ф.М. Контроль на уроках иностранного языка//Иностранный язык в школе. М., 2009, №1
- 9.Теоретические основы методики обучения иностранному языку в средней школе / Под редакцией Миролюбова А. А. М.,1981
- 10. Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справ . пособие / Е. А. Маслыко, П. К. Бабинская , А. Ф. Будько и др. – Мн.: Выш. шк., 2000. - 522с.
Интернет-ресурсы:
- http://works.tarefer.ru/64/100047/index.html#
- http://charko.narod.ru/tekst/sb_2002/33-Volchok.htm
- http://bankrabot.com/work/work_17694.html
Приложение
1).Примеры устного контроля
1. For many of us love is the most important thing in our life. Do you love smb. people? …Do you know that love has its own holiday?… Of course it is St. Valentine`s Day.
Here is the text “St. Valentine`s day”. Please read it to yourself & then answer the following questions:
- When is this holiday celebrated in Britain?
- What is the story of St. Valentine?
- Is it funny to find out who sent you the card?
2. Read the sets given below & find the unnecessary word in every set & explain your choice .
e. g. - wall, room, ceiling, carpet, sink, wash up, refrigerator, corner.
3. Correct my statements:
- Today there are very few people who are proud of being able to cook well.
- The early cave man ate his food roasted.
- Greek civilization didn`t advance cooking at all.
4. Make up sentences, using the words on the blackboard
Models: I find this book particularly interesting.
He felt particularly well that day.
Easy, amusing, upset, well, happy, difficult, careful, fond of, hard
5. Give English equivalents for the following:
это гостиница, в которой мы остановимся; я пойду и позабочусь о номерах; мне нужны два одноместных номера ; у нас почти нет свободных номеров ; мы пробудем здесь около недели ; вы можете получить один двухместный номер ; всё правильно?.
2). Примеры письменного контроля .
- Make the table “Advantages & disadvantages of different ways of travelling”.
- Write a short composition “My favourite food”.
- Write a short dictation. Listen to me & write down sentences.
Today cooking is an art. There was a time when man didn`t cook his food. Later the man learned to bake in pits with heated stones. Primitive people knew almost every form of cooking that people are practicing now. There are many reasons for cooking food. Cooking makes food taste better.
4. Make up a detailed plan on topic “Places of interest in Moscow”.
- Write down the rules of etiquette in Britain .
3) Примеры контроля рабочей пары .
1 . Make up a short dialogue on topic “Summer holidays”.
- Make up a dialogue using the phrases given on the blackboard:
-To find fault with , to be upset , to hesitate, to burst out crying , to cheer up , to pull oneself together;
-To fix the time , to keep someone waiting, to burst into the room, to explain , to run into , to be held up , because of , etс.
- Ask the passer-by to show you the way to the booking office.
- Make up a dialogue using the phrases on your cards:
Я давно тебя не видел ; больше недели ; сильная простуда ; я иду в поликлинику ; квалифицированный врач ; быстро поправиться ; пока.
- Ask your partner about his plans for the future .
4) Примеры фронтального контроля.
- Say sth. to prove that it is better to go to the seaside in summer .
- What do you think we should do to keep our figures ?
- Imagine that you meet a guest from the British Isles . Ask him about his country / geographical position ; customs ; traditions ; etiquette ; places of interest/
- Why is it important to study nowadays?
- What is your hobby ?
5) Примеры индивидуального контроля.
- Make up a situation using the proverb:
What is worth doing , is worth doing well ./Если делаешь дело, делай его хорошо ./
When angry , count a hundred ./Когда сердишься , посчитай до ста./
The poorest truth is better than the richest lie./Самая неприглядная правда лучше самой красивой лжи./
Politeness oils the wheels of life./Вежливость облегчает жизнь.
- Write your opinion in a short assay about the joke:
The telephone rings. The teacher takes a receiver.
- Excuse me , sir. Jim Brown is ill, and he can`t attend classes today.
- All right . Who`s speaking?
- That`s my father .
- Tell the episode from your life to illustrate the topic “Animals”.
- Write the letter to your friend in the USA about your everyday life .
- Draw some incident in your life & then tell it to your class .
6) Примеры домашнего задания.
- Fill in the gaps where it is necessary:
1)The shops close …. 5.30 p.m.
2)I don`t work …. Sundays.
3)The garden is lovely …. spring.
4) Good bye ! See you …. Friday.
5) I`m going on holiday …. October.
6) I can`t sleep …. night .
7) In Britain children get presents …. Christmas.
8) – Hurry! The train leaves … five minutes.
9) They`re going on holiday …. next Monday.
10) …. Last summer we went to Scotland.
- Describe your room using “there is/there are”
- Find an amusing article in some newspaper & try to translate it, then tell it in English to the class.
- Write all possible forms of the following verbs:
To lie, to rise, to know, to break, to do, to choose, to fall,
to fell.
5. Describe a famous person and then let your class solve who it is.
7) Примеры текущего контроля:
Скрытый.
1. Одна из задач урока по английскому языку – учить учащихся вести диалог. Они обмениваются мнениями о прочитанной книге. Следует создать ситуацию, которая стимулировала бы их к этому и одновременно дала бы возможность контролировать степень развития умения диалогической речи. Ситуация «Reading conference in the school library» вполне отвечает этим задачам. Учитель берёт на себя роль председателя конференции. Реквизитом служат книги, названия которых взяты из реальных формуляров учеников данного класса ( как известно , личностный компонент способствует атмосфере общения ). Председатель побуждает учащихся (участников конференции) высказаться о прочитанных книгах, ответить на вопросы, касающиеся этих книг.
2. Учащиеся подведены рядом уроков по теме «At the map of the world» к возможности беседовать о путешественниках. На уроке, одна из задач которого – контроль неподготовленной монологической речи, возможна ситуация «Фантастическая встреча мореплавателей разных эпох у контурной карты». Ученики, исполняющие их роли, знакомят коллег с биографией своего героя, рассказывают о путешествиях, прослеживая их по карте и заполняя «белые пятна».
Вывод: Всё внимание учеников сосредоточено на обмене мнениями о книгах (первый случай), на рассказе об открытиях (второй случай). Это одновременно и форма скрытого контроля, и своего рода смотр сил, позволяющий выявить и оценить степень сформированности экспрессивных речевых умений учащихся.
Однако, говоря о языковом материале как об объекте произвольного контроля, мы имеем в виду не изолированный материал, а элементы речи, части связного целого.
3 . Если одной из задач урока является беседа о любимом авторе и любимой книге, то контрольное задание следует сформулировать таким образом, чтобы привлечь активное внимание к элементам речи, т. е. к опорам будущего высказывания. В данном случае оно может быть таким: Назовите слова и выражения, которые помогут вам в беседе о книгах , упорядочите их с помощью следующей таблицы:
Существительные, обозначающие названия жанров литературы | Глаголы, передающие отношение к книге, её автору, герою | Прилагательные, служащие для оценки автора, произведения, героя
|
Языковой материал следует заносить в колонки в исходной, т. е. словарной форме. Иногда учащимся можно предложить представить его в форме, готовой к употреблению, в виде «лексико-синтаксической позиции» - важной ступени «от смысла к выражению».
Приведём характерные установки к таким упражнениям:
а) при аудировании: Прослушайте тексты – загадки. Постарайтесь понять их общее содержание и ответить на вопрос: о ком здесь идёт речь? Назовите имена этих людей. Правильная /неправильная отгадка учеников – неосознаваемый ими отчёт об умении понимать речь на слух;
б) при чтении: Прочитайте текст. Ответьте на проблемный вопрос. Характер ответа на этот вопрос – показатель понимания/непонимания содержания текста.
4. Нам предстоит сегодня рассказать о том, чем мы занимаемся на уроках английского языка. Какие глаголы мы при этом употребим? В какой временной форме? Этой форме контроля легко придать игровой характер, характер соревнования. Например: Кто больше назовёт…
5. В ходе беседы о книгах в 5 классе учитель задаёт ситуацию: «Если мы пойдём в качестве шефов в детский сад, то какую из данных книг лучше прочитать детям: «Чук и Гек», «Сказки братьев Гримм» или «Мойдодыр»?» Вопрос обращён ко всему классу, он настраивает на ответ каждого ученика. После небольшой паузы называется имя ученика, который обосновывает свой выбор книги.
Список литературы:
- Рабинович Ф.М. Контроль на уроках иностранного языка//Иностранный язык в школе. М., 2009, №1
- 9.Теоретические основы методики обучения иностранному языку в средней школе / Под редакцией Миролюбова А. А. М.,1981
- 10. Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справ . пособие / Е. А. Маслыко, П. К. Бабинская , А. Ф. Будько и др. – Мн.: Выш. шк., 2000. - 522с.
Интернет-ресурсы:
- http://works.tarefer.ru/64/100047/index.html#
- http://charko.narod.ru/tekst/sb_2002/33-Volchok.htm
- http://bankrabot.com/work/work_17694.html
20
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФУНКЦИИ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Контроль на уроках иностранного языка может преследовать разные цели, однако во всех случаях он не является самоцелью и носит обучающий характер: он позволяет совершенствовать процес...
Тестирование как форма контроля результативности обучения иностранному языку
материал содержит теоретические основы контроля знаний в процессе обучения. Сущность понятия "тест", типы тестов, функции тестов , требования к тестам и педагогические требования к организации контрол...
РЕФЕРИРОВАНИЕ КАК МЕТОД КОНТРОЛЯ И ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ.
Данная работа раскрывает понятие реферирование текстов, включает ряд особенностей и приемов реферирования текстов на английском языке , а так же общие этапы подготовки иноязычного текста д...
Методическая разработка: Использование внешних форм организации процесса обучения как повышение уровня обучения иностранному языку
Представлены различные формы урока...
Контроль в обучении иностранным языкам в условиях введения ФГОС нового поколения
На современном этапе роль контроля резко возрастает в связи с задачами введения нового школьного стандарта и обновления содержания обучения, а также развития новых технологий контроля и оценивания. Пр...
КОНТРОЛЬ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
Правильно организованный контроль учебной деятельности учащихся позволяет преподавателю оценивать получаемые ими знания, умения и навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиться поставленных цел...
Организация контроля на уроке иностранного языка
Организация контроля на уроке иностранного языка...
Комментарии
Было интересно познакомиться