Разработка урока информатики в 11 классе на тему "Использование электронных таблиц при решении задач"
план-конспект урока по информатике и икт (11 класс)

Клыженко Татьяна Сергеевна

Данная разработка урока может быть использована в качестве подготовки обучающихся к практическому занятию по информатике по теме Excel, научить использовать знания, полученные на уроках информатики, в профессиональной деятельности; развивать логическое мышление, умение обобщать, сопоставлять и применять полученные знания на практике; развивать познавательную деятельность учащихся, развивать умение анализировать происходящие изменения в решении задач; развивать познавательный интерес, творческую активность, интеллект; развивать интуицию, эрудицию, самостоятельность в суждениях, упорство в достижении цели; развитие навыков индивидуальной и групповой практической деятельности; развитие коммуникационной компетентности у учащихся; формирование информационной культуры и потребности приобретения знаний; стимулирование познавательного интереса учащихся к данной теме и предмету “Информатика” в целом;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок № 20 Класс 11 Дата______

Тема: Использование электронных таблиц при решении задач

Цели:

обучающие: научить применять современное программное обеспечение при решении профессиональных задач; систематизировать знания учащихся по данной теме; закрепить знания по теме Э. Т. Excel;

развивающие: научить использовать знания, полученные на уроках информатики, в профессиональной деятельности; развивать логическое мышление, умение обобщать, сопоставлять и применять полученные знания на практике; развивать познавательную деятельность учащихся, развивать умение анализировать происходящие изменения в решении задач; развивать познавательный интерес, творческую активность, интеллект; развивать интуицию, эрудицию, самостоятельность в суждениях, упорство в достижении цели; развитие навыков индивидуальной и групповой практической деятельности; развитие коммуникационной компетентности у учащихся; формирование информационной культуры и потребности приобретения знаний; стимулирование познавательного интереса учащихся к данной теме и предмету “Информатика” в целом;

воспитательные: воспитание творческого подхода к работе, желания экспериментировать; профессиональная ориентация и подготовка к трудовой деятельности; подвести обучающихся к пониманию того, что от знаний, полученных на теории, зависит качество выполняемых работ на практике; воспитание информационной культуры, самостоятельности, коллективизма, ответственности; развивать культуру общения, воспитывать внимание, сообразительность, находчивость.

Тип урока – комбинированный.

Метод: информационный, репродуктивный, частично-поисковый.

Межпредметные связи: информатика, математика, экономика.

Комплексно-методическое обеспечение:

• компьютеры;

• проектор мульмедиа,

• инструкционные карты.

Ход урока

  1. Организационный момент (1 мин)

Добрый день, ребята, уважаемые коллеги! Я рада вас приветствовать на уроке информатики.

  1. Сообщение темы и целей урока (3 мин)

Тема нашего сегодняшнего урока: «Использование электронных таблиц при решении задач».

На предыдущих занятиях мы узнали основные информационные единицы электронной таблицы, типы и форматы данных, используемых в Excel, основные функций, используемых при записи формул, а так же общие правила подготовки электронной таблицы.

Сегодня цель нашего урока: учится правильно вводить формулы и применять функции, развивать умение применять полученные знания для решения задач из различных предметных областей, показать, что вы умеете работать и коллективно, помогая при необходимости друг другу, и самостоятельно. Давайте пожелаем, друг другу успешной работы. Я думаю, у нас всё получится.

Сегодняшний наш урок пройдет под девизом. А каким? Это вы узнаете, выполнив следующее задание.

1

2

3

4

5

1

сканер

до

думает

и

печать

2

не

компьютер

кормит

бумага

а

3

человек

но

шифр

решает

принтер

Итак, девиз нашего урока: Компьютер решает, а человек думает

  1. Актуализация, обобщение и систематизация знаний. (2 мин)

Тема “Электронные таблицы” – одна из наиболее практически значимых, востребованных, после темы: «Текстовый редактор Word». Знания, полученные при изучении электронных таблиц пригодятся вам при планировании на самых различных уровнях: от домашнего до государственного. Освоенный табличный процессор MS Excel поможет нам переложить решение задач на плечи компьютера и окажет незаменимую помощь в освоении темы «Базы данных».

Перечислите, что вы научились делать, изучая табличный процессор MS Excel?

(Мы научились выполнять вычислительные операции при помощи формул, составляли много различных таблиц.)

Давайте, перечислим области деятельности человека, к которым можно отнести использование возможностей табличного процессора MS Excel? (Это – наука, производство, бухгалтерия, торговля, статистика, экология.)

Таким образом, можно сделать вывод: области применения электронных таблиц очень разнообразны, без них не может обойтись практически ни один современный специалист.

Разминка. (5 мин.)

Сегодня на уроке мы будем использовать электронные таблицы с их мощным вычислительным потенциалом для решения реальных задач прикладного характера. Давайте для начала вспомним основные понятия ЭТ.

Сетка кроссворда

  1. Графическое представление числовой информации, содержащейся в таблице.
  2. Блок ячеек таблицы.
  3. Основной структурный элемент таблицы.
  4. Переменная величина, значение которой зависит от значений других величин.
  5. Запись, используемая для выполнения операций над содержимым ячеек.
  6. Обозначение ячейки, составленное из названия столбца и номера строки.
  7. Один из типов данных, вносимых в ячейку.
  8. Сноска на определенную ячейку.

Ответы:

  1. Диаграмма.
  2. Диапазон.
  3. Ячейка.
  4. Функция.
  5. Формула.
  6. Адрес.
  7. Число.
  8. Ссылка.

Итак, мы вспомнили, что такое электронная таблица и её структуру. (оценить работу детей)

  1. Постановка проблемы. (5 мин)

А сейчас давайте решим такую задачу:

Ситуация первая

Перед вами три числа: 345, 354, 543.

Назовите: наименьшее из них. А теперь наибольшее. Молодцы.

А теперь перед вами не три числа, а гораздо больше: 1451, 1562,1568,1458, 1896, 1245, 1456, 1789, 1986, 1045, 1478, 1568, 1736, 1589, 1986, 1365, 1587.

Можете ли вы теперь вы так быстро ответить на эти вопросы?

Ситуация вторая

С кем ни случалась в жизни такая ситуация: придя в магазин вам надо оплатить покупку, которая состоит из тетрадей и альбомов, а у вас 300 рублей наличными.

#1054;тветьте на вопрос хватит ли вам денег чтобы оплатить покупку. (замешательство)

#1055;очему вы не можете сразу дать ответ? (трудно сосчитать устно)

Сегодня мы решим эту проблему. Научимся использовать формулы, математические и статистические функции в электронных таблицах.

  1. Решение проблемы

Объяснения учителя

  • Как вы думаете, что необходимо найти в задаче 2, чтобы ответить на вопрос задачи?
  • Давайте определим, как найти стоимость товаров.
  • В какой ячейке стоит цена тетради, а в какой ее количество?
  • Давайте посчитаем стоимость альбомов вместе.
  • А теперь посчитаем стоимость тетрадей.
  • В какой ячейке стоит цена тетради, а в какой ее количество?

Формулы пишутся в ячейках или строке формул. Запись формулы начинается со знака «=» и пишется не содержимое ячейки, а ее адрес.

Давайте посчитаем стоимость альбомов вместе.

А теперь посчитаем стоимость тетрадей.

Что бы подсчитать стоимость всего товара необходимо ввести формулу вычисляющую сумму. Для этого воспользуемся математической функцией:

1. Ставим знак «=» и вызываем «Мастер функции» «f(x)»

2. В открывшемся списке выбираем нужную функцию и нажимаем кнопку «ok».

3. Вводим диапазон чисел, сумму которых нам нужно посчитать:

3. Нажимаем кнопку «ok».

Аналогично находится наибольшее и наименьшее число. Только для этого уже используют, как вы думаете: Какие функции? Выберете их из открывшегося списка:

А теперь вернемся к вопросу задачи. Достаточно ли у вас средств для оплаты покупки?

Вернёмся к первой задаче и найдем наибольшее и наименьшее из казанных чисел.

Какие вопросы у вас ко мне возникли?

Наш девиз подтверждается: Думает человек, а компьютер решает. Ведь компьютер только вычислят, а о том по какой формуле он будет это делать, думает человек.

  1. Работа за компьютером

Пересаживайтесь за компьютеры. Прежде, чем приступить к работе помните о ТБ.

  1. Тестирование по теме "Электронные таблицы" (7 мин.)

Учащимся предлагается электронный тест на тему "Электронные таблицы", на выполнение – 5 минут.

Мы проверим ваши знания с помощью небольшого теста. Критерии, по которым будет оцениваться ваша работа на экране. На выполнение теста – 5 минут.

Итак, давайте узнаем ваши результаты.

Поднимите руки, кто получил оценку пять? Кто четыре? Кто три? (Кто не справился?)

(Те, кто допустили более 50% ошибок должны ещё раз повторить тему «Электронные таблицы»).

  1. Физкультминутка (2 мин)

Давайте немного отдохнём: физкультминутка.

1. Отвернитесь от экрана, закройте глаза и быстро 10 раз зажмурьтесь, не размыкая век. Потом 10 раз интенсивно поморгайте, стараясь открывать и закрывать глаза с максимально возможной частотой.

2. И, наконец, уже с открытыми глазами 10 раз поднимите, как при сильном удивлении, и нахмурьте брови.

3. С силой разотрите ладони, чтобы в подушечках пальцев появилось ощущение тепла. Кончики пальцев небольшими круговыми движениями помассируйте виски у края глазниц.

Этот комплекс в основном воздействует на мышцы и сосуды, обслуживающие глаза.

  1. Компьютерный практикум (15 мин)

Вы можете сами выбрать себе задание по силам: количество восклицательных знаков определит степень сложности задачи.

-Сохраните свои работы в личных папках.

Задача 1 !

Вычислите значение выражения

Задача 2 !!

Рассчитать затраты на покраску пола в каждом классе с учетом стоимости 1 кг краски. Длина и ширина класса известны.

Стоимость покраски полов в классах

Расход на 1 м2 – 0,25 кг

Цена за 1 кг. – 57,50 р.

№ класса

длина

ширина

площадь

количество

стоимость

1 класс

9 м

5 м

2 класс

8 м

4 м

3 класс

6 м

4 м

4 класс

10 м

6 м

5 класс

9 м

4 м

ИТОГО

Задача 3 !!!

Счетчик

Подготовьте таблицу, с помощью которой вам достаточно будет вести последние показания счетчика, а таблица рассчитает расход электроэнергии и сумму оплаты. Сумма оплаты зависит от категории плиты. Если плита электрическая, то 1 кВт ч стоит 125 руб., а если плита газовая 1 кВт ч стоит 180 руб.

В ячейку D3 введите категорию плиты: 1 будет означать, что плита в квартире электрическая, а цифра 2, что плита газовая.

  1. Для заполнения столбца названиями месяцев, введите первый месяц и, выделив ячейку, протяните маркер заполнения вниз.
  2. Для заполнения столбца «Дата» введите 2 первых значения, выделите обе ячейки и протяните маркер заполнения вниз.
  3. В столбце «Расход кВтч» введите формулу «расход электроэнергии» = «последние показания счетчика» — «предыдущие».
  4. В столбец «Сумма» вводится формула с функцией ЕСЛИ. Если «категория плиты»=1 (электроплита), то сумма равна: «расход» * 125 (D1), иначе «расход» * 180 (D2), для газовой плиты.
  5. Примените к ячейке «Денежный» формат числа без обозначений, с числом знаков после запятой

Выставление оценок за компьютерный практикум

  1. Итоги урока

Сейчас проставьте в листах самооценки итоговый балл, суммируя все баллы за урок.

Лист самооценки:

каждый этап по 10-бальной системе

Балл за кроссворд

Проверочный тест

Практическая работа

Ваша оценка за урок

Просуммируйте полученные оценки и разделите на 3


Какой же мы делаем вывод: вы убедились на практике, что ЭТ намного облегчают работу с информацией, представленной в табличном виде. С их помощью можно быстро производить различные вычисления, строить различные диаграммы и графики.

Итак, отметки за урок

  1. Рефлексия.

Итак, наш урок подходит к концу. Перед вами лежат карточки, которые помогут вам ответить на следующие вопросы:

« Я знаю…»,

«Хочу узнать…»,

«Умею применять….».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах"

Разработка урока "Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах"...

Разработка урока: Сортировка и фильтрация данных в электронной таблице. Условное форматирование.

Тема: Сортировка и фильтрация данных в электронной таблице. Условное форматирование.Цели урока:- рассмотреть назначение и использование сортировки и фильтрации данных в электронных таблицах, возможнос...

Технологическая карта урока информатики 9 класс по ФГОС "Электронные таблицы. Интерфейс. Основные режимы работы."

Технологическая карта урока информатики 9 класс по ФГОС "Электронные таблицы. Интерфейс. Основные режимы работы."...

Использование электронных таблиц для решения задач типа 23 КЕГЭ

Экзамен по информатике в компьютерной форме проводится с 2020 года. Актуальной на сегодня остается проблема качественной подготовки школьников к такому экзамену. На уроках информатики базового уровня ...