Методическая разработка "Здоровьесберегающие технологии на уроках математики"
методическая разработка по информатике и икт

Методическая разработка "Здоровьесберегающие технологии на уроках математики"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОО Краснореченская СШ

Автор работы: Куликова Светлана Васильевна

Здоровьесберегающие технологии на уроках информатики

«Здоровье - не все, но все без здоровья - ничто»
Сократ

«Я не знаю большей красоты, чем здоровье»
(Г. Гейне)

По результатам исследований медиков к окончанию средней школы только один из десяти обучающихся является абсолютно здоровым.

Здоровьесберегающие технологии предполагают такое обучение, при котором дети не устают, а продуктивность их работы возрастает.

Поэтому перед учителем стоит очень важная задача сохранения здоровья детей на своих уроках. Учителю информатики сложнее, чем его коллегам выполнить данную задачу, так как на уроках информатики предусматривается использование компьютера практически на каждом уроке, а работа за компьютером, может нанести вред здоровью ребенка.

Проблемы здоровьесбережения на уроках информатики усугубляются вредными факторами, которые оказывает компьютер на здоровье человека.

         Первый и самый главный фактор – это нагрузка на зрение. Именно из-за нагрузки на зрение у ребенка возникает головная боль и головокружение. Человеческое зрение абсолютно не адаптировано к компьютерному экрану, мы привыкли видеть цвета и предметы в отраженном свете, экранное же изображение самосветящееся. Глаза во время работы перебегают с листа на экран и обратно. Тысячи раз в день наше зрение должно перестраиваться с одного способа чтения на другой. Перегрузка глаза приводит к потере остроты зрения.

Вторым по вредности фактором, является стесненная поза. Сидя за компьютером, мы смотрим на экран с определенного расстояния и одновременно держим руки на клавиатуре или мышке. Это вынуждает тело принять определенное положение, и не изменять его до конца работы. Любая поза при длительной фиксации вредна для опорно-двигательного аппарата. Повторяющиеся однообразные движения (работа на клавиатуре) приводят к проблемам с суставами.        

Следующий фактор – это стресс при потере информации. Если компьютер "зависает", в результате сбоях программ теряется важная и полезная информация, замедляется работа компьютера, то это может вызвать нервозность. К числу отрицательных факторов относятся электромагнитное и электростатическое поля, акустический шум.

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках информатики дает возможность учителю защитить своего ученика от отрицательного воздействия компьютера, а также поможет ему укрепить и сберечь свое здоровье.

          Для создания здоровьесберегающей среды на уроке я использую следующие приёмы:

  • Соблюдение санитарных норм и правил охраны труда. В кабинете должно быть свежий воздух, соответствующее освещение, подходящие по росту парты. 

После звонка, во время организационного момента, при создании рабочей обстановки в классе, стараюсь уловить психологическое состояние каждого ученика: ведь неизвестно с какими проблемами он пришел из дома или ушел с предыдущего урока, с кем успел поссориться на перемене, на кого обидеться. Для каждого ребенка находится доброе слово и полезный совет. Созданный таким образом благоприятный эмоциональный климат сохраняется на протяжении всего занятия.

  • Частая смена видов деятельности. Это помогает снизить усталость и повысить интерес учащихся. 

Часто, во время работы с учащимися, использую игровой, соревновательный момент и тогда, деятельность ученика, обретает хотя бы временную, но значимость. Ведь, вместо банального составления алгоритма, организовав урочные соревнования или олимпиадные задания, активность ребенка возрастет и ни о каком переутомлении не может быть и речи.

Такие формы работы с учащимися помогают избежать однообразия на уроках, монотонности, преждевременной усталости детей. Ведь, как известно, лучший вид отдыха – смена деятельности.

  • Рациональное распределение нагрузки. Самая напряжённая работа должна приходиться на середину урока. 
  • Физкультминутки. Они помогают предотвратить гиподинамию. 

Например, использую такой прием, как Шаги – термины.

Ученик, шагая по кабинету, при каждом шаге называет понятие или устройство ПК и т.д. из изученной темы. Выигрывает тот, кто пройдёт дальше.

  • Гимнастика для глаз. Достаточно 3–4 упражнений, чтобы снять усталость. 

Это следующие упражнения:

    вертикальные движения глаз “вверх – вниз”;

    горизонтальные “вправо – влево”;

    вращение глазами по часовой стрелке и против;

    закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее.

  • Повышение интереса к предмету. Для этого можно опираться на интересные жизненные факты, применять необычные сравнения, использовать ассоциации с жизненными ситуациями. 
  • Снятие эмоционального напряжения. Использование игровых технологий, оригинальных заданий и задач, введение в урок отступлений помогают снять напряжение.

Детям предлагается разложить в определенной последовательности репродукции картин с изображением разных времен года, разложить их по жанрам, объединить предметы декоративно-прикладного искусства в группы по видам или составить узор из отдельных разных предлагаемых элементов. Один из приемов создания положительных эмоций на уроке – юмор, доброе слово, обращение к ученику по имени, строки из стихотворения или народная мудрость, или даже тихо звучащая лирическая музыка.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии, которые я использую на уроках способствуют укреплению и сохранению здоровья детей. Развивают творческий потенциал детей, снимают стресс и повышают интерес к урокам.

В заключение хотелось бы напомнить, здоровье нельзя улучшить, его можно только сберечь! Берегите себя и своих учеников!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя методическая разработка "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках математики"

Тема "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках математики"...

Описание методической системы "Применение инновационных технологий на уроках математики с целью формирования ключевых компетенций"

Источник    изменений:Применение инновационных технологий на современном этапе обучения приводит к ряду противоречий (например, традиционные подходы к преподаванию и высокие требования ...

Методическая работа «Применение методов активного обучения и современных технологий на уроках математики в старших классах».

Всем известно, что изучение такого раздела математики, как стереометрия, вызывает у многих учащихся существенные затруднения, усвоение материала чаще всего строится на зазубривании. Использование комп...

Методическая работа «Применение методов активного обучения и современных технологий на уроках математики в старших классах».

Всем известно, что изучение такого раздела математики, как стереометрия, вызывает у многих учащихся существенные затруднения, усвоение материала чаще всего строится на зазубривании. Использование комп...

Методический семинар "Применение игровых технологий на уроках математики в условиях внедрения ФГОС"

Одним из приемов оживления урокв атематики являются игровые моменты....

Методическая разработка. Современные технологии на уроках математики.

Основные методы работы по ФГОС на уроках математики...

Методические рекомендации "Применение здоровьесберегающих технологий на уроках математики"

Методическая разработка применения здоровьесберегающих технологий на уроках математики...