Формирование безопасного поведения в интернете у младших школьников.
статья по информатике и икт
Правила безопасного поведения в интернете.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование безопасного поведения в интернете у младших школьников.
Современные процессы научно-технического прогресса общественной жизни касаются всех сфер деятельности человека, в том числе и образования. Ребенок, участвующий в учебном процессе, не защищен от потока информации. Поэтому существует необходимость расширить содержание всей начальной школы и ввести новые, актуальные элементы, связанные с обучением информационной безопасности.
Прежде чем выяснить, какую роль играет учитель в решении этой проблемы, необходимо знать определение информационной безопасности. Согласно российскому законодательству, информационная безопасность детей — это состояние защищенности обучающихся, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию.
Основой формирования информационной безопасности школьников является навык самостоятельного распознавания информационной опасности, определения степени угрозы, прогнозирование ее последствия и противодействие ей.
Безопасное поведение в Интернете - это поведение, при котором ребенок или взрослый использует интернет-ресурсы правильно и без риска.
Обеспечение информационной безопасности учащихся - это педагогическая задача, цель которой является педагогически направленный процесс формирования знаний об информационной опасности и умения ее предотвращать, предвидеть последствия психологических и моральных воздействий.
Считается, что процесс просвещения в области безопасности личности при работе с информацией в сети Интернет целесообразно начинать с начальной школы.
Важно определить, какие особенности данного возрастного периода могут способствовать эффективному и позитивному формированию основ информационной безопасности.
Во-первых, для младших школьников система «ребенок-учитель» становится преобладающей и влияет на отношения ребенка с родителями, одноклассниками и с самим собой. Для учеников начальной школы авторитет учителя очень высок, и ребенок всегда открыт для общения со своим наставником и полностью доверяет той информации, которую он ему дает.
Во-вторых, ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте является учебная. Поэтому очень важно, чтобы процесс формирования информационной безопасности был организован как процесс обучения.
В-третьих, у ребенка начинают формироваться основы нравственного поведения. Он уже понимает значение понятий «добро-зло», «хорошо-плохо», но не имеет субъективного отношения к моральным нормам и системам ценностей. Таким образом, заложение основы безопасности с помощью категорий моральных ценностей и норм имеет большое значение для активизации внутренней силы ребенка в плане саморазвития.
Еще одной особенностью этого возраста является высокая пластичность ума. Благодаря этому, процессы обучения и познавательной деятельности качественно изменяются, а их структура позволяет органично интегрировать формирование знаний по кибербезопасности у детей младших классов в содержание педагогически ориентированных процессов.
В технологическом контенте ребенок должен научиться определенным навыкам безопасного использования интернет-ресурсов:
— умение использовать только проверенную информацию;
— умение осторожно обращаться с персональной информацией;
— умение самостоятельно организовывать время, проведённое за гаджетами;
— умение защищать информацию, создавая надёжные пароли.
Для формирования безопасного поведения в интернете у младших школьников можно использовать различные методы:
1.Методы формирования сознания личности (убеждение): рассказ, объяснение, пример.
2.Методы организации деятельности и формирования опыта безопасного поведения в Интернете: упражнение, приучение, воспитывающие ситуации.
3.Методы стимулирования поведения и деятельности (мотивация): соревнование, поощрение.
Необходима для формирования основ безопасности в Интернете также особая среда. Следует использовать различные формы внеклассных мероприятий, связанных с информационной безопасностью. Для детей младшего школьного возраста важно создать условия для взаимодействия учителя и учеников.
Преподавателям необходимо разбираться в новейших методах и технологиях. Следует уделять больше внимания образовательной деятельности для учащихся младших классов, направленной на преодоление негативного воздействия ИКТ-среды.
Один из способов решения проблемы информационной безопасности - научить детей оценивать информацию в соответствии с моральными и культурными ценностями. И дети, и родители должны знать, что в виртуальном мире существует список правил, которые необходимо соблюдать при работе и онлайн -общении.
Вопросы информационной безопасности в Интернете можно обсуждать на классных часах и внеклассных мероприятиях.
Учитель должен ознакомить учащихся на мероприятиях по обеспечению безопасности в Интернете:
— с правилами ответственного и безопасного поведения в информационной среде, способами защиты от незаконных атак в Интернете и мобильной связи;
— с информацией о том, что следует критически относиться к новостям СМИ, мобильным телефонам, показать разницу между правдивой и ложной информацией и способами нейтрализации информации, которая вредна и опасна для личности ребенка;
— с правилами общения в социальных сетях;
— с адресами помощи в случае интернет-угрозы, телефоном Всероссийского детского доверия.
Для начальной школы целесообразно проводить занятия по информационной безопасности в форме игровых путешествий, викторин. Правильнее показывать все правила на конкретных примерах. Благодаря этому методу информация у младших школьников будет лучше усваиваться.
Чтобы педагог мог отслеживать результат проводимой работы, ему необходимо проводить анкетирование детей перед началом знакомства с интернет-безопасностью и промежуточные анкетирования. После этого сравнивать результаты и делать выводы о знаниях детей.
Для организации безопасного использования Интернета среди младших школьников учитель может использовать родительские собрания, на которых предоставит родителям необходимую информацию по безопасному использованию гаджетов.
Обучение может быть эффективным только при организации совместной деятельности учеников, учителей и родителей. Правильно организованная деятельность оказывает положительное влияние на формирование информационной безопасности.
Взрослые должны помнить, что дети не знают всех опасностей, связанных с использованием Интернета. Или относятся к опасностям беспечно. Поэтому родители и учителя должны сначала изучить основы безопасности в Интернете, а затем научить им обучающихся. Для этого необходимо использовать соответствующие возрасту методы и формы работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Правила безопасного поведения в интернете для детей и подростков"
Презентация на тему "Правила безопасного поведения в интернете для детей и подростков"...
Памятка для учащихся по безопасному поведению в Интернете
Памятка для учащихся...

Рекомендации по безопасному поведению в интернете для учащихся
Рекомендации по безопасному поведению в интернете для учащихся...

Программа обучения учащихся правилам безопасного поведения в Интернет-пространстве
Данная программа содержит все необходимые для такого рода документов разделы, как то: пояснительную записку, содержание, предполагаемые мероприятия по работе со всеми участниками образовательного проц...
Памятка по безопасному поведению в Интернете
Интернет может быть прекрасным местом, как для обучения, так и для отдыха и общения с друзьями. Но, как и весь реальный мир, Сеть тоже может быть опасна. Перед тем как разрешить детям выходить в Интер...

Памятка для обучающихся по безопасному поведению в Интернете
middot; По возможности не сообщайте свои личные данные: имя, номертелефона, адрес проживания или учебы, любимые места отдыха или проведения досуг...

Родителям. Компьютерная безопасность и интернет-зависимость младших школьников
Правила компьютерной безопасности и особенности интернет-зависимостимладших школьников...