Урок информатики в 9 классе по теме «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах»
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс)
Урок проводился в рамках Методической недели предметов основной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_poisk_i_sort_v_et.docx | 121.02 КБ |
sortirovka_i_poisk_v_et.ppt | 2.65 МБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ СОШ № 11
Методическая неделя предметов
естественно-научного цикла
Конспект учебного занятия по информатике в 9 классе
по теме «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах»
Подготовила и провела:
учитель информатики
Поддячая О.И.
2022-2023 учебный год
Тип учебного занятия – урок сообщения нового учебного материала.
Цель учебного занятия – знакомство учащихся с основными способами сортировки и поиска данных в электронных таблицах.
Форма (вид) учебного занятия – познавательная беседа с элементами деловой игры.
Задачи учебного занятия – достижение образовательных результатов:
- личностный результат – формирование у школьников представления о применении возможностей электронных таблиц в будущей профессиональной деятельности;
- метапредметный результат – формирование у учащихся навыков работы с информацией; определения условий и возможностей применения программных средств для решения профессиональных задач (на примере электронных таблиц), формирование финансовой грамотности в процессе деловой игры;
- предметный результат – формирование у учащихся навыков выполнения расчетов в электронных таблицах и использования операций сортировки и поиска данных для решения задач.
Оборудование и средства обучения:
- мультимедийный комплекс;
- учебная доска;
- ПК учащихся;
- карточки с заданиями.
Демонстрационный материал:
- презентация «Сортировка и поиск данных»;
- файлы «Марки бензина», «Карточки»
Дополнительная литература и электронные ресурсы:
1. Л. Л. Босова, А. Ю. Босова Информатика: учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019 – 208 с.
2. Л. Л. Босова, А. Ю. Босова Информатика: рабочая тетрадь для 9 класса: в 2 ч. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.
3. Единая коллекция ЦОР – http://school-collection.edu.ru/
4. Профориентация: Кем стать? – https://proforietator.ru/
Ход учебного занятия
1. Организационный этап.
Учитель приветствует учащихся, создает благоприятную психологическую атмосферу, настраивает учащихся на предстоящее занятие.
2. Этап фронтальной проверки выполнения учащимися домашнего задания.
Учащиеся осуществляют взаимопроверку выполнения домашней работы. Правильные ответы – на слайде.
3. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового учебного материала.
Учитель:
Обратите внимание на слайд. В электронную таблицу занесены данные о ценах на бензин трёх марок 92, 95, 98 на заправочных станциях нашего региона. Каждой заправке присвоен уникальный номер. Всего имеются сведения о тысяче заправочных станций.
- Сколько заправочных станций региона продают бензин марки 92 по максимальной цене? (функции МАКС и СЧЁТЕСЛИ). А можно как-то преобразовать таблицу или поработать с ней, не используя функции, для ответа на вопрос?
- Сегодня мы переходим к изучению следующей темы - «Сортировка и поиск данных» в разделе «Обработка числовой информации в электронных таблицах». Как вы думаете, чему научитесь сегодня на уроке?
- На уроке вы узнаете, как выполнить сортировку и поиск информации в электронных таблицах.
- Исходя из темы учебного занятия, назовите основные понятия темы (Сортировка, поиск данных).
4. Этап изучения нового учебного материала.
Учитель:
- Важной частью анализа данных является их сортировка. С помощью сортировки данные можно расположить по возрастанию или по убыванию содержимого ячеек. Также можно организовать сортировку по цвету ячеек, цвету шрифта и некоторым другим параметрам. Обратите внимание на экран.
Данные | По возрастанию | По убыванию |
Текст | От «А» до «Z», от «А» до «Я» | От «Z» до «А», от «Я» до «А» |
Числа | От наименьших к наибольшим | От наибольших к наименьшим |
Дата и время | От старых к новым | От новых к старым |
- Результатом сортировки является удобная для восприятия форма представления данных, что позволяет быстрее находить необходимую информацию. В электронных таблицах для выполнения сортировки необходимо задать команду Данные → Сортировка.
- Рассмотрим использование сортировки данных на следующем примере. Обратите внимание на слайд. В электронную таблицу занесены данные о ценах на бензин трёх марок 92, 95, 98 на заправочных станциях одного из российских регионов. Каждой заправке присвоен уникальный номер. Всего имеются сведения о тысяче заправочных станций.
- Сколько заправочных станций региона продают бензин марки 92 по максимальной цене? Чтобы ответить на этот вопрос, узнаем максимальную цену на бензин марки 92.
Для этого отсортируем таблицу:
1) по возрастанию в столбце «Марка бензина»;
2) диапазон при равных значениях марки бензина - по убыванию в столбце «Цена, руб».
- Обратите внимание, что порядок строк в таблице изменился. Применим к диапазону ячеек с ценами на бензин марки 92 функцию СЧЁТЕСЛИ и с её помощью определим число заправочных станций, продающих бензин по максимальной цене.
- Другой способ решения задачи – использование возможности поиска данных в электронных таблицах. Поиск данных в электронных таблицах осуществляется с помощью фильтров, которые «не пропускают» на экран записи, не удовлетворяющие условиям поиска. Для выполнения фильтрации необходимо задать команду Данные → Фильтр.
- Установим в столбце «Марка бензина» настраиваемый фильтр, состоящий из условия «равно» со значением «92».
- В результате мы получим информацию только о тех заправочных станциях, где продаётся бензин марки 92.
- Полученную таблицу можно подвергать дальнейшей сортировке и фильтрации.
5. Этап проверки понимания учащимися нового учебного материала.
Учитель:
- Итак, сформулируем выводы:
- Что можно сделать с помощью сортировки? (С помощью сортировки данные можно расположить по возрастанию или по убыванию содержимого ячеек).
- Как выполнить сортировку? (Задать команду Данные → Сортировка).
- Как выполнить поиск данных в электронных таблицах? (Задать команду Данные → Фильтр, установить условия фильтрации).
- Как работает фильтрация? (Фильтры «не пропускают» на экран записи, не удовлетворяющие условиям поиска).
- В каких случаях используется сортировка и фильтрация в электронных таблицах? (Когда таблица содержит большое количество информации, и требуется найти некоторые данные).
6. Этап практического закрепления учащимися нового учебного материала.
Учитель:
- Предлагаю представить, как знания и умения, полученные сегодня на уроке, могут применяться в вашей будущей профессиональной деятельности. Какая сфера деятельности вас больше интересует: Банк, Экономика, Логистика, Исследование данных? (Учащиеся называют выбранную сферу деятельности и объединяются в группы).
- Тем, кто выбрал направление «Банк», предстоит стать на время кредитным консультантом. Основные функции кредитного консультанта: консультации заемщиков в вопросах кредитных продуктов и сотрудничества; подбор наиболее подходящих для клиентов программ кредитования; составление графика выплат; заключение договора с заемщиком; проверка клиента на платежеспособность; ведение отчетности по сотрудничеству.
- Те, кто выбрали направление «Экономика», станут на время финансовыми аналитиками – это специалисты, которые являются экспертами в рыночных процессах. Они просчитывают возможные риски и прибыльность для определенной компании на рынке. Также они занимаются инвестиционным консультированием и оценкой ценных бумаг. В прямые обязанности финансового аналитика входят владение финансовым менеджментом и разработка научных предпосылок принятия управленческих решений.
- Направление «Логистика» представляет собой важнейшей элемент любого бизнеса. Без эффективной логистики невозможна работа производственных предприятий, торговых компаний и даже мелких торговых точек. Логист - это специалист, который организует транспортные потоки. Он координирует доставку товаров от производства до точек реализации. Обязанности логиста: организовать и улучшить систему доставок; сократить все возможные издержки на доставку груза; строить маршруты доставки, погрузки и разгрузки товара, перевозки пассажиров; отслеживать доставку товаров и перевозку людей по ГЛОНАСС; вести табель сотрудников, составлять отчеты, оформлять транспортную документацию; общаться с поставщиками, клиентами и сотрудниками.
- Тем, кто выбрал направление «Исследование данных», предстоит на время стать аналитиком больших данных. Термин Big Data (большие данные) достаточно молодой, он появился в начале XXI в. Однако само явление, которое он описывает, появилось гораздо раньше. Большими данными принято называть огромные массивы информации со сложной неоднородной и/или неопределенной структурой. Большие данные ранее не представляли большой ценности, так как их обработка и анализ были процессами достаточно сложными – для этого требовались существенные вычислительные мощности, продолжительное время и финансовые затраты. Все изменилось, когда появилась технология обработки многогигабайтных массивов информации в быстрой оперативной памяти, а затем и профессия – аналитик больших данных. Основной спрос на аналитиков Big Data формируют IT и телеком-компании и крупные розничные сети. В последнее время к Big Data все чаще прибегают в банковском секторе, государственном управлении, сельском хозяйстве. Привлечение специалиста по Big Data — это возможность посмотреть на имеющиеся данные с разных углов зрения.
- Теперь вы получите карточки, соответствующие вашему выбору.
Карточка 1.
Сфера деятельности – Банк.
Профессия – Кредитный консультант.
Задание:
1.Откройте файл Карточка1.xls, содержащий информацию о вариантах кредитования, предлагаемых банком. Ниже представлен фрагмент исходной таблицы.
2.Определите наибольший размер ежемесячного взноса. Ответ запишите в ячейку H1.
3. Определите количество кредитов на сумму меньше 300000 рублей. Ответ запишите в ячейку Н2.
4. Определите, сколько предлагается кредитов с количеством платежей больше 100, но меньше 180. Ответ запишите в ячейку Н3.
5.Определите количество кредитов на сумму больше 300000 рублей и количеством платежей не менее 180. Ответ запишите в ячейку Н4.
6.Определите средний размер ежемесячного платежа для кредитов, по которым невозможно досрочное погашение. Ответ запишите в ячейку H5.
Карточка 2.
Сфера деятельности – Экономика.
Профессия – Финансовый аналитик.
Задание:
1.Откройте файл Карточка2.xls, содержащий информацию о вариантах инвестирования средств, предлагаемых банками. Ниже представлен фрагмент исходной таблицы.
2.Определите наибольшее значение фиксированной ставки вклада. Ответ запишите в ячейку F1.
3. Определите количество вкладов с минимальной суммой от 60000 до 120000 рублей. Ответ запишите в ячейку F2.
4.Определите количество банков с минимальным сроком вклада 2 месяца. Ответ запишите в ячейку F3.
5.Определите, сколько банков с фиксированной ставкой 11,00% предлагают минимальную сумму не выше 100000 рублей. Ответ запишите в ячейку F4.
6.Определите количество предложений от банка Открытие при минимальной сумме вклада меньше 75000 рублей. Ответ запишите в ячейку F5.
Карточка 3.
Сфера деятельности – Логистика.
Профессия – Логист.
Задание:
1.Откройте файл Карточка3.xls, содержащий информацию о доставке молочной продукции до точек реализации. Ниже представлен фрагмент исходной таблицы.
2.Определите, какое количество разных товаров поставляется в розничную точку с кодом 25. Ответ запишите в ячейку H1.
3. Определите количество товаров, объем товаров которых больше 100, но меньше 300 шт. Ответ запишите в ячейку Н2.
4.Определите суммарный объем поставок товара «молоко», для которых время в пути составляет более 5 часов. Ответ запишите в ячейку Н3.
5. Определите наименьший объем поставок в категории «молоко». Ответ запишите в ячейку Н4.
6.Определите код наиболее удаленной точки реализации по времени в пути. Ответ запишите в ячейку H5.
Карточка 4.
Сфера деятельности – Исследование данных.
Профессия – Аналитик больших данных.
Задание:
1.Откройте файл Карточка4.xls, содержащий информацию об ассортименте продуктов в супермаркете. Ниже представлен фрагмент исходной таблицы.
2. Определить количество продуктов категории «напитки» на складе. Ответ запишите в ячейку Н1.
3. Определить суммарный остаток специй на складе с ценой ниже 30 руб. Ответ запишите в ячейку Н2.
4. Определите количество наименований товаров категории «рыба» не дороже 300 рублей с ненулевым запасом на складе. Ответ запишите в ячейку Н3.
5.Определите наибольшее значение цены товаров категории «напитки». Ответ запишите в ячейку H4.
6.Определите количество товаров, которые закончились. Ответ запишите в ячейку H5.
-Вам необходимо выполнить на компьютере задания, используя возможности сортировки и фильтрации данных в электронных таблицах. (Учащиеся в группах выполняют задания в соответствии с выбранной сферой деятельности и профессией.)
- Итак, группы закончили работу и готовы представить результаты? (Да)
- Специалисты от каждого направления в лице Кредитного консультанта, Финансового аналитика, Логиста, Аналитика больших данных должны представить готовые ответы и прокомментировать их. (Учитель включает на общий экран выполненную группой таблицу. Дает слово представителям групп)
- Будут ли у представителей других направлений вопросы и замечания к представленным результатам?
7. Этап подведения итогов учебного занятия.
Учитель:
- Итак, подведем итоги урока. Какие возможности электронных таблиц мы сегодня изучили? Что нового вы узнали на уроке? В каких профессиях могут пригодиться навыки, полученные на уроке?
- Домашнее задание:
1) п. 3.3.1.
2) Подумайте, специалисты еще каких профессий могут использовать в своей деятельности электронные таблицы?
- Урок окончен, спасибо за работу. До свидания.
Карточка 1.
Сфера деятельности – Банк.
Профессия – Кредитный консультант.
Задание:
1.Откройте файл Карточка1.xls, содержащий информацию о вариантах кредитования, предлагаемых банком. Ниже представлен фрагмент исходной таблицы.
2.Определите наибольший размер ежемесячного взноса. Ответ запишите в ячейку H1.
3. Определите количество кредитов на сумму меньше 300000 рублей. Ответ запишите в ячейку Н2.
4. Определите, сколько предлагается кредитов с количеством платежей больше 100, но меньше 180. Ответ запишите в ячейку Н3.
5.Определите количество кредитов на сумму больше 300000 рублей и количеством платежей не менее 180. Ответ запишите в ячейку Н4.
6.Определите средний размер ежемесячного платежа для кредитов, по которым невозможно досрочное погашение. Ответ запишите в ячейку H5.
Карточка 2.
Сфера деятельности – Экономика.
Профессия – Финансовый аналитик.
Задание:
1.Откройте файл Карточка2.xls, содержащий информацию о вариантах инвестирования средств, предлагаемых банками. Ниже представлен фрагмент исходной таблицы.
2.Определите наибольшее значение фиксированной ставки вклада. Ответ запишите в ячейку F1.
3. Определите количество вкладов с минимальной суммой от 60000 до 120000 рублей. Ответ запишите в ячейку F2.
4.Определите количество банков с минимальным сроком вклада 2 месяца. Ответ запишите в ячейку F3.
5.Определите, сколько банков с фиксированной ставкой 11,00% предлагают минимальную сумму не выше 100000 рублей. Ответ запишите в ячейку F4.
6.Определите количество предложений от банка Открытие при минимальной сумме вклада меньше 75000 рублей. Ответ запишите в ячейку F5.
Карточка 3.
Сфера деятельности – Логистика.
Профессия – Логист.
Задание:
1.Откройте файл Карточка3.xls, содержащий информацию о доставке молочной продукции до точек реализации. Ниже представлен фрагмент исходной таблицы.
2.Определите, какое количество разных товаров поставляется в розничную точку с кодом 25. Ответ запишите в ячейку H1.
3. Определите количество товаров, объем товаров которых больше 100, но меньше 300 шт. Ответ запишите в ячейку Н2.
4.Определите суммарный объем поставок товара «молоко», для которых время в пути составляет более 5 часов. Ответ запишите в ячейку Н3.
5. Определите наименьший объем поставок в категории «молоко». Ответ запишите в ячейку Н4.
6.Определите код наиболее удаленной точки реализации по времени в пути. Ответ запишите в ячейку H5.
Карточка 4.
Сфера деятельности – Исследование данных.
Профессия – Аналитик больших данных.
Задание:
1.Откройте файл Карточка4.xls, содержащий информацию об ассортименте продуктов в супермаркете. Ниже представлен фрагмент исходной таблицы.
2. Определить количество продуктов категории «напитки» на складе. Ответ запишите в ячейку Н1.
3. Определить суммарный остаток специй на складе с ценой ниже 30 руб. Ответ запишите в ячейку Н2.
4. Определите количество наименований товаров категории «рыба» не дороже 300 рублей с ненулевым запасом на складе. Ответ запишите в ячейку Н3.
5.Определите наибольшее значение цены товаров категории «напитки». Ответ запишите в ячейку H4.
6.Определите количество товаров, которые закончились. Ответ запишите в ячейку H5.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проверка домашнего задания 1г 2в 3г 4в 5б 6в 7б 8б 9г 10а 11а 12б 13а 14а 15б 16в
Сортировка и поиск данных Пример 1. В электронную таблицу занесены данные о ценах на бензин трёх марок (92, 95, 98) на заправочных станциях некоторого российского региона. Каждой заправке присвоен уникальный номер; всего имеются сведения о тысяче заправочных станций. Сколько заправочных станций региона продают бензин марки 92 по максимальной цене?
Данные По возрастанию По убыванию Текст От «А»до « Z », от «А» до «Я» От « Z » до «А», от «Я» до «А» Числа От наименьших к наибольшим От наибольших к наименьшим Дата и время От старых к новым От новых к старым Основные способы выполнения сортировки Результатом сортировки является удобная для восприятия форма представления данных, что позволяет быстрее находить необходимую информацию.
Сортировка и поиск данных Пример 1. В электронную таблицу занесены данные о ценах на бензин трёх марок (92, 95, 98) на заправочных станциях одного российского региона. Каждой заправке присвоен уникальный номер; всего имеются сведения о тысяче заправочных станций. Сколько заправочных станций региона продают бензин марки 92 по максимальной цене?
Сортировка и поиск данных Узнаем максимальную цену на бензин марки 92. OpenOffice.org.Calc Excel Для этого отсортируем таблицу: 1) по возрастанию по марке бензина; 2) диапазон при равных значениях марки бензина - по убыванию цены бензина.
Сортировка и поиск данных Применим к диапазону ячеек с ценами на бензин марки 92 функцию СЧЁТЕСЛИ и с её помощью определим число заправочных станций, продающих бензин по максимальной цене. Электронные таблицы
Поиск данных Поиск данных в электронных таблицах осуществляется с помощью фильтров, которые «не пропускают» на экран записи, не удовлетворяющие условиям поиска.
Поиск данных Пример. Фильтр для поля «Марка бензина», состоящий из условия «=» со значением «92»: Результат фильтрации: OpenOffice.org.Calc
ДЕЛОВАЯ ИГРА
Направление «Банк» Профессия: кредитный консультант Основные функции кредитного консультанта : консультации заемщиков в вопросах кредитных продуктов и сотрудничества; подбор наиболее подходящих для клиентов программ кредитования; составление графика выплат; заключение договора с заемщиком; проверка клиента на платежеспособность; ведение отчетности по сотрудничеству.
Направление «Экономика» Профессия: финансовый аналитик Финансовые аналитики – это специалисты, которые являются экспертами в рыночных процессах. Они просчитывают возможные риски и прибыльность для определенной компании на рынке. Также они занимаются инвестиционным консультированием и оценкой ценных бумаг. В прямые обязанности финансового аналитика входят владение финансовым менеджментом и разработка научных предпосылок принятия управленческих решений.
Направление «Логистика» Профессия: логист Логистика представляет собой важнейшей элемент любого бизнеса. Без эффективной логистики невозможна работа производственных предприятий, торговых компаний и даже мелких торговых точек. Логист - это специалист, который организует транспортные потоки. Он координирует доставку товаров от производства до точек реализации. Обязанности логиста: организовать и улучшить систему доставок; сократить все возможные издержки на доставку груза; строить маршруты доставки, погрузки и разгрузки товара, перевозки пассажиров; отслеживать доставку товаров и перевозку людей по ГЛОНАСС; вести табель сотрудников, составлять отчеты, оформлять транспортную документацию; общаться с поставщиками, клиентами и сотрудниками.
Направление «Исследование данных» Профессия: аналитик больших данных Термин Big Data (большие данные) достаточно молодой, он появился в начале XXI в. Однако само явление, которое он описывает, появилось гораздо раньше. Большими данными принято называть огромные массивы информации со сложной неоднородной и/или неопределенной структурой. Большие данные ранее не представляли большой ценности, так как их обработка и анализ были процессами достаточно сложными – для этого требовались существенные вычислительные мощности, продолжительное время и финансовые затраты. Все изменилось, когда появилась технология обработки многогигабайтных массивов информации в быстрой оперативной памяти, а затем и профессия – аналитик больших данных. Основной спрос на аналитиков Big Data формируют IT и телеком-компании и крупные розничные сети. В последнее время к Big Data все чаще прибегают в банковском секторе, государственном управлении, сельском хозяйстве. Привлечение специалиста по Big Data — это возможность посмотреть на имеющиеся данные с разных углов зрения.
Домашнее задание : 1) п. 3.3.1. 2) Подумайте, специалисты еще каких профессий могут использовать в своей деятельности электронные таблицы?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поиск данных в электронных таблицах
Данный урок является заключительным в теме: «Поиск данных в электронных таблицах». Учащиеся знакомятся с правилами нахождения значения сложного логического выражения, выполняют практические задания бе...
Сортировка и поиск данных в электронных таблицах. Информатика и ИКТ - 9 класс
Материалы к уроку: конспект урока по информатике и ИКТ «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах» (9 класс), презентация и раздаточный материал к уроку. Учебник: Н.Д. Угринович. Инфо...
Урок информатики 9 класс "Графическое представление числовых данных в электронной таблице".
Урок информатики "Графическое представление числовых данных в электронной таблице". Конспект урока для 9 класса....
Урок информатики в 9 кл. Построение диаграммм и графиков в электронных таблицах
Урок информатики в 9 классе по программе Угриновича. Тема"Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах"...
Разработка урока: Сортировка и фильтрация данных в электронной таблице. Условное форматирование.
Тема: Сортировка и фильтрация данных в электронной таблице. Условное форматирование.Цели урока:- рассмотреть назначение и использование сортировки и фильтрации данных в электронных таблицах, возможнос...
Методическая разработка урока информатики "Построение и преобразование графиков квадратичной функции с помощью электронных таблиц"
Разработка урока определяется новым пониманием стандарта общего образования, в котором основной акцент переносится с содержания на результаты образования. Информатика в данном уроке является интеграто...
Разработка урока информатики в 9 классе "Построение модели биоритмов человека в электронных таблицах"
Урок с применением цифровых образовательных ресурсов...