Рабочая программа курса по выбору "Программирование на языке Scratch" для 5 класса
рабочая программа по информатике и икт (5 класс)
Курс по выбору "Программирование на языке Scratch" способствует развитию познавательных интересов обучающихся, повышению интереса к предмету информатика, а также курс реализует цели, которые ставит перед собой современная школа.
Данный курс создаёт хорошие условия для удовлетворения интересов каждого учащегося, предназначена для развития алгоритмической и логической грамотности, самостоятельности при выполнении работы, заставляет учащихся мыслить логически, за счёт формирования алгоритмических способностей. При этом используются разные формы обучения (индивидуальная, групповая, коллективная), с применением современных средств обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kursa_dlya_5_klassa.docx | 30.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Одной из важных составляющих настоящего образования в России, является направленность на реализацию творческого потенциала обучающихся. Для этого меняется содержание рабочих программ.
Сегодня школа ставит перед собой цель: содействовать развитию детей в различных направлениях их познавательных интересов. Реализовывать у обучающихся навыки самообразования, а также нестандартного и творческого мышления.
Курс по выбору "Программирование на языке Scratch" способствует развитию познавательных интересов обучающихся, повышению интереса к предмету информатика, а также курс реализует цели, которые ставит перед собой современная школа.
Данный курс создаёт хорошие условия для удовлетворения интересов каждого учащегося, предназначена для развития алгоритмической и логической грамотности, самостоятельности при выполнении работы, заставляет учащихся мыслить логически, за счёт формирования алгоритмических способностей. При этом используются разные формы обучения (индивидуальная, групповая, коллективная), с применением современных средств обучения.
Для того, чтобы реализовать ФГОС ООО и была составлена программа курса по выбору "Программирование на языке Scratch".
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
• формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
• активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
• построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Через урочную и внеурочную деятельность школа реализует основную образовательную программу.
Для того, чтобы организовать свободное время обучающихся в образовательный процесс включена внеурочная деятельность, что является составным элементом учебно-воспитательной работы.
План развития отрасли, связанной с информационными технологиями в России, принятой на 2014-2020 годы, планирует до конца предложенного периода, обеспечить данную отрасль кадрами в достаточном количестве и с хорошим качеством. Появился спрос на профессии, связанные с программированием. Поэтому образовательным учреждениям предоставлена возможность внедрения предметов, связанных с программированием.
В информатике раздел " Алгоритмизация и программирование " считается самым сложнейшим. Поэтому, начиная с 5 класса программирование будет изучаться в форме игры, применяя среду программирования Scratch.
Данная среда представляет собой среду визуального программирования с графическим интерфейсом. Она была создана в лаборатории Массачусетского технологического института в 2006 году. Продукт и среда бесплатны и доступны на веб-сайте scratch.mit.edu.
Для того чтобы развивать у детей алгоритмическое мышление, творческий подход к решению задач, научить строить модели для различных ситуаций и была создана данная среда. Младшие школьники научаться самостоятельно делать свои собственные проекты.
Курс по выбору "Программирование на языке Scratch" предназначен для обучающихся 5 классов, которые проявляют интерес к предмету. Он рассчитан на 35 часов в год (1 час в неделю).
Цель курса: обучение началам программирования, через создание проектов.
Задачи:
- усовершенствовать знание и построение алгоритмов;
- развить последовательное мышление;
- научить работать с программным обеспечением ПК;
- способствовать к определению проектной деятельности и правилами разработки проектов;
- тренировать умения и навыки по работе в программе Scratch;
- научить защищать свои проекты;
- закрепить умение работать индивидуально, в группе, в коллективе.
Образовательные результаты
Личностные результаты:
- способность к самостоятельным действиям в процессе выполнения заданий;
- развитие навыков объективной самооценки своей работы;
- личностный рост через реализацию проектной деятельности;
- стремление к общению с участниками образовательного процесса при реализации совместной деятельности;
- оптимистичное отношение к деятельности участников курса;
- повышение познавательной активности.
Метапредметные результаты:
- самостоятельность в выборе и постановки целей на занятии;
- создание индивидуального плана решений конкретных задач;
- поиск оптимальных способов решения задач;
- умение находить и исправлять свои ошибки в программах, созданных в среде исполнителя;
- объективная оценка результатов своей работы;
- развитие навыков работы с использованием информационно-коммуникационных технологий;
- дружелюбное и позитивное отношение в групповой и коллективной работе;
- развитие нестандартного мышления;
Предметные результаты:
- понимать и уметь использовать термины «информация», «алгоритм», «программа», «модель»;
- создавать и записывать программы для конкретного исполнителя;
- определять основные алгоритмические структуры— линейную, условную и циклическую;
- использовать графический редактор для того, чтобы создавать изображения и геометрические фигуры;
- применять полученные знания и умения на практике;
- создавать простейшие программы для решения несложных алгоритмических задач в программе Скретч.
Формы занятий:
- лекции;
- урок-игра;
- тестирование;
- групповая работа;
- индивидуальная работа;
- урок-проект;
- урок-практика;
- урок-презентация итоговых заданий.
Методы обучения:
- частично-поисковый,
- метод проблемного обучения,
- методы интерактивного обучения,
- методы самоконтроля,
- исследовательский,
- объяснительно-иллюстративный.
Самостоятельная работа школьников проявляется в следующем:
1) подготовка материала к занятию (работа с литературой, справочниками, первоисточниками);
2) создание проектов;
3) исследовательская работа;
4) выполнение работ индивидуально и в группах.
Особенностью этой программы является – самостоятельное получение младшими школьниками новых знаний и их систематизация.
Межпредметные связи
Изучая курс «Программирование на языке Scratch» школьники приобретут знания и умения, которые помогут им в решении поставленных перед ними задач на уроках алгебры, физики, химии, и др. предметах.
Например, при решении математических задач, можно применять методы алгоритмизации и программирования, применить проверку решения на компьютере при больших объемах вычисления.
Занимаясь исследовательской работой в различных направлениях, применяется компьютер. Учащимся необходимо научиться четко и правильно формулировать задачу, выбирать оптимальный вариант решения, оценить полученный результат.
Учебный план
№ | Наименование разделов, дисциплин и тем | Всего, час | В том числе | Форма контроля | ||
лекция | практика | тестирование | ||||
1. | Знакомьтесь, Scratch | 7 | 2 | 4 | 1 | Тестирование, защита проекта |
2. | Математика в Scratch | 12 | 3 | 8 | 1 | Защита проекта, тестирование |
4 | Интерактивные проекты (мультфильмы) | 14 | 4 | 9 | 1 | защита проекта, тестирование |
5 | Защита проектов | 2 | - | 2 | - | защита проекта |
Итого: | 35 | 9 | 23 | 3 |
Содержание курса
- Знакомьтесь, Scratch ( 7 часов)
Знакомство с сайтом, регистрация на сайте. Знакомство с программой Scratch. Окно программы, исполнители, блоки. Первая программа. Алгоритмы, виды алгоритмов.
- Математика в Scratch (12 часов)
Координаты, координатная плоскость. Создание игры. Библиотека спрайтов. Графическое изображение осей.
- Интерактивные проекты (14 часов)
Инструменты графического редактора. Костюмы. Палитра цветов. Группировка. Текст.
- Защита проектов (2 часа)
Календарно – тематическое планирование курса
№ п/п | Тема | Количество часов | Дата | |
План | Факт | |||
1 | Инструктаж по технике безопасности. Цели и задачи курса | 1 | ||
2 | Как устроен Scratch. | 1 | ||
3 | Создаем первый скрипт и исследуем среду Скретч | 1 | ||
4 | Создаем спрайт и его костюмы | 1 | ||
5 | Циклическое выполнение программы | 1 | ||
6 | Первый простенький мультфильм | 1 | ||
7 | Практическая работа «Проект «Рыбки»» | 1 | ||
8 | Управление несколькими объектами | 1 | ||
9 | Кирпичики контроля, движения и внешнего вида | 1 | ||
10 | Практическая работа Проект «Футбол» с использованием координатной плоскости | 1 | ||
11 | Знакомство с координатой Х | 1 | ||
12 | Практическая работа Проект «Прогулка» | 1 | ||
13 | Знакомство с координатой Y | 1 | ||
14 | Практическая работа Проект «Ракета» | 1 | ||
15 | Интерактивность, условия и переменные | 1 | ||
16 | Практическая работа Проект «Летучий кот и летучая мышь» | 1 | ||
17 | Кирпичики рисования, звука, операторов и сенсоров | 1 | ||
18 | Практическая работа «Проект «Оркестр»» | 1 | ||
19 | Случайные числа | 1 | ||
20 | Практическая работа «Моллюск» | 1 | ||
21 | Создание объектов и костюмов | 1 | ||
22 | Практическая работа «Создание костюмов для смайлика» | 1 | ||
23 | Рисование в Scratch | 1 | ||
Практическая работа «Геометрические фигуры» | 1 | |||
24 | Диалог с программой | 1 | ||
25 | Практическая работа «Диалог с программой» | 1 | ||
26 | Создаем презентация или комикс | 1 | ||
27 | Практическая работа «Презентация о своем хобби» | 1 | ||
28 | Использование библиотеки объектов | 1 | ||
29 | Практическая работа «Создание объекта» | 1 | ||
30 | Смена фона | 1 | ||
31 | Практическая работа «Кот математик» | 1 | ||
32 | Создаем сказки | 1 | ||
33 | Практическая работа «Моя любимая сказка» | 1 | ||
34 | Защита проектов | 1 | ||
35 | Защита проектов | 1 |
Формы контроля знаний
В рамках внеурочной деятельности можно осуществлять следующие формы контроля:
- защита проекта,
- конкурс,
- самостоятельная работа,
- доклад,
- взаимопроверка,
- тестирование теоретического материала с использованием тестовой оболочки MyTest.
Перечень учебно-методического и программного обеспечения курса внеурочной деятельности
- Рабочая программа;
- Персональные компьютеры для учащихся;
- Программное обеспечение Scratch;
- Операционная система Windows;
- Мультимедийный проектор;
- Интернет технологии;
- Практические работы и разработки.
Список источников
- Д.В.Голиков, А.Д.Голиков. Программирование на Scratch 2. Часть1. и Часть2. Интернет-публикация.
- https://educationforkids.online - Онлайн-видео курс по программированию на Scratch, Minecraft, Python.
- С.В. Шапошникова. Введение в Scratch. Цикл уроков по программированию для детей http://window.edu.ru/resource/056/78056/files/scratch_lessons.pdf
- https://scratch.mit.edu/ - Официальный сайт проекта Scratch.
- Патаракин Е. Учимся готовить в Scratch. — http://www.uroki-scratch.narod.ru/DswMedia/patarakin.pdf
- RussianScratchSchool (российская школа Scratch, куратор — Е. Патаракин). — https://scratch.mit.edu/studios/73443/
- Творческая мастерская Scratch (описание уроков с примерами). — http://www.nachalka.com/book/export/html/1398
- Программирование в среде Scratch. 2011 г. — http://scratch-elektiv.ucoz.ru/
- Scratch в Оренбурге (примеры уроков и проектов). — https://sites.google.com/site/orenscratch/home
Представляя аттестационное задание, гарантирую, что использованная в задании информация не нарушает прав интеллектуальной собственности третьих лиц.
__________________________ Гусенова А. М.
подпись расшифровка подписи
«05» ноября 2019г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса "Трудные вопросы русского языка", 11 класс.
Рабочая программа....
Рабочая программа курса "Практикум по русскому языку (подготовка к ОГЭ)" 8 класс
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Основной целью данной программы является поэтапная подготовка учащихся 8 класса к ОГЭ по русскому языку...
Рабочая программа курса по предмету « Английский язык» для 8 класса « Тестовые технологии в изучении английского языка»
Пояснительная записка Основной целью данного курса является развитие у учащихся 8х классов умений всех видов речевой деятельности в рамках тем, предусмотренных Программой для школ с ...
Рабочая программа курса по предмету « Английский язык» для 9 класса « Тестовые технологии в изучении английского языка»
Пояснительная записка Основной целью данного курса является развитие у учащихся 9х классов умений всех видов речевой деятельности в рамках тем, предусмотренных Программой для школ с базовы...
Рабочая программа курса по предмету « Английский язык» для 10 класса « Тестовые технологии в изучении английского языка»
Пояснительная записка Данная программа предназначена для интенсивной подготовки учащихся выпускного класса чтобы помочь им подготовиться к сдаче ЕГЭ по английскому языку, также данны...
Рабочая программа курса по предмету « Английский язык» для 11 класса « Тестовые технологии в изучении английского языка»
Пояснительная записка Данная программа предназначена для интенсивной подготовки учащихся выпускного класса чтобы помочь им подготовиться к сдаче ЕГЭ по английскому языку, также данны...
Рабочая программа курса «Практикум по русскому языку» 8 класс
Рабочая программа разработана в объёме 34 часов, может быть реализована на любом УМК, направлена на подготовку обучающихся 8 класса к государственной итоговой аттестации....