Рабочая программа курса по выбору "Программирование на языке Scratch" для 5 класса
рабочая программа по информатике и икт (5 класс)

Курс по выбору "Программирование на языке Scratch" способствует развитию познавательных интересов обучающихся, повышению интереса к предмету информатика, а также курс реализует цели, которые ставит перед собой современная школа.

Данный курс создаёт хорошие условия для удовлетворения интересов каждого учащегося, предназначена для развития алгоритмической и логической грамотности, самостоятельности при выполнении работы, заставляет учащихся мыслить логически, за счёт формирования алгоритмических способностей. При этом используются разные формы обучения (индивидуальная, групповая, коллективная), с применением современных средств обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kursa_dlya_5_klassa.docx30.25 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Одной из важных составляющих настоящего образования в России, является направленность на реализацию творческого потенциала обучающихся. Для этого меняется содержание рабочих программ.

Сегодня школа ставит перед собой цель: содействовать развитию детей в различных направлениях их познавательных интересов. Реализовывать у обучающихся навыки самообразования, а также нестандартного и творческого мышления.

Курс по выбору "Программирование на языке Scratch" способствует развитию познавательных интересов обучающихся, повышению интереса к предмету информатика, а также курс реализует цели, которые ставит перед собой современная школа.

Данный курс создаёт хорошие условия для удовлетворения интересов каждого учащегося, предназначена для развития алгоритмической и логической грамотности, самостоятельности при выполнении работы, заставляет учащихся мыслить логически, за счёт формирования алгоритмических способностей. При этом используются разные формы обучения (индивидуальная, групповая, коллективная), с применением современных средств обучения.

Для того, чтобы реализовать ФГОС ООО и была составлена программа курса по выбору "Программирование на языке Scratch".

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

• формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

• активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

• построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Через урочную и внеурочную деятельность школа реализует основную образовательную программу.

Для того, чтобы организовать свободное время обучающихся в образовательный процесс включена внеурочная деятельность, что является составным элементом учебно-воспитательной работы.

План развития отрасли, связанной с информационными технологиями в России, принятой на 2014-2020 годы, планирует до конца предложенного периода, обеспечить данную отрасль кадрами в достаточном количестве и с хорошим качеством. Появился спрос на профессии, связанные с программированием. Поэтому образовательным учреждениям предоставлена возможность внедрения предметов, связанных с программированием. 

В информатике раздел " Алгоритмизация и программирование " считается самым сложнейшим. Поэтому, начиная с 5 класса программирование будет изучаться в форме игры, применяя среду программирования Scratch.

Данная среда представляет собой среду визуального программирования с графическим интерфейсом. Она была создана в лаборатории Массачусетского технологического института в 2006 году. Продукт и среда бесплатны и доступны на веб-сайте scratch.mit.edu.

Для того чтобы развивать у детей алгоритмическое мышление, творческий подход к решению задач, научить строить модели для различных ситуаций и была создана данная среда. Младшие школьники научаться самостоятельно делать свои собственные проекты.

Курс по выбору "Программирование на языке Scratch" предназначен для обучающихся 5 классов, которые проявляют интерес к предмету. Он рассчитан на 35 часов в год (1 час в неделю).

Цель курса: обучение началам программирования, через создание проектов.

Задачи:

  • усовершенствовать знание и построение алгоритмов;
  • развить последовательное мышление;
  • научить работать с программным обеспечением ПК;
  • способствовать к определению проектной деятельности и правилами разработки проектов;
  • тренировать умения и навыки по работе в программе Scratch;
  • научить защищать свои проекты;
  • закрепить умение работать индивидуально, в группе, в коллективе.

Образовательные результаты

Личностные результаты:

  • способность к самостоятельным действиям в процессе выполнения заданий;
  • развитие навыков объективной самооценки своей работы;
  • личностный рост через реализацию проектной деятельности;
  • стремление к общению с участниками образовательного процесса при реализации совместной деятельности;
  • оптимистичное отношение к деятельности участников курса;
  • повышение познавательной активности.

Метапредметные результаты:

  • самостоятельность в выборе и постановки целей на занятии;
  • создание индивидуального плана решений конкретных задач;
  • поиск оптимальных способов решения задач;
  • умение находить и исправлять свои ошибки в программах, созданных в среде исполнителя;
  • объективная оценка результатов своей работы;
  • развитие навыков работы с использованием информационно-коммуникационных технологий;
  • дружелюбное и позитивное отношение в групповой и коллективной работе;
  • развитие нестандартного мышления;

Предметные результаты:

  • понимать и уметь использовать термины «информация», «алгоритм», «программа», «модель»;
  • создавать и записывать программы для конкретного исполнителя;
  • определять основные алгоритмические структуры— линейную, условную и циклическую;
  • использовать графический редактор для того, чтобы создавать изображения и геометрические фигуры;
  • применять полученные знания и умения на практике;
  • создавать простейшие программы для решения несложных алгоритмических задач в программе Скретч.

Формы занятий:

  • лекции;
  • урок-игра;
  • тестирование;
  • групповая работа;
  • индивидуальная работа;
  • урок-проект;
  • урок-практика;
  • урок-презентация итоговых заданий.

Методы обучения:

  • частично-поисковый,
  • метод проблемного обучения,
  • методы интерактивного обучения,
  • методы самоконтроля,
  • исследовательский,
  • объяснительно-иллюстративный.

Самостоятельная работа школьников проявляется в следующем:
1) подготовка материала к занятию (работа с литературой, справочниками, первоисточниками);
2) создание проектов;
3) исследовательская работа;
4) выполнение работ индивидуально и в группах.

Особенностью этой программы является – самостоятельное получение младшими школьниками новых знаний и их систематизация.

Межпредметные связи

Изучая курс «Программирование на языке Scratch» школьники приобретут знания и умения, которые помогут им в решении поставленных перед ними задач на уроках алгебры, физики, химии, и др. предметах.

Например, при решении математических задач, можно применять методы алгоритмизации и программирования, применить проверку решения на компьютере при больших объемах вычисления.

Занимаясь исследовательской работой в различных направлениях, применяется компьютер. Учащимся необходимо научиться четко и правильно формулировать задачу, выбирать оптимальный вариант решения, оценить полученный результат.

Учебный план

Наименование разделов, дисциплин и тем

Всего, час

В том числе

Форма контроля

лекция

практика

тестирование

1.

Знакомьтесь, Scratch

7

2

4

1

Тестирование,  защита проекта

2.

Математика в  Scratch

12

3

8

1

Защита проекта, тестирование

4

Интерактивные проекты (мультфильмы)

14

4

9

1

защита проекта, тестирование

5

Защита проектов

2

-

2

-

защита проекта

Итого:

35

9

23

3

Содержание курса

  1. Знакомьтесь, Scratch ( 7 часов)

Знакомство с сайтом, регистрация на сайте. Знакомство с программой Scratch. Окно программы, исполнители, блоки. Первая программа. Алгоритмы, виды алгоритмов.

  1. Математика в  Scratch (12 часов)

Координаты, координатная плоскость. Создание игры. Библиотека спрайтов. Графическое изображение осей.

  1. Интерактивные проекты (14 часов)

Инструменты графического редактора. Костюмы. Палитра цветов. Группировка. Текст.

  1. Защита проектов (2 часа)

Календарно – тематическое планирование курса

№ п/п

Тема

Количество часов

Дата

План

Факт

1

Инструктаж по технике безопасности. Цели и задачи курса

1

2

Как устроен Scratch.

1

3

Создаем первый скрипт и исследуем среду Скретч

1

4

Создаем спрайт и его костюмы

1

5

Циклическое выполнение программы

1

6

Первый простенький мультфильм

1

7

Практическая работа «Проект «Рыбки»»

1

8

Управление несколькими объектами

1

9

Кирпичики контроля, движения и внешнего вида

1

10

Практическая работа Проект «Футбол» с использованием координатной плоскости

1

11

Знакомство с координатой Х

1

12

Практическая работа Проект «Прогулка»

1

13

Знакомство с координатой Y

1

14

Практическая работа Проект «Ракета»

1

15

Интерактивность, условия и переменные

1

16

Практическая работа Проект «Летучий кот и летучая мышь»

1

17

Кирпичики рисования, звука, операторов и сенсоров

1

18

Практическая работа «Проект «Оркестр»»

1

19

Случайные числа

1

20

Практическая работа «Моллюск»

1

21

Создание объектов и костюмов

1

22

Практическая работа «Создание костюмов для смайлика»

1

23

Рисование в Scratch

1

Практическая работа «Геометрические фигуры»

1

24

Диалог с программой

1

25

Практическая работа «Диалог с программой»

1

26

Создаем презентация или комикс

1

27

Практическая работа «Презентация о своем хобби»

1

28

Использование библиотеки объектов

1

29

Практическая работа «Создание объекта»

1

30

Смена фона

1

31

Практическая работа «Кот математик»

1

32

Создаем сказки

1

33

Практическая работа «Моя любимая сказка»

1

34

Защита проектов

1

35

Защита проектов

1

Формы контроля знаний

В рамках внеурочной деятельности можно осуществлять следующие формы контроля:

  • защита проекта,
  • конкурс,
  • самостоятельная работа,
  • доклад,
  • взаимопроверка,
  • тестирование теоретического материала с использованием тестовой оболочки MyTest.

Перечень учебно-методического и программного обеспечения курса внеурочной деятельности

  1. Рабочая программа;
  2. Персональные компьютеры для учащихся;
  3. Программное обеспечение Scratch;
  4. Операционная система Windows;
  5. Мультимедийный проектор;
  6. Интернет технологии;
  7. Практические работы и разработки.

Список источников

  1. Д.В.Голиков, А.Д.Голиков. Программирование на Scratch 2. Часть1. и Часть2. Интернет-публикация.
  2. https://educationforkids.online - Онлайн-видео курс по программированию на Scratch, Minecraft, Python.
  3. С.В. Шапошникова. Введение в Scratch. Цикл уроков по программированию для детей http://window.edu.ru/resource/056/78056/files/scratch_lessons.pdf  
  4. https://scratch.mit.edu/ - Официальный сайт проекта Scratch.
  5. Патаракин Е. Учимся готовить в Scratch. — http://www.uroki-scratch.narod.ru/DswMedia/patarakin.pdf
  6. RussianScratchSchool (российская школа Scratch, куратор — Е. Патаракин). — https://scratch.mit.edu/studios/73443/
  7. Творческая мастерская Scratch (описание уроков с примерами). — http://www.nachalka.com/book/export/html/1398
  8. Программирование в среде Scratch. 2011 г. — http://scratch-elektiv.ucoz.ru/
  9. Scratch в Оренбурге (примеры уроков и проектов). — https://sites.google.com/site/orenscratch/home

Представляя аттестационное задание, гарантирую, что использованная в задании информация не нарушает прав интеллектуальной собственности третьих лиц.

__________________________                                                    Гусенова А. М.

                         подпись                                                                                                  расшифровка подписи

 «05» ноября 2019г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса "Практикум по русскому языку (подготовка к ОГЭ)" 8 класс

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Основной целью данной программы является поэтапная подготовка учащихся 8 класса к ОГЭ по русскому языку...

Рабочая программа курса по предмету « Английский язык» для 8 класса « Тестовые технологии в изучении английского языка»

Пояснительная записка  Основной целью данного курса является развитие у учащихся 8х  классов умений всех видов речевой деятельности в рамках тем, предусмотренных Программой для школ с ...

Рабочая программа курса по предмету « Английский язык» для 9 класса « Тестовые технологии в изучении английского языка»

Пояснительная записка  Основной целью данного курса является развитие у учащихся 9х  классов умений всех видов речевой деятельности в рамках тем, предусмотренных Программой для школ с базовы...

Рабочая программа курса по предмету « Английский язык» для 10 класса « Тестовые технологии в изучении английского языка»

Пояснительная записка   Данная программа предназначена для интенсивной подготовки  учащихся выпускного класса чтобы помочь им подготовиться к сдаче ЕГЭ по английскому языку, также данны...

Рабочая программа курса по предмету « Английский язык» для 11 класса « Тестовые технологии в изучении английского языка»

Пояснительная записка   Данная программа предназначена для интенсивной подготовки  учащихся выпускного класса чтобы помочь им подготовиться к сдаче ЕГЭ по английскому языку, также данны...

Рабочая программа курса «Практикум по русскому языку» 8 класс

Рабочая программа разработана в объёме 34 часов, может быть реализована на любом УМК, направлена на подготовку обучающихся 8 класса к государственной итоговой аттестации....