Разработка электронного терминологического словаря справочника по информатике.
учебно-методический материал по информатике и икт (10 класс)
Человечество вступило в новую эру - век информации. Новейшие информационные технологии вносят радикальные изменения во все сферы деятельности человека: образование, медицину, промышленное производство, научные исследования, домашний быт. Информация уже сегодня в решающей степени определяет уровень цивилизации общества. Ведь для того, чтобы двигаться вперед, расширять технические возможности производства, повышать уровень материальной и культурной жизни общества, необходимо в кратчайшие сроки получать информацию, обрабатывать и использовать ее для решения тех или иных задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
terminologicheskiy_slovar_po_informatike.docx | 487.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальная общеобразовательная бюджетная школа
средняя общеобразовательная школа №12 города Якутска.
Разработка электронного терминологического словаря справочника
по информатике.
Якутск 2024 год.
СОДЕРЖАНИЕ
Цель и задачи……………………………………………………………………3
Введение ………………...………………………………………………………5
Этапы процесса разработки …………………………………………………...7
Схема алгоритма ………………………………………………………………..8
Технические характеристики ………………………..…………………….….10
Заключение …………………………………………………………..…………14
Список использованных источников ………………………..………………..15
Приложение ………………………………………………………….…………16
Цель:
Необходимо разработать программу для перевода слова. Требуется создать программу переводчик. В первую текстовую форму вводится переводимое слово, по нажатию на кнопку переведенное слово отображается во второй текстовой форме.
Задачи:
1) Изучение предметной области.
2) Изучение алгоритма перевода.
3) Разработка программы
Актуальность:
Человечество вступило в новую эру - век информации. Новейшие информационные технологии вносят радикальные изменения во все сферы деятельности человека: образование, медицину, промышленное производство, научные исследования, домашний быт. Информация уже сегодня в решающей степени определяет уровень цивилизации общества. Ведь для того, чтобы двигаться вперед, расширять технические возможности производства, повышать уровень материальной и культурной жизни общества, необходимо в кратчайшие сроки получать информацию, обрабатывать и использовать ее для решения тех или иных задач.
Объект изучения:
Термины и понятия, с которыми можно встретиться при изучении информатики, вычислительной техники, алгоритмизации и программирования.
Предметом исследования:
Является значение, происхождение и история образования терминов в информатике. Сопоставление смысла современного понятия термина с первоначальным значением.
Введение.
Под компьютерным справочным пособием понимается электронное пособие, поддерживающее компьютерную технологию создания и обучения, где основным инструментом является компьютер. По своим функциональным возможностям компьютер уже сегодня стал практически идеальным средством работы в сфере обучения, поэтому возникает необходимость создания таких программных продуктов, с которыми работать удобно и легко.
У таких пособий (источников информации) множество преимуществ по сравнению, например, с печатными: размещение в сети Интернет, быстрый и лёгкий обмен информацией, возможность печати любой части пособия, возможность редактирования и дополнения, более долгое время хранения, физически требует для хранения объект малого размера.
Разработка компьютерного пособия включает в себя множество этапов: разработка сценария, поиск материала, способ структурирования материала, разработка дизайна и интерфейса, кодирование. Поэтому создание справочного пособия является многопрофильной задачей, при реализации которой необходимо обладать знаниями в разных областях. В функциональный состав группы разработчиков должны входить: преподаватель – предметник, специалист по компьютерным методикам обучения и компьютерной интерпретации учебных материалов, а также программист.
Бурное развитие информационных технологий в настоящее время сопровождается лавинообразным увеличением информации, в результате чего возникает непростая задача по выбору актуальной информации (особенно это касается именно информатики), при этом необходимо отсекать второстепенную информацию и не перегружать справочное пособие частными подробностями.
В данном справочнике представлен интересный материал для наблюдения и познания. Словарь-справочник содержит основные термины и определения по информатике школьного курса общеобразовательных учреждений. Он может быть полезным ученику и учителю при подготовке к экзаменам, ЕГЭ, для составления тестовых заданий и для самостоятельной работы. Материал справочника может быть использован в качестве дополнительного источника информации. Все термины и определения разбиты на две большие группы по русскому и английскому алфавитам.
Для создания пособия использовался объектно-ориентированный язык программирования дельфи, краткий курс которого преподается в школе. Реализация проекта стала реальной в связи с наличием кружка «Юный программист», на котором даются более глубокие знания в сфере программирования.
В процессе создания пособия я реализовал процесс организации профессиональной подготовки будущего специалиста в сфере компьютерных технологий, что является весьма актуальным в настоящее время.
Словари являются сокровищницами языка, в них сосредоточено его лексическое богатство. Словари дают возможность рассмотреть каждое слово как особый микромир в своей системе, формируется языковая картина мира.
Как справедливо отметили З. А. Потиха и Д. Е. Розенталь «словарная работа способствует развивающему обучению в школе».
Работа со словарем, создание и использование в учебном процессе собственных словарей становится эффективным средством формирования и развития лингвистической, языковой и коммуникативной компетенции. Включившись в сопоставительный анализ фактов языка, учащийся более сознательно выделяет свои речевые ошибки, в том числе и лингвокультурологического характера, определяет их причины и, следовательно, быстрее от них избавляется.
По мнению французского писателя Анатоля Франса, словарь – это вселенная расположенная в алфавитном порядке. Словари необходимы не только, когда не знаешь написания того или иного слова. Но и являются важной единицей национальной культуры.
Назначения и область применения.
Формулировка задачи и её роль
Для разработки программы требуется понять принцип самого машинного перевода. Задачей является разработка программы, предназначенной для перевода слова.
Изучение предметной области
Целесообразность поставленной задачи
Этапы процесса разработки
Проектирование разработки
В программе реализован алгоритм перевода, по сути, она является двухоконным редактором с функцией перевода, что даёт возможность редактирования текста прямо в окне программы переводчика. Программа позволяет получить приемлемый не подстрочный.
Алгоритм перевода представлена на рис 1.
Рис 1 Схема алгоритма перевода
Технологии разработки
Разрабатываемое приложение является программой терминологического словаря по информатике. Для реализации программы использовались ниже перечисленные средства.
Delphi
В связи с тем, что на момент начала создания программы – переводчика имелись некоторые наработки, написанные на языке программирования Pascal, было принято решение для реализации задачи выбрать близкий к Pascal, язык программирования Delphi.
Преимущества Delphi:
- быстрота разработки приложения;
- высокая оптимизация при компиляции программы, в результате чего производительность разработанного приложения не уступает, а иногда превосходит программы, написанные на других языках;
- настоящий 32-битный код, полученный в результате компиляции оптимизирующим компилятором;
- возможность полного доступа к функциям операционных систем Windows9x и Windows NT;
- наращиваемость за счет встраивания новых компонент и инструментов в среду Delphi;
- возможность разработки новых компонент и инструментов собственными средствами Delphi (существующие компоненты и инструменты доступны в исходных текстах);
- удачная проработка иерархии объектов;
- Программа была написана на языке Delphi c использованием 32-x разрядного компилятора Delphi 2006.
Результаты разработки
Результатом выполнения проектирования, является программа словарь по информатике.
На рисунке 2 представлен конечный вид разрабатываемой программы.
Рис.2 Программа словарь по информатике
Технические характеристики разработки
Общие сведения о разработке
Наименование программы
Электронный терминологический словарь по информатике
Языки программирования
Программа выполнялась с использования языка программирования Delphi6.
Назначение и функции, выполняемые программой
Данная программа предназначена для выполнения перевода терминологических слов по информатике.
Основные характеристики
Необходимо следующее минимальное программное обеспечение:
- Операционная система Windows;
- локальный диск с файловой системой Fat32 или NTFS.
Для работы программы предоставлено программно-аппаратное обеспечение следующей конфигурации:
- Компьютер Pentium IV и выше;
- оперативная память 512Мб;
- 5 Мб свободного места на жестком диске;
Сведения о входных и выходных данных
Структура входных данных
Входными данными является переводимое слово.
Рис.3 Входные данные
Структура выходных данных
Переведенное слово является выходным данным и выводится в диалоговое окно.
Рис.4 Выходные данные
Описание логической структуры
Лингвистическая трех уровневая модель системы перевода.
Структура программы
Программа состоит из двух блоков. В первый блок входит текстовое поле, куда вводится переводимое слово, рядом с которым находится кнопка, по нажатию на которую выполняется перевод.
Во втором блоке отображается переведенный текст.
Описание выполняемых функций
Программа выполняет функцию перевода слова.
Отладка и тестирование программы
Вызов программы осуществляется непосредственно из проекта, созданного в Delphi6, как показано на рисунке 5
Рис.5 Запуск проекта.
Слово для перевода введем в первое текстовое поле, как показано на рисунке 6
Рис. 6 Ввод слова в первое поле.
Перевод слова осуществляется по нажатию на кнопку «Искать в словаре». Переведенное слово отображается в правом текстовом поле.
Рис.7 Переведенное слово.
Режимы работы программы
Данная программа использует интерактивный режим работы. Запрос отправляемый пользователем обрабатывается немедленно после принятия решения. Программа так же умеет добавлять новые слова в словарь и удалять например неправильно введенные слова.
Завершение выполнения программы
Завершение программы происходит путём нажатия на кнопку закрытия в правом верхнем углу программы.
Заключение
«Электронный словарь терминов по информатике» не только является достаточно надежным справочником, помогающим осмыслить терминологию, которая используется в информатике и вычислительной технике, но и дополняет, расширяет материалы учебников, помогает более четко воспринять значение терминов и терминологических сочетаний, учит правильно использовать их в речи. Словарь является пособием справочного характера для всех учащихся, интересующихся информатикой, может оказать неоценимую помощь учителю, каждому, изучающему этот предмет.
Программа предназначено для широкого круга пользователей: преподавателей, школьников, переводчиков, филологов, лингвистов.
В результате выполнения проекта «Разработка электронного словаря» были решены следующие задачи:
- разработана программа «электронный словарь»;
- обоснован выбор технических и программных средств, необходимых для решения поставленной задачи;
- реализована задача в соответствии с требованиями.
Таким образом, задача проекта выполнена в полном объеме.
Список использованных источников
- Delphi 7. Основы программирования. Решение типовых задач — М.: Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2000. — 576 стр.: ил.
- Графика в проектах Delphi. –Символ-Петербург.2009. – 628 с.: ил.
- Рабинер Л.Р, Шафер Р.В. Создание Windows-приложений в среде Delphi // Москва, Изд-во " Солон-пресс ", 2007.
- Тюкачев Н.А.. Программирование графики в Delphi. // – СПб.: БХВ-Петербург, 2008.
- Программирование в Delphi: процедурное, объектно-ориентированное, визуальное. СПБ.: Питер, 2002.
- Солонина А. И., Улахович Д. А., Арбузов С. М. и др. Delphi 7. Основы программирования. Решение типовых задач / СПБ.: Петербург, 2003.
Приложение
(исходный код программы)
unit tyldyt;
interface
uses
Windows, Messages, SysUtils, Variants, Classes, Graphics, Controls, Forms,
Dialogs, StdCtrls, ExtCtrls;
type
TForm1 = class(TForm)
Button1: TButton;
ListBox1: TListBox;
Edit1: TEdit;
Button2: TButton;
Edit2: TEdit;
Memo1: TMemo;
Edit3: TEdit;
Label1: TLabel;
Label2: TLabel;
Image1: TImage;
Label3: TLabel;
Label4: TLabel;
Label5: TLabel;
Label6: TLabel;
Button3: TButton;
Label7: TLabel;
Label8: TLabel;
Label9: TLabel;
Label10: TLabel;
procedure Button1Click(Sender: TObject);
procedure Button2Click(Sender: TObject);
procedure FormCreate(Sender: TObject);
procedure onclose(Sender: TObject; var Action: TCloseAction);
procedure Button3Click(Sender: TObject);
procedure ListBox1Click(Sender: TObject);
private
{ Private declarations }
public
{ Public declarations }
end;
var
Form1: TForm1;
j,h2:integer;
implementation
{$R *.dfm}
procedure TForm1.FormCreate(Sender: TObject);
begin
ListBox1.Items.LoadFromFile('tyldyt.crc');
j:=-1;
memo1.Clear;
end;
procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);
var
p: integer;
begin
While j< ListBox1.Items.Count-1 Do
begin
j:=j+1;
p:=Pos(' '+Edit2.Text+' ', ListBox1.Items[j]);
if p>0 then
begin
Memo1.Lines.Clear;
Memo1.Lines.Add(ListBox1.Items[j]);
break;
end;
if j=ListBox1.Items.Count-1 then
begin
if p=0 then
ShowMessage('Не найдено');
end;
end;
ListBox1.ItemIndex:=J;
if j= ListBox1.Items.Count-1 then j:=-1;
end;
procedure TForm1.Button2Click(Sender: TObject);
begin
h2:=h2+1;
if (edit1.Text<>'') and (edit3.Text<>'') then begin
ListBox1.Items.Add(' '+Edit1.Text+' - '+edit3.Text+' ');
end else showmessage('поля не заполнены');
edit1.Clear; edit3.clear;
end;
procedure TForm1.onclose(Sender: TObject; var Action: TCloseAction);
begin
begin
{h2:=ListBox1.Items.Count;}
if h2>0 then
begin
if MessageDlg('Внесены новые слова. Сохранить ли их?',
mtConfirmation, [mbYes, mbNo], 0) = mrYes
then
begin
ListBox1.Items.SaveToFile('tyldyt.crc');
ShowMessage('Изменения сохранены');
end;
end;
end;
end;
procedure TForm1.Button3Click(Sender: TObject);
begin
h2:=h2+1;
ListBox1.DeleteSelected;
end;
procedure TForm1.ListBox1Click(Sender: TObject);
begin
memo1.Clear;
Memo1.Lines.Add(ListBox1.Items[ListBox1.ItemIndex]);
end;
end.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Терминологический словарь для 5 класса
Презентация создана для учащихся 5 класса по темринам встречающимся на начальном курсе информатики....
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ПО ИСКУССТВУ
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ПО ИСКУССТВУ.Пособие для учащихся 8-11 классов. Предметная область: МХК, Искусство....
Терминологический словарь
Терминологический словарь по ПМ.04...
Терминологический словарь по истории
Словарь терминов поможет обучающимся при подготовке к ЕГЭ по истории....
Терминологический словарь с иллюстрациями по трудовому профилю "Столярное дело" для 5-9 классов коррекционной школы VIII вида
Для повышения качества обучения на уроках труда детей с особыми образовательными потребностями необходимо улучшение учебной и материально-технической базы. Одним из компонентов оптимизации является те...
УЧЕБНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Залогом высокого результата выполнения различных видов работ, является глубокое и всестороннее изучение студентом поставленного перед ним вопроса. Но такое изучение невозможно без освоения базового те...
Терминологический словарь «Растения»
Терминологический словарь «Растения» для учащихся 6 класса....