Урок информатики в 5 классе по теме "Текстовый фрагмент и операции с ними"
методическая разработка по информатике и икт (5 класс)

Трошечкина Елена Александровна

Методическая разработка урока по теме «Текстовый фрагмент и операции с ним». Представлена технологическая карта урока и сопровождающая презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

 ПО ТЕМЕ «ТЕКСТОВЫЙ ФРАГМЕНТ И ОПЕРАЦИИ С НИМ»

Трошечкина Елена Александровна, учитель информатики муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа №48»

  Класс: 5                                                                                        

Тип урока: комбинированный

Решаемые учебные задачи:

1)дать учащимся представление о фрагменте текстового документа и способами его выбора;

2) ввести понятие буфера обмена;

3) познакомиться  с операциями над фрагментами: перемещение, копирование и удаление;

4) закрепить на практике умения работы с фрагментами.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

умение работать с фрагментами в процессе редактирования текстовых документов; основы ИКТ-компетентности; 

Метапредметные:

Познавательные УУД - определять общую цель и пути ее достижения; умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов выполнения задания;

контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Регулятивные УУД

владение навыками самоорганизации; планирование своей деятельности для решения поставленной задачи;  контроль полученного результата; контроль и оценка своей деятельности в рамках урока.

Коммуникативные УУД -  умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, сотрудничество со сверстниками и учителем.

Личностные:

Возможность  самостоятельно осуществлять деятельность обучения; понимание важности грамотного редактирования компьютерных текстов.

 Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

  • текстовый документ;
  • редактирование текстового документа;
  • буфер обмена;
  • фрагмент;
  • операции с фрагментом:
  • копирование;
  • перемещение;
  • вставка;
  • удаление

Используемые на уроке средства ИКТ:

Персональный компьютер (ПК) учителя, интерактивная панель; нетбуки или ПК учащихся.

Учебно-методическое обеспечение:

  1. Информатика: учебник для 5 класса/ Л.Л. Босова. А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. – 184 с. : ил.

Электронные образовательные ресурсы:

- презентация «Работа с фрагментами текста».

-интерактивная рабочая тетрадь для повторения материала  https://app.teachermade.com/begin/1cae3822-dbea-4dd3-8123-c89e74f43a0f

-интерактивная рабочая тетрадь для проверки знаний  https://app.teachermade.com/begin/e081cd75-36f8-44af-aadb-b28388e18f32

Организационная структура урока:

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

  1. Организационный момент. (1 мин)

Приветствует учащихся, просит проверить свою готовность к уроку. Организует эмоциональный настрой учащихся на урок.

Проверяют готовность к уроку.

  1. Домашнее задание (1 мин)

Учебник Информатика 5 класс Босова Л.Л §8, учебник с. 122 задание 3.

Фиксируют домашнее задание.

  1. Актуализация опорных знаний. Проверочная работа.

 (10 мин).

Организует беседу с целью актуализации знаний.

- Ребята, с какой информацией мы учились работать на прошлом уроке?

Давайте преобразуем текстовую информацию, выполнив следующее задание:

Превратите одно слово в другое, всякий раз заменяя по одной букве так, чтобы новое слово было существительным в именительном падеже, используя подсказки.

-

- Для чего необходимо осуществлять редактирование текста?

 - С какой программой мы работали?

- Вспоминаем основные элементы окна программы Word Pad. Для этого поработаем на интерактивной панели с рабочим листом.

- А какие этапы работы с текстовым документом мы знаем? Какие уже рассмотрели? Давайте проверим, как вы усвоили.

Для этого на рабочем столе небуков (ПК) в папке 5Б открываем документ «Проверка» и переходим по ссылке из этого документа.

Учитель предлагает выполнить задания из интерактивной рабочей тетради https://app.teachermade.com/begin/e081cd75-36f8-44af-aadb-b28388e18f32

Давайте посмотрим, что у вас получилось, проанализируем ошибки и переведем полученные проценты в отметки.

Затем учитель выводит на экран результаты с 4 ученических нетбуков для проверки и показывает общую таблицу результатов, а так же озвучивает критерии выставления отметок.

Критерии выставления отметок: «5» - 90% и выше; «4» - 70%-89%; «3» - 50%-69%

Формулируют ответы на вопросы.

Ученики по очереди выполняют задание на интерактивной панели

Ученики отвечают на вопросы

Ученики по очереди выходят к интерактивной панели и на интерактивном цифровом рабочем листе показывают основные элементы окна программы Word Pad.

Ученики выполняют на нетбуках или ПК задание в интерактивной рабочей тетради.

Ученики по озвученным критериям переводят свой результат в отметку, анализируют свои ошибки

  1. Мотивация учебной деятельности. Формулирование темы и цели урока (2 мин)

Организует работу по формулированию темы и целей урока.

-Ребята, посмотрите на следующие слайды и скажите, чем  является выделенный текст?

Засыпь ямку.

Поставь лопату и лейку на место.

Выкопай ямку.

Возьми лейку и полей саженец.

Возьми лопату и саженец.

Посади саженец в ямку.

Засыпь ямку.

Поставь лопату и лейку на место.

Выкопай ямку.

Возьми лейку и полей саженец.

Возьми лопату и саженец.

Посади саженец в ямку.

- Как это можно назвать одним словом?

Все что вы перечислили можно назвать одним словом – фрагмент.

- Назовите тему урока.

- Какова цель урока? Продолжите фразы:

- На уроке мы познакомимся с …

- Мы узнаем…

Формулируют ответы на вопрос:

- произвольный текст

- слово

- предложение

- абзац (блок строк)

- текст полностью

Формулируют ответ на вопрос:

- фрагмент

(если не смогли назвать ответ, то учитель помогает).

Называют тему урока «Работа с фрагментами текста», записывают в тетрадь.

Формулируют ответы на вопросы.

  1. Изучение нового материала (10 мин)

- Редактировать можно не только отдельные буквы или слова, но и целые фрагменты текста.

Одновременная работа с учебником стр. 60 и  карточкой в тетради, которые учитель раздает перед уроком (приложение 1).

Учитель совместно с учениками выявляет основные действия с фрагментами. При объяснении учитель использует презентацию к уроку «Работа с фрагментами текста».

Затем учитель демонстрирует учащимся выполнение всех действий с фрагментами текста на примере алгоритма  «Посадка дерева» (задание 4 страница 123 учебника).

Исходный текст алгоритма:

Засыпь ямку.

Поставь лопату и лейку на место.

Возьми лейку и полей саженец.

Возьми лопату и саженец.

Выкопай ямку.

Засыпь ямку.

Возьми лейку и полей саженец.

Возьми лопату и саженец.

Посади саженец в ямку.

Работают с учебником и карточкой, внимательно слушают учителя.

Ученики заполняют карточку по ходу объяснения

Ученики внимательно следят за выполнением задания.

  1. Компьютерный практикум (14 мин)

Организует выполнение практической работы.

Практическая работа №7 «Работаем с фрагментами текста» Задание 1, 5.

Выполняют практическую работу.

  1.  Подведение итогов урока, рефлексия (2 мин)

Подводит итоги урока.

- Назовите тему урока.

- Чему вы научились сегодня на уроке?

- Какое задание было для вас самым трудным? Почему?

- Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

- Оцените свою работу на уроке.

 

- Спасибо за урок. Желаю успехов в дальнейшей работе!

Формулируют ответы на вопросы, оценивают свою работу на уроке.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Фрагмент – некоторое количество рядом стоящих символов, которые можно рассматривать как единое целое. Фрагментом может быть   _______________, _____________,  ________________, ________________, ________________.

При работе с фрагментом его сначала нужно _________________________.

Действия, которые можно выполнить с фрагментом текста:

1)___________________________

2)___________________________

3)___________________________

4)___________________________

Буфер обмена – специальный раздел памяти для копирования информации.

Буфер обмена подобен волшебному карману или конверту. Если положить в этот карман информацию, то потом можно много раз доставать её и вставлять туда, куда нам надо.

Действия при операции «переместить»:

1. Выделить фрагмент в тексте.

2. Выбрать команду «Вырезать» (CTRL+X).

3. Установить курсор в позицию вставки.

4. Выбрать команду «Вставить» (CTRL+V).

Действия при операции «копировать»:

1. Выделить фрагмент в тексте.

2. Выбрать команду «Копировать». (CTRL+С)

3. Установить курсор в позицию вставки.

4. Выбрать команду «Вставить» (CTRL+V).

Действия при операции «вырезать»:

1. Выделить фрагмент в тексте.

2. Выбрать команду «Вырезать» / CTRL+X

Действия при операции «удалить»:

1. Выделить фрагмент в тексте.

2. Нажать клавишу DEL

Текстовые процессы позволяют находить в тексте заданное слово (Главная – Найти) и при необходимости автоматически его заменять во всем тексте другим словом (Главная – Заменить).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вопросы и задания 1. Превратите одно слово в другое, всякий раз заменяя по одной букве так, чтобы новое слово было существительным в именительном падеже, используя подсказки. ? КАРП КОЗА а) 1. Наказание 2. Древесная б) 1. Оценка 2. Домашнее животное ВОЛ КИТ

Слайд 2

Этапы подготовки документа Подготовка документа на компьютере состоит из нескольких этапов: ввод (набор) текста , редактирование , форматирование и печать .

Слайд 3

Редактирование – это очередной этап подготовки документа, начинающийся вслед за вводом информации, в результате которого происходит проверка документа на его правильность и исправляются обнаруженные ошибки, а так же вносятся необходимые изменения. Редактирование текста Основные операции редактирования

Слайд 4

Засыпь ямку. Поставь лопату и лейку на место. Выкопай ямку. Возьми лейку и полей саженец. Возьми лопату и саженец. Посади саженец в ямку. Засыпь ямку. Поставь лопату и лейку на место. Выкопай ямку. Возьми лейку и полей саженец. Возьми лопату и саженец. Посади саженец в ямку.

Слайд 5

Фрагмент – некоторое количество рядом стоящих символов, которые можно рассматривать как единое целое. Фрагментом может быть _______________, _____________, ________________, ________________, ________________. Работа с фрагментами текста

Слайд 6

При работе с фрагментом его сначала нужно _________________________. Действия, которые можно выполнить с фрагментом текста: 1)___________________________ 2)___________________________ 3)___________________________ 4)___________________________ Буфер обмена – специальный раздел памяти для копирования информации. Буфер обмена подобен волшебному карману или конверту. Если положить в этот карман информацию, то потом можно много раз доставать её и вставлять туда, куда нам надо. Работа с фрагментами текста

Слайд 7

Действия при операции « переместить»: 1. Выделить фрагмент в тексте. 2. Выбрать команду «Вырезать» ( CTRL + X ). 3. Установить курсор в позицию вставки. 4. Выбрать команду «Вставить» ( CTRL + V ). Работа с фрагментами текста

Слайд 8

Действия при операции «копировать»: 1. Выделить фрагмент в тексте. 2. Выбрать команду «Копировать». ( CTRL +С) 3. Установить курсор в позицию вставки. 4. Выбрать команду «Вставить» ( CTRL + V ). Работа с фрагментами текста

Слайд 9

Действия при операции «вырезать»: 1. Выделить фрагмент в тексте. 2. Выбрать команду «Вырезать» / CTRL + X Действия при операции «удалить»: 1. Выделить фрагмент в тексте. 2. Нажать клавишу DEL Работа с фрагментами текста

Слайд 10

Я доволен своей работой на уроке На уроке я работал неплохо, но не все получилось На уроке мне было трудно, у меня мало, что получилось Оцените свою работу на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-игровой урок в 6 классе по теме «Алгоритмы и работа с ними»

Повторительно-обобщающий игровой урок для закрепления пройденного материала по теме "Алгоритмы"....

урок в 7 классе по теме : "Многочлены и действия над ними"

обобщение и систематизация знаний и умений по теме: Многочлены и действия над ними. Выполнение  действий над многочленами....

Разработка урока информатики "Редактирование текста. Работа с фрагментами"

Разработка урока информаматики в 5 классе по теме "Редактирование текста. Работа с фрагментами", к разработке прилагается тест на проверку ранее изученного материала, кроссворд, презентация к уроку, ф...

Урок информатика 8 класс «Логические операции.Сложные условия поиска

Урок информатика 8 класс «Логические операции.Сложные условия поиска...