Программа повышения квалификации педагогических работников «Реверсивное наставничество»
рабочая программа по информатике и икт

Балабан Виталий Алексеевич

Наставничество: модный тренд или осознанная необходимость?

 

Сегодня найти готового специалиста, который смог бы приступить к работе без адаптационного периода или специально организованного сопровождения, практически невозможно, и наставничество является наиболее эффективным методом решения этой проблемы.

Потребность в наставничестве встает сегодня особо остро, так как стремительные изменения в системе образования, метаморфозы в организационных процессах и образовательной среде требуют от педагога моментальной реакции. Наставничество позволяет органически соединить профессиональное развитие, его персонификацию и в то же время гарантирует комплексный подход к каждому работнику образования.

В МАДОУ «Ягодка» мы рассматриваем наставничество как средство профессионализации, профессиональной адаптации, обучения на рабочем месте, повышения квалификации педагогов, индивидуализации, построения маршрутов личностного и профессионального роста, где наставником может стать каждый для каждого. Наставничество - не дань моде и не инновация, а достаточно традиционный, но при этом эффективный метод адаптации педагогов к новым условиям.

Внедрение компьютерных технологий в новой и занимательной для дошкольников форме, помогает решать задачи речевого, математического, экологического, эстетического развития, а также помогает развивать память, воображение, творческие способности, навыки ориентации в пространстве, логическое и абстрактное мышление.

Педагог должен уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.

Информатизация общества ставит перед педагогами - дошкольниками задачи:

  • идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных программ, сформировать основы информационной культуры личности, повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей (законных представителей).

Большинство педагогов МАДОУ «Ягодка» с большим стажем испытывают трудности в работе с ИКТ и им необходима регулярная поддержка наставника, техническое и методическое сопровождение при реализации обучения.

Было принято решение организовать взаимодействие «педагог-новатор - консервативный педагог», при котором педагог, склонный к новаторству и нестандартным решениям, помогает педагогам-стажистам овладеть современными цифровыми технологиями. В рамках веерного наставничества будет оказана помощь опытным коллегам в овладении современными программами и цифровыми навыками.

Веерное наставничество - вид наставничества, при котором один наставник взаимодействует с группой наставляемых одновременно (два и более человека). Интересный аспект группового («веерного») наставничества - привлечение молодых, но уже имеющих определенный профессиональный опыт педагогов к наставничеству по отношению к педагогам-стажистам в рамках группы наставляемых. Наставляемый может попробовать свои силы в инновационных проектах вместе с молодым наставником. При этом опытный, высококвалифицированный профессионал, старший по возрасту, опыту или позиции, становится подопечным младшего по этим параметрам сотрудника, который считается его наставником по вопросам новых тенденций, технологий и т. д. Такая модель наставничества помогает решить проблему недостаточной компетентности сотрудников старших возрастов в области информационных технологий и интернет-коммуникаций.

Данная модель очень эффективна при установлении доброжелательных отношений между педагогами разных поколений. Молодые специалисты быстро осваивают компьютер, хорошо ориентируется на просторах Интернета, уровень их компьютерной грамотности намного выше, чем у педагогов старшего поколения. В нашем детском саду веерная модель наставничества позволяет решить проблему недостаточной компетентности сотрудников в области информационно-коммуникационных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reversivnoe_nastavnichestvo.docx811.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение «Управление образования Администрации города Лабытнанги»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «ЯГОДКА»

(МАДОУ «Ягодка»)

Программа повышения квалификации педагогических работников

«Реверсивное наставничество»

Форма наставничества: Педагог-новатор - консервативный педагог.

              Вид наставничества: Веерное наставничество.

Автор: Балабан Виталий Алексеевич,

педагог-организатор

г. Лабытнанги

2023 г.


Наставничество: модный тренд или осознанная необходимость?

Сегодня найти готового специалиста, который смог бы приступить к работе без адаптационного периода или специально организованного сопровождения, практически невозможно, и наставничество является наиболее эффективным методом решения этой проблемы.

Потребность в наставничестве встает сегодня особо остро, так как стремительные изменения в системе образования, метаморфозы в организационных процессах и образовательной среде требуют от педагога моментальной реакции. Наставничество позволяет органически соединить профессиональное развитие, его персонификацию и в то же время гарантирует комплексный подход к каждому работнику образования.

В МАДОУ «Ягодка» мы рассматриваем наставничество как средство профессионализации, профессиональной адаптации, обучения на рабочем месте, повышения квалификации педагогов, индивидуализации, построения маршрутов личностного и профессионального роста, где наставником может стать каждый для каждого. Наставничество - не дань моде и не инновация, а достаточно традиционный, но при этом эффективный метод адаптации педагогов к новым условиям.

Внедрение компьютерных технологий в новой и занимательной для дошкольников форме, помогает решать задачи речевого, математического, экологического, эстетического развития, а также помогает развивать память, воображение, творческие способности, навыки ориентации в пространстве, логическое и абстрактное мышление.

Педагог должен уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.

Информатизация общества ставит перед педагогами - дошкольниками задачи:

  • идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных программ, сформировать основы информационной культуры личности, повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей (законных представителей).

Большинство педагогов МАДОУ «Ягодка» с большим стажем испытывают трудности в работе с ИКТ и им необходима регулярная поддержка наставника, техническое и методическое сопровождение при реализации обучения.

Было принято решение организовать взаимодействие «педагог-новатор - консервативный педагог», при котором педагог, склонный к новаторству и нестандартным решениям, помогает педагогам-стажистам овладеть современными цифровыми технологиями. В рамках веерного наставничества будет оказана помощь опытным коллегам в овладении современными программами и цифровыми навыками.

Веерное наставничество - вид наставничества, при котором один наставник взаимодействует с группой наставляемых одновременно (два и более человека). Интересный аспект группового («веерного») наставничества - привлечение молодых, но уже имеющих определенный профессиональный опыт педагогов к наставничеству по отношению к педагогам-стажистам в рамках группы наставляемых. Наставляемый может попробовать свои силы в инновационных проектах вместе с молодым наставником. При этом опытный, высококвалифицированный профессионал, старший по возрасту, опыту или позиции, становится подопечным младшего по этим параметрам сотрудника, который считается его наставником по вопросам новых тенденций, технологий и т. д. Такая модель наставничества помогает решить проблему недостаточной компетентности сотрудников старших возрастов в области информационных технологий и интернет-коммуникаций.

Данная модель очень эффективна при установлении доброжелательных отношений между педагогами разных поколений. Молодые специалисты быстро осваивают компьютер, хорошо ориентируется на просторах Интернета, уровень их компьютерной грамотности намного выше, чем у педагогов старшего поколения. В нашем детском саду веерная модель наставничества позволяет решить проблему недостаточной компетентности сотрудников в области информационно-коммуникационных технологий.

Прежде чем   организовать наставничество в данном направлении, была составлена дорожная карта.

Этапы наставничества

Сроки

Мероприятия

Ответственный

Формирование базы наставляемых

Сентябрь,

по необходимости

Проведение опроса, диагностики, проведение ситуационного анализа

Наставник

Руководители ДОО

Организация обучения педагогических работников

По согласованию

Подготовка методических материалов для сопровождения наставнической деятельности

Наставник

Руководители ДОО

Формирование наставнической группы и организация её работы

сентябрь

Сформирована наставническая группа

Наставник

Руководители ДОО

Составление плана наставнической деятельности

сентябрь

Составлен план работы

Наставник

Реализация Плана

Октябрь-апрель

План реализуется

Наставник

Наставляемые

Результат работы

Январь, май

Сравнительный анализ навыков и умений наставляемых

Наставник

Руководители ДОО

На первом этапе была проведена диагностика с использованием кейс-метода (для организации обучения используются описания конкретных ситуаций), позволившая выявить уровень ИКТ-компетентности педагогов учреждения, определён круг вопросов для совместной деятельности. Проведение диагностики в таком формате позволяет определить уязвимости и спланировать работу в наиболее приоритетных направлениях.

С учетом выявленных профессиональных дефицитов был составлен план обучения и методического сопровождения педагогов по повышению ИКТ-компетентности.

Следующий этап - формирование наставнической группы. Важным условием успешного взаимодействия наставника и наставляемого является правильный подбор наставнической группы. Необходимо чётко соблюдать принцип добровольности. От потенциальных наставляемых и наставника требуется добровольное принятие своей роли и ответственное поведение в соответствии с ней.

Важным фактором успешного взаимодействия группы «наставник-наставляемые» является наличие объединяющих моментов: общность профессиональных интересов, взаимная заинтересованность и симпатия, уважение и доверие, эмоциональная близость, мотивация к профессиональному росту и развитию, а также готовность к наставническому взаимодействию.

Перед подбором наставнической группы куратор предлагает ответить на вопрос анкеты ее потенциальным участникам. Ответ на вопрос анкеты заполняется раздельно наставником и наставляемым, без контакта между ними. Вопрос анкеты звучит следующим образом: «Представьте, что Вам предложили выбрать наставника (стать наставником) из членов педагогического коллектива Вашей образовательной организации. Какая модель взаимоотношений между наставником и наставляемым в наибольшей степени ассоциируются у Вас с понятием «идеальный наставник»?».

Если у потенциальной наставнической группы есть совпадающие пункты из трех выбранных позиций, им предоставляется возможность пообщаться друг с другом в неформальной обстановке. В ходе беседы они попытаются озвучить, что конкретно каждый из них вкладывает в понятие «идеальный наставник», как они видят своё возможное взаимодействие в будущем, как на практике будут воплощены элементы избранной модели взаимоотношений между наставником и наставляемыми. Выбор модели взаимоотношений между наставником и наставляемым - это точка единения, согласия и взаимопонимания между участниками наставнической деятельности. Определить её - значит сделать процесс наставничества более предсказуемым, прогнозируемым, менее конфликтным. В случае намечающихся конфликтов всегда можно вернуться к точке единения, проанализировать причины расхождений во взглядах и снять противоречия, не доводя отношения до разрыва.

После формирования наставнической группы происходит непосредственное проведение обучающих мероприятий в соответствии с Планом.

 В процессе приобретения и совершенствования профессиональных компетентностей педагогов создавались ситуации успеха, использовались различные методы, технологии, формы наставнической деятельности, активизирующие познавательные активности.

Основной метод веерного наставничества - организация деятельности сопровождаемых: совместное обсуждение, осмысление полученного опыта. Результативными являются: метод квик-настройки (настройка педагогов на успешную работу), кейс-метод, коучинг, мастер-классы, метод открытого пространства, создание проблемных ситуаций и др.

Все они помогли сформировать и повысить у наставляемых следующие умения:

  • пользование электронными носителями, принтерами;
  • создание презентации Power Point с гиперссылками, звуком, эффектами анимации;
  • создание собственного электронного дидактического материала (редактор Сова);  
  • навыки фото, -видеосъёмки;
  • базовые навыки пользования фотошопом и видеоредактором;
  • осуществление взаимодействия и сотрудничества с родителями (законными представителями) воспитанников с помощью информационно-коммуникационных технологий и др.

Затем анализировались результаты, намечались перспективные направления дальнейшего взаимодействия.

Для оценки качества работы наставляемым были предложены следующие творческие задания:

Январь - «Лайфхак для педагога». Каждый наставляемый в рамках открытого пространства находит что-то полезное и неординарное, то, что коллеги могут использовать в своей работе.

Май - Фото-кросс среди наставляемых, «гонка» с тематическими и временными рамками. Самые активные и продвинутые участники получают призы.

Веерное наставничество помогает построению профессиональной карьеры, обеспечивает взаимопонимание, постоянное и творческое общение педагогов.

В процессе веерного наставничества происходит комплексное решение проблем, у наставляемых и наставника проявляется инициативность, самостоятельность, ответственность, сотрудничество, эмоциональный интеллект, цифровая грамотность, обучаемость, открытость новому, применение исследовательских навыков, креативность.

 Подводя итоги, отметим, что разработанная система веерного наставничества имеет ряд характерных особенностей.

Во-первых, её участниками являются педагоги, которые независимо от возраста, опыта работы, уровня владения ИКТ готовы непрерывно развивать свой профессиональный потенциал.

Во-вторых, система сопровождения обладает всеми достоинствами и преимуществами, свойственными ИКТ-технологиям.

В-третьих, наша концепция выстроена с учетом как традиционных, классических подходов, имеющихся в системе образования, так и отражает современные условия социально-экономического развития общества, что делает ее универсальной независимо от окружающих факторов.

Наставничество, хоть и требовало определенных временных затрат как со стороны наставника, так и со стороны наставляемых, не являлось дополнительной, «насаждаемой» нагрузкой, так как вся работа велась непосредственно по ходу осуществления трудовой деятельности. К тому же, очень важную роль сыграло желание наставляемых педагогов активно совершенствовать свою ИКТ-компетентность, их быстрая обучаемость, профессиональная гибкость и легкость в общении. 

Таким образом, считаем данную практику наставничества успешной. Она обеспечивает интегрированный и индивидуально ориентированный подход к раскрытию потенциала каждого педагога, помогает преодолеть разрыв между молодыми педагогами и педагогами-стажистами, а используемые механизмы и инструменты являются универсальными и подходят для работы с педагогами любого возраста.

Описанная практика легко поддается масштабированию и применима полностью или частично в любой образовательной организации. 

Приложение №1

Нетрадиционные, интерактивные методы и формы работы с педагогами стажистами.

Методы и формы работы с

молодым специалистом

Характеристика методов и форм работы

Коучинг

Коучинг – развивающее консультирование. Это активная форма обучения, направленная на личностную поддержку профессиональной деятельности. Основа данной техники – интерактивное общение, дискуссия (вопрос-ответ), где педагог не получает советов и рекомендаций, а только отвечает на вопросы, которые ему задает наставник, и сам находит пути для решения проблем.

В процессе работы наставник выстраивает с педагогом партнерские (равноправные) отношения, являясь в первую очередь партнером, а не советником.

Кейс-метод

Кейс-метод - анализ конкретных ситуаций. Педагогам предлагается осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.

Будучи интерактивным методом обучения, кейс-метод завоевывает позитивное отношение со стороны педагогов, которые видят в нем возможность проявить инициативу, почувствовать самостоятельность в освоении теоретических положений и овладении практическими навыками. Не менее важно и то, что анализ ситуаций довольно сильно воздействует на профессионализацию обучаемых, формирует интерес и позитивную мотивацию. Метод направлен не столько на освоение конкретных знаний, или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала педагогов.

Технология открытого пространства

Технология предусматривает активное участие каждого педагога, создание демократической атмосферы, равенство возможностей, открытость и сотрудничество, взаимодействие, общение, развитие и обмен идеями.

Квик-настройка

Квик-настройка - это настрой педагога на успешную работу.

Мастер-класс (практикум)

Практическая деятельность для закрепления и улучшения полученных навыков и умений. Он помогает педагогам достичь наилучших результатов.

Приложение №2

План повышения профессиональной ИКТ компетентности педагогов.

Цель: оказание поддержки для повышения профессиональной компетентности педагогов в использовании ИКТ в образовательном процессе; помощь в овладении современными программами, цифровыми навыками ИКТ-компетенциями.

Задачи: выявление базового уровня ИКТ-компетентности педагога, разработка системы методической поддержки педагогам в области повышения их информационных компетентности, определение эффективности разработанной системы.

Месяц

Мероприятие

Форма работы

Сентябрь

Диагностика компетенций педагогов.  Определение круга вопросов, в которых педагоги испытывают затруднения.

Проведение опроса, диагностики, ситуационного анализа.

Подбор группы наставляемых.

Анкетирование, беседа.

Изучение локальных нормативных актов МАДОУ «Ягодка», регламентирующих организацию программу наставничества.

Изучение, совместное обсуждение.

Организация обучения педагогических работников.

Подготовка методических материалов для сопровождения наставнической деятельности.

Октябрь

«Я - медиа». Мотивация педагогов к нововведениям.

Мастер-класс «Работа Медиацентра».

«Персональный компьютер не для «ЧайникоФ»».

Коучинг. В рамках тренинга педагоги разбираю технические аспекты, по которым у них недостаточно знаний. Педагог не получает советов и рекомендаций, а только ответы на свои вопросы.

Выпуск новостей «Ягодка ТВ. Детский взгляд».

Совместный проект.

Ноябрь

«Один день в детском саду».        

Мастер-класс по фотосьемке.

 «Чем могу - помогу».

Кейс. В течение месяца педагоги решают проблемы в работе компьютера, принтера и других технических устройств на уровне своих знаний. Наставник включается на заключительном этапе решения проблемы.

Декабрь

«Двигательная активность в моей группе»

Кейс. Формирование навыков видеосъёмки.        

Работа с файлами в видеоредакторе.    

Демонстрация возможностей, применимых к  файлам   Movavi, отработка полученных знаний на практике.

Переходы, спецэффекты, анимация в Movavi.

  Ознакомление с базой, отработка на практике.

Работа со звуковыми дорожками в видеоредакторе.

Демонстрация возможностей применимых к  файлам в Movavi, отработка полученных знаний на практике.

«Сам себе монтажёр».

Мастер-класс. Монтирование материала в видеоредакторе. 

Мини-конкурс на лучший монтаж.

Совместный просмотр, разбор и устранение выявленных ошибок.

Январь

«Лайфхак для педагога»  (Контрольнооценочный)

Контроль. Каждый наставляемый в рамках открытого пространства находит что-то полезное и неординарное, то, что коллеги могут использовать в своей работе, делится полученной информацией.

Кейс. При поддержке наставника педагоги апробируют лайфхаки на практике.

Февраль

«5 видов страха и 4 способа борьбы с ними».

Квик-настройка. Разбираемся, какие есть виды страха и как без сверхусилий побороть каждый из них.

«Секреты репортажной фотографии».

Мастер-класс. Обучение репортажной фотографии с последующим применением на практике.

Выпуск новостей «Ягодка ТВ. Детский взгляд».

Совместный проект.

Март

«Возможности Совы».

Мастер-класс «Работа с интерактивным редактором Сова».

«Мы играем»

Кейс. Создание  педагогами интерактивных игр, викторин в редакторе Сова.

Апрель

Фото-кросс.

Технология открытого пространства. «Гонка» среди наставляемых с тематическими и временными рамками.

Май

«Досье успеха».

(Контрольнооценочный)

Контроль. «Информ-релиз» ("выпуск в свет"). Каждый педагог готовит отчет в самостоятельно выбранной творческой форме о том, в чем он достиг наибольшего успеха и вложил в свое портфолио.

«Подводим итоги».

Технология открытого пространства. Обобщение опыта работы за год и планирование работы на следующий учебный год.

Приложение №3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Становление отечественной системы повышения квалификации педагогических работников

Модернизация системы подготовки и повышения квалификации педагогических работников приобретает на современном этапе особую значимость. Поэтому необходимо обратиться к отечественному историческому опыт...

Развитие кадрового потенциала в системе повышения квалификации педагогических работников в МКОУ Подовинновской средней школы

Развитие кадрового потенциала в системе повышения квалификации педагогических работников в МКОУ Подовинновской средней школы...

Рекомендации педагогу по организации учебного занятия(материал курсов повышения квалификации педагогических работников)

Рекомендации педагогу дополнительного образования по организации занятия ( материал курсов повышения квалификации педагогических работников)...

Формирование нового учителя через механизмы и формы повышения квалификации педагогических работников школы

Механизмы и формы повышения квалификации педагогических работников школы...

В Сыктывкаре пройдет межрегиональный семинар «Организационно-методическое обеспечение внедрения и реализации программы повышения квалификации педагогических работников субъектов Российской Федерации»

17 ноября 2020 года состоится межрегиональный семинар в рамках проекта «Проведение повышения квалификации педагогических работников дошкольных образовательных организаций по вопросам развития ре...

В Саранске пройдет межрегиональный семинар «Организационно-методическое обеспечение внедрения и реализации программы повышения квалификации педагогических работников субъектов Российской Федерации»

19 ноября 2020 года состоится межрегиональный семинар в рамках проекта «Проведение повышения квалификации педагогических работников дошкольных образовательных организаций по вопросам развития ре...

В Кызыле пройдет межрегиональный семинар «Организационно-методическое обеспечение внедрения и реализации программы повышения квалификации педагогических работников субъектов Российской Федерации»

19 ноября 2020 года состоится межрегиональный семинар в рамках проекта «Проведение повышения квалификации педагогических работников дошкольных образовательных организаций по вопросам развития ре...