Программа повышения квалификации педагогических работников «Реверсивное наставничество»
рабочая программа по информатике и икт
Наставничество: модный тренд или осознанная необходимость?
Сегодня найти готового специалиста, который смог бы приступить к работе без адаптационного периода или специально организованного сопровождения, практически невозможно, и наставничество является наиболее эффективным методом решения этой проблемы.
Потребность в наставничестве встает сегодня особо остро, так как стремительные изменения в системе образования, метаморфозы в организационных процессах и образовательной среде требуют от педагога моментальной реакции. Наставничество позволяет органически соединить профессиональное развитие, его персонификацию и в то же время гарантирует комплексный подход к каждому работнику образования.
В МАДОУ «Ягодка» мы рассматриваем наставничество как средство профессионализации, профессиональной адаптации, обучения на рабочем месте, повышения квалификации педагогов, индивидуализации, построения маршрутов личностного и профессионального роста, где наставником может стать каждый для каждого. Наставничество - не дань моде и не инновация, а достаточно традиционный, но при этом эффективный метод адаптации педагогов к новым условиям.
Внедрение компьютерных технологий в новой и занимательной для дошкольников форме, помогает решать задачи речевого, математического, экологического, эстетического развития, а также помогает развивать память, воображение, творческие способности, навыки ориентации в пространстве, логическое и абстрактное мышление.
Педагог должен уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.
Информатизация общества ставит перед педагогами - дошкольниками задачи:
- идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных программ, сформировать основы информационной культуры личности, повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей (законных представителей).
Большинство педагогов МАДОУ «Ягодка» с большим стажем испытывают трудности в работе с ИКТ и им необходима регулярная поддержка наставника, техническое и методическое сопровождение при реализации обучения.
Было принято решение организовать взаимодействие «педагог-новатор - консервативный педагог», при котором педагог, склонный к новаторству и нестандартным решениям, помогает педагогам-стажистам овладеть современными цифровыми технологиями. В рамках веерного наставничества будет оказана помощь опытным коллегам в овладении современными программами и цифровыми навыками.
Веерное наставничество - вид наставничества, при котором один наставник взаимодействует с группой наставляемых одновременно (два и более человека). Интересный аспект группового («веерного») наставничества - привлечение молодых, но уже имеющих определенный профессиональный опыт педагогов к наставничеству по отношению к педагогам-стажистам в рамках группы наставляемых. Наставляемый может попробовать свои силы в инновационных проектах вместе с молодым наставником. При этом опытный, высококвалифицированный профессионал, старший по возрасту, опыту или позиции, становится подопечным младшего по этим параметрам сотрудника, который считается его наставником по вопросам новых тенденций, технологий и т. д. Такая модель наставничества помогает решить проблему недостаточной компетентности сотрудников старших возрастов в области информационных технологий и интернет-коммуникаций.
Данная модель очень эффективна при установлении доброжелательных отношений между педагогами разных поколений. Молодые специалисты быстро осваивают компьютер, хорошо ориентируется на просторах Интернета, уровень их компьютерной грамотности намного выше, чем у педагогов старшего поколения. В нашем детском саду веерная модель наставничества позволяет решить проблему недостаточной компетентности сотрудников в области информационно-коммуникационных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reversivnoe_nastavnichestvo.docx | 811.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение «Управление образования Администрации города Лабытнанги»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «ЯГОДКА»
(МАДОУ «Ягодка»)
Программа повышения квалификации педагогических работников
«Реверсивное наставничество»
Форма наставничества: Педагог-новатор - консервативный педагог.
Вид наставничества: Веерное наставничество.
Автор: Балабан Виталий Алексеевич,
педагог-организатор
г. Лабытнанги
2023 г.
Наставничество: модный тренд или осознанная необходимость?
Сегодня найти готового специалиста, который смог бы приступить к работе без адаптационного периода или специально организованного сопровождения, практически невозможно, и наставничество является наиболее эффективным методом решения этой проблемы.
Потребность в наставничестве встает сегодня особо остро, так как стремительные изменения в системе образования, метаморфозы в организационных процессах и образовательной среде требуют от педагога моментальной реакции. Наставничество позволяет органически соединить профессиональное развитие, его персонификацию и в то же время гарантирует комплексный подход к каждому работнику образования.
В МАДОУ «Ягодка» мы рассматриваем наставничество как средство профессионализации, профессиональной адаптации, обучения на рабочем месте, повышения квалификации педагогов, индивидуализации, построения маршрутов личностного и профессионального роста, где наставником может стать каждый для каждого. Наставничество - не дань моде и не инновация, а достаточно традиционный, но при этом эффективный метод адаптации педагогов к новым условиям.
Внедрение компьютерных технологий в новой и занимательной для дошкольников форме, помогает решать задачи речевого, математического, экологического, эстетического развития, а также помогает развивать память, воображение, творческие способности, навыки ориентации в пространстве, логическое и абстрактное мышление.
Педагог должен уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.
Информатизация общества ставит перед педагогами - дошкольниками задачи:
- идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных программ, сформировать основы информационной культуры личности, повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей (законных представителей).
Большинство педагогов МАДОУ «Ягодка» с большим стажем испытывают трудности в работе с ИКТ и им необходима регулярная поддержка наставника, техническое и методическое сопровождение при реализации обучения.
Было принято решение организовать взаимодействие «педагог-новатор - консервативный педагог», при котором педагог, склонный к новаторству и нестандартным решениям, помогает педагогам-стажистам овладеть современными цифровыми технологиями. В рамках веерного наставничества будет оказана помощь опытным коллегам в овладении современными программами и цифровыми навыками.
Веерное наставничество - вид наставничества, при котором один наставник взаимодействует с группой наставляемых одновременно (два и более человека). Интересный аспект группового («веерного») наставничества - привлечение молодых, но уже имеющих определенный профессиональный опыт педагогов к наставничеству по отношению к педагогам-стажистам в рамках группы наставляемых. Наставляемый может попробовать свои силы в инновационных проектах вместе с молодым наставником. При этом опытный, высококвалифицированный профессионал, старший по возрасту, опыту или позиции, становится подопечным младшего по этим параметрам сотрудника, который считается его наставником по вопросам новых тенденций, технологий и т. д. Такая модель наставничества помогает решить проблему недостаточной компетентности сотрудников старших возрастов в области информационных технологий и интернет-коммуникаций.
Данная модель очень эффективна при установлении доброжелательных отношений между педагогами разных поколений. Молодые специалисты быстро осваивают компьютер, хорошо ориентируется на просторах Интернета, уровень их компьютерной грамотности намного выше, чем у педагогов старшего поколения. В нашем детском саду веерная модель наставничества позволяет решить проблему недостаточной компетентности сотрудников в области информационно-коммуникационных технологий.
Прежде чем организовать наставничество в данном направлении, была составлена дорожная карта.
Этапы наставничества | Сроки | Мероприятия | Ответственный |
Формирование базы наставляемых | Сентябрь, по необходимости | Проведение опроса, диагностики, проведение ситуационного анализа | Наставник Руководители ДОО |
Организация обучения педагогических работников | По согласованию | Подготовка методических материалов для сопровождения наставнической деятельности | Наставник Руководители ДОО |
Формирование наставнической группы и организация её работы | сентябрь | Сформирована наставническая группа | Наставник Руководители ДОО |
Составление плана наставнической деятельности | сентябрь | Составлен план работы | Наставник |
Реализация Плана | Октябрь-апрель | План реализуется | Наставник Наставляемые |
Результат работы | Январь, май | Сравнительный анализ навыков и умений наставляемых | Наставник Руководители ДОО |
На первом этапе была проведена диагностика с использованием кейс-метода (для организации обучения используются описания конкретных ситуаций), позволившая выявить уровень ИКТ-компетентности педагогов учреждения, определён круг вопросов для совместной деятельности. Проведение диагностики в таком формате позволяет определить уязвимости и спланировать работу в наиболее приоритетных направлениях.
С учетом выявленных профессиональных дефицитов был составлен план обучения и методического сопровождения педагогов по повышению ИКТ-компетентности.
Следующий этап - формирование наставнической группы. Важным условием успешного взаимодействия наставника и наставляемого является правильный подбор наставнической группы. Необходимо чётко соблюдать принцип добровольности. От потенциальных наставляемых и наставника требуется добровольное принятие своей роли и ответственное поведение в соответствии с ней.
Важным фактором успешного взаимодействия группы «наставник-наставляемые» является наличие объединяющих моментов: общность профессиональных интересов, взаимная заинтересованность и симпатия, уважение и доверие, эмоциональная близость, мотивация к профессиональному росту и развитию, а также готовность к наставническому взаимодействию.
Перед подбором наставнической группы куратор предлагает ответить на вопрос анкеты ее потенциальным участникам. Ответ на вопрос анкеты заполняется раздельно наставником и наставляемым, без контакта между ними. Вопрос анкеты звучит следующим образом: «Представьте, что Вам предложили выбрать наставника (стать наставником) из членов педагогического коллектива Вашей образовательной организации. Какая модель взаимоотношений между наставником и наставляемым в наибольшей степени ассоциируются у Вас с понятием «идеальный наставник»?».
Если у потенциальной наставнической группы есть совпадающие пункты из трех выбранных позиций, им предоставляется возможность пообщаться друг с другом в неформальной обстановке. В ходе беседы они попытаются озвучить, что конкретно каждый из них вкладывает в понятие «идеальный наставник», как они видят своё возможное взаимодействие в будущем, как на практике будут воплощены элементы избранной модели взаимоотношений между наставником и наставляемыми. Выбор модели взаимоотношений между наставником и наставляемым - это точка единения, согласия и взаимопонимания между участниками наставнической деятельности. Определить её - значит сделать процесс наставничества более предсказуемым, прогнозируемым, менее конфликтным. В случае намечающихся конфликтов всегда можно вернуться к точке единения, проанализировать причины расхождений во взглядах и снять противоречия, не доводя отношения до разрыва.
После формирования наставнической группы происходит непосредственное проведение обучающих мероприятий в соответствии с Планом.
В процессе приобретения и совершенствования профессиональных компетентностей педагогов создавались ситуации успеха, использовались различные методы, технологии, формы наставнической деятельности, активизирующие познавательные активности.
Основной метод веерного наставничества - организация деятельности сопровождаемых: совместное обсуждение, осмысление полученного опыта. Результативными являются: метод квик-настройки (настройка педагогов на успешную работу), кейс-метод, коучинг, мастер-классы, метод открытого пространства, создание проблемных ситуаций и др.
Все они помогли сформировать и повысить у наставляемых следующие умения:
- пользование электронными носителями, принтерами;
- создание презентации Power Point с гиперссылками, звуком, эффектами анимации;
- создание собственного электронного дидактического материала (редактор Сова);
- навыки фото, -видеосъёмки;
- базовые навыки пользования фотошопом и видеоредактором;
- осуществление взаимодействия и сотрудничества с родителями (законными представителями) воспитанников с помощью информационно-коммуникационных технологий и др.
Затем анализировались результаты, намечались перспективные направления дальнейшего взаимодействия.
Для оценки качества работы наставляемым были предложены следующие творческие задания:
Январь - «Лайфхак для педагога». Каждый наставляемый в рамках открытого пространства находит что-то полезное и неординарное, то, что коллеги могут использовать в своей работе.
Май - Фото-кросс среди наставляемых, «гонка» с тематическими и временными рамками. Самые активные и продвинутые участники получают призы.
Веерное наставничество помогает построению профессиональной карьеры, обеспечивает взаимопонимание, постоянное и творческое общение педагогов.
В процессе веерного наставничества происходит комплексное решение проблем, у наставляемых и наставника проявляется инициативность, самостоятельность, ответственность, сотрудничество, эмоциональный интеллект, цифровая грамотность, обучаемость, открытость новому, применение исследовательских навыков, креативность.
Подводя итоги, отметим, что разработанная система веерного наставничества имеет ряд характерных особенностей.
Во-первых, её участниками являются педагоги, которые независимо от возраста, опыта работы, уровня владения ИКТ готовы непрерывно развивать свой профессиональный потенциал.
Во-вторых, система сопровождения обладает всеми достоинствами и преимуществами, свойственными ИКТ-технологиям.
В-третьих, наша концепция выстроена с учетом как традиционных, классических подходов, имеющихся в системе образования, так и отражает современные условия социально-экономического развития общества, что делает ее универсальной независимо от окружающих факторов.
Наставничество, хоть и требовало определенных временных затрат как со стороны наставника, так и со стороны наставляемых, не являлось дополнительной, «насаждаемой» нагрузкой, так как вся работа велась непосредственно по ходу осуществления трудовой деятельности. К тому же, очень важную роль сыграло желание наставляемых педагогов активно совершенствовать свою ИКТ-компетентность, их быстрая обучаемость, профессиональная гибкость и легкость в общении.
Таким образом, считаем данную практику наставничества успешной. Она обеспечивает интегрированный и индивидуально ориентированный подход к раскрытию потенциала каждого педагога, помогает преодолеть разрыв между молодыми педагогами и педагогами-стажистами, а используемые механизмы и инструменты являются универсальными и подходят для работы с педагогами любого возраста.
Описанная практика легко поддается масштабированию и применима полностью или частично в любой образовательной организации.
Приложение №1
Нетрадиционные, интерактивные методы и формы работы с педагогами стажистами.
Методы и формы работы с молодым специалистом | Характеристика методов и форм работы |
Коучинг | Коучинг – развивающее консультирование. Это активная форма обучения, направленная на личностную поддержку профессиональной деятельности. Основа данной техники – интерактивное общение, дискуссия (вопрос-ответ), где педагог не получает советов и рекомендаций, а только отвечает на вопросы, которые ему задает наставник, и сам находит пути для решения проблем. В процессе работы наставник выстраивает с педагогом партнерские (равноправные) отношения, являясь в первую очередь партнером, а не советником. |
Кейс-метод | Кейс-метод - анализ конкретных ситуаций. Педагогам предлагается осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Будучи интерактивным методом обучения, кейс-метод завоевывает позитивное отношение со стороны педагогов, которые видят в нем возможность проявить инициативу, почувствовать самостоятельность в освоении теоретических положений и овладении практическими навыками. Не менее важно и то, что анализ ситуаций довольно сильно воздействует на профессионализацию обучаемых, формирует интерес и позитивную мотивацию. Метод направлен не столько на освоение конкретных знаний, или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала педагогов. |
Технология открытого пространства | Технология предусматривает активное участие каждого педагога, создание демократической атмосферы, равенство возможностей, открытость и сотрудничество, взаимодействие, общение, развитие и обмен идеями. |
Квик-настройка | Квик-настройка - это настрой педагога на успешную работу. |
Мастер-класс (практикум) | Практическая деятельность для закрепления и улучшения полученных навыков и умений. Он помогает педагогам достичь наилучших результатов. |
Приложение №2
План повышения профессиональной ИКТ компетентности педагогов.
Цель: оказание поддержки для повышения профессиональной компетентности педагогов в использовании ИКТ в образовательном процессе; помощь в овладении современными программами, цифровыми навыками ИКТ-компетенциями.
Задачи: выявление базового уровня ИКТ-компетентности педагога, разработка системы методической поддержки педагогам в области повышения их информационных компетентности, определение эффективности разработанной системы.
Месяц | Мероприятие | Форма работы |
Сентябрь | Диагностика компетенций педагогов. Определение круга вопросов, в которых педагоги испытывают затруднения. | Проведение опроса, диагностики, ситуационного анализа. |
Подбор группы наставляемых. | Анкетирование, беседа. | |
Изучение локальных нормативных актов МАДОУ «Ягодка», регламентирующих организацию программу наставничества. | Изучение, совместное обсуждение. | |
Организация обучения педагогических работников. | Подготовка методических материалов для сопровождения наставнической деятельности. | |
Октябрь | «Я - медиа». Мотивация педагогов к нововведениям. | Мастер-класс «Работа Медиацентра». |
«Персональный компьютер не для «ЧайникоФ»». | Коучинг. В рамках тренинга педагоги разбираю технические аспекты, по которым у них недостаточно знаний. Педагог не получает советов и рекомендаций, а только ответы на свои вопросы. | |
Выпуск новостей «Ягодка ТВ. Детский взгляд». | Совместный проект. | |
Ноябрь | «Один день в детском саду». | Мастер-класс по фотосьемке. |
«Чем могу - помогу». | Кейс. В течение месяца педагоги решают проблемы в работе компьютера, принтера и других технических устройств на уровне своих знаний. Наставник включается на заключительном этапе решения проблемы. | |
Декабрь | «Двигательная активность в моей группе» | Кейс. Формирование навыков видеосъёмки. |
Работа с файлами в видеоредакторе. | Демонстрация возможностей, применимых к файлам Movavi, отработка полученных знаний на практике. | |
Переходы, спецэффекты, анимация в Movavi. | Ознакомление с базой, отработка на практике. | |
Работа со звуковыми дорожками в видеоредакторе. | Демонстрация возможностей применимых к файлам в Movavi, отработка полученных знаний на практике. | |
«Сам себе монтажёр». | Мастер-класс. Монтирование материала в видеоредакторе. | |
Мини-конкурс на лучший монтаж. | Совместный просмотр, разбор и устранение выявленных ошибок. | |
Январь | «Лайфхак для педагога» (Контрольнооценочный) | Контроль. Каждый наставляемый в рамках открытого пространства находит что-то полезное и неординарное, то, что коллеги могут использовать в своей работе, делится полученной информацией. Кейс. При поддержке наставника педагоги апробируют лайфхаки на практике. |
Февраль | «5 видов страха и 4 способа борьбы с ними». | Квик-настройка. Разбираемся, какие есть виды страха и как без сверхусилий побороть каждый из них. |
«Секреты репортажной фотографии». | Мастер-класс. Обучение репортажной фотографии с последующим применением на практике. | |
Выпуск новостей «Ягодка ТВ. Детский взгляд». | Совместный проект. | |
Март | «Возможности Совы». | Мастер-класс «Работа с интерактивным редактором Сова». |
«Мы играем» | Кейс. Создание педагогами интерактивных игр, викторин в редакторе Сова. | |
Апрель | Фото-кросс. | Технология открытого пространства. «Гонка» среди наставляемых с тематическими и временными рамками. |
Май | «Досье успеха». (Контрольнооценочный) | Контроль. «Информ-релиз» ("выпуск в свет"). Каждый педагог готовит отчет в самостоятельно выбранной творческой форме о том, в чем он достиг наибольшего успеха и вложил в свое портфолио. |
«Подводим итоги». | Технология открытого пространства. Обобщение опыта работы за год и планирование работы на следующий учебный год. |
Приложение №3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Становление отечественной системы повышения квалификации педагогических работников
Модернизация системы подготовки и повышения квалификации педагогических работников приобретает на современном этапе особую значимость. Поэтому необходимо обратиться к отечественному историческому опыт...
Развитие кадрового потенциала в системе повышения квалификации педагогических работников в МКОУ Подовинновской средней школы
Развитие кадрового потенциала в системе повышения квалификации педагогических работников в МКОУ Подовинновской средней школы...
Рекомендации педагогу по организации учебного занятия(материал курсов повышения квалификации педагогических работников)
Рекомендации педагогу дополнительного образования по организации занятия ( материал курсов повышения квалификации педагогических работников)...
Формирование нового учителя через механизмы и формы повышения квалификации педагогических работников школы
Механизмы и формы повышения квалификации педагогических работников школы...
В Сыктывкаре пройдет межрегиональный семинар «Организационно-методическое обеспечение внедрения и реализации программы повышения квалификации педагогических работников субъектов Российской Федерации»
17 ноября 2020 года состоится межрегиональный семинар в рамках проекта «Проведение повышения квалификации педагогических работников дошкольных образовательных организаций по вопросам развития ре...
В Саранске пройдет межрегиональный семинар «Организационно-методическое обеспечение внедрения и реализации программы повышения квалификации педагогических работников субъектов Российской Федерации»
19 ноября 2020 года состоится межрегиональный семинар в рамках проекта «Проведение повышения квалификации педагогических работников дошкольных образовательных организаций по вопросам развития ре...
В Кызыле пройдет межрегиональный семинар «Организационно-методическое обеспечение внедрения и реализации программы повышения квалификации педагогических работников субъектов Российской Федерации»
19 ноября 2020 года состоится межрегиональный семинар в рамках проекта «Проведение повышения квалификации педагогических работников дошкольных образовательных организаций по вопросам развития ре...